"Уроки французского " - уроки доброты. по рассказу В. Г. Распутина "Уроки французского"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Цопанова Залина Муратовна

Раскрыть нравственные законы, духовные ценности, по которым живут герои рассказа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Уроки французского» - уроки доброты.

(по рассказу В. Г. Распутина

«Уроки французского»)

Предмет – литература

Дата – 14.11.2020

Класс – 6 «Б»

Тип урока – урок комбинированного строения

Формы урока: фронтальная, коллективная, индивидуальная.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, презентация, видеофильм, тексты повести В. Распутина «Уроки французского», слайд-презентация, фильм «Уроки французского», Библия, эпиграф «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Л. Толстой)

Ц е л и : раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина;

- показать душевную щедрость учительницы и ее роль в жизни мальчика; воспитывать чувство сострадания, любовь к ближнему;

- познакомить с понятиями «духовная память», «духовный опыт человека», помочь раскрыть эти духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомиться с произведением В. Г. Распутина, главными героями, композицией, художественными особенностями.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий- УУД):

• познавательные: ориентироваться в учебнике, в тексте художественного произведения; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в тексте;

регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

• коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявлять познавательный интерес  к изучению литературы.

Технологическая карта

Тип урока: урок постановки учебной задачи

Задачи: формировать умения ориентироваться в тексте и, отвечая на вопросы, анализировать его, раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина;

Планируемые результаты

Предметные: познакомится с произведение В. Г. Распутина, главными героями, композицией, художественными особенностими

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

• познавательные: ориентироваться в учебнике, в тексте художественного произведения, отвечать на вопросы учителя, обощать, делать выводы, находить информацию в учебнике, в тексте;

регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявлять познавательный интерес к изучению литературы

Организационная структура урока

1. Этапы урока

2. Содержательная деятельность учителя

3. Содержательная деятельность ученика

  1. Организационный момент

Запись темы на доске

Запись темы в тетрадях

  1. Изучение нового материала

•Вступительное слово учителя о В. Г. Распутине, его книгах.

 В. Г. Распутин родился в 1937 году в небольшой приангарской деревне. Закончил Иркутский госуниверситет, а затем стал работать журналистом. Известность приходит к писателю после опубликования его повестей «Живи и помни», «Прощание с Матерой», рассказа «Уроки французского».

 Прежде, чем начать анализировать произведение, хочется вспомнить слова из Библии: «Люби ближнего как самого себя»

А кто же на самом деле твой ближний?

 Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи.

-  Как же связана эта притча с рассказом В. Г. Астафьева «Уроки французского»?

- Как мы назовем наш урок?

- В произведении мы видим истинный пример того, как самоотверженно и бескорыстно Лидия Михайловна делала добро герою этого рассказа.

Учащиеся высказывают свои мысли и предположения.

Останавливаемся на теме «Уроки французского» - уроки доброты» (записываем тему в тетради)

  1. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока. Работа с текстом

• Исследовании тех проблем, которые заявлены в целях и задачах урока.

Слово учителя. Сегодня на уроке попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина в повести; доказать, что «Уроки французского» - это уроки доброты. Доброта – именно это человеческое качество является основным у героев В. Распутина. Вот и сегодня мы попытаемся понять, как входит доброта нВ нашу жизнь.

- вдумайтесь в смысл названия произведения. Какое слово вы считаете главным?

-Читаем в толковом словаре значение слова урок

Урок

• Учебный час

•Учебная работа, заданная школьнику на дом

• нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего.

• преподавание школьных учебных предметов частным образом отдельным лицам

- Какое значение подходит нам?

-Как вы понимаете слово «доброта»? какие ассоциации появляются у вас, когда вы слышите это слово? Запишите синонимы.

- На основе  записей делаем вывод: доброта – качество характера человека, проявляющаяся в стремлении делать добро, отзывчивости, расположении к людям.

Настоящая доброта бескорыстна. Если человеку больно- становится неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета. Доброта означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь!

- А кто в рассказе нуждается в помощи? Кого можно назвать нашим ближним?

- Какие черты характера проявились в борьбе с этими трудностями?

- Какие факты, детали рисуют нам образ трудного послевоенного времени?

 - В каком возрасте началась у героя самостоятельная жизнь?

- Какие испытания ожидали его?

- Урок

№3 – Нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего.

-Щедрость, милосердие, бескорыстие, сострадание, расположение к людям.

Рассказы о главном герое, о его жизни в райцентре, о трудностях с которыми он сталкивался каждый день: не давался фр язык, голод, тоска по дому…

- Мужество, настойчивость и терпение. Внутренний мир героя терзают другие противоречия: гордость, тяга к знаниям, доброта и самопожертвование борются с голодом, нуждой, обманом, жадностью и одиночеством. Кроме того, испытания развили в мальчике чувство ответственности и бережное отношение к матери.

