М.Ю. Лермонтов. Тема поэта и поэзии
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Данная технологическая карта поможет учителю при проведении урока в 9 классе на тему "Тема поэта и поэзии" в творчестве М.Ю. Лермонтова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.yu_._lermontov._tema_poeta_i_poezii.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Литература

Класс: 9

Автор УМК: В.Я. Коровина

Тема урока: М.Ю. Лермонтов. Тема поэта и поэзии

Место урока в

системе уроков

данного раздела: Урок №32 в разделе «Литература XIX века

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Цели урока:

#1057;одержательная цель: создать условия для формирования представлений о творческом процессе М.Ю. Лермонтова.

2. Деятельностная цель: создать условия для совершенствования умения анализировать лирическое произведение.

УУД 1. предметные: сумеют владеть навыками анализа поэтического произведения.

2. метапредметные:

коммуникативные: сумеют воспользоваться навыками конструктивного взаимодействия: принять участие в диалоге; точно выражать свои мысли и обосновывать высказанную позицию; взаимодействовать друг с другом и с учителем.

регулятивные: сумеют понимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции; действовать по плану.

познавательные: сумеют читать и слушать, извлекать нужную информацию.

3. личностные: сумеют переживать события, рассказанные в стихотворении, усваивать его интонацию и ритм.

Методы и формы

обучения: систематизация, комментирование, проблемный метод, самостоятельная работа, беседа, фронтальная беседа, работа с текстом.

Оборудование: Литература . 9 класс. Учебник для образовательных учреждений в 2 ч./В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - 2-е изд. - М: Просвещение, 2014 г., компьютер.

Ход урока

№ п/п

Этап урока

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1.

Этап мотивации к учебной деятельности

Беседа

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность

учащихся к уроку.

Проверяет домашнее задание.

Приветствуют учителя.

Проверяют свою готовность к уроку.

Отчитываются по домашнему заданию.

Рабочий настрой учителя и учащихся.

2.

Этап актуализации и пробного учебного действия

Проблемный метод

Фронтальная

беседа

Вопрос учителя:

Скажите, в творчестве каких поэтов вам встречалась тема поэта и поэзии? Кто писал об этом? Вспомните стихотворения этих авторов.

Задает наводящие вопросы, которые позволят учащимся при формулировании темы урока и постановке целей урока.

Отвечают на вопрос учителя.

Формулируют тему урока. Определяют цели учебной деятельности.

Умение отвечать на поставленные вопросы.

3

Этап включения в систему знаний

Диалог

Проблемный вопрос

Фронтальная беседа

Творческая работа

Комментирование

Читает стихотворение «Поэт»

Организует беседу после первичного восприятия текста.

- Какие проблемы поднимает в данном стихотворении М.Ю. Лермонтов?

- Как можно обозначить жанр стихотворения?

- Как построена композиция стихотворения?

- Для чего Лермонтов говорит о кинжале? Есть ли между этими образами какая-то связь?

- Есть ли у кинжала хозяин? Что об этом говорится в стихотворении?

- Для чего предназначен кинжал? Во что он превратился, когда утратил своё назначение?

- Каким рисует автор образ поэта?

- Что происходит с поэтом, если он не выполняет своего назначения?

- В тексте есть глаголы воспламенял, носился, звучал. Для чего автор их использует?

- Определите стихотворный размер.

Задание:

Определите, какие средства выразительности встречаются в тексте.

Организует понимание некоторых строчек произведения («клинок надежный, без порока», «осмеянный пророк», «как фимиам в часы молитвы»).

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задание.

Комментируют некоторые строки из произведения.

Умение грамотно

формулировать ответ

на поставленный

вопрос.

4.

Рефлексивно-оценочный этап

Проблемный

метод

Диалог

Систематизация

Проводит итоговую беседу по теме.

Организует рефлексию.

Какую новую информацию вы узнали на уроке? Была ли она полезной?

Оценивает работу учащихся

Предлагает и комментирует домашнее задание:

  1. Выучить наизусть стихотворение «Пророк».
  2. Сделать письменное сравнение стихотворения «Пророк» М.Ю. Лермонтова и «Пророк» А.С. Пушкина.

Оценивают свою работу на уроке.

Получают оценку собственной работы на уроке от учителя.

Получают домашнее задание.

Рефлексия

собственной

деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 9классе на тему"Тема поэта и поэзии" в лирике М.Ю.Лермонтова

презентация к уроку 4  "Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова"...

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА (урок литературы по «сквозной теме» в 11 классе)

Среди  множества    традиционных  сквозных  тем  одна  из  ключевых  -  тема  поэта  и  поэзии. В  школьной  практике...

Урок литературы с применением сингапурского метода на тему:"Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова" в 9 классе

На уроке раскрывается тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова. Автор использует структуры сингапурской методики: Финк-Райт-Раунд-Робин, Зум Ин, Таймд-Пэа-Шэа, микс-Пэа-Шэа....

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. «Памятник». Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в творчестве Державина.

Урок литературы в 9 классе.Разработка урока по программе В.Я.Коровиной. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.  Технологическая карта урока...

Урок литературы в 9 классе на тему "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. Три "Памятника""

Данная методическая разработка будет полезна педагогам, работающим по учебнику "Литература. 9 класс" под ред. В.Я Коровиной....

Конспект урока по литературе на тему "Тема поэта и поэзии в лирике А.А. Фета" (10 класс)

Конспект урока литературы, провереднного в 10 классе, с применением технологии группового обучения....