Конспект урока «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А.С.Пушкина. «Выстрел». 2 часа
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Цыкура Елена Александровна

Разработка урока литературы для 5-6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А.С.Пушкина. «Выстрел». 2 часа.

Тема урока: Кто победил в дуэли той?    или    Дуэль длинною в жизнь. (Не могу определиться с темой)

На доске: портрет А.С.Пушкина, И.П. Липарди, иллюстрации дуэлей, фото дуэльных пистолетов, иллюстрации к повести.

Слово учителя: «Ты не можешь вообразить, как весело удрать от невесты, да и засесть стихи писать…Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется-которые напечатаем анонимно. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин  заругает…»Так писал Пушкин своему другу Петру Плетневу в 1830 году, находясь в своем родовом имении Болдино. Из-за холеры, разыгравшейся в тот год в Москве, был объявлен карантин (никто не мог въехать в город и выехать из него) и Александру Сергеевичу пришлось целых три месяца(сентябрь, октябрь, ноябрь)  провести в селе Болдино Нижегородской губернии, вдали от своей невесты Натальи Гончаровой. Однако эти три осенних месяца стали самыми плодотворными в творчестве поэта , за это время он закончил роман «Евгений Онегин», написал несколько драматических сцен: «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость», « Пир во время чумы», «Дон Жуан», поэму «Домик в Коломне», около тридцати лирических стихотворений.

-Ребята, как вы думаете, о каких повестях пишет Пушкин своему другу? («Повести Белкина»)

-А зачем поэту понадобилось издавать повести анонимно? (Чтобы оградить произведения от нападок критиков, связанных с личностью поэта и обеспечить себе свободу повествования).

-Кому же тогда Пушкин приписал авторство повестей? (И.П.Белкину).

-Как вы думаете, зачем А.С. подробно описал биографию Ивана Петровича в главе «От издателя»? (Чтобы добиться полного правдоподобия повествования).

-Давайте же разберемся, кто такой Иван Петрович Белкин, найдите в тексте, как его описывает его сосед.

-Из характеристики, приведенной другом, И.П. мы видим, что он был молодой человек, увлекающийся записыванием историй, услышанных от разных людей,  и своим воображением не обладал. Это подтверждает и эпиграф, подобранный А.С к данной главе.

-Ребята, а что такое эпиграф? (это изречение, краткая цитата перед произведением или его частью, характеризующая основную идею произведения).

-Пришла пора познакомиться с первой повестью под названием «Выстрел», которую И.П.Белкин услышал от подполковника И.Л.П. Какие чувства у вас вызывает слово «выстрел»? Каким бы цветом вы его написали? (учитель пишет цветными мелками на доске, дети в тетради карандашами). Какие образы вы представляете при произнесении этого слова? (учитель на доске, дети в тетради делают ассоциативный круг: война, кровь, месть, любовь и т. д.)

-Точно ли название передает содержание повести? Почему?

-Какое впечатление произвела на вас повесть?

-Кто на ваш взгляд является главным героем повести?  (Сильвио).

-Кто знакомит нас с ним и при каких обстоятельствах?

-Давайте найдем в тексте ключевые слова, которые помогут нам раскрыть образ героя, и запишем их в столбик. (По ходу анализа столбик будет наполняться).

Сильвио

Угрюмость

Крутой нрав

Злой язык!

Таинственность

Жил бедно и расточительно

Отвечал сухо

Привык первенствовать

Первый буян по армии

Необходимое зло!

Наслаждался славой

Злобствовал!

Граф

Счастливец!

Блистательный

Молодой

Умный

Красивый

Веселый

Храбрый

Шутил

Открытый

Дружелюбный

Дьявольски счастлив!

-Исходя из того, что мы написали, каким вам представляется Сильвио? Как вы к нему относитесь? Почему?

-Какие отношения были у Сильвио с офицерами полка? Какой случай заставил офицеров изменить отношение к нему? (Ссора с офицером). Почему его поведение показалось офицерам неожиданным? Что должен был сделать Сильвио? (вызвать офицера на дуэль).

-Ребята, вы знаете, что такое «дуэль»? (Дуэлью назывался поединок между дворянами, который проводился по строго установленным правилам. Дуэль начиналась с вызова. Ему предшествовала ссора. Оскорбленный требовал удовлетворения, или, как тогда говорили, сатисфакции. Многое зависело от формы оскорбления. Серьезная обида могла быть смыта только кровью. Причем оскорбленный получал право выбора оружия и рода дуэли. Остальное решал жребий и секунданты. С момента ссоры противники не должны были вступать друг с другом в прямое общение. Все переговоры велись через их представителей - секундантов. Одна из задач секундантов состояла в том, чтобы попытаться примирить противников. Если этого не удавалось, вырабатывались условия дуэли - письменный документ, который требовал строгого соблюдения. Неумение пользоваться оружием не могло рассматриваться как основание для отказа от дуэли. В 18 веке дуэльным оружием нередко служили шпаги, позднее чаще стали использоваться пистолеты. Секунданты выбирали оружие, бросали жребий, кому из какого пистолета стрелять, заряжали оружие...)(смотрим иллюстрации)Возможен доклад ученика.

