В чем смысл и счастье жизни? (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»).
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Стратий Елена Николаевна

Анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gorkiy_staruha_izergil.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

В чем смысл и счастье жизни? (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»).

Цели:

  1. Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя.
  2. Воспитывать отношение к литературному произведению, умение видеть в нем проблему и развивать её.
  3. Побудить учеников к высказыванию и отстаиванию собственной точки зрения о героях рассказа и их жизненных позиций.

Методические приемы: дискуссия, аналитическая беседа, элемент театрализованной игры.

Доска:

  1. За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда жизнью.
  2. В жизни всегда есть место подвигам. Каждый сам себе судьба.
  3. Он любил людей и думал, что без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь.

Словарь: романтизм, легенда, антитеза, гипербола, индивидуализм, эгоцентризм, афоризм.

Эпиграф: Видно, ничего не напишу я так красиво и стройно, как «Старуху Изергиль» написал. (М.Горький)

  1. Вступительное слово учителя.

Цели урока.

Эпиграф.

  • Почему же этот рассказ был так дорог автору?
  • Какие впечатления возникли у вас после прочтения?
  1. Работа по теме урока.
  1. Кратко изложите суть рассказа о Ларре, Данко.

Сопоставьте героев, что общего?

 (Оба героя сильные духом люди, красивые, смелые, ярко выделяющиеся из толпы).

  1. Характеристика по плану:
  • Как герои выглядят?
  • Как они относятся к людям?
  • Как люди относятся к ним?

Легенды раскрывают две концепции жизни:

Вся жизнь только для себя, он индивидуалист, высоко ценит себя над другими.

Данко приносит себя в жертву для других, отдаёт им всего себя. «Сжег для людей своё сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе».

3. Что хотел сказать Горький в легенде о Данко, когда писал об осторожном человеке, наступившем на сердце.

(Обывательское стремление к покою)

4. Забыли ли люди о Ларре? О Данко?

        Легенда о Ларре – поучение о том, как был наказан человек за гордость, за одиночество.

        Память – благодарность за подаренную от Данко свободу и жизнь.

5. В чем хранится эта память?

      6. Выразите своё отношение к героям на рисунке.

      7. А какова жизнь самой старухи?

        Индивидуальное задание: рассказ от одного лица.

Старуха Изергиль встречала на своём пути свободолюбивых людей: один из них держался за свободу греков, другие остались среди отставших поляков. И поэтому не только легенды, но и собственные наблюдения привели её к выводу: В жизни всегда есть место подвигам. Каждый сам себе судьба.

Итак, память о подвигах сохранилась не только в легендах, ими полна сама жизнь.

IV. В чем смысл данного рассказа?

Афоризм: если я не за себя, то кто же за меня? Но если я только за себя – зачем я?

(Нельзя прятаться от жизни, надо жить ярко, быть сильным, свободным, гордым, но все это поставлено на службу людям, иначе зачем же жить).

- Как решается проблема счастья?

(Жизнь среди людей и для людей. Стремление к счастью держится на любви к людям, любви к жизни, умением жертвовать собой ради других.)

- Всегда ли можно и нужно искать в жизни подвиги?

- Красивые и гордые – всегда сильные и смелые?

Человеку надо чувствовать теплоту, признательность близких ему людей. Ради этого идут на подвиг. Ради этого повел свое племя Данко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по рассказу М Горького "Старуха Изергиль"

Данный урок предназначен для учащихся 11 класса или 1 курса учреждений СПО и НПО. Урок построен по технологии критического мышления. Для разработки урока   были использованы  уроки учителей ...

«Герои ранних романтических рассказов Горького. Романтический пафос и суровая правда жизни в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»»

Цель урока:выявить особенности ранней прозы М. Горького на примере рассказа «Старуха Изергиль».Задачи урока: Образовательные:-рассмотреть проблему героя в ранних рассказах Горького;- отметить особенно...

Презентация к серии уроков по рассказу М.Горького "Старуха Изергиль"

Презентация помогает учащимся полнее рассмостреть и проанализировать данное произведение.Рассматриваемые вопросы:1.Романтизм как направление в литературе.2.Романтический герой.3.Почему Горький выбирае...

"Какой оставишь в жизни след..." (Анализ рассказа М. Горького "Старуха Изергиль")

В данном материале даются возможные пути анализа рассказа М. Горького "Старуха Изергиль"...

Урок по литературе в 7 классе " Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция".

Урок по литературе  "Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция" проводится в 7 классе. Его цели:1.     Выя...

Урок литературы в 11 классе с использованием ЭОР по теме: "Поиски смысла жизни в рассказе М. Горького "Старуха Изергиль"

Урок носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер, сопровождается мультимедийной презентацией, созданной специально для иллюстрации урока. Проза М. Горького изучается после прозы И. А. Бунина...

Технологическая карта урока литературы «Загадки старухи Изергиль в одноименном рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»»

Технологическая карта урока литературы для 11 класса на тему: «Загадки старухи Изергиль в одноименном рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»»...