Конспект открытого урока "Л.Н. Толстой"
методическая разработка по литературе (11 класс)

Белинская Ирина Борисовна

План-конспект открытого урока по дисциплине литература "Л.Н. Толстого. "Чем люди живы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_dlya_proveryayushchih.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока №15 «Анализ рассказа-притчи Л.Н. Толстого «Чем люди живы».

Тип урока:комбинированный урок.

Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная.

Цель урока:анализ нравоучительного рассказа «Чем люди живы» из цикла «Народные рассказы» Л.Н.Толстого.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

- провести анализ рассказа «Чем люди живы» Л.Н. Толстого;

- вызвать интерес у учащихся к проблематике «Народных рассказов» Л.Н.Толстого;

- помочь постичь глубину нравственных убеждений, философии писателя;

 - развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

- обогащать словарный запас учащихся.

-  Индивидуальные задания: выучить наизусть стихотворения.

2.        Развивающие:

- осуществлять системно-деятельностный подход;

- развивать критическое мышление;

- развивать внимание;

 - совершенствовать навыки самостоятельной работы с текстом;

- формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные):

- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

- развитие умения применять новые знания;

- развитие творческих, речевых способностей учащихся;

- формирование логических умений;

- развитие умения работать в группе;

- развитие умения формулировать проблему.

3. Воспитательные:

- воспитывать нравственно здорового человека;

- воспитывать интерес и любовь к литературе;

- воспитывать ценностное отношение к слову;

- развивать коммуникативные УУД:

- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка знаний и умений обучающихся
  3. Актуализация знаний
  4. Изучение нового материала
  5. Первичное закрепление новых знаний
  6. Рефлексия
  7. Домашнее задание
  8. Подведение итогов урока

Эпиграф к уроку:

Живы они одною любовью.
Кто в любви, тот в Боге и Бог в нём,
потому что Бог есть любовь.

Л. Н. Толстой

  1. Организационный этап. Приветствие. Проверка присутствующих/ отсутствующих.

Приветственное слово учителя: - Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь громко скажем друг другу: «Добрый день!» Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

  1. Проверка знаний и умений обучающихся.

Повторение содержания рассказа «Чем люди живы» Л.Н. Толстого с помощью сопоставления иллюстраций рассказа и отрывки из текста.

  1. Актуализация знаний.

Проблемный вопрос к обучающимся «Чем люди живы?» (рассуждения студентов, запись ответов на доске).

Объявление новой темы «Анализ рассказа Л.Н. Толстого «Чем люди живы». Постановка цели урока.

  1. Изучение нового материала.

Презентация «Анализ рассказа Л.Н. Толстого «Чем люди живы»:

1 слайд: Л.Н. Толстой

2 слайд: Тема урока

3 слайд: Жанры литературы

4 слайд: Понятие «Притча»

5 слайд: Эпиграф рассказа

6 слайд: Композиция развития сюжета

7 слайд: Вопросы и ответы Михайлы в рассказе

8 слайд: Пути любви

9 слайд: Домашнее задание

Краткий обзор содержания. Анализ текста.

- Для нас же главное то, что под пером талантливого писателя эти легенды превратились в совершенно новое художественное произведение. О чем оно? Давайте композиционно проследим за развитием сюжета и попытаемся проанализировать прочитанное.

- С чего начинается рассказ?

( Рассказ открывается экспозицией: « Жил сапожник с женой и детьми у мужика на квартире …» Была у них шуба – одна на двоих, да и та износилась в лохмотья. Отправила жена сапожника в село купить овчин на новую шубу. Но у сапожника ничего не получилось, и он понурый возвращается домой).

- С какого сюжетного момента происходит завязка действия?

( Завязка сюжета - встреча с незнакомцем у часовни).

- Здесь автор ставит своего героя перед проблемой нравственного выбора. Какие противоположные чувства борются в душе главного героя?

(« Подойти или мимо пройти?», «Что с ним, с голым, делать?» Хотел Семен пройти мимо замерзающего незнакомца, «да зазрила его совесть». «Повернулся Семен и пошел к человеку »).

- О чем повествуется в основной части?(О жизни Михайлы в доме Семена, о том, как за то время, что жил у него, Михаил трижды улыбнулся).

