Методика организации и проведения отдельных видов литературных игр
статья по литературе (5, 6 класс)

Бубенчикова Анастасия Алексеевна

Игровая деятельность как средство легкого и занимательного обучения на уроках литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bubenchikova_statya.docx17.49 КБ

Предварительный просмотр:

Бубенчикова Анастасия Алексеевна

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ школа № 93 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга

Методика организации и проведения отдельных видов литературных игр

Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Очень часто образовательная программа не позволяет учителю выделять часы на проведение игр в урочное время. Одной из главных задач урока литературы является воспитание любви к родному языку, к родному слову. Именно на уроках литературы через игру можно вызвать интерес учащихся. Всем хорошо известно, что только тот вид деятельности способен обеспечить психологический комфорт человека, который основан на добровольности и интересе. Именно в игре человек испытывает радость побед и восторг открытий, в игре он мечтает и фантазирует, стремиться «взять» высоту и помериться силой и умом с противником.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Как сформировать у ребёнка интерес к книге, тягу к чтению, любовь к литературе, как переломить тенденцию к снижению уровня чтения? Сохранить мотивацию к чтению у учащихся возможно, используя литературные игры на уроках и во внеурочное время.

В основе развития интереса у ребёнка всегда лежала игра. В игровой форме можно строить уроки, проводить литературные конкурсы и игры. В средней школе литературная игра остаётся одной из самых интересных форм вовлечения ученика в мир книг.

Придумывание, создание и проведение таких игр с ребёнком или группой детей не потребует больших материальных и временных затрат.

Задачи литературных игр:

•      Формирование и развитие у учащихся интереса к книге, к чтению;

•      Повышение техники чтения как следствие постоянной работы с книгой при подготовке к литературной игре;

•      Выявление и развитие творческого потенциала школьников;

•      Воспитание литературного вкуса.

Примеры интерактивных игр.

"Что ответил писатель?"
Ведущий сообщает учащимся какой-то занимательный факт из жизни выдающегося писателя. Задача участников игры – придумать или вспомнить ответ, прозвучавший на эту реплику, более достоверный вариант будет признан победителем.
Однажды Марк Твен получил анонимное письмо, в котором было лишь одно слово: «Свинья». На следующий день он в своей газете поместил ответ.
Что ответил американский писатель анониму?
Правильный ответ: «Обычно я получаю письма без подписи. Вчера я впервые получил подпись без письма».


«Продолжите фразу».
Эту игру можно применять после изучения биографии литератора, чтобы убедиться, что фактический материал усвоен хорошо.
Ученикам предлагается продолжить фразу типа:
Я знаю о Владимире Маяковском, что он …. .
Выдающееся событие в жизни Александра Блока произошло, когда он…..
Меня очень поразил тот факт, что Михаил Булгаков….
Получает пятерку ученик, обладающий самой полной информацией об известном авторе.

«Задай вопрос другу, а он – тебе».
Работа происходит в парах. К прочитанному тексту нужно самим подготовить несколько вопросов на знание содержания произведения. Вопросы могут быть «тонкими», типа: Кто герой произведения? Где произошла встреча героев? И «толстыми», типа: Когда произошла переоценка ценностей главным героем? Почему не сложилась любовь героини?

Ученики обмениваются вопросами с другой парой, получают ответы и сами оценивают работу свою и товарищей.

Литературные игровые вопросы можно объединять в тематические и создавать игры-викторины по образцу популярных телепередач «Поле чудес»«Что? Где? Когда?» или «Блеф-клуб».

Литературная игра может включать в себя различные элементы.

•        Литературная викторина – игра в ответы на вопросы. Для нее подойдут вопросы по сюжетам книг, их названиям, вопросы на знание литературных терминов, вопросы на знание авторов произведений и их биографии. Внимательные и эрудированные участники по достоинству смогут применить тут свои знания. Пример такого вопроса: Именно этот поэт впервые назвал Санкт-Петербург  Петроградом. (А.С.Пушкин: «Над омрачённым Петроградом/ Дышал ноябрь осенним хладом».)

•      Литературный кроссворд. Для него подойдут такого же рода вопросы, как и для викторины, но нужно будет вписывать ответы в определенные графы и в итоге получить какое-то ключевое слово. Кто первый назовет это слово, тот и получает победное очко.

•      Отрывок из литературного произведения. Это очень интересное задание для литературного конкурса. И главное, что его очень легко готовить. Вам всего-то нужно взять из нескольких произведений значимые, запоминающиеся отрывки. Во время игры зачитать их игрокам, а они должны назвать автора и название произведения. Пример отрывка: «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится…» (Н.С. Лесков, «Левша»)

•      Путаница из букв. Задание, в котором из предложенных букв нужно составить слово — название произведения, имя героя или фамилию писателя. Пример: ХОВЕЧ (Чехов А.П.)

•      Портреты писателей. Отличное задание для игры в библиотеке. Очень важно не просто читать книги, но и знать в лицо писателей, которые подарили нам любимые произведения. Такое задание, когда игрокам нужно назвать фамилию и имя писателя, глядя на портрет, может быть достаточно сложным на маленьких читателей. Но пройдя это задание в игре и узнав правильный ответ, они обязательно запомнят его надолго.

•      Пропущенные слова в стихотворении. С этим заданием хорошо справятся читатели с отличной памятью и те, кто любит учить стихи. Организатору нужно прочитать стихотворение игрокам, делая паузу на месте пропущенных слов. Игроки должны вспомнить, какое слово пропущено, и назвать его. Кто больше слов успеет вставить первым, тот и получает победное очко. Вот пример такого задания: Неохотно и несмело _______ смотрит на поля. Чу, за тучей __________, Принахмурилась земля. Ветра теплого _______, Дальный гром и дождь порой…(Федор Тютчев «Неохотно и несмело…»)

Урок литературы должен быть интересным, актуальным, разнообразным, содержательным и вырастать из всего многообразия человеческой деятельности: интеллектуальной, эстетической, нравственно - психологической. Нужно помнить: при любой организации работы и при обращении к любым методам или приемам стимулирования и активизации для класса и для учителя остается главным произведение. Поэтому наиважнейшей целью преподавания литературы является прежде всего понимание художественного текста и авторской позиции. Игровые уроки помимо этой цели решают не менее важные задачи: развитие творческих способностей ориентироваться в различных жизненных обстоятельствах. Ведь урок литературы был и остается уроком жизни, в которую их выпускает школа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования "Методика организации и проведения занятий фитнесом в школе"

Самообразование учителя есть необходимое условие его профессиональной деятельности. Для того, чтобы учить других, необходимо знать больше, чем все остальные. Поэтому учитель должен знать свой предмет,...

Доклад "Совершенствование методики организации и проведение индивидуальной работы с учащимися"

Выступление на августовском совещании учителей русского языка и литературы Арского муниципального района РТ....

Методика организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения

Методический материал «Азбуку дорожную знать каждому положено» ориентирован на учащихся начальных, средних и старших классов. Данный материал может быть использован как на уроках, так и внеклассных ме...

Методика организации и проведения: «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории.

Методический материал «Ты ведь тоже Россия, край алтайский родной» ориентирован на учащихся начальных и средних классов. Данный материал может быть использован как на уроках, так и внеклассных меропри...

«Опыт работы по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»

Автореферат для участия в X областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»...

Методика организации и проведения отдельных видов литературных игр

Методика организации и проведения отдельных видов литературных игр...

Методика организации и проведения отдельных видов литературных игр

Литературные игры имеют большое значение для расширения общего кругозора учащихся, обогащения их знаниями в области биографий писателей, их произведений, теории литературы, а также для формирования у ...