Задания для развития умений анализировать логическую структуру художественного текста, понимать и интерпретировать его содержание
методическая разработка по литературе (5 класс)

Сегень -Минкина Елена Семёновна

вопросы для работы и анализа художественного текста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания для развития умений анализировать логическую структуру художественного текста, понимать и интерпретировать его содержание

Художественный текст

Я проснулся серым утром. Комната была залита желтым светом, как будто от керосиновой лампы.

… Странный свет - неяркий и неподвижный - был непохож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на черной земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем старого воска.

Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я ее не замечал: в саду еще не было запаха прелой листвы, вода в озерах не зеленела и жгучий иней еще не лежал по утрам на дощатой крыше…

Осень пришла врасплох и завладела землей, садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. Все сразу стало осенним.

                                                                                                  (по К.Г. Паустовскому)

Источник: Желтый свет [Текст] : рассказы / К. Г. Паустовский ; оформ. С. Е. Власова. - Москва : Текст, 2003. - 398 с.

Задания для развития умений анализировать логическую структуру художественного текста, понимать и интерпретировать его содержание

Задания

Ответы

Развиваемые (диагностируемые) группы читательских умений

(компоненты ЧГ)

Применяемые логические умения

1.

Определите тему текста, подкрепите свое мнение аргументами в виде простых или сложных суждений. Доказательства можно связать между собой при помощи вводных слов: во-первых, во-вторых, в-третьих.

Основная тема текста - наступление осени.

Во-первых, в тексте описываются первые признаки осени: сухая листва, зеленеющая в озерах вода, запах прелой листвы и иней по утрам на дощатой крыше. Во-вторых, лирические герой описывает свои впечатления от первых признаков осенней поры: неяркий и не подвижный желтый свет, тусклое сияние от листвы, из-за чего лица людей кажутся загорелыми, а книги будто покрыты воском.

  • Поиск информации и понимание текста (прочитанного).
  • Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста.
  • Использование информации из текста для различных целей.
  • Анализ текста.
  • Построение логической цепочки рассуждения.

2.

Прочитав текст еще раз определите, верно ли установлен и обоснован его текстовый субъект в приведенном ниже высказывании. Аргументировать своё мнение, сформулировав суждение.

Текстовый субъект - осень, так как в тексте говорится, что вся комната была залита желтым светом.

Текстовый субъект в приведённом высказывании указан верно, но обоснование не является объективным, т. к. для него используется несущественный факт из текста (вся комната была залита желтым светом). Доказать правильность выбранного текстового субъекта можно следующими аргументами: во-первых, понятие «осень» используется в каждом абзаце и дополняется характеристиками, свойственными этому времени года: серое утро, желтый свет, сухие листья, иней на крыше, запах прелой травы и т.д.

  • Общее понимание текста, ориентация в тексте.
  • Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста.
  • Использование информации из текста для различных целей.
  • Поиск информации и понимание текста (прочитанного).
  • Анализ
  • Построение логической цепи суждений
  • (доказательства)

3.

Прочитайте текст еще раз и определите, какие средства выразительности использует автор и сформулируйте ответ на вопрос-суждение: «Как доказать, что автор, создавая данный текст, использовал в большей степени образное мышление?».

Автором в тексте использованы метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения и синонимы (желтым светом, как будто от керосиновой лампы; неяркий и не подвижный; сад сбросил сухую листву; тусклое сияние и т.д.). Использование изобразительно-выразительных средств говорит нам об использовании автором образного мышления, а не логического.

  • Поиск информации и понимание текста (прочитанного).
  • Извлечение информации из текста, представленной в неявном виде.
  • Использование информации из текста для различных целей.
  • Анализ
  • Построение логической цепи суждений

(доказательства)

4.

Определить,        какое высказывание является фактом, а какое мнением автора:

А. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на черной земле и распространяла тусклое сияние.

В. До тех пор я ее не замечал: в саду еще не было запаха прелой листвы, вода в озерах не зеленела и жгучий иней еще не лежал по утрам на дощатой крыше…

Ответ сформулируйте в виде простого или сложного суждения.

  • Высказывание А является фактом из текста, т. к. содержит истинную информацию, содержащуюся во 2 абзаце.
  • Высказывание В является мнением его автора, т. к. в нем содержится формулировка, относящаяся к выражению собственного мнения: «до тех пор я ее не замечал».
  • Глубокое и детальное понимание
  • содержания и формы текста.
  • Критический анализ и оценка
  • информации
  • Анализ
  • Построение     логической цепи суждений
  • (доказательства)
  • Определение истинности фактов

5.

Определите истинность/ ложность суждений, сформулированных к тексту. Докажите свое мнение в виде суждения или умозаключения.

А. От желтого сияния сухой листвы лица людей казались еще более серыми, чем обычно.

В. Осень пришла неожиданно, застав врасплох как автора, так и природу.

С. Осень для автора началась уже давно, и ничего необычного утром он не заметил.

– Ложные суждения никак не отражают действительность, не содержат достоверных фактов или событий. Суждения А и С не отражают реальную действительность, содержит ложные факты, которые противоречат фактам в тексте. Следовательно, суждения А и С являются ложными.

– Истинные суждения соответствуют действительности, содержат достоверные факты или события. Суждение В отражает реальную действительность, содержит достоверные факты в соответствии с текстом. Следовательно, суждение В является истинным.

  • Общее понимание текста, ориентация в тексте.
  • Поиск информации и понимание текста (прочитанного).
  • Анализ
  • Определение истинности фактов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для развития умений по английскому языку

          Каждый учитель иностранных языков испытывает насущную потребность иметь под рукой набор заданий и упражнений (activities), необходимых для развития разли...

Элективный курс "Постигаем структуру художественного текста". Рекомендованный для профильного обучения на 2011 - 2012 учебный год Министерством образования Саратовской области

Элективный курс направлен на организацию помощи страшеклассникам в профессиональном самоопределении, развитии временной перспективы, способности к целеполаганию и развитию социальной компетентсности....

Разработка заданий на развитие умений диалогической речи с использованием ролевых игр.

Использование ролевых игр повышает эффективность обучения устной речи, вызывает интерес учащихся, превращая процесс обучения  в совместную коммуникативно-познавательную деятельность, способ...

Методическая разработка "Внедрение в практику работы заданий для развития умения творческого письма у старшеклассников"

Задания разработаны на основании рабочей программы "Совершенный английский", могут быть использованы для подготовки учащихся старших классов к ЕГЭ для формирования коммуникативной компетенции в письме...

Развитие умений аудирования на основе аутентичных текстов

Упражнения на развитие умений аудирования...

Структура художественного текста

В основу понятия текста, видимо, удобно будет положить следующие определения.1. Выраженность. Текст зафиксирован в определенных знаках и в этом смысле противостоит внетекстовым структурам. Для художес...