Контрольная работа. Анализ фрагмента текста из романа Л.Н. Толстого “Война и мир” в формате задания ЕГЭ
методическая разработка по литературе (10 класс)

Смышляева Марина Владимировна

Контроьная или самостоятельная работа. Анализ фрагмента текста из романа Л.Н. Толстого "Война и мир" в формате ЕГЭ можно использовать на уроке по теме "Нравственные устои семей Ростовых, Болконских, Курагиных" как вариант группового задания, так и для контроля знаний учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ фрагмента текста из романа Л.Н. Толстого “Война и мир” в формате задания ЕГЭ

В день именин Элен у князя Василья ужинало маленькое общество людей самых близких, как говорила княгиня,— родные и друзья. Всем этим родным и друзьям дано было чувствовать, что в этот день должна решиться участь именинницы. Гости сидели за ужином. Княгиня Курагина, массивная, когда-то красивая, представительная женщина, сидела на хозяйском месте. По обеим сторонам ее сидели почетнейшие гости — старый генерал, его жена, Анна Павловна Шерер; в конце стола сидели менее пожилые и почетные гости, и там же сидели как домашние Пьер и Элен — рядом. Князь Василий не ужинал: он похаживал вокруг стола, в веселом расположении духа подсаживаясь то к тому, то к другому из гостей. Каждому он говорил небрежное и приятное слово, исключая Пьера и Элен, которых присутствия он не замечал, казалось. …

…Все очень смеялись. На верхнем, почетном конце стола все были, казалось, веселы и под влиянием самых различных оживленных настроений; только Пьер и Элен молча сидели рядом почти на нижнем конце стола; на лицах обоих сдерживалась сияющая улыбка, не зависящая от Сергея Кузьмича,— улыбка стыдливости перед своими чувствами. Что бы ни говорили и как бы ни смеялись и шутили другие, как бы аппетитно ни кушали и рейнвейн, и соте, и мороженое, как бы ни избегали взглядом эту чету, как бы ни казались равнодушны, невнимательны к ней, чувствовалось почему-то, по изредка бросаемым на них взглядам, что и анекдот о Сергее Кузьмиче, и смех, и кушанье — все было притворно, а все силы внимания всего этого общества были обращены только на эту пару — Пьера и Элен. Князь Василий представлял всхлипыванья Сергея Кузьмича и в это время обегал взглядом дочь; и в то время как он смеялся, выражение его лица говорило: «Так, так, все хорошо идет; нынче все решится». Анна Павловна грозила ему за notre bon Viasmitinoff, a в глазах ее, которые мельком блеснули в этот момент на Пьера, князь Василий читал поздравление с будущим зятем и счастием дочери. Старая княгиня, предлагая с грустным вздохом вина своей соседке и сердито взглянув на дочь, этим вздохом как будто говорила: «Да, теперь нам с вами ничего больше не осталось, как пить сладкое вино, моя милая; теперь время этой молодежи быть так дерзко вызывающе-счастливой». «И что за глупость все то, что я рассказываю, как будто это меня интересует,— думал дипломат, взглядывая на счастливые лица любовников,— вот это счастие!»

…Пьер чувствовал, что он был центром всего, и это положение и радовало и стесняло его. Он находился в состоянии человека, углубленного в какое-нибудь занятие.

Он ничего ясно не видел, не понимал и не слыхал. Только изредка, неожиданно, мелькали в его душе отрывочные мысли и впечатления из действительности.

«Так уж все кончено! — думал он. — И как это все сделалось? Так быстро! Теперь я знаю, что не для нее одной, не для себя одного, но и для всех это должно неизбежно свершиться. Они все так ждут этого, так уверены, что это будет, что я не могу, не могу обмануть их. Но как это будет? Не знаю; а будет, непременно будет!»— думал Пьер, взглядывая на эти плечи, блестевшие подле самых глаз его.

