Сценарий урока по литературе !Законы тайги - уроки жизни" (по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

 Ольга Елисеевна Тоцкая

Цель (прописанная через результат): формирование навыков анализа художественного текста, навыков цитирования и аргументации; ориентирование учащихся на понимание, что природа – не только красота, мощь, но и учитель.

  1. Учащиеся будут знать:­­­­­­­­­­­­­­­­­­

 - определять тему и главную мысль произведения;

 - анализировать текст художественного произведения;

 - участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении;

 - планировать поступки и оценку их возможных последствий;

Учащиеся будут уметь (демонстрировать):

        - задавать вопросы по существу в ходе обсуждаемой темы;

        -подбирать в тексте аргументы для оценки прочитанного;

        - работать в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_po_literature.docx352.89 КБ

Предварительный просмотр:

Формат описания сценария урока

  1. Фамилия, имя, отчество автора (ов) Тоцкая Ольга Елисеевна        

        

  1. Место работы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малокамалинская основная общеобразовательная школа №5»        
  2. Должность учитель         
  3. Класс  5        
  4. Предмет литература        
  5. Используемый УМК (перечислить авторов)__В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин__________________________________
  6. Тема урока Законы тайги – уроки жизни        
  7. Место урока в теме и в программе по предмету:  урок систематизации и обобщения знаний и умений, раздел «Произведения отечественных писателей XIX –XXI веков на тему детства»

Цель (прописанная через результат): формирование навыков анализа художественного текста, навыков цитирования и аргументации; ориентирование учащихся на понимание, что природа – не только красота, мощь, но и учитель.

  1. Учащиеся будут знать:

 - определять тему и главную мысль произведения;

 - анализировать текст художественного произведения;

 - участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении;

 - планировать поступки и оценку их возможных последствий;

Учащиеся будут уметь (демонстрировать):

        - задавать вопросы по существу в ходе обсуждаемой темы;

        -подбирать в тексте аргументы для оценки прочитанного;

        - работать в группе.

  1. Инструменты и критерии/показатели/индикаторы оценки достижения запланированных результатов:

 создание письменной памятки при работе в группе, составление текста телеграммы (каждый учащийся индивидуально), устный опрос в форме интервью.

  1. Описание урока / фрагмента урока

Действия учителя

Действия / предполагаемые ответы обучающихся

Отведенное время

1.Организационный момент

Создает  доброжелательную  атмосферу.    Напоминает учащимся о том, что они распределены на 2 группы заранее.

Рассаживаются по местам, разделяясь на две группы. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

1 мин.

2.Мотивация учебной деятельности, пробуждение интереса к теме

1. Усиливает мотивы на предстоящую работу,     обращается к учащимся: «Послушайте запись, рассмотрите картины».

.Включает запись «Звуки леса» и параллельно показывает на экране картины Ап. Васнецова «Тайга на Урале», В. Сурикова «Енисей».

2. Обращается к учащимися: «Поделитесь своими впечатлениями. Что это за звуки? Где вы могли  их услышать? Каковы ваши впечатления от увиденного и услышанного?»

3.Учитель проецирует на экране  строки: «Сибирь под Енисеем – страна, полная большой и своеобразной красоты. На сотни верст девственный бор красоты с ее диким зверьем. Таинственные тропинки вьются тайгою десятками верст и вдруг приводят куда – нибудь в болотную трясину или же в дебри скалистых гор…»

   4.  Учитель обращается к учащимся с целью акцентирования внимания на образе Васютки:  «А теперь представьте маленького человека, заблудившегося в такой тайге,  оказавшегося один на один  с мощью природы. И он спасся».

   .Обращается к учащимся, подводит детей к самостоятельной постановке познавательной цели. «Кто же этот герой, который спасся в тайге?» «О чем же сегодня мы будем говорить на уроке?»

Обобщает ответы учащихся, выводит тему: да, верно, сегодня будем говорить о том, как выжил Васютка в тайге и какие уроки жизни он получил: «Законы тайги – уроки жизни или как спасся Васютка»

  1. Учащиеся рассматривают картины, слушают запись. Высказывают свои предположения, делятся впечатлениями.

   

  1. Примерные ответы: птицы поют, шумит лес, течет  река, есть какая – то таинственность, мощь природы, загадочность, красота, суровость, сила, неизвестность)

3.Один из учащихся  зачитывает строки на экране вслух.

4.Примерные ответы детей: «О том, как Васютка спасся, что помогло ему остаться в живых» и т.д.

