Воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы
статья по литературе

Иванкова Наталья Васильевна

Доклад-презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patr_vosp_na_ur_rus_i_lit.docx30.09 КБ
Файл patrioticheskoe_vospitanie.pptx1.76 МБ

Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Люби, люби и люби свое отечество.

Ибо любовь эта даст тебе силу,

и все остальное без труда совершишь. 

Михаил Салтыков-Щедрин


                Патриотизм – это чувство, когда человек испытывает гордость за свою страну и готов отстаивать ее честь где бы то ни было. В более спокойные времена оно притупляется, но в тяжелые дни народ тут же объединяется в едином порыве защитить свой общий дом. А ведь патриотизм – это не только встать на защиту своих границ, когда враг стоит у ворот; это и стремление дать, в том числе, словесный и иной отпор тем, кто плохо высказывается о твоей родине и ее людях или пытается навредить каким-либо способом, унизить целую нацию.

                Воспитание патриотизма у школьников – одна из главных задач 21 века. Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами, дедами. Особое значение сегодня приобретает необходимость формирования духовных начал нашего современного общества. Выбранный современным образованием курс на гуманизацию, усиление культурологической направленности на основе личностно-ориентированного подхода обучения создает условия для формирования гражданственности, патриотизма, развития личности каждого школьника.

Патриотическое воспитание – важнейшее направление работы по формированию морально-политических качеств учащихся, необходимо научить ребят ценить историю своей земли, дорожить ее памятниками, преклоняться пред подвигами людей, чьим мужеством утверждена и рождена слава Родины.

Именно детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для Себя и Себе делают нас теми, кем становимся в своей взрослой жизни. Именно в детстве может произойти такое событие, которое, если не перевернет, то очень сильно повлияет на будущую жизнь ребенка.


Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания стоит особо остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А «Книга, – по словам А. Герцена, – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».

Сталкиваясь ежедневно с книгой( не только художественного содержания), мы имеет богатейшей материал для воспитания юных патриотов.

Так, в содержании предмета
«Русский язык» есть два типа учебного материала, которые можно использовать для решения проблемы патриотического воспитания: во-первых, это теоретические сведения, например, «Общие сведения о языке», во-вторых, дидактические материалы, используемые в целях воспитания: упражнения учебника, диктанты, изложения, темы сочинений и тексты для комплексного анализа.

1. Дидактический материал должен быть наглядным и доступным. Поэтому я привлекаю и самих учащихся к сбору материала на патриотические темы: из прочитанных художественных произведений и публицистических текстов ребята выписывают отрывки на тему «Родина», которые используются в дальнейшем на уроках при составлении предложений и написании сочинений, изложений.

2. Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку:

“Тире между подлежащим и сказуемым”

 Родная сторона - мать,  чужая – мачеха;

Родина - мать, умей за неё постоят

 Жить — родине служить.

Для внука дедушка — ум, а бабушка — душа.

Отца с матерью почитать — горя не знать.

Семьей дорожить — счастливым быть.

Дружно за мир стоять — войне не бывать

Человек без Родины – что соловей без песни;

Чужбина - калина, родина - малина;

 “Прилагательные полные и краткие”

Своя земля и в горести мила;

 Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

 На чужой сторонушке рад своей воронушке;

Где выросла сосна, там она и красна;

 Своя земля и в горести мила;

 Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

Русский в словах горд, в делах тверд;

 “Степени сравнения имен прилагательных”

Своя земля и в горести мила;

 Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

За морем теплее, а у нас светлее; Дым отечества светлее чужого огня и т.д.

 «Правописание – тся и — ться в глаголах»

  1. Не надо хвалиться, коли не знаешь, как хлеб родится.
  2. Нужно наклониться, чтобы из ручья напиться.
  3. Ходит журавль по болоту, нанимается на работу.
  4. Всякий человек в деле познается.
  5. Где кто родится, там и пригодится.


3. Большое воспитательное значение имеет
работа со словарями.