- Какой эпизод является кульминационным моментом?

(Когда происходит разгадка «чуда»: Михайла оказался ангелом, посланным Богом на землю, чтобы «узнать 3 слова Божии»: Что есть в людях?Чего не дано людям? Чем люди живы?).

- Каким был первый ответ? ( «Я узнал, что есть в людях любовь»).

- Когда он это узнал? ( Когда Матрена пожалела и накормила его – здесь Михаил улыбнулся в I раз).

- Какая фраза Семена «пробудила» Матрену? ( «Матрена, али в тебе Бога нет?!»)

- Чей образ более привлекателен для вас? - Какой он?(Доверчивый, бескорыстный, бесхитростный).

- Давайте проследим, как рождался этот ответ.

Зарождение любви
у Семена
 (Страх – совесть – жалость – любовь)
у Матрены (Страх – любопытство – жалость – любовь

- Чей путь был тернистее, длиннее? (Путь Матрены к раскрытию тайны, «чуда» длиннее: от отношения недоверчиво-пренебрежительного к жалости и любви)

НАУЧИ МЕНЯ, БОЖЕ, ЛЮБИТЬ Великий князь Константин Романов

Научи меня, Боже, любить,
Не тогда, когда радость и счастье,
А тогда, когда нужно простить,
Когда в доме и гром и ненастье.
Научи меня, Боже любить,
Даже тех, кто спиной повернулся,
Чтобы мысль не пришла отомстить,
Тем, кто плюнул во след и ругнулся.

Научи меня, Боже, любить,
Чтоб плохое в других не заметить,
Чтобы чистой любовью светить,
Как умеют наивные дети.

Научи меня, Боже, любить,
Если вдруг предадут и оставят,
Дай мне силы любовью покрыть,
Пусть обиды любовь не отравят.

Научи меня, Боже, любить,
Чтобы видеть больных и холодных,
Без раздумья на помощь спешить,
Разделяя горбушку с голодным.

Я хочу научиться любить,
Без остатка себя раздавая,
И Христу, и всем людям служить,
Всею жизнью Творца прославляя! 

Чтение подготовленным учеником стихотворения К. Бальмонта

«Люби».

«Люби!» - поют шуршащие березы,

Когда на них сережки расцвели.

«Люби!» - поет сирень в цветной пыли

«Люби! Люби!» - поют, пылая, розы.

Страшись безлюбья. И беги угрозы

Бесстрастия. Твой полдень вмиг – вдали.

Твою зарю теченья зорь сожги.

Люби любовь. Люби огонь и грезы.

Кто не любил, не выполнил закон,

Которым в мире движутся созвездья,

Которым так прекрасен небосклон.

Он в каждом часе слышит мертвый звон.

Ему никак не избежать возмездья.

Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он.

5. Закрепление изученного материала.Ответ на проблемный вопрос «Чем люди живы?». Анализ ответов, которые были даны в начале урока. Корректировка ответов.

6. Рефлексия.

Проверка понимания главной мысли рассказа через представленные иллюстрации к рассказу.

7. Домашнее задание. Завершить анализ рассказа Л.Н. Толстого «Чем люди живы»:

  • Традиционный зачин народных сказок;
  • Использование простонародных средств, разговорной лексики;
  • Пословицы и поговорки;
  • Рассказ «Чем люди живы» сопоставить с известной притчей;
  • Найти определения слов «босовики», «зазрила» (словарь В. Даля);
  • Значение имен Михаил и Семен (провести параллель)

8. Подведение итогов урока. Выставление оценок обучающимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация открытого урока Л.Толстой."Эбисе хэм оныгы" тексты

Презентация открытого урока "Эбисе хэм оныгы" для учащихся 4 класса. Ситуативные упражнения можно использовать на уроке со слайдами  по домоводству....

Конспект открытого урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"

Конспект урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"...

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...

Конспект открытого урока в 10 классе «Л.Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель».

Данный урок проводится в 10 классе перед изучением произведений Л.Н.Толстого. Цель урока - показать личность великого писателя, его многогранность....

Презентация по географии , конспект урока, конспект открытого урока

Презентация мероприятия "Знатоки географии",Конспект по географииКонспект открытый урок "Северная Америка"...