Уч-ся приводят примеры

- Не только постоянный голод, страдания от одиночества, разлуки с домом, с матерью, но и острое переживание несправедливости, горечь обмана. Жизнь преподносит герою жестокие уроки и ставит его перед необходимостью выбора: смолчать, сириться или расстроить мать. Горькие мысли о матери и своей ответственности перед ней заставляют героя рано повзрослеть.

-

  1. Создание ситуации затруднения. Изучение нового материала

- Как вы думаете, почему мальчик не убежал к матери в деревню? Что двигало им: жажда знаний или желание выделиться, страх или чувство долга?

- Почему герой никому не сказал о том, что кто-то таскает у него хлеб и картошку? Почему он «заставил себя смириться и с этим»?

-Кто протянул руку помощи нашему сверстнику?

- Как Лидия Михайловна выясняет, что случилось с героем?(показ видеофрагмента фильма «Уроки французского» - в школе, наутро после драки до слов «…так домой ехать нельзя». )

- Как вы можете охарактеризовать героев в этой ситуации? Что в этот момент пережил мальчик?

- Какие чувства вызывал у Л. М. мальчик?

- Что предпринимает Л. М., когда узнает истинную причину его игры на деньги?

Показ видеофрагмента

- А Библия как относится к играм на деньги?

- Тогда отчасти директор школы прав, назвав это поступок Л. М. преступлением?

- Этот вопрос сложен для детей. Чувство собственного достоинства, сильно развитое в герое, не позволяло ему оскорбить подобное чувство в другом человеке. Здесь можно обратиться к эпиграфу: «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях»,- писал Л. Н. Толстой. Человек с чувством собственного достоинства не будет оскорблять этого чувства в других людях.

 Вывод: писатель рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего беспрестанно и отважно, как солдат, свои обязанности и синяки. Приобщаясь к нелегкой судьбе мальчика, мы сопереживаем ему, размышляем о добре и зле, испытываем чувства добра. Значит, в произведении отражена извечная борьба добра и зла, самые мучительные сражения которых происходят в сердце человека, в решающие, переломные годы его жизни. Именно тогда решается главный вопрос: на какой, светлой или темной, стороне останется человек, сумеет ли он противостоять жестокому миру? Исход этой борьбы может решить добрый человек, который протянет руку помощи, проявит милосердие и любовь.

Учительница французского языка Л. М., ее мы тоже можем назвать нашим близким.

- Он боялся, что его выгонят из школы, это позор; подумают, «что я человек ненадежный, раз не выдержал того, что хотел».

- Она относилась к нему с пониманием и сочувствием, ценила его целеустремленность.

Учительница начала заниматься с героем дополнительно, рассчитывая его дома покормить; Л. М. решила отправить посылку мальчику; предложила ему играть на деньги в «пристенок» - нашла способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости.

Это является недопустимым.

- Ответы могут быть дискуссионными, ребята отстаивают точки зрения, оправдывая учительницу. Л. М. наделена способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы. У нее не было другого выхода помочь мальчику, ведь он отказывался от любой помощи, гордость ему не позволяла.

  1. Закрепление изученного материала

Вывод учителя. Играя на деньги со своим учеником, Л. М., с точки зрения педагогики, совершила поступок безнравственный. «Но что стоит за этим поступком?» - спрашивает автор. Видя, что ее ученик в голодные послевоенные годы недоедает, она старалась ему помочь: под видом дополнительных занятий приглашала домой, чтобы покормить его, прислала посылку, будто от матери. Но мальчик от всего отказался. И учительница решается играть с учеником на деньги, подыгрывая ему. Она идет на обман, но счастлива, потому что это ей удается.

Сердце милующее – это сердце, которое умеет принять чужую боль как свою собственную. Такой человек всюду видит людей, а не врагов. А в каждом человеке «Искру Божью», - говорит Библия.

- Какие нравственные уроки (уроки добра) преподает своему ученику Л. М.?

Вы правы, мальчик действительно получил уроки добра и мужества, не только занимался дополнительно французским, а еще получил жизненные уроки: научился прощать обиды, приобрел опыт переживания одиночества. Он понял, что истинное добро не требует награды, оно бескорыстно, добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого исходило.

Л. М. открыла мальчику новый мир, где люди могу доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Он узнал, что на свете есть доброта, отзывчивость и любовь. Уроки фр

оказываются уроками доброты.

Недаром статья, предшествующая рассказу, называется «Уроки доброты». Обратимся к этой статье. Какова основная ее идея?(только следуя законам доброты, можно победить зло).

Творческая работа учащихся (записать 2-3 предложения).