     

3 мин.

3.Актуализация знаний

.Подводит учащихся к работе в группах. Да, Василий Шадрин – герой нашего урока. А что мы о нем знаем? Чтобы нам получше познакомиться с героем, поработаем в группах.

Первая группа выступает сегодня в роли Васютки, а вторая группа - в роли интервьюеров.

Дома вы подготовили вопросы к Васютке, вот сейчас интервьюеры (2 группа)  их и зададут первой группе. Пожалуйста, вопросы не дублируйте, ведь вы берете интервью.

Таким образом, мы проверим и знание текста, и выполнение домашнего задания.

 

Учащиеся осуществляют взаимоконтроль, используя метод интервью. Примерные вопросы - ответы учащихся от первого лица (Васютки).

 Интервьюер: Васютка, зачем ты  пошел в лес?

Ответ: Я  снабжал рыбаков кедровыми орехами.

Интервьюер: Почему ты не стал спорить с матерью перед походом в тайгу? 

Ответ: Таков старинный порядок: идешь в лес – бери еду, бери спички.

 Интервьюер: Васютка, как же ты  заблудился?

 Ответ: Я бросился за подбитым глухарем. Птица уходила небольшими перелетами. Они становились все короче. Глухарь слабел. А я припустил сильнее.

.Интервьюер: О чем ты забыл, Васютка?

Ответ: В пылу охотничьего азарта погнался за глухарем, забыл о затесях.

Интервьюер: Как ты добился спасения? 

Ответ: Я не растерялся: развел костер, начал палить вверх из ружья.

Интервьюер: Какие слова отца и деда помогли тебе выбраться?

Ответ: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!»

5 мин

4.Постановка и решение учебной задачи

Подводит детей к диалогу.

Обратимся к цитате «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» А каких любит тайга?

 .Почему родители доверяли Васютке и отпустили одного в тайгу?

Подводит детей к проблемной задаче. Вы доказали примерами, что Васютка - хороший ученик. Но он все – таки заблудился, чего – то не учел, где – то ошибся.

Что нам предстоит выяснить?

 Обобщает ответы учащихся: «Задача ясна – определить, как нужно себя вести в лесу, чтобы  выжить и выйти победителем в экстремальной ситуации».

Дает задания для работы в группах: Задание 1.

 Ответить на вопросы; ответы подтвердить  примерами из текста.

Задание 2.

Составить «Мудрые советы для идущих в лес». 

Представить работу группы для общего обсуждения с целью выбора наиболее оптимальных вариантов, соответствующих заданным критериям.

Напомнить учащимся о составлении советов на  основе текста «Васюткино озеро».

.Примерный ответ учащихся:

Наверняка, в тайге надо проявлять смелость, сообразительность, внимательность. Если ты идешь один, то надеяться тебе не на кого, и нужно самому решать возникшие проблемы.

.Примерные ответы учащихся с примерами из художественного текста: Васютка  многое умеет и знает, и этому его научили родители, дедушка, да и сам он был любопытным и наблюдательным.

Ответы учащихся: нам предстоит выяснить, о чем забыл Васютка, какие ошибки чуть не стоили ему жизни; о чем вообще должен помнить человек, отправляясь в лес.

Учащиеся работают в группах.

Выполнение задания 1.

 Отвечают на вопросы, обсуждают ответы.

Вопросы и примерные ответы при обсуждении:

  -  О чем прежде всего нужно подумать, когда   отправляешься  в лес? (О своей безопасности, о том, чтобы вернуться живым и здоровым. Не забывать самое необходимое, а Васютка забыл. «Эх, дурило, дурило! Сколько этой соли в бочках на берегу».)

 - А Васютка хорошо об этом подумал? (Нет, был уверен, что все будет хорошо, как и раньше, забыл взять самое необходимое. Шел легко, беспечно, забыв об осторожности. «Шел по лесу, насвистывал, пел, что на ум приходило»).

 - Васютка осознал, что заблудился. Как он повел себя в экстремальной ситуации? (вспомнил слова деда, проявил силу духа, решил, что нужно выбираться, «с тайгой дружить надо». «Мальчик заговорил вслух: «Ладно, не робей! Найдем избушку. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдешь»

 - Какие ошибки допустил Васютка? (вообще – то он пошел за орехами, но погнался за глухарем, не осмотрелся , куда бежит, не оставил зарубок, забыл о главном. «В несколько прыжков очутился возле глухаря. –Стоп, голубчик, стоп!- радостно бормотал Васютка»)

Выполнение задания 2.