Пьер во время проводов гостей долго оставался один с Элен в маленькой гостиной, где они сели. Он часто и прежде, в последние полтора месяца, оставался один с Элен, но никогда не говорил ей о любви. Теперь он чувствовал, что это было необходимо, но он никак не мог решиться на этот последний шаг. Ему было стыдно; ему казалось, что тут, подле Элен, он занимает чье-то чужое место. «Не для тебя это счастье,— говорил ему какой-то внутренний голос.— Это счастье для тех, у кого нет того, что есть у тебя». Но надо было сказать что-нибудь, и он заговорил. Он спросил у нее, довольна ли она нынешним вечером? Она, как и всегда, с простотой своей отвечала, что нынешние именины были для нее одними из самых приятных.

Кое-кто из ближайших родных еще оставались. Они сидели в большой гостиной. Князь Василий ленивыми шагами подошел к Пьеру. Пьер встал и сказал, что уже поздно. Князь Василий строго-вопросительно посмотрел на него, как будто то, что он сказал, было так странно, что нельзя было и расслышать. Но вслед за тем выражение строгости изменилось, и князь Василий дернул Пьера вниз за руку, посадил его и ласково улыбнулся.

— Ну, что, Леля? — обратился он тотчас же к дочери с тем небрежным тоном привычной нежности, который усвоивается родителями, с детства ласкающими своих детей, но который князем Васильем был только угадан посредством подражания другим родителям.

…Князь Василий, как бы не слушая дам, прошел в дальний угол и сел на диван. Он закрыл глаза и как будто дремал. Голова его было упала, и он очнулся.

— Aline,— сказал он жене,— Алина, посмотри, что они делают..

Княгиня подошла к двери, прошлась мимо нее с значительным, равнодушным видом и заглянула в гостиную. Пьер и Элен так же сидели и разговаривали.

— Все то же,— отвечала она мужу.

Князь Василий нахмурился, сморщил рот на сторону, щеки его запрыгали с свойственным ему неприятным, грубым выражением; он, встряхнувшись, встал, закинул назад голову и решительными шагами, мимо дам, прошел в маленькую гостиную. Он скорыми шагами, радостно подошел к Пьеру. Лицо князя было так необыкновенно-торжественно, что Пьер испуганно встал, увидав его.

— Слава богу! — сказал он.— Жена мне все сказала! — Он обнял одною рукой Пьера, другою — дочь.— Друг мой Леля! Я очень, очень рад.— Голос его задрожал.— Я любил твоего отца... и она будет тебе хорошая жена... бог да благословит вас!..

Он обнял дочь, потом опять Пьера и поцеловал его своим старческим ртом. Слезы действительно омочили его щеки.

— Княгиня, иди же сюда,— прокричал он.

Княгиня вышла и заплакала тоже. Пожилая дама тоже утиралась платком. Пьера целовали, и он несколько раз целовал руку прекрасной Элен. Через несколько времени их опять оставили одних.

Проанализируйте текст и письменно ответьте на вопросы.

  1. Почему князь Василий не ужинал, а похаживал вокруг стола?
  2. Почему все внимание гостей было обращено только на Пьера и Элен?
  3. Что должно было свершиться по мнению Пьера? И на какой пследний шаг он не мог решиться?
  4. На что надеялся князь Василий, спрашивая жену, чем заняты Пьер и Элен?
  5. С чем он поздравил их, входя в комнату.

Сделайте вывод:

Была ли помолвка Пьера его желанием. Если нет, то почему он на это пошел? Для чего князь Василий устроил все это? Какие отношения царят в семье Курагиных и почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция «По страницам романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

Классика… как воспринять её богатство, проникнуть в духовный мир героев, чтобы суметь понять всю сложность исканий А.Болконского и П.Безухова, полюбить Наташу Ростову и Марью Болконскую.Вновь и ...

Разноуровневые карточки к изучению романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

Автор разработки Перова И. Н. Разноуровневые карточки к изучению романа Л. Н. Толстого «Война и мир»Пояснительная записка.Может быть, я выскажу сейчас крамольную мысль, но я считаю недопусти...

Стилистический анализ отрывка из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

Объектом моего исследования стал отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир».       Сложная структура содержания романа...

Вопросы на знание текста романа Л.Н.Толстого "Война и мир"

Вопросы для проверки знаний по содержанию произведения....

Тест на знание текста романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Тема первая: «Мысль семейная» в романе

Первый тест на знание текста романа Л.Н. Толстого "Война и мир"...