• Это были уроки не только фр языка, но доброты и душевной щедрости, внимательного и чуткого отношения друг к другу, бескорыстия, что более всего остается в нашей душе и памяти и перерастает в духовный опыт. Это вечные ценности.

• Л. М. сделала все, чтобы «приручить» мальчика к себе, помочь ему выжить. Она сделала его своим добрым поступкам и преподавала ему своим примером урок доброты.

Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику, учительница предпринимает несколько бесплодных попыток помочь ему: занятия на дому с приглашением за стол, посылка с макаронами. Ей приходится идти на хитрость помогать ученику. Только по-настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой поступок.

  Этот рассказ учит людей состраданию. И тому, что надо не просто посочувствовать человеку, которому трудно, но и посильно помочь ему, в то же время не оскорбляя его гордости. И если каждый из нас поможет хоть одному человеку, то жизнь станет светлее и чище.

- Выделяют из статьи законы доброты Распутина:

• «Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает»

• «На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи (я помог тебе – изволь и ты мне помогать), а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе».

• «И если ,уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире был круг его действия..»

Обсуждение законов доброты В. Распутина.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- А как вы понимаете эти слова : «Духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста, это то главное и как бы высшее, дающее нам нравственное направление наперед…»?

- Мы уже говорили, что в произведении отражена извечная борьба добра и зла (где добро, там и зло) Кто является олицетворением зла в рассказе?

- Удалось ли Распутину на примере истории из своего детства рассказать, что такое законы доброты, что они существуют так же, как и настоящие добрые люди?

Вывод: я надеюсь, что доброта и сострадание всегда будут в вашей жизни, и вы всегда придете на помощь друг другу в любую минуту и тому, кому нужна ваша помощь.

Вывод (учитель вместе с детьми)

В жизни мы получаем определенный опыт, делаем выводы. Часть выводов каксается того, как нам поступать в обыденной жизни. Главные выводы касаются того, как вообще жить дальше, в чем смысл жизни человека, что такое добро и зло и как стремиться к добру. И мы строим свою жизнь в соответствии с этими выводами. Это и есть духовный опыт и память человека.

В. Г. Распутин написал рассказ «Уроки французского», потому что чувствовал потребность поделиться с людьми теми важными выводами, тем духовным опытом, который он получил в своей жизни. Он считает, что этот духовный опыт, эти уроки могут быть важными не только для него, но и для многих читателей.

 - Директор – он сух, прямолинеен, резок, невнимателен к людям. Ко всем подходит с одной меркой. Директор «допрашивал» провинившихся до тех пор, пока они не заплачут, «лишь после этого он успокаивался». Вадик, Птаха, тетя Надя, ее дети, одноклассники – безразличные, завистливые, порочные…

-Тема добра и зла извечна, еще в древней Руси зарождались такие пословицы, как :

Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.

Доброе слово и железные врата отворяет.

Добрые сердца – это сады.

Добрые мысли- это корни.

Добрые дела – это фрукты.

«Позаботьтесь о своем саде и берегите его от сорняков, заполните его светом добрых слов и добрых дел», - Г. Лангфелло.

--

.Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звездной красоте,

Земля добра. Она дарит нас хлебом,

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

VIII. Домашнее задание.

Написать сочинение-эссе «Встречались ли вам люди, похожие на Лидию Михайловну»?

Подумайте над проектом «Эра милосердия»

Вот несколько предложений:

Предложите социальную рекламу по теме «Спешите делать добро!», которую можно разместить в транспорте, библиотеке, на улице, в кино, предложить на телевидение. Подберите пословицы о добре и милосердии, стихотворения, фрагменты из фильмов, произведений.

Выбирают задания, которые будут выполнять дома.

Записывают домашнее задание в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки мужества и доброты по рассказу В. Распутина "Уроки французского"

Надеюсь, что мои разработки будут полезны коллегам!...

«Уроки французского» - уроки доброты (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»).

Урок литературы в 6 классеТема: «Уроки французского» - уроки доброты (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»).Планируемые результаты: 1. Личностные: сформированность гуманистических ценностных...

презентация к уроку литературы в 6 классе Уроки доброты в рассказе ВГ Распутина Уроки французского

презентация к уроку литературы в 6 классе Уроки доброты в рассказе ВГ Распутина Уроки французского...

Урок литературы: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» (обучение анализу художественного произведения)

Урок литературы: Урок доброты по рассказу В.Г.  Распутина «Уроки французского» (обучение анализу художественного произведения)...

Уроки доброты по рассказу В. Распутина «Уроки французского»

Уроки добротыпо рассказу  В. Распутина«Уроки французского»...

Конспект урока по литературе по теме "Уроки доброты" (по рассказу В. Распутина «Уроки французского»)

Методическая разработка может быть использована как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях и классных часах, посвященных нравственным проблемам. Основной вопрос обсуждения...