 Учащиеся могут выполнять самые различные задания, например: Прочитайте в «Школьном толковом словаре» и «Словаре иностранных слов» словарные статьи, посвященные слову «патриот, патриотизм». Чем различается материал словарных статей? Напишите рассуждение на тему «Что значит – быть патриотом». Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова?

Кроме того, при проведении словарно-орфографической работы обращать внимание детей на лексическое значение слова.

Например, слово «Отечество» происходит от слова «отец», в тоже время привычным является словосочетание «Родина – мать». И здесь целесообразно обратить внимание на специфику детско-родительских отношений, которые могут дать ключ к пониманию сущности патриотизма. С одной стороны, в патриотизме присутствуют субъективные детские проекции:

- благодарности детей по отношению к родителям (за порождение на свет),

- уважение детьми родителей (признание авторитета отца),

- возможности детей получить физическую защиту, моральную поддержку, совет в трудное время (сильный отец – защитник, покровитель, наставник),

- желания детей получить тепло, ласку, возможности быть принятым, несмотря на все ошибки, обиды, заблуждения (со стороны любящей матери).

С другой стороны, в рамках этих отношений дети несут обязанность заботы о родителях в старости, болезни и т.п.

И когда мы говорим на уроках о проявлении патриотизма через любовь и интерес к истории своей семьи, к тому, как история страны преломилась в судьбах родных и близких людей, в воображении детей включаются эмоционально окрашенные представления (образы политических, этнокультурных, пейзажных явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству)

В процессе воспитания  патриотизма на уроках русского языка, учитывая специфику предмета, можно использовать следующие методические приемы:

1. Попутные разъяснения учителя, раскрывающие патриотический смысл содержания текстов упражнений учебника или текстов изложений;(изложение в 6 классе о Минине и Пожарском, о Кремле в Новгороде,

2. Фронтальную беседу, раскрывающую смысл темы, по которой учащиеся будут составлять предложения или писать сочинения;

3. Словесное поощрение учащихся, добивающихся настойчивым трудом, успехов или преодолевающих учебные трудности;

4. Написание сочинений на темы гражданственности и патриотизма.( «Что такое Родина?» 8 класс )

5.Работа с текстами упражнений , взятых из художественных произведений русских классиков, являющихся эталоном литературного языка.

Средствами решения воспитательных задач являются создание проблемных педагогических ситуаций, проведение деловых игр, обсуждение вместе с обучающимися волнующих их вопросов.

   Любовь к родному языку – это тоже одно из проявлений патриотизма.

Одна из важнейших сторон патриотического воспитания — воспитание любви к родной природе. Игорь Северянин писал:

Я природой живу и дышу,

Вдохновенно и просто пишу,

Растворяясь душой в простоте,

Я живу на Земле в красоте!

    Любовь к природе закладывается в детстве. Задача учителя — развить интерес к родной природе, любовь к ней. Это чувство — одно из проявлений любви к родине, и воспитание его во многом зависит от учителя русского языка, потому что именно он знакомит ребят с поэтическим образом Родины.

    Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к писателям, художникам, композиторам. В упражнениях учебников, методических пособий для 5, 6 классов много текстов, темой которых является описание природы, — это отрывки из произведений И.Бунина, А.Яшина, В. Пескова, И.С.Тургенева и многих других.

 Например, при  закреплении темы  «Приставки пре- и при-» использую текст

 В. Пескова, который представлен вашему вниманию на слайде:

«Осенью лес молчит. Прислушайся! Какая стоит тишь! В предчувствии холодов приумолкли птицы. Ветка слегка согнулась и прикоснулась к твоему лицу. Беспредельная радость охватывает тебя. В такую пору особую радость приносит рабочая музыка дятла. Березки шелестят своими золотыми монетками. Природа зовет, манит к себе. Настроение  приподнимается. Кажется, что преодолимы все препятствия»

  А при закреплении темы «Роль имени существительного в речи» в 5 классе можно предложить обучающимся   тексты   стихотворений   русских поэтов, например,

 А.А. Фета:

Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица…

или строки стихотворения С. Аксакова:

Опять дожди, опять туманы,

И листопад, и голый лес,

И потемневшие поляны,

И низкий серый свод небес.

