Презентация "Герой нашего времени" Лермонтов М.Ю.
презентация урока для интерактивной доски по литературе (9 класс)

Савкаева Делгр Михайловна

История создания произведения. Женские и мужские образы в романе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon lermontov_geroy_nashego_vremeni.ppt2.57 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени» (9 класс)

Слайд 2

История создания Это самое крупное и значительное произведение М.Ю.Лермонтова. Роман начат в 1837 - 1838гг, а закончен в 1839г. Первоначально главы романа печатались как самостоятельные повести, затем были объединены в отдельную книгу, вышедшую в 1840г под названием «Герой нашего времени».

Слайд 3

Название Первоначально роман имел название «Один из героев нашего века». В окончательном варианте («Герой нашего времени») есть иронический оттенок, падающей не на слово «герой», а на слово «нашего».

Слайд 4

Жанр Роман задуман как психологическое исследование человеческого характера — типического характера. «Герой нашего времени» - это первый русский реалистический психологический роман в прозе. М.Ю.Лермонтов: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдения ума зрелого над самим собою...»

Слайд 5

Сюжет и композиция Роман состоит из пяти самостоятельных повестей, расположенных в порядке, который нарушает хронологию событий. Повести объединены общими героями и общим названием. В центре композиции романа находится Григорий Печорин. Расположение повестей подчинено главной задаче автора - последовательно, всесторонне и глубоко проанализировать образ героя своего времени.

Слайд 6

Сюжет и композиция Хронологический порядок событий Расположение повестей в романе Печорин едет к месту назначения и останавливается в городишке Тамань. «Тамань» Предисловие к роману. «Бэла» Чем загадочней герой, тем интереснее читателю. Печорин интересен и загадочен. Читатель напряжен: он хочет найти ответы на вопросы. Послевоенных действий на Кавказе (где он знакомится с Грушницким) Печорин едет в Пятигорск. «Княжна Мери» «Максим Максимыч» Печорин показан не с лучшей стороны: он показывает равнодушие и холодность к человеку, который им восхищается. Читатель готов осудить героя. После дуэли с Грушницким Печорина направили в крепость под начало Максима Максимыча. «Бэла» «Предисловие» к «Журналу Печорина» «Тамань» Наступает резкий поворот в повествовании: три следующие повести являются частями «Дневника Печорина». Здесь Печорин рассказывает о себе сам, раскрывая причины своих поступков. В результате герой максимально приближается к читателю. Печорин оказывается личность если и не положительной, то чрезвычайно самобытной, сложной, глубокой и противоречивой. Затем происходит история с Вуличем. «Фаталист» «Княжна Мери» Через 5 лет Печорин снова встречается с Максимом Максимычем по дороге в Персию. «Максим Максимыч» «Фаталист»

Слайд 7

Роль рассказчика Рассказчик в каждой повести выбран неслучайно и служит общему замыслу романа - раскрытию образа Печорина. Много в характере Печорина не понять простодушному и неискушённому в психологии штабс-капитану. Он видит лишь внешнюю сторону, поэтому Печорин скрыт и загадочен. «Бэла». Рассказчик - Максим Максимыч

Слайд 8

Роль рассказчика Человек той же социальной среды и культуры, что и Печорин. Этому рассказчику легче его понять, чем Максиму Максимычу, однако и он многого не понимает и не принимает в Печорине. «Максим Максимыч». Рассказчик - условный автор, «публикатор дневника Печорина»

Слайд 9

Роль рассказчика Перед нами правдивая исповедь героя, которая более всего открывает для нас историю души человеческой и тайну характера, в котором так много черт современного Лермонтову поколения. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Печорин рассказывает о себе сам.

Слайд 10

Григорий Печорин Герой времени В предисловии к роману характеризуется как «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Но перед нами предстаёт яркая индивидуальность, которая нравится всем: Печорина любят Бэла, Мери, Вера, Максим Максимыч. Писатель тоже симпатизирует ему, хоть и подвергает своего героя строгому суду.

Слайд 11

Григорий Печорин Портрет Походка Печорина «небрежна и ленива», но он «не размахивал руками». С первого взгляда ему можно дать не более 23 лет, а позже - все 30. Светлый цвет волос, а усы и брови чёрные - «признак породы в человеке, так же, как чёрная грива и чёрный хвост у белой лошади». Особое внимание автор обращает на глаза: «...они не смеялись, когда он смеялся!» Это признак или злого нрава или глубокой постоянной грусти».

Слайд 12

Григорий Печорин Характеристика Умён, незауряден, блестяще образован. Его образная меткая речь - его оружие. Обаятелен, загадочен, обладает сильной волей, хладнокровен в конфликтах. Не стремится к карьере, хоть и не имеет чинов и не особенно богат. Из его дневника видно, что он анализирует свои недостатки, задумывается на вопросами бытия, чувствует природу.

Слайд 13

Григорий Печорин Характеристика Герой раскрывается во взаимоотношениях с другими персонажами. В сопоставлении с Максимом Максимычем выявляется отсутствие связи героя с народной средой. «Водяное общество» олицетворяет пошлую дворянскую среду, в столкновении с которой гаснет лучшие желания героя. Женские образы раскрывают его в любви.

Слайд 14

Двойственность и противоречивость личности Основное противоречие героя заключено в разладе его мечты с действительностью: страстное стремление Печорина понять смысл жизни, поиски истины, с одной стороны, и бесцельное, паразитическое существование - с другой.

Слайд 15

Двойственность и противоречивость личности Другой раскаивается во всём этом, судит себя, страдает, расценивает себя как «нравственного калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина души. В Печорине соединены два человека. Один прикрывает свои чувства и страдания маской равнодушия, ищет удовольствия в светских похождениях, холоден с людьми, использует их слабости для утверждения своего превосходства.

Слайд 16

Что вызывает возмущение в Печорине - Его жестокость, эгоизм, цинизм в отношениях с людьми. - Печорин сам не раз сравнивает себя с палачом, с топором в руках судьбы. - Читатель не может простить ему смерть Бэлы, холодность с Максимом Максимычем, игру с чувствами Мери. Никто лучше Печорина не понимает, насколько пуста и бессмысленна его жизнь.

Слайд 17

Обаяние героя - В его остром уме, силе и твёрдости характера, в умении бесстрашно и гордо бросить вызов судьбе и безжалостно судить самого себя. - Лучшая половина его души не умерла, хоть он и прячет её от посторонних глаз. - Его способность к доброте и любви постоянно пробиваются сквозь скептицизм. Живая душа героя потрясена смертью Бэлы, в слезах отчаянья, когда он понял, что потерял Веру, в умении видеть свои недостатки, судить себя, в способности чувствовать природу.

Слайд 18

Нравственные проблемы в романе Недовольный своей бесцельной жизнью, страстно жаждущий идеала, но не нашедший его, Печорин спрашивает себя: «Зачем я жил? Для какой цели родился?» Он чувствует в себе «силы необъятные» и понимает, что назначение ему было высокое, но проявляет себя по преимуществу как злая сила, приносящая людям лишь страдания и несчастья. Проблема смысла жизни и назначения человека

Слайд 19

Нравственные проблемы в романе Печорин считает, что человек счастлив, когда подчиняет своей воле всё, что его окружает (счастье – это «насыщенная гордость»). Но чем больше он одерживает таких побед, тем глубже страдает сам. Проблема счастья

Слайд 20

Нравственные проблемы в романе Это проблема крайнего индивидуализма и эгоизма. Человек, отказывающийся судить себя по тем же законам, по которым он судит окружающих, теряет нравственные ориентиры, утрачивает критерии добра и зла. Печорин не только несёт несчастье другим, но и сам глубоко несчастен. «Наполеоновская проблема»

Слайд 21

Нравственные проблемы в романе Уважение к миру, к людям начинается с самоуважения. Но человек, унижающий других, не уважает самого себя. Торжествуя над слабым, он чувствует себя сильным. Печорин, не зная, где применить свои силы, истощает жар своей души на мелкие страсти и ничтожные дела. Печорин ощущает свою нравственную ущербность, он «сделался нравственным калекой». Проблема уважения к людям

Слайд 22

Печорин и Максим Максимыч Печорин Максим Максимыч Люди не просто разного круга и разной культуры – они непохожи по внутренним качествам. Скрытен и загадочен Весь на виду Эгоист Всегда помнит о других, часто забывая о себе. Весь в противоречиях Всегда верен себе – это очень цельный характер. Пытается во всём дойти до самой сути, разобраться в сложностях человеческой натуры, и прежде всего, в самом себе. Лишён понимания общего смысла вещей; добр, простодушен, часто наивен. У него заметное преимущество таинственного обаяния, культуры. Он выше Максима Максимыча интеллектуально. Выше Печорина нравственно (а это важнее любого преимущества). Максим Максимыч есть художественно правдивое воплощение прекрасного человека: доброго, великодушного, надежного и верного.

Слайд 23

Печорин и Грушницкий Грушницкий Печорин Они похожа друг на друга отсутствием простоты. У них есть общие черты: эгоизм и самолюбование. Находится в полной гармонии с собой и обществом. Находится в постоянном конфликте с обществом и самим собой. Стремится к показной деятельности. Не находит себе достойной деятельности. Изображает из себя одинокого, таинственного и разочарованного романтического героя. Печорин и есть романтический герой. Под его многочисленными масками – жестокая натура, в ней побеждает злоба и ненависть. Перед нами мелкая и себялюбивая душа. В нём всё настоящее, не показное, оригинальное. Перед нами натура эгоистическая, но сложная, глубокая и противоречивая. Дуэль До последнего момента Печорин давал Грушницкому шанс, готов был простить приятелю мстительность. После дуэли Печорин не испытывает торжества победителя. Эта дуэль – попытка героя убить в себе мелкую сторону своей души.

Слайд 24

Печорин и Грушницкий Печорин Вернер У обоих глубокий и острый аналитический ум, наблюдательность, проницательность. Это люди одного социального круга и уровня культуры. Скрывают свои чувства и настроения под маской иронии и насмешки. Вместе им легко и просто, они понимают друг друга с полуслова («читают в душе друг друга»), дорожат мнением друг друга. Считает, что «из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один в этом не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим обманывать» Вернер – единственный человек, достойный быть другом Печорина, но и он не выдерживает испытаний (в дуэли с Грушницким был секундантом; исход дуэли его испугал – друзья расстаются). Деятелен: знает, что только в деятельности можно обрести истину. Созерцатель, скептик, склонен к логическому философствованию. Вывод Настоящих друзей у Печорина нет, это подчёркивает его одиночество. Одарённость, ум возвышают Печорина над людьми, приводя к индивидуализму, заставляя замкнуться в кругу собственных переживаний.

Слайд 25

Женские образы в романе. Бэла . Портрет Симпатия автора чувствуется уже в созданном им портрете: «…она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны…» У Бэлы сильный цельный характер, в котором есть и твердость, и гордость, и постоянство. Любовь Печорин, увидев на свадьбе юную черкешенку, был пленён её внешностью и необычайностью. Бэла показалась ему воплощением естественности и непосредственности. Любовь к ней – не каприз, а попытка вернуться в мир искренних чувств, найти гармонию.

Слайд 26

Женские образы в романе. Бэла . Разочарование Печорина увлекла борьба за Бэлу, но когда все преграды были уничтожены и девушка с радостью приняла его, он понял, что обманулся: «…любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни, невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». Параллель «Человек - животное» Печорин, задумав украсть Бэлу, стал играть на струнах души Азамата, мечтавшего о коне Казбича. Он помог Азамату украсть коня. Так конь уравнялся с человеком, а это безнравственно и предопределяет трагедию.

