Практическая работа по повести В.Катаева "Сын полка"
рабочие листы по литературе (5, 6 класс)

Павловская Елена Георгиевна

Практическая работа по развитию речи состоит из 3 частей: 1) определение средств выразительности на языковом материале повести, 2)соотнесение иллюстрации и фрагментов текста, 3) описание иллюстрации, пересказ текста по иллюстрации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическая работа по повести В.П.Катаева «Сын полка» 1 вариант

1 . Определите средства выразительности в данных предложениях.(Фразеологизм, эпитет, гипербола, сравнение, метафора, олицетворение)

  1. В лесу было очень сыро и холодно.
  2. И всюду, где только лес был пореже, лежали на земле белые холсты лунного света.
  3. Всё вокруг было необыкновенно тихо.
  4. Однако бывалый солдат сразу заметил бы тысячи признаков того, что именно здесь, в этом тихом, глухом месте, и притаилась война.
  5. Через минуту он скрылся за тёмным кустом можжевельника, а ещё через минуту, которая показалась долгой, как час, разведчики услышали тонкое посвистывание.
  6. Стиснув на груди руки, поджав босые, тёмные, как картофель, ноги, мальчик лежал в зелёной вонючей луже и тяжело бредил во сне.
  7. Мальчик спал, и по его измученному лицу судорожно пробегали отражения кошмаров, которые преследовали мальчика во сне.
  8. Он понял, что между ним и этими людьми, которые ещё так недавно любили его, как родного сына, добродушно называли пастушком, теперь выросла стена.
  9. И достоинства своего друг перед другом никогда не роняли.
  10. Воздух всё время вздрагивал от пушечных выстрелов и разрывов.
  11. Мальчика уже давно не было, а любовь всё не умирала.
  12. Сам себе голова, товарищ капитан.
  13. Ване показалось, что он прицеливается целую вечность.
  14. Они вымыли мальчика на славу.
  15. Капитан Енакиев, так же как и его солдаты, с первого взгляда полюбил мальчика.

2. Какой фрагмент текста соответствует иллюстрации?

i_004

1. А в это время Ваня Солнцев, поджав под себя босые ноги, сидел на еловых ветках в палатке разведчиков и ел из котелка большой деревянной ложкой необыкновенно горячую и необыкновенно вкусную кротёнку из картошки, лука, свиной тушёнки, перца, чеснока и лаврового листа.

2. Каждая вещь помещалась на своём месте. Хорошо вычищенные и смазанные салом автоматы висели на жёлтых палочках, изнутри подпиравших палатку. Шинели и плащ-палатки, сложенные ровно, без единой складки, лежали на свежих еловых и можжевёловых ветках.

3. В блиндаже было полно народу. Был тот редкий случай, когда все разведчики собрались вместе. Биденко также заметил и много посторонних. Это были знакомые и земляