Тема дома и семьи в русской литературе (на примере произведений И.С. Тургенева, И.А. Гончарова и Л.Н. Толстого)
статья по литературе (10, 11 класс)

Селиванова Анна Вугаровна

Цель  статьи заключается в анализе произведений русской классической литературы, входящих в учебную программу преподавания литературы в учебных заведениях, в рассмотрении темы дома и семьи в них и в определении основных траекторий изучения данных произведений на уроках литературы. В статье представлен общий обзор романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», романа И.А. Гончарова «Обломов» и романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Выбор этих произведений обоснован тем, что они являются знаковыми и выдающимися не только в русской литературе, но и в мировой литературе и культуре, заслуженно признаны классикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tema_doma_i_semi.docx34.68 КБ

Предварительный просмотр:

Селиванова Анна Вугаровна,

преподаватель русского языка и литературы

СПб ГБПОУ «Автомеханический колледж» г. Санкт-Петербург

Тема дома и семьи в русской литературе (на примере произведений И.С. Тургенева, И.А. Гончарова и Л.Н. Толстого)

Аннотация: Цель  статьи заключается в анализе произведений русской классической литературы, входящих в учебную программу преподавания литературы в учебных заведениях, в рассмотрении темы дома и семьи в них и в определении основных траекторий изучения данных произведений на уроках литературы. В статье представлен общий обзор романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», романа И.А. Гончарова «Обломов» и романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Выбор этих произведений обоснован тем, что они являются знаковыми и выдающимися не только в русской литературе, но и в мировой литературе и культуре, заслуженно признаны классикой.

Для достижения поставленной цели были выбраны следующие методы исследовательской работы: сравнительно-сопоставительный, структурный, экспертный.

От общей характеристики литературного процесса, рассмотрения влияния литературы на формирование мировоззрения подростков и рассуждений о значимости темы семьи происходит переход в статье к более подробному анализу каждого из трёх произведений. В процессе исследования идёт упор на работы по психологии Эльконина Д.Б. «Психология развития человека» и Эриксона Э. «Идентичность: юность и кризис» для определения закономерностей формирования у подростков жизненных принципов. Для анализа каждого из произведений играет важную роль сам художественный текст, а также критика и литературоведческие работы: монография Н.Г Долининой «По страницам «Войны и мира». Заметки о романе Л.Н. Толстого «Война и мир»» и статья Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?».

В результате исследовательской работы выделены и охарактеризованы основные особенности изображения темы дома и семьи в русской литературе и в частности в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», романе И.А. Гончарова «Обломов» и романе-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». В процессе анализа также показаны важные аспекты для изучения данной темы в рамках уроков литературы.

Ключевые слова: тема семьи, тема дома, русская классическая литература.

Введение

Литература всегда играла важную роль в жизни человека, в его культуре и развитии. Она знакомит нас со многими явлениями, помогает понять, «что такое хорошо и что такое плохо», так как отражает реальность, окружающую нас. Многие писатели, в частности писатели-реалисты, ставили одной из главных целей своего творчества, конечно, правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах, закономерностях и характерах. Например, диалектика души – вид психологизма – детальное воспроизведение в художественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, показ самого психического процесса, его закономерностей и форм [5, с.117]. Соответственно в произведениях литературы затронуты темы, волнующие человеческие умы на протяжении многих лет.

Одной из таких тем является тема семьи, её роль в жизни человека, влияние на формирование личности и дальнейшую судьбу. Она проходит лейтмотивом не только в русской литературе, но и в мировой. Взаимоотношения членов семьи, домашний очаг и семейные ценности – это то, с чего начинается жизнь каждого человека, что занимает особое место в ней.

Начиная, например, с такого древнерусского памятника литературы как «Житие Петра и Февронии» и заканчивая современными романами, русская литература богата произведениями, раскрывающими тему дома и семьи. Обратим внимание на следующие произведения:

  • Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева,
  • Роман «Обломов» И.А. Гончарова,
  • Роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого.

Эти произведения классической литературы включены в школьную программу литературы старших классов и программу литературы первых курсов среднего профессионального образования. Именно в этом возрасте у учащихся формируется мировоззрение, целостная картина мира, моральные принципы, закладываются жизненные приоритеты. Важную роль играют культурно-исторические образцы ценностей. Культура задает систему ценностных представлений, регулирующих социальное и моральное поведение человека, служит базой для постановки и решения познавательных, практических и личностных задач [9, c. 121]. Поэтому тема дома и семьи в русской литературе имеет огромную ценность.

Для работы с каждым из произведений выбраны следующие методы исследовательской работы: сравнительно-сопоставительный, структурный, экспертный.