Слайд 27

Женские образы в романе. Мери . Портрет Она сразу вызывает симпатию: естественна, смела, благородна. Девушка очень незаурядна: увлекается Байроном (читает его по-английски), занимается математикой. Печорин тоже находит в ней достоинства: «Она шутила очень мило; её разговор был остёр, без притязания на остроту, жив и свободен; её замечания иногда глубоки».

Слайд 28

Женские образы в романе. Мери . Любовь Любовь к Печорину меняет её: она становится искреннее, естественнее, разбуженные чувства превращают её в добрую, нежную, любящую женщину. Она оказывается способной простить Печорина. Он же поступает с ней жестоко: добивается её любви, сам не любя. Печорин хочет быть честным с ней, поэтому прямо объясняет, что смеялся над ней и она за это должна его презирать.

Слайд 29

Женские образы в романе. Мери . Объяснение Печорина с Мери Мери и Грушницкий

Слайд 30

Женские образы в романе. Вера . Портрет Это «единственная женщина в мире, которую я не в силах был обмануть», - говорит Печорин. Она для него ангел-хранитель. Тонко понимает Печорина и знает, насколько он один и несчастлив. Вера ему всё прощает, она умеет чувствовать глубоко и сильно.

Слайд 31

Женские образы в романе. Вера . В любви Она и её отношение к Печорину помогают читателю быть справедливее к герою, понять его. Этот человек не всегда холоден – он тоже способен на сильные чувства. Он мечтает увезти Веру, жениться на ней. Но как только в душе Печорина просыпаются подлинные чувства, он их боится. Он убивает лучшую половину своей души и прячет глубоко, чтоб никто не увидел (после отчаянной погони за безвозвратно уехавшей Верой он убеждает себя, что в слезах его повинен пустой желудок).

Слайд 32

Проблематика романа Задачи автора - Дать портрет поколения молодых людей своего времени, показав все самые их слабые стороны: холод сердец, эгоизм, бесплодность деятельности. Исследовать душу человеческую, сосредоточив внимание на внутреннем мире главного персонажа, подробно раскрыв мотивы, побудившие его на те или иные поступки. - Разобраться в основном противоречии героя времени – в разладе его мечты с действительностью. - Проанализировать, как окружающая среда влияет на формирование личности и судьбу героя.

Слайд 33

Проблематика романа Выводы автора - На вопрос, почему жизнь Печорина – «ровный путь без цели», Лермонтов отвечает названием романа. Социально-психологические условия эпохи во многом объясняют трагедию героя: разочарование и скептицизм – это и черта времени тоже. - Развитие обществом пороки и скука толкают человека на безнравственные поступки, а природные задатки души остаются невостребованными (вот почему и в характере Печорина существуют противоречия и двойственность). - Когда человека не привлекает ни выгодная женитьба, ни новая звездочка на эполетах, а идеи добра и справедливости столкновения с жизнью не выдерживают, остаются два убеждения: рождение – несчастье, а смерть неизбежна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы по темк "Композиция романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Вопрос о композиции литературного произведения сложен для восприятия учащихся. Презентация помогает систематизировать материал и подвести итог работе над анализом произведения....

Материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нелишни…» ( по роману В.Набокова «Машенька»); «О чём поёт эпохи муза…» (по лирике А. Блока)

В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...

Презентация"Герой нашего времени"

Интересный материал при изучении творчества М.Ю.Лермонтова в 9 классе....

Презентация "Герой нашего времени"

Этот материал использлвался на первом уроке при изучении романа "Герой нашего времени". Рассматривает историю создания произведения, жанр, композицию, систему образова....

Презентация "Герой нашего времени"

Материал презентации можно использовать на уроках литературы при изучении творчества М.Ю.Лермонтова...

Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»

Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»...