Учащиеся составляют советы для идущих в лес.

Затем представители от групп зачитывают их, идет обсуждение, выставление баллов и определение наиболее оптимальных вариантов по заданным критериям:

 -практичность (от 1 до 5 б.);

 - доходчивость (от 1 до 5 б);

 - актуальность.(от 1 до 5 б.)

Зачитывают черновой вариант, корректируют, представляют продукт. 

Примерные «Мудрые советы для идущих в лес»:

1. Вы должны точно знать цель своего похода, не отвлекаться от намеченной цели.

2. Собираясь в лес, сообщите об этом родным, знакомым.

3. Сообщите, на какое время планируете свой поход.

4. В незнакомых местах оставляйте ориентиры, которые помогут найти обратный путь.

5. Если заблудились – не паникуйте, успокойтесь, проявите самообладание.

6. Если заблудились, ночью не ищите выхода; ночь нужна для подкрепления сил.

7. Соблюдайте правила безопасности: будьте наблюдательными, внимательными, осторожными.

8. Возьмите с собой необходимы вещи, продукты: спички (фонарик), соль, нож, хлеб, воду.

9. Сигнал о помощи нужно подавать большим костром или выстрелом.

10.Держите соль, спички в сухом месте.

25 мин

5. Рефлексия

Применяет прием «Телеграмма». Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).

 

Примерные телеграммы детей:

«Потерялся в тайге – не падай духом, ищи выход».

«Идешь по лесу, оставляй зарубки, они помогут выйти»

«Идешь в лес – бери соль, спички, теплую одежду. Будь внимателен и сторожен!»

«Учись у Васютки мужеству и силе духа!»

5 мин

6. Домашнее задание

Сочинение – миниатюра «Чему я научился у Васютки»

1 мин

  1. Перечень дидактических материалов: портрет В.П.Астафьева, иллюстрации к рассказу «Васюткино озеро», текст произведения, Ап. Васнецова «Тайга на Урале», В. Сурикова «Енисей», аудиозапись «Звуки леса».
  2. Оснащение урока компьютер, проектор

                                                                                                                             Приложение 1.

C:\Users\Ольга Елисеевна\Desktop\1397450612_03.jpg                                                                                                                                       Приложение 2

Иллюстрации к рассказу «Васюткино озеро»

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2888941-vasjutkino-ozero-illjustracii-risunki-k-rasskazu-gde-najti-skachat.html

                                                                                                                                Приложение 3

https://box.hitplayer.ru/?s=%26%231079%3B%26%231074%3B%26%231091%3B%26%231082%3B%26%231080%3B%20%26%231083%3B%26%231077%3B%26%231089%3B%26%231072%3B%20%26%231080%3B%20%26%231087%3B%26%231077%3B%26%231085%3B%26%231080%3B%26%231077%3B%20%26%231087%3B%26%231090%3B%26%231080%3B%26%231094%3B


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 5 классе по произведению В.П. Астафьева "Васюткино озеро"

Анализ отрывков  текста, рассказывающих о блуждании мальчика по тайге....

Конспект урока по литературе "Мотив расплаты в жизни человека (по рассказу А.И. Солженицына "Молния").

Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД (универсальных учебных действий)в ходе применения технологии развития критического мышления посредством чтения и письма (ТРКМЧП)...

Конспект урока по литературе в рамках ФГОС 5 класс В. П. Астафьев "Васюткино озеро"

данный конспект урока поможет Вам детально разобрать момент, когда Васютка находит озеро"...

Конспект урока по литературе по теме "Уроки доброты" (по рассказу В. Распутина «Уроки французского»)

Методическая разработка может быть использована как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях и классных часах, посвященных нравственным проблемам. Основной вопрос обсуждения...

Конспект Урока по литературе "Свет из детства" (сравнительный анализ рассказов "Уроки французского" В.Г. Распутина и "Конь с розовой гривой" В.П. Астафьева)

Сравнительный анализ  рассказов «Конь с розовой гривой»  В.П.Астафьева и «Уроки французского»  В.Г. Распутина способствует более полному погружению в сюжет произ...

Конспект урока по литературе на тему:" Уроки доброты в рассказе В.Г. Распутина " Уроки французского"

Разработка урока по литературе на тему: " Уроки доброты в расскказе В.Г.Распутинв " Уроки французского"...