Урок "Художественное своеобразие рассказа Л. Н. Толстого "После бала. Прием контраста "
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Бадмаева Надежда Васильевна

урок по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по рассказу "После бала"27.52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок.  Художественное своеобразие рассказа  «После бала» Л. Н. Толстого.

Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа»

Художественное своеобразие рассказа Л.Н. Толстого «После бала»

Цели: выявить художественные особенности рассказа; совершенствовать умения учащихся выделять ключевые эпизоды произведения; характеризовать литературного героя с использованием цитат; определять основную мысль произведения; сопоставлять ее с собственным опытом; повторить и углубить понятие антитезы, художественной детали, композиции; развивать аналитическое и ассоциативное мышление, исследовательские способности; воспитывать чувство собственного достоинства, доброту, ответственность за собственные поступки.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку.

Метапредметные:

-умение строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения;

- умение работать в группе - владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.

- умение видеть культурологические связи.

Предметные:

-понимание литературы как особого способа познания жизни;

-воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных высказываниях в жанре рассуждения аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в диалоге по поводу прочитанного.

- формирование потребности в диалоге с текстом, способности к сотворчеству с писателем в процессе читательского восприятия.

  1. Приветсвие.
  2.  Мотивация : Вы  приглашены на бал .  Вы ходите в прекрасный зал с позолоченными канделябрами. Навесными   многоярусными  люстрами, на  потолке- витиеватые фрески, а на стенах –множество  зеркал. Звучит прекрасная музыка. Вас с ласковой улыбкой встречает Варенька и  с такой же ласковой  улыбкой встречает ее папа. Почему я так произнесла  это слова ?  Дворяне говорили  на французском.  А   вот и  Иван Васильевич пришел  лично вас поприветствовать. ( Кто это ? ) это главный герой. А теперь по щелчку открываем глаза. Вам понравилось? Да, бал  для молодежи 19 века- это единственная возможность  развлечься, приобрести новых знакомых.
  3. Итак, сегодня мы продолжаем знакомиться с произведением Л.Н. Толстого «После бала». Давайте  определим, какова же тема  урока. ( слайд с Облаком слов (пояснение, что такое облако слов)). Расшифруйте тему урока.

 Художественное своеобразие рассказа  «После бала» Л. Н. Толстого.

Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа»

Запись темы  в тетрадь. Дети формулируют цели урока(.Выявить худ. особенности данного произведения, познакомится с понятием контраста и как  он влияет на идею рассказа)).

2. Что же такое своеобразие? О чем мы должны с вами говорить? Понятие «художественное своеобразие» Художественное своеобразие — неповторимые черты и свойства того или иного литературного произведения, придающие ему индивидуальность и непохожесть на другие произведения. Что может быть особенного в художественном произведении? (метод мозгового штурма):

-композиция, хронотоп, приемы (контраст).

 Перед вами ромашка вопросов или иначе ее называют ромашка Блума. Каждый из лепестков- это категории вопросов от простого к сложному, творческому. Сегодня вопросы буду задавать не только я, но и вы  тоже попытаетесь  их задать.

2. Белый лист – это простые  вопросы. Исходя из наших записей, попробуйте задать  самые простые вопросы.

 Что такое композиция  (1 группа)

Что такое хронотоп? (2 группа)

Что такое контраст.(3 группа)

 Перед вами различные  источники информации, в том числе и  Интернет, можете, поискать ответы там.

1гр.( ответы уч-ся) Прежде чем выявить особенности композиции, давайте определим  тип рассказчика)  ( чтение  начала произведения. Выявляем, что в рассказе 2 типа рассказчика - один  повествователь, другой- РГ) Делаем вывод, что  перед нами – рассказ в рассказе.  (Это уточняющие вопросы)

2 гр.Хронотоп. Хронотоп - (от греч. chronos - время и topos - место) - изображение времени и пространства в художественном произведении в их единстве, взаимосвязи и взаимовлиянии.  Давайте  воспроизводем пространственно-временную картину мира данного рассказа. Как вы думаете, сколько  таких пространственно- временны- картин  мы воспроизведем?

1 картина- вечер, бал .   Когда состоялся бал(  в последний  день Масленицы- стр.77)

2 картина-утро, поле, где «гоняли  беглого татарина» (стр.82-83). Какое  описывается  историческое время?. (Герой указывает, что  все происходило в 40-х гг. А это время правления Николая 1, иначе его  называли Николай Палкин, такое  прозвище он получил в солдатской среде из-за  жестоких телесных наказаний. Да и, кстати, это, наверное единственный император, который взошел на престол с  трагедией: восстание декабристов. Он , с одной стороны, вынужден быть  реакционером, т.к. после восстания декабристов  ему пришлось «закручивать  гайки», чтобы не  допустить инакомыслия).

3картина- место –не известно, но сколько лет прошло после бала? (больше 30 лет: Вареньке на балу  было 18 лет, а  герой   далее говорит, что она  и  50 лет была хороша)- стр.88)

Как вы думаете, почему  именно  так организовано время и пространство  в рассказе. Почему автор подчеркивает, что  избивали  солдата там, где  обычно проходили гуляния. ( Это антитеза).  Любой хронотоп связан с композицией и является ее отражением).

3 группа – Контраст (см. учебник). В теории литературы контраст  это художественный прием создания образов, основанный на резком противопоставлении друг другу явлений, событий, персон, характеров. Задание  для всех групп : найдите  примеры противопоставления в тексте. (Дети называют , комментируют)

 1гр.-звуковые контрасты

2 гр.-цветовая гамма

3 группа- состояние героя во время бала и после бала..

 Но для этого  начертите  таблицу в 2 колонки : на балу и после бала. Т.о. вы работаете по этим  2 эпизодам.

 Вывод : Контрастное изображение героев и обстоятельств помогают показать перелом в жизни героя. Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев и обстоятельств помогают показать перелом в жизни героя.

Таким образом, прием контраста дает возможность определить четкую грань в восприятии героем добра и зла. Герой Иван Васильевич должен сделать нравственный выбор: согласиться с жестокостью армейских порядков, или отказаться от любви, но остаться честным с самим собой.

- Л. Н Толстой мастер детали. Что такое деталь, как вы думаете ? Художественная деталь – это выразительная подробность, при помощи которой автор создает художественный образ. 

 Работа в группах . Задание.2 Герой и автор в течение повествования  обращает внимание на следующие  детали : улыбка Вареньки и ее отца,  перо, сапоги отца Вареньки и перчатки.

1гр.( работа с текстом) найти  описание улыбки Вареньки и  то, как она дарит   перо  Ивану Васильевичу. Что Иван Васильевич  делает с этим пером? Чувствительный человек.

2гр.  описание улыбки отца на балу  и  описание его сапог. Почему  герой подмечает такую деталь ? Заботливый отец.

3 гр. деталь- перчатка- на балу и  во время экзекуции солдата. Найти  эпизоды. Что автор хотел нам  сказать этой деталью? Законопослушный военный. Несмотря на то, что  в этой перчатке он  танцует с дочерью, с этой же перчаткой  он бьет солдата, который  не так сильно ударил беглого татарина. На балу   он говорит, одевая перчатку: «Все  по закону». Тогда и избиение  татарина тоже было по закону?.

 Зачитайте, пожалуйста эпизод, где описываются чувства  героя, когода он  видит экзекуцию солдата. (стр.84) А теперь сравните  это  с эпизодом   из произведения «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. Листочки у вас  столе (+ на экране текст об изувеченном  башкирце). Исходя  из этого, какой вопрос зададим  и как на  него ответим? ( что общего   в этих  эпизодах? И можно ли сказать, что подобное  отношение  к  беглым солдатам, к  тем, кто примкнул к восстанию Пугачева одинаковым?) Хотя это разные  временные  рамки-18 и 19 века, а  отношение одинаковое. Тогда можно  сказать, что полковник Петр Владиславович, отец Вареньки, поступал так, как велел ему закон? (да).

Вывод: Л.Н. Толстой – мастер художественной детали. Он через этот прием показывает, что в одном человеке могут соединяться положительные и отрицательные качества.

- Еще  одно своеобразие,  на которое следует обратить  внимание- это выбор  заглавия рассказа. Как известно, их  было несколько:

«Дочь и отец»

«Отец и дочь»

«А вы говорите»

«Рассказ о бале и сквозь строй»

 И наконец- «После  бала». Какой  вопрос  нас должен волновать ?

 ( Почему именно «После бала»?)

Действительно, в этом произведении говорится о сложном нравственном выборе. У каждого человека есть 2 пути – идти дорогой добра, совершать благие дела, или творить зло, приносить людям несчастье и страдание. Итак, заголовок и весь принцип построения художественного   произведения  говорит нам о том, что важнее в жизни человека. С т.з. Л.Н. Толстого- это нравственный  выбор героя.

 Зачитайте, пожалуйста  эпизод, где   говорится о нравственном выборе героя (стр.85 от слов «А не узнав этого…»)

 Подведение итогов Диагностическая работа  по ссылке. 

Дача д/з Поразмышляйте :“Что было бы, если бы Иван Васильевич женился на Вареньке и пошел на военную службу?”

VII. Рефлексия.

Каждая группа делает свои выводы: (записи)

1. Если не желаешь стать таким, как все общество вокруг, есть выход – сохранить в себе человека.
2. От каждого из нас зависит чего будет на земле больше – добра или зла. Поэтому каждый должен быть ответствен за все происходящее вокруг

3. Пассивная жизненная позиция несет зло

4. Если не можешь активно противостоять злу, то хотя бы не делай его, того, что не позволяет тебе совесть.

- О чем заставил задуматься Л. Толстой? (записи в тетради) Начните высказывание так: «Оказывается,..»

- Синквейн «После бала»

- О чем рассказ Толстого «После бала»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА: «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ОЧЕРКА С.Т. АКСАКОВА «БУРАН»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА: «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ  ОЧЕРКА С.Т. АКСАКОВА «БУРАН»...

Идейно-художественное своеобразие рассказа Л.П. Зрелова "А утром мы пришли в посадки..."

Леонид Петрович Зрелов родился 12 октября 1944 года во Владимире. Основные жанры - рассказ, повесть  Известны книги "В конце каникул", "Варианты исключаются", "Фантом Лютикова", "Чистая даль! и д...

Разработка урока: Художественное своеобразие прозы В.Т. Шаламова.

Разработка урока: Художественное своеобразие прозы В.Т. Шаламова....

Открытый урок по литературе в 7 классе "Художественное своеобразие рассказа И.С. Тургенева "Бирюк", Понятие конфликта"

Открытый урок по литературе в 7 классе "Художественное своеобразие рассказа И.С. Тургенева "Бирюк", Понятие конфликта"...

«Художественное своеобразие рассказа В. Г. Распутина и его место в творчестве писателя»

На уроке разговор пойдет об одном из последних произведений В.Распутина, совсем недавно вышедшего из-под пера писателя, рассказе «Изба». Он опубликован в первом номере журнала «Наш с...

Презентация. Идейно-художественное своеобразие рассказов Леонида Петровича Зрелова

В презентации даны фотографии разных лет, иллюстрирующие фрагменты  рассказов Л.П.Зрелова из сборника "Чистая даль". Таблица "Темы для индивидуальных проектов"...