И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»

        Иван Сергеевич Тургенев – русский писатель, поэт, драматург и публицист 19 века – написал роман «Отцы и дети», раскрывающий взаимоотношения поколений, старшего и младшего.

        На примере Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова автор иллюстрирует, как важно найти общий язык со своими родителями, а главное – понять их, хотя они придерживаются абсолютно других взглядов. В начале произведения Аркадий подвержен влиянию нигилиста Евгения Базарова, отрицавшего какие-либо авторитеты и принципы. Но к концу романа он обособляется от Базарова и приходит к гармоническим отношениям со своим отцом, строя собственную семью с Катериной Локтевой.

        На уроках литературы при изучении романа «Отцы и дети» учащимся предлагается сравнить «два лагеря» героев при соприкосновении с системой персонажей [4, с. 177].

Система персонажей романа

Два лагеря

«Отцы»

Старшее поколение

«Дети»

Младшее поколение

  • Николай Петрович Кирсанов;
  • Павел Петрович Кирсанов;
  • Родители Базарова (Василий Иванович и Арина Власьевна)
  • Евгений Васильевич Базаров;
  • Аркадий Николаевич Кирсанов;
  • Кукшина Авдотья Никитишна;
  • Виктор Ситников

И.А. Гончаров «Обломов»

Роман «Обломов» Ивана Александровича Гончарова, русского писателя и литературного критика 19 века, является одним из трёх романов, написанных автором и самым известным. Главный герой, Илья Ильич Обломов, молодой дворянин тридцати лет, который занимается лишь тем, что лежит на диване в своей квартире на Гороховой улице, мечтает и строит планы, но ничего при этом не делает. Он обладает незаурядным мышлением,  имеет материальные блага, но при этом продолжает вести свой ленивый жизни, крича: «Захар!» при любой необходимости.

На примере двух друзей, являющимися противоположностями, Ильи Обломова и Андрея Штольца, мы видим, насколько играет важную роль воспитание и семья в жизни человека. Ленивому и аморфному Обломову противопоставлен деятельный и предприимчивый Штольц. В главе 9 «Сон» читатель погружается в детство главного и героя, и становится ясно, почему маленький и энергичный Илюша вырос именно таким. Любая инициатива прерывалась на корню, за него всё делали нянечки и его родители. Это художественный приём. Ностальгический сон о детстве Ильи Обломова позволяет найти истоки характера героя, представить среду, быт и нравы, сформировавшие его [2, с. 90].

Николай Александрович Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» раскрывает истоки характера не только Обломова, но и всего русского народа. «Слово это – обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни, и оно придает роману Гончарова гораздо более общественного значения, нежели сколько имеют его все наши обличительные повести. В типе Обломова и во всей этой обломовщине мы видим нечто более, нежели просто удачное создание сильного таланта; мы находим в нем произведение русской жизни, знамение времени» [2, с. 87].

Детство, дом, семья – ключ для понимания и интерпретации образа Обломова, поэтому при изучении этого романа на уроках литературы важно заострить внимание на Главе 9 «Сон Обломова» и ознакомиться со статьей Добролюбова.

Л.Н.Толстой роман-эпопея «Война и мир»

Граф Лев Николаевич Толстой – один из наиболее известных русских писателей и мыслителей, один из известнейшей писателей-романистов мира. Главное произведение писателя роман-эпопея «Война и мир» затрагивает неисчислимое множество проблем и тем, являющихся насущными и важными, особенно для учеников и студентов, чьи мировоззрение и моральные принципы находятся на стадии формирования. Одной из таких тем является «мысль семейная». Исток – родной дом, семья, её традиции, уклад. Ясно, что добро и зло в человеке зависят от воспитания. А счастье, по убеждению Л.Н. Толстого, и есть тихая, семейная жизнь с возможностью делать добро людям [3, с. 56-70].

Семья, дом – это особый мир, место, где человек наиболее полно выражает и реализует себя. Поэтому у Толстого семья обладает большой притягательной силой. Писателю важно показать, каковы его герои у себя дома, в семье.

Выделяются на фоне всего произведения три семьи: Болконские, Ростовы и Курагины, но не стоит обделять вниманием семьи Безуховых, Друбецких, Долоховых, поэтому на уроках литературы учащимся нужно провести сравнительный анализ трёх семей, обозначив их ценности, поведение, взгляды на жизнь, семейный уклад, интерьер и т.д.

При чтении и анализе романа-эпопеи «Война и мир» сразу бросается в глаза, что Курагины противопоставлены Болконским и Ростовым. Лицемерные, корыстные, расчётливые, бездуховные Курагины и добрые, честные, открытые, благородные Болконские и Ростовы. Непросто так следует, что Анатоль, Элен, Василий Курагины и Андрей, Марья Болконские, Наташа Ростова относятся к двум разным группам в системе персонажей [3, с. 89].

Застывшие

Изменяющиеся

  • Элен Курагина;
  • Анатоль Курагин;
  • Василий Курагин;
  • Маленькая княжна
  • Андрей Болконский;
  • Пьер Безухов;
  • Наташа Ростова;
  • Княжна Марья

Именно изменяющиеся герои наделены внутренней красотой, желают быть полезными, любить и быть любимыми, они меняются на протяжении всего произведения, проходят эволюцию, именно они считаются любимыми героями Л.Н. Толстого. Застывшие же герои красивы внешне, но красота эта мертвенная, застывшая [4, с. 216].

Л.Н. Толстой делает большой акцент в проблематике романа-эпопеи «Война и мир» именно на теме дома и семье. Каждый человек является представителем какого-то семейства, которое сформировало его как личность. Любимые герои писателя обладает качествами, которые свойственны их семье, и для каждого из них на первом месте – семья.


Заключение

Таким образом, тема дома и семьи занимает важное место в мировой культуре и, в частности, в русской литературе. На примере романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева, романа «Обломов» И.А. Гончарова и романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н. Толстого можно сделать следующие выводы:

  • писатели при создании образов героев отдают важную роль семье, её воздействию на жизнь, часто объясняя те или иные черты характера его детством. У корыстного и лицемерного Василия Курагина из романа-эпопеи «Война и мир» не вырасти другие дети, кроме как Анатоль и Элен, а вся сущность и проблема Ильи Обломова становится понятна при прочтении 9 главы «Сон Обломова» романа «Обломов» И.А. Гончарова;
  • семейные отношения приносят счастье и гармонию в судьбу героя, а сюжет и фабула тесно связаны с этой темой. Евгений Базаров в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева отрицал семейные ценности, но перед лицом смерти думает именно о своих родителях, а Аркадий Кирсанов от отрицания и непонимания приходит к миру и гармонии со своим отцом, став при этом счастливым;
  • семья – это естественная и важная составляющая человека, так как народ состоит из множества семей. Особенно чётко это прослеживается в романе-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»


Список литературы:

  1. Гончаров И.А. Обломов. – М.: Профиздат, 1995. – 335 с.
  2. Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? / Русская литературная критика 1860-х годов. М.: Просвещение. 2008. – С. 82-130.
  3. Долинина Н,Г. По страницам «Войны и мира». Заметки о романе Л.Н. Толстого «Война и мир». – СПб.: Лицей, 1999. – 288 с.
  4. Литература в схемах и таблицах // Под ред. Е.А. Титаренко, Е.Ф. Хадыко. – М.:Эксмо, 2012. – 320 с.
  5. Словарь литературоведческих терминов // Под ред. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – М.: Просвещение, 1974. – 509 с.
  6. Толстой Л.Н. Война и мир. В 4 Т. – М.: Советская Россия, 1991.
  7. Тургенев И.С. «Отцы и дети». – СПб.: Лениздат, 2014. – 250 с.
  8. Эльконин Д.Б. Психология развития человека. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 460 с.
  9. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. – 452 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме "Обучение сочинению-рассуждению на примерах произведений И.С.Тургенева"

Данная методическая разработка позволяет менять тексты в зависимости от того, что изучается в данный момент по литературе в этом классе....

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Тема дома и семьи в русской литературе XIX века

ПОДГОТОВКА К ВЫПУСКНОМУ СОЧИНЕНИЮ...

Тема дома и семьи в русской литературе

Материал  для  итогового  сочинения...

Научно-исследовательская работа по теме: "Природа иронического в постсоветской детской литературе (на примере произведений Григория Остера)»

В данной работе рассмотрена специфика постсоветской детской литературы, выявлена в ней природа иронического....

ТРАДИЦИИ ТВОРЧЕСТВА Л. Н. ТОЛСТОГО В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Ю.П. ГЕРМАНА).

АннотацияЗачастую на уроках литературы при анализе творчества современных писателей учитель не уделяет должного внимания взаимосвязи их произведений с классикой русской литературы. В инновационной мет...

Особенности изображения темы отцов и детей в русской литературе (сопоставительный анализ произведений «Станционный смотритель» А.Пушкина и «Телеграмма» К.Паустовского )

Презентация-сопровождение урока.На уроке рассматриваются особенности изображения темы отцов и детей в русской литературе  на примере  произведений «Станционный смотритель» А.Пушк...