урок чтения по повести Агнии Кузнецовой "Моя Мадонна" "А душу твою люблю..."
книга по литературе (9 класс)

Гончарова Ирина Викторовна

АГНИЯ КУЗНЕЦОВА

 

 

«Моя Мадонна»

 

«А душу твою

люблю…»

 

 

 

9 класс

 

 

 

Учитель: Гончарова И. В.

 

Урок внеклассного чтения по повести

Агнии Кузнецовой «Моя Мадонна».

«А душу твою люблю…»

 

Цель: 1) расширить знания учащихся о Пушкине, помочь лучше понять

поэта через воспоминания жены и его современников;

2) развивать умения учащихся высказывать свое мнение,

аргументировано доказывать свою мысль, отстаивать свою точку

зрения, свободно общаться;

3) воспитывать культуру речи; воспитывать чувство патриотизма

через эмоциональное восприятие таких произведений о людях,

которые составляют нашу национальную гордость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

урок внеклассного чтения по повести Агнии Кузнецовой "Моя Мадонна" "А душу твою люблю..."

АГНИЯ КУЗНЕЦОВА

«Моя Мадонна»

«А душу твою

люблю…»

9 класс

Учитель: Гончарова И. В.

Урок внеклассного чтения по повести

Агнии Кузнецовой «Моя Мадонна».

«А душу твою люблю…»

Цель: 1) расширить знания учащихся о Пушкине, помочь лучше понять

поэта через воспоминания жены и его современников;

2) развивать умения учащихся высказывать свое мнение,

аргументировано доказывать свою мысль, отстаивать свою точку

зрения, свободно общаться;

3) воспитывать культуру речи; воспитывать чувство патриотизма

через эмоциональное восприятие таких произведений о людях,

которые составляют нашу национальную гордость.

Оборудование: на столике свечи, портрет Н. Н. Пушкиной, томик Пушкина.

На доске: портрет Пушкина и его жены, под ними надпись:

Эпиграф: «Мы любим наши святыни, но потому лишь, что они в самом

деле святы… ни одна святыня наша не побоится

свободного исследования, но это именно потому, что она

крепка, в самом деле.»

Ф. М. Достоевский.

Горят свечи. Звучит музыка Григ «Смерть Озе» (сюита).

І Чтение отрывка повести (1 – 2 абзац)

  • Так начинает свою повесть «Моя Мадонна» о Наталье Николаевне Пушкиной, опираясь на подлинные письма и факты, Агния Кузнецова.

Сегодня мы обращаемся к этому произведению, чтобы лучше узнать Пушкина, его мы будем воспринимать через воспоминания Натальи Николаевны о своей жизни.

ІІ Несколько слов об авторе.

А. А. Кузнецова родилась в 1911 г. в г. Иркутске. С Сибирью связан большой определивший дальнейшую писательскую судьбу период ее жизни: детство, юность, начало трудовой деятельности.

Литературная работа Кузнецовой началась рано. С молоду она пишет очерки, газетные статьи. Сборник рассказов «Октябрята», опубликованный в 1932 г., был первой книгой молодого прозаика.

Во времена Великой Отечественной войны А. Кузнецову избирают ответственным секретарем Иркутской писательской организации. Она привлекает в актив Союза писателей молодежь, пишет рассказы и очерки о патриотизме детей: «Таежный подарок», «Тимуровцы», «В поезде» и др.

В послевоенное время А Кузнецова публикует повести «Чертова дюжина» (1945), «Твой дом» (1948), «Свет-трава» (1953), «Много на земле дорог» (1961), «Ночевала тучка золотая» (1970) и др.

Героями многих произведений Кузнецовой являются школьники и учителя. Повесть «Зимний поклон» (1976), которую писательница посвятила светлой памяти своей учительницы и родной тетки Евгении Николаевны Домбровской, вырастившей и воспитавшей ее, отмечена Государственной премией РСФСР имени Н. К. Крупской.

Последние годы Кузнецова много и плодотворно занимается пушкинской темой. Итогом ее работы явились повести «Под бурями судьбы жестокой», «Долли», «А душу твою люблю…».

Учитель:

- Когда читаешь произведение Кузнецовой, на память приходят слова Ф. М. Достоевского (именно их мы взяли в качестве эпиграфа), который как-то сказал: «Мы любим наши святыни, но потому лишь, что они в самом деле святы… ни одна святыня наша не побоится свободного исследования, но это именно потому, что она крепка в самом деле.»

- Поэт был убит на дуэли. И враги, и друзья, и писатели, и историки, и современники, и потомки сочли прямой или косвенной виновницей его гибели Наталью Николаевну, «бессердечную» или, в лучшем случае, легкомысленную красавицу, его жену.

Светская чернь, недруги, интриги, невежды формировали общественное мнение, и трудно было прорваться сквозь плотно сотканную ложь6 даже Гоголь поверил ей, а А. Ахматова писала, что «одна» Наталья Николаевна «могла все остановить», но не сделала этого

Комментатор к книге Ахматовой замечает: «Хотелось бы больше снисходительности к простодушию и непосредственности еще такой молодой женщине».