Опять осенняя погода!

И, мягкой влажности полна,

Мне сердце веселит она:

Люблю я это время года.

В них нет ни одного глагола. Каждое выражение – это картина.

  Систематическая работа с такими текстами позволяет перейти к составлению собственных сочинений на тему «Любимый уголок природы», «Мой край», «Улица моего детства». Такие сочинения бывают очень интересными, так как дети видят красоту в самом обыкновенном.

 Воспитывая у учащихся любовь к родному краю, к природе, умение беречь и охранять ее, учитель утверждает в сознании детей идеи патриотизма.

Привитию навыка культуры общения отводятся специальные упражнения, помещенные во всех разделах учебника русского языка: Как могут обратиться к вашим родителям (знакомым, соседям) разные люди? Составьте предложения с разными обращениями; Составьте побудительные предложения со словами «Будьте добры», «Будьте любезны» (5 кл.); Спишите, устраняя неоправданное повторение выделенного слова; Укажите ошибки в употреблении местоимений (6 кл.); В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастий; Найдите ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных (7 кл.) и т.д.

Таким образом, русский язык — учебный предмет, познавательная ценность которого очень высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других дисциплин...

Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает литература

ЛИТЕРАТУРА любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины. Отражение народных идеалов – патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости – мы видим в древнерусской литературе, в летописи «Повести временных лет», изучающейся на протяжении трех лет. В 8 классе, изучая «Житие Александра Невского», ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. Горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения – вот основной вывод, к которому приходят девятиклассники при изучении «Слова о полку Игореве».

В среднем звене огромный материал для патриотического и гражданского воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. Так, изучая героические страницы истории нашей страны в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» (5 кл.), учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, мысли и чувства Лермонтова, его размышления о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родины и мн. др. На этих уроках происходит беседа о войне 1812 года и значении Бородинской битвы, рассказ о Лермонтове не только как о поэте, но и участнике битв на Кавказе. Главным при анализе стихотворения является ответ на вопрос: «Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?». 

 Высокое патриотическое чувство, всенародный патриотический подъем передает басня И.А. Крылова «Волк на псарне». В ее основе лежит конкретный исторический факт – попытка Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым о заключении мира. В результате анализа школьники определяют мораль басни – всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ищущего легкой добычи, ждет участь Волка: «С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой».

При изучении романа «Дубровский» ребята должны увидеть в А.С. Пушкине писателя, протестовавшего против гнета самодержавия, размышлявшего о судьбе родного народа и его роли в прошлом и будущем родины. На уроках при анализе текста можно использовать сопоставительную характеристику Троекурова и Дубровского, беседу, сообщение по ранее составленному плану, устный рассказ по одной из иллюстраций, изложение с элементами сочинения.

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (8 кл.) – это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю, патриотический пафос повести. Подвиг Тараса его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.

Взаимосвязь русской литературы с историей особенно прослеживается в курсе изучения литературы 8 класса. Большие возможности при этом принадлежат использованию проблемного метода изучения литературы. Проблемный подход организован на основе взаимодействия, диалога, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Особое место на уроках литературы занимает работа с историческими документами (роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка»). Ученики учатся сравнивать, сопоставлять, анализировать, например, сопоставление предводителя восстания в разных произведениях: образ Пугачева в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина («Пугачев»). Данная работа позволяет ребятам, во-первых, самостоятельно получать знания, на основе которых у них формируются определенные убеждения, во-вторых, через оценку событий формировать систему ценностей. Все это приводит к возникновению у ребенка позитивных гражданских свойств личности. Кроме того, ученики начинают понимать насколько важно их мнение, и как много от него может зависеть, учатся искать выход из любой сложной ситуации.

Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» (9 кл.). Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству – эти качества издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим и другие черты героев Великой Отечественной войны – несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество. Лейтмотивом произведения являются слова главного героя: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». При анализе текста учащиеся получают задания найти факты проявления мужества и героизма русских людей в дополнительной литературе; разбирая те или иные поступки наших сограждан, ученики отвечают на вопросы: «Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?», «А как бы ты поступил на его месте?». Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого, привлекают субъектный опыт ученика, что делает такой урок личностно ориентированным. На уроке можно провести параллель данного рассказа и произведений А. Толстого «Русский характер», Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических произведениях о войне, которые изучаются в разделах «Ради жизни на Земле» (5 кл.), «Произведения о Великой Отечественной войне» (6 кл.), «На дорогах войны…» (7 кл.), «Стихи и песни о Великой Отечественной войне» (8 кл.). В них помещены стихотворения К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова, С.С. Орлова, Д.И. Самойлова и др., рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. В лирических и героических песнях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата-воина.

С особой теплотой относятся школьники к теме родной природы, ее красоте и неповторимости. Образцы описания русской природы мы находим не только на страницах произведений Н.А. Некрасова («На Волге»), И.А. Бунина («Косцы»), В.П. Астафьева («Васюткино озеро»), М.М. Пришвина («Кладовая солнца») и др., но и в специальных разделах, в которые включены произведения А.А. Блока, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева и др. Подготовленное выразительное чтение, последующий анализ и осмысленное чтение наизусть стихотворений о Родине, родной природе дают возможность обучающимся прочувствовать душевное настроение поэта через описание картин природы и передать свое восприятие и отношение к окружающему миру, развивают воображение, умение видеть и слышать природу, стремление постичь тайны цвета, освещения, звука, формы.

Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Выполнила : Наталья Васильевна Иванкова у читель русского языка и литературы

Слайд 2

Люби, люби и люби свое отечество. Ибо любовь эта даст тебе силу, и все остальное без труда совершишь. Михаил Салтыков-Щедрин

Слайд 3

«Книга, – по словам А. Герцена, – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».

Слайд 4

Родная сторона - мать, чужая – мачеха; Родина - мать, умей за неё постоят Жить — родине служить. Своя земля и в горести мила; Глупа та птица, которой своё гнездо не мило. На чужой сторонушке рад своей воронушке ; Где выросла сосна, там она и красна ;

Слайд 6

Я природой живу и дышу, Вдохновенно и просто пишу, Растворяясь душой в простоте, Я живу на Земле в красоте!

Слайд 7

«Осенью лес молчит. Прислушайся! Какая стоит тишь! В предчувствии холодов приумолкли птицы. Ветка слегка согнулась и прикоснулась к твоему лицу. Беспредельная радость охватывает тебя. В такую пору особую радость приносит рабочая музыка дятла. Березки шелестят своими золотыми монетками. Природа зовет, манит к себе. Настроение приподнимается. Кажется, что преодолимы все препятствия»

Слайд 8

Древнерусская литература

Слайд 9

М.Ю. Лермонтова «Бородино» И.А. Крылова «Волк на псарне» .

Слайд 10

А.С. Пушкин романа «Дубровский»

Слайд 11

Н.В. Гоголь повесть «Тарас Бульба»

Слайд 12

А.С. Пушкина р оман «Капитанская дочка»

Слайд 13

М.А. Шолохова р ассказ «Судьба человека»

Слайд 14

Спасибо за Внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время».

Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых результатов. Должно...

Презентация "Воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы"

Данная презентация может помочь учителям русского языка и литературы для выступления на ШМО, педсоветах по данной теме....

Презентация "Воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы"

Данная презентация может помочь учителям русского языка и литературы для выступления на ШМО, педсоветах по данной теме....

Воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы.

      Немалая роль в формировании личности, осознающей высшие ценности, идеалы, чувствующей себя причастным к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, принадлежит урокам...

Воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы.

      Немалая роль в формировании личности, осознающей высшие ценности, идеалы, чувствующей себя причастным к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, принадлежит урокам...

Воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы.

      Немалая роль в формировании личности, осознающей высшие ценности, идеалы, чувствующей себя причастным к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, принадлежит урокам...

Приёмы воспитания патриотизма на уроках русского языка и литературы

Представленные приёмы помогут учителю интересно выстроить работу на уроке, с целью формирования патриотизма у учащихся....