-Когда открылась тайна поведения героя? (когда пришло письмо). Какой эффект произвело на Сильвио письмо? С кем он поделился своей тайной?

-Как рассказывает о себе автор? Примеры.  (Здесь появляются детали портрета, их заносим в столбик).

-Что случилось с героем, когда на его пути появился граф? За что Сильвио его так возненавидел?

-Какую характеристику дает Сильвио своему противнику? ( Детали  записываем в другой столбик).

-Какую оценку сам Сильвио дает своему поведению? Как это его характеризует? ( как честного человека перед самим собой, адекватно оценивающего себя).

-Кто виноват, в случившейся дуэли? Вы считаете причину оправданной?

-Давайте послушаем, как сам Сильвио рассказывает об этой дуэли. (Запись). От чего равнодушие графа так «взбесило» Сильвио? Почему герой оставил выстрел за собой? Поменялась ли цель поединка? (Сначала она был просто убрать соперника, теперь уничтожить его на пике счастья). Каким мы видим Сильвио в этот момент?

-Знаете, ребята, а ведь подобная дуэль произошла и в жизни самого А.С. У него произошла ссора с неким Зубовым, на утро была назначена дуэль, и на поединок  Пушкин явился с фуражкой, полной черешен, безмятежно поедая ягоды, он ждал выстрела противника. Зубов, промахнувшись, побежал к Пушкину, чтобы тоже отведать спелых черешен. На том ссора была забыта. Эта дуэль закончилась не так трагично, как поединок Сильвио и графа.

-Чем была наполнена  жизнь Сильвио между двумя дуэлями? О чем были все его мысли? (Мщение). Что она делал для этого? Почему автор прибегает к сравнению: Сильвио ходил по комнате, «как тигр, загнанный в клетку»? (ждал шанса отмстить).

-Оставив выстрел за собой, облегчил ли Сильвио себе жизнь? На что он обрёк себя, ожидая мести? ( Одиночество, несчастье, он не мог думать не о чем другом).

-Сильвио не просто выдуманный Пушкиным персонаж, у  него был прототип-это кишинёвский приятель А.С. генерал майор Иван Петрович Липарди (смотрим на портрет). Забияка и заядлый дуэлянт, который стрелялся по пустякам.

-Как сложилась жизнь рассказчика? Каким образом происходит встреча рассказчика с графом? Каким он предстал рассказчику? (записываем в столбик).

 -Давайте послушаем, как рассказывает, о своей последней встрече с Сильвио.(запись)

-Считает ли себя граф виноватым перед Сильвио? Почему? В каких словах графа мы это видим?

-Почему Сильвио не стал стрелять в безоружного графа и решил кинуть жребий? (Человек чести).

-Почему Сильвио не убил графа? Что победило в душе Сильвио?

-Что значат последние слова Сильвио, сказанные графу: «Предаю тебя твоей совести.» (Он считал, что граф баловень судьбы и не заслужил счастья).

-Ожидаема ли такая развязка? Почему?

-Каким вы видите Сильвио во время первой и второй дуэли, изменился ли он? Как?

-Меняется ли ваше отношение к графу и Сильвио на протяжении всей повести? Как? Почему?

-Почему именно такой смертью погибает Сильвио? Могла ли быть у такого человека другая смерть?

- Теперь давайте обратимся к композиции повести. Для начала вспомним, что такое композиция?( Композиция - это последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения.)

- Итак, из скольких глав состоит повесть?( Из двух.)

- А на сколько смысловых частей можно разделить повесть?(На четыре.)

- Давайте попробуем их озаглавить

1 глава: Рассказ офицера о Сильвио и рассказ Сильвио о первой дуэли.

2 глава: Рассказ офицера о графе и рассказ графа о второй дуэли.

- Какой можно сделать вывод о композиции данной повести? (Такое построение позволяет расширить временные и пространственные границы действия и создать неослабевающее сюжетное напряжение, это рассказ в рассказе).

- Теперь проанализируем эпиграфы к данному произведению. Почему их два? ( Они относятся к разным частям текста. Первый к первой главе. Второй ко второй.)

-И в конце нашего разговора, давайте каждый в тетрадочке ответит для себя на вопрос : Кто подил в дуэли той? 5-6 предложений.

Озвучивание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель"

Целью данного урока является: определить место повести в творчестве А.С.Пушкина;.проанализировать образы героев; способствовать воспитанию гуманного отношения к людям; способствовать развитию умения р...

Повести покойного Ивана Петровича Белкина

http://www.proshkolu.ru/club/vschool/blog/263428/...

Создание гипертекста на уроках литературы. Судьба России в творчестве А. С. Пушкина. (Урок по повестям Ивана Петровича Белкина.)

Цель фундаментального ядра общего образования – формирование гражданской позиции детей. Мы, учителя, должны стремиться к упорядоченным знаниям учащихся. Необходимо стремиться произведение повернуть ли...

Урок внеклассного чтения в 6 классе А.С.Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Выстрел», «Барышня-крестьянка»

Урок в игровой форме помогает проверить знания учащихся произведений Пушкина, а также вспомнить факты лицейской жизни поэта, которые изучаются в школьной программе 6 класса....

А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель"

А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель...