В чем смысл и счастье жизни? (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»).
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorkiy_staruha_izergil.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
В чем смысл и счастье жизни? (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»).
Цели:
- Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя.
- Воспитывать отношение к литературному произведению, умение видеть в нем проблему и развивать её.
- Побудить учеников к высказыванию и отстаиванию собственной точки зрения о героях рассказа и их жизненных позиций.
Методические приемы: дискуссия, аналитическая беседа, элемент театрализованной игры.
Доска:
- За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда жизнью.
- В жизни всегда есть место подвигам. Каждый сам себе судьба.
- Он любил людей и думал, что без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь.
Словарь: романтизм, легенда, антитеза, гипербола, индивидуализм, эгоцентризм, афоризм.
Эпиграф: Видно, ничего не напишу я так красиво и стройно, как «Старуху Изергиль» написал. (М.Горький)
- Вступительное слово учителя.
Цели урока.
Эпиграф.
- Почему же этот рассказ был так дорог автору?
- Какие впечатления возникли у вас после прочтения?
- Работа по теме урока.
- Кратко изложите суть рассказа о Ларре, Данко.
Сопоставьте героев, что общего?
(Оба героя сильные духом люди, красивые, смелые, ярко выделяющиеся из толпы).
- Характеристика по плану:
- Как герои выглядят?
- Как они относятся к людям?
- Как люди относятся к ним?
Легенды раскрывают две концепции жизни:
Вся жизнь только для себя, он индивидуалист, высоко ценит себя над другими.
Данко приносит себя в жертву для других, отдаёт им всего себя. «Сжег для людей своё сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе».
3. Что хотел сказать Горький в легенде о Данко, когда писал об осторожном человеке, наступившем на сердце.
(Обывательское стремление к покою)
4. Забыли ли люди о Ларре? О Данко?
Легенда о Ларре – поучение о том, как был наказан человек за гордость, за одиночество.
Память – благодарность за подаренную от Данко свободу и жизнь.
5. В чем хранится эта память?
6. Выразите своё отношение к героям на рисунке.
7. А какова жизнь самой старухи?
Индивидуальное задание: рассказ от одного лица.
Старуха Изергиль встречала на своём пути свободолюбивых людей: один из них держался за свободу греков, другие остались среди отставших поляков. И поэтому не только легенды, но и собственные наблюдения привели её к выводу: В жизни всегда есть место подвигам. Каждый сам себе судьба.
Итак, память о подвигах сохранилась не только в легендах, ими полна сама жизнь.
IV. В чем смысл данного рассказа?
Афоризм: если я не за себя, то кто же за меня? Но если я только за себя – зачем я?
(Нельзя прятаться от жизни, надо жить ярко, быть сильным, свободным, гордым, но все это поставлено на службу людям, иначе зачем же жить).
- Как решается проблема счастья?
(Жизнь среди людей и для людей. Стремление к счастью держится на любви к людям, любви к жизни, умением жертвовать собой ради других.)
- Всегда ли можно и нужно искать в жизни подвиги?
- Красивые и гордые – всегда сильные и смелые?
Человеку надо чувствовать теплоту, признательность близких ему людей. Ради этого идут на подвиг. Ради этого повел свое племя Данко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по рассказу М Горького "Старуха Изергиль"
Данный урок предназначен для учащихся 11 класса или 1 курса учреждений СПО и НПО. Урок построен по технологии критического мышления. Для разработки урока были использованы уроки учителей ...
«Герои ранних романтических рассказов Горького. Романтический пафос и суровая правда жизни в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»»
Цель урока:выявить особенности ранней прозы М. Горького на примере рассказа «Старуха Изергиль».Задачи урока: Образовательные:-рассмотреть проблему героя в ранних рассказах Горького;- отметить особенно...
Презентация к серии уроков по рассказу М.Горького "Старуха Изергиль"
Презентация помогает учащимся полнее рассмостреть и проанализировать данное произведение.Рассматриваемые вопросы:1.Романтизм как направление в литературе.2.Романтический герой.3.Почему Горький выбирае...
"Какой оставишь в жизни след..." (Анализ рассказа М. Горького "Старуха Изергиль")
В данном материале даются возможные пути анализа рассказа М. Горького "Старуха Изергиль"...
Урок по литературе в 7 классе " Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция".
Урок по литературе "Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция" проводится в 7 классе. Его цели:1. Выя...
Урок литературы в 11 классе с использованием ЭОР по теме: "Поиски смысла жизни в рассказе М. Горького "Старуха Изергиль"
Урок носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер, сопровождается мультимедийной презентацией, созданной специально для иллюстрации урока. Проза М. Горького изучается после прозы И. А. Бунина...
Технологическая карта урока литературы «Загадки старухи Изергиль в одноименном рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»»
Технологическая карта урока литературы для 11 класса на тему: «Загадки старухи Изергиль в одноименном рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»»...