- Но жена Пушкина не нуждается в снисходительности, Наталья Николаевна нуждается только в истине, только в свободном от предрассудков исследование всех обстоятельств ее жизни, и строгая неподкупная истина доказывает, что эта женщина была именно такой, какой любил ее Пушкин.

ІІІ Как же складывалась работа писательницы над произведением? (Выступление учащегося).

ІV - Какой же виделась Наталья Николаевна своим современникам, какой показалась она автору и вам, читателям?

(Из дневника графини Фикельмон, стр. 67;

Из письма Плетнева, стр.74;

Гончарова брату, стр.66; и т. д.)

Вывод: А. Кузнецова сумела показать мудрую скромность и высокое достоинство, которые отличали жену Пушкина во всех обстоятельствах ее жизни, среди сплетен и обвинений, не умолкавших за ее спиной, а иногда достигавших ее слуха.

  • А. Кузнецова разворачивает панораму жизни Пушкиной от конца к началу и середине. Наталья Николаевна, умирая, вспоминает события своей жизни.

V - какие из них на ваш взгляд, наиболее ярко всплывают в памяти героини? Какие эпизоды понравились, запомнились вам?

(Например:

  1. весть о дуэли Пушкина, стр.43 – 46
  • Как этот эпизод характеризует Наталью Николаевну?

(прокомментировать)

  1. Венчание
  2. детство, жизнь в Полотняном заводе, стр. 46;

Гончарова с Пушкиным в Полотняном заводе, стр.65.

- Чтение стихотворения И. Кашпурова, «Дом Натали».

4) о Дантесе, стр. 56, 64;

5) о Николае І, стр. 70 – 71;

6) о Лермонтове, стр. 68, 95;

7) Пушкин в Михайловском, стр. 74,75.

- Почему Наталью Николаевну так тянуло в Михайловское!

Вывод: Действительно, Кузнецова сумела передать обаяние юной женщины, простой, естественной, разумной, доброй. Она полюбила Пушкина завоевала его доверие, успешно учиться понимать и ценить его личность. И Кузнецова вовсе не рисует икону. Она видит трудности, и даже неловкости, неизбежные у неопытной женщины, перенесшейся из тихого поместья в большой свет с его ловушками.

VІ - А. Кузнецова приводит письма, воспоминания современников Пушкина, свидетельствующие о том, что Наталья Николаевна помогала своему мужу, интересовалась его делами.

Приведите примеры:

(Например:

  1. письмо Наталья Николаевна брату Дмитрию, стр.81
  2. стр. 90
  3. стр. 78.)

- Действительно, могла ли бессердечная пустая женщина, мечтающая лишь о празднике успехах, писать письмо брату, лишь потому, чтобы не беспокоить мужа мелкими хозяйственными хлопотами. Это письмо – свидетельство ее любви к мужу, и душевной тонкости, чуткости.

VІІ - Пушкину было за что любить Наталью Николаевну, а а любил он ее безумно. Это доказывают его письма:

(Н/р: стр. 83, «Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив…» и мн.др.)

стр. 77 ( - Моя Мадонна!) - отрывок

VІІІ «Мадонна». Именно так называется стихотворение Пушкина, которое Пушкин посвятил своей жене. Чтение стихотворение.

  • Пушкин был великий художник. Его привлекала красота, а в современной красоте он видел выражение совершенной духовной ценности. Он писал Наталье Николаевне, уже ставшей его женой: «Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою люблю я еще более твоего лица».

Наталья Николаевна, семья, дети стали опорой поэту в его трудной судьбе, в его великом подвиге, в его служении России.

Музыка. Заключит строки повести (чтение, стр. 91)

- Наталья Николаевна исполнила волю умирающего Пушкина, вторично вышла замуж, но не через 2 года, а через 7 лет.

Новый брак принес ей иную жизнь. А. Кузнецова показывает, как в этой иной жизни Наталья Николаевна сумела сохранить уважение к достоинству Пушкина и оградить интересы его детей.

  • Почему, будучи счастливой, во втором браке, она все же умирает с именем Пушкина на устах?

Д/з Сочинение - миниатюра

Мои размышления после прочтения произведения «Моя Мадонна»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Если ты слеп, если душа твоя глуха…» (Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла»)

Конспект урока - размышления по рассказу Е. Носова "Кукла". "Если ты слеп, если душа твоя глуха..."...

Внеурочное мероприятие (классный час) для 4 – 5-х кл. на тему: «Давай поговорим о доброте, что спрятана в душе твоей…»

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанном...

Внеурочное мероприятие (классный час) для 4 – 5-х кл. на тему: «Давай поговорим о доброте, что спрятана в душе твоей…»

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанном...

«Если ты слеп, если душа твоя глуха…»

(Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла»)....

урок по литературе для 7 класса по теме: "Если ты слеп, если душа твоя глуха..."

Тип урока- изучение  нового материала. Урок изучается  в разделе"Произведения писателей 20 века".Тема урока актуальна в наше время. Усвоение материала проводится в форме фронтальной беседы, ...

Урок чтения и развития речи на тему: "Чтение по ролям I части повести Н.В.Гоголя "Майская ночь ,или Утопленница"

Цель: познакомить обучающихся с содержанием главы «Ганна».Задачи: образовательные  - формирование умений обучающихся читать текст по ролям и анализировать прочитанное;коррекционно &nd...