Внеурочное мероприятие "Турнир знатоков поэзии"
методическая разработка по литературе

Цель – прививать интерес учащихся к чтению, к поэтическому слову. Класс делится на две команды. В 1, 5 и 6 заданиях вопросы командам задаются по очереди, во 2, 3 и 4 заданиях команды одновременно получают листочки с одинаковыми заданиями (учитывается, кто быстрее и правильно справится с заданием). 7 задание предполагает выступление двух-трёх человек от каждой команды (лучшие чтецы) со стихотворением, соответствующим теме конкурса (например, «Мой край родной»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon turnir_znatokov_poezii.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПОЭЗИИ

Цель – прививать интерес учащихся к чтению.

Задачи:

- проверка знания учащимися программных произведений, предназначенных для глубокого изучения;

- совершенствование художественного чтения стихов учащимися;

- приобщение учащихся к сокровищам русской поэзии.

Класс делится на две команды. В 1, 5 и 6 заданиях вопросы командам задаются по очереди, во 2, 3 и 4 заданиях команды одновременно получают листочки с одинаковыми заданиями (учитывается, кто быстрее и правильно справится с заданием). 7 задание предполагает выступление двух-трёх человек от каждой команды (лучшие чтецы) со стихотворением, соответствующим теме конкурса – «Мой край родной».

Задание 1.  Назовите стихотворение и автора.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит. (А.С.Пушкин «Зимнее утро»)

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко постучит. (А.С.Пушкин «Зимний вечер»)

Жадно, весело он дышит

Свежим воздухом полей,

Сизый пар кипит и пышет

Из пылающих ноздрей;

Полон сил, удал на воле,

Громким голосом заржал,

Встрепенулся конь – и в поле

Бурноногий поскакал! (Н.М.Языков «Конь»)

Под большим шатром голубых небес –

Вижу – даль полей зеленеется.

И на гранях их, выше тёмных туч,

Цепи гор стоят великанами.

По степям в моря реки катятся,

И лежат пути во все стороны. (И.С.Никитин «Русь»)

Ах ты, степь моя, степь привольная,

Широко ты, степь, пораскинулась,

К морю Чёрному понадвинулась!

В гости я к тебе не один пришёл:

Я пришёл сам-друг с косой вострою;

Мне давно гулять по траве степной,

Вдоль и поперек с ней хотелося… (А.В.Кольцов «Косарь»)

- Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля…

Не будь на то Господня воля,

Не отдали б Москвы! (М.Ю.Лермонтов «Бородино»)

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят… (Ф.И.Тютчев «Весенние воды»)

У Чёрного моря чинара стоит молодая;

С ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская;

На ветвях зелёных качаются райские птицы;

Поют они песни во славу морской царь-девицы.

И странник прижался у корня чинары высокой;

Приюта на время он молит с тоскою глубокой…  (М.Ю.Лермонтов «Листок)

Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит;

Лёд неокрепший на речке студёной

Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно – покой и простор! –

Листья поблекнуть ещё не успели,

Жёлты и свежи лежат, как ковёр. (Н.А.Некрасов «Железная дорога»)

…Однажды, в студёную зимнюю пору,

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведёт под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок!  (Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»)

Задание 2. Вставьте недостающее слово.

Опять я в деревне. Хожу на охоту,

Пишу мои вирши – живётся легко.

Вчера, утомлённый ходьбой по … (болоту),

Забрёл я в сарай и заснул глубоко. (Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»)

В полдень дождь перестал

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать … (снежок).

Здравствуй, гостья-зима!

Просим … (милости) к нам

Песни севера петь

По лесам и степям. (И.С.Никитин «Встреча зимы»)

Зреет рожи над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

… (Золотые) переливы. (А.А.Фет)

Скинуло кафтан зелёный лето,

Отсвистели жаворонки всласть!

… (Осень), в шубу жёлтую одета,

По лесам с метёлкою прошлась. (Д.Б.Кедрин)

Ветер. Кругом всё гудёт и колышется,

… (Листья) кружатся у ног.

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог. (А.А.Фет)

Задание 3. Определить способ рифмовки.

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля. (Ф.И.Тютчев) – перекрёстная

День за днём идёт, мелькая,

А царевна молодая

Всё в лесу; не скучно ей

У семи богатырей. (А.С.Пушкин) – параллельная

О каждом новом свежем пне,

О ветви, сломанной бесцельно,

Тоскую я душой смертельно,

И так трагично-больно мне. (И.Северянин) – опоясывающая

Задание 4. Определите стихотворный размер.

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный, -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры,

Навстречу северной Авроры

Звездою севера явись! (А.С.Пушкин) – ямб

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе… (А.С.Пушкин) – хорей

Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит;

Лёд неокрепший на речке студёной

Словно как тающий сахар лежит. (Н.А.Некрасов) – дактиль

…Однажды, в студёную зимнюю пору,

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз. (Н.А.Некрасов) – амфибрахий

Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от весёлых подруг?

Знать, забило сердечко тревогу –

Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг. (Н.А.Некрасов) – анапест

Задание 5. Назовите имя и отчество поэта.

Пушкин – Александр Сергеевич

Лермонтов – Михаил Юрьевич

Некрасов – Николай Алексеевич

Тютчев – Фёдор Иванович

Фет – Афанасий Афанасьевич

Никитин – Иван Саввич

Кольцов – Алексей Васильевич

Толстой – Алексей Константинович

Давыдов – Денис Васильевич

Языков – Николай Михайлович

Садовников – Дмитрий Николаевич

Благов – Николай Николаевич

Задание 6. Узнайте поэта по фотографии (на выбор учителя).

7. Конкурс художественного чтения «Мой край родной» (2-3 участника от команды)

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике ФГОС 8 класс + внеурочная деятельность "Знатоки физики"

Рабочая  программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для  8 классов  системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2014) и ориентирована на учащихся 8 классов....

Методическая разработка мероприятия по литературе "Конкурс знатоков поэзии"

Интересное соревнование между командами 9-11 классов на знание поэзии. Ученики показывают знание изучаемых в школе произведений и самостоятельно прочитанных стихов. Много читают наизусть, показывают а...

Внеурочное мероприятие «Знатоки зеленого царства»

Внеурочное мероприятие «Знатоки зеленого царства» в рамках предметных недель естественнонаучного направления для обучающихся 5-9 классов.Цель: Обобщить и расширить знания о разнообра...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Знатоки истории" 5 класс

Автор: Тернова Ирина Викторовна, учитель истории и обществознания МБОУ «Малоугреневская СОШ»Направление – общеинтеллектуальное.Содержательная номинация. Организация внеурочной деятел...

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ» ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ

Представленная целостная программа разработана для уча­щихся основной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 170 часов. Содержание программы выстроено...

Внеурочное мероприятие «Знатоки зеленого царства» в рамках предметных недель естественнонаучного направления для обучающихся 5-9 классов.

Цель: Обобщить и расширить знания о разнообразии растений Урала, воспитать экологическую культуру, заботится об охране растений своего родного края.Задачи:  - прививать экологическое мышление...