Внеклассное мероприятие "Патриотизм в творчестве поэтов - бардов"
методическая разработка по литературе (6 класс)

Торопыгина Елена Сергеевна

Данное мероприятие направлено на приобщение учащихся к культурному и духовному наследию России, на формирование и воспитание художественного вкуса у подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poety_bardy.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ "Сосновская средняя общеобразовательная школа"

Сценарий внеклассного мероприятия

"Патриотизм в творчестве поэтов-бардов"

                                                     (разработан для обучающихся 6 класса)

Автор-составитель:

Башмакова Елена Сергеевна

учитель русского языка и

литературы

с.Сосновка

Патриотизм в творчестве поэтов-бардов.

Цель: приобщение детей к культурному и духовному наследию России.

Задачи:

  1. знакомство с историей развития авторской песни;
  2. формирование и воспитание художественного вкуса у подрастающего поколения;

Реквизит:

  1. Мультимедийный проектор;
  2. Экран;
  3. Ноутбук;
  4. Микрофоны – 2 шт. (для исполнителей);
  5. портреты бардов

Ход сценария

        Учитель: Сегодня мы собрались на вечер авторской песни, который не случайно проводится в преддверии 23 февраля, дня защитника отечества,  и 9 мая - Дня Победы. Очень многие авторы обращались к  теме войны в своих песнях.

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию в начале нашего разговора об авторской песне,  песню Б.Окуджавы «Бери шинель, пошли домой» (отрывок из фильма)

        Учитель: Вот вы сейчас прослушали авторскую  песню. Кто из вас знает, что  значит авторская песня? (Авторские песни это произведения, где и слова, и мелодия, и исполнение и музыкальное сопровождение принадлежит одному человеку. Есть поэты, поющие свои стихи. Еще их называют самодеятельные песни, гитарные.)

        Учитель: Авторские песни существуют уже более четверти века. К настоящему моменту она представлена 4-мя поколениями людей разных профессий, для которых песня это и увлечения, и жизненное призвание. А история этого жанра началась еще в конце 30-х г. По - разному относились к авторским песням в разные годы: потеплее в 60-х г., похолоднее в 70-х. Но развитие этого вида искусства не прерывалось, и сегодня можно перечислить имена более 2-х десятков бардов, создавших каждый свой неповторимый песенный мир. Их родило время памятных событий, таких как война… Вот и появился круг таких поэтов как :  Булат Окуджава, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Александр Дольский, Юлий Ким, Александр Городницкий, Олег Митяев, Сергей Никитин, Александр Розенбаум, Александр Суханов, Ариадна Якушева.

ПОРТРЕТЫ на стенде

Все они не похожи друг на друга. Булат Окуджава – профессионал в поэзии, Олег Митяев – артист, Юрий Визбор – журналист, Вероника Долина – поэтесса, Александр Розенбаум – врач.

В своих стихах-песнях автор пишет о том, что его волнует, о своём видении мира. Размышляет о добре и зле, о смысле жизни, о человеческих чувствах, о жестокости нашей жизни, крушение идеалов, о разочаровании, утратах. Стихотворение под музыку легче воспринимается. А музыка усиливает воздействие поэзии на человека.

С помощью магнитофона поэзия распространялось очень быстро. Не будь их, лежали бы стихи огромными стопками. Но вот авторская песня выходит на эстраду. Расклеиваются афиши Розенбаума.  Будучи еще совсем молодым человеком, он смог написать такие сильные, проникновенные, пронизанные настоящей любовью к Родине, песни о 37-м годе: «Вальс 37-го года», «Колыбельная на нарах», «Анафема», о годе  репрессий, эти песни имеют такую мощь, раскрывая страх и страдания народа, что даже в 80-х годах запрещались для исполнения перед публикой.

Такую же мощь и силу имеют песни о Великой Отечественной войне, вызывающие скупые слёзы на глазах ветеранов, смотревшие без страха даже в глаза смерти. Это: «Красная стена» (о памяти погибших в боях за Сталинград), «Бабий Яр» (о гибели более ста тысяч советских людей под Киевом), «На Дороге Жизни» (о блокадном Ленинграде), «А может, не было войны?» (об ужасах фашизма, которые должны быть сохранены в нетленной памяти многих поколений, чтобы не было подобного повторения) и другие.

 Розенбаум «На войне, как на войне» (звучит песня в исполнении автора)

        Учитель: Еще одно имя, о котором невозможно не сказать. Булат Окуджава – его справедливо считают основоположником бардовской песни. Родился в Москве. Отец - грузин, занимавшийся партийной работой, в 1937 году попал под каток репрессий и погиб. Мать - армянка, прошла через ГУЛАГ. Когда родителей забрали, остался с бабушкой в Москве. Но в 16 лет переехал к родственникам в Тбилиси. В 1942 году добровольцем прямо из девятого класса ушёл на фронт. Сначала был миномётчиком. Воевал под Моздоком. В декабре 1942 года был ранен. Потом служил радистом в тяжёлой артиллерии. Был полковым запевалой, сочинял песни на фронте.

Б.Окуджава «До свидания, мальчики»(звучит песня)

        Учитель: Особое внимание сегодня хочется уделить творчеству В.Высоцкого.

Вы все знакомы с его песнями, часто слышите их по телевидению и радио. Владимир Семёнович Высоцкий (1938 - 1980) – поэт, певец, актер. Родился в Москве 25 января 1938 года.  Во время Великой Отечественной войны некоторое время жил на Урале. Снова вернулся в Москву.  Владимир Высоцкий с 1953 года был участником драмкружка. Закончив школу, поступил в инженерно-строительный институт Москвы. С 1956 по 1960 обучался в школе-студии при МХАТ. В 1959 году впервые участвует в театральной постановке («Преступление и наказание»), впервые играет роль в кино. Следующий этап своей жизни Высоцкий посвящает игре в театре. В 1968 году впервые выходят песни Владимира Высоцкого на пластинке «Песни из кинофильма «Вертикаль»». В 1975 году было опубликовано стихотворение Высоцкого в сборнике «День поэзии.

«Письмо перед боем» (звучит песня)

        Учитель: В одном из своих интервью Высоцкий сказал: «Я отношусь к послевоенному поколению, но меня мучает чувство вины за то, что я «опоздал» родиться, и своим творчеством я как бы «довоёвываю». В его проникновенных песнях невольно ощущаешь причастность поэта к фронтовым событиям. Военные стихи Высоцкого трагичны, но вместе с тем в них нет безысходности, они полны оптимизма, в котором слышна глубочайшая, неисчерпаемая, поистине сыновья любовь к Родине.

«Так случилось, мужчины ушли» (звучит песня)

        Учитель: Поэзия Высоцкого истинно русская и рассказывает нам о нас. За всю биографию Высоцкий написал около 700 песен, которые были очень популярны в СССР. Он снялся в 28 фильмах, дал множество концертов, оказал большое влияние на многих музыкантов. О нем снято пять фильмов, написано множество книг, в его честь названы улицы и установлены памятники.

«Купола» (звучит песня)

 

         Учитель:  Авторская песня содержала всегда всем понятный подтекст. Барды не только обвиняли социальное зло, фальшь, ложь, бездуховность, трусость сограждан, но и рождали мечту об идеале, о высших нравственных и духовных ценностях. Они – настоящие  патриоты своей страны. Патриотизм заключается в том, чтобы любить свой народ и уважать другие народы. Патриотизм - это не движение против чего-либо, а движение за те ценности, которыми располагает общество и человек. Патриотизм - это, прежде всего, состояние духа, души. Патриотизм - это когда ты любишь свой народ.

Хорошо, что есть праздники, которые объединяют многие поколения. А самое главное качество культурной нации – память. И помнить свою историю, не забывать о ней помогает авторская песня. Стало уже традицией проводить Грушинский фестиваль

под Самарой в огромном природном зале, где трибуна – гора, а сцена – плот-гитара, причаленный к берегу. В августе 1967 года комсомолец Валерий Грушин, студент Куйбышевского авиационного института имени С.П. Королева, погиб на таежной реке Уде в Восточных Саянах, спасая тонущих в ледяной воде детей. В память о его подвиге и любви к песне организовывается этот фестиваль.

Наша встреча подошла к концу.  А сейчас мы с вами послушаем песню, которую исполняют на всех Грушинских фестивалях. И называется она «Фестивальная», но чаще всего ее называют «Изгиб гитары желтой».

Я думаю, что многие из вас уже знакомы с этой песней (исполняет Мария Анатольевна Бойко (учитель английского языка). На гитаре - Кравченко Вячеслав Федорович (учитель физической культуры)).

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-посвящение по творчеству поэта-барда - В.Высоцкого в 11 классе.

Владимир Высоцкий – феномен семидесятых годов, его творчество самобытно и многогранно. Все настоящие артисты и все поэты обязаны своим становлением и признанием самим себе. Феномен В. Высоцкого в ...

Разработка внеклассного мероприятия немецкому, английскому языкам и литературе по теме «Биография творчество поэтов-романтиков»

Данное мероприятие проводтлось в рамках недели языков. Оно было разработано и проведено совместно с преподавателями английского языка и литературы. Цель данного мероприятия - расширять кругозор и повы...

презентация В.С. Высоцкий к уроку о поэтах - бардах

Презентацию  можно  использовать  на  уроках  литературы  в  старших  классах  по  теме  "Поэты- барды"...

Проект по теме: «Библеизмы в творчестве поэтов-бардов» Объект исследования: поэзия Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы.

Предмет исследования: фразеологические единицы библейского происхождения.Теоретическая значимость проведённого исследования состоит в том, что в нём выявлен состав и особенности функционирования библе...

Актер, поэт, бард... (литературный вечер, посвященный творчеству Владимира Высоцкого)

Работа предназначена для использования на уроках литературы в старших классах и на внеклассных мероприятиях, посвященных творчеству актера, поэта, барда....

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме: Михаил Юрьевич Лермонтов и Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Предназначение поэта и поэзии в творчестве поэтов. Специфика художественной образности

В данном уроке анализируются и сравниваются поэты М.Лермонтов и К .Хетагуров, рассматривается их отношение к предназначению поэта и поэзии....

внеклассное мероприятие по творчеству поэта И.Швеца

Сценарий внеклассного мероприятия по творчеству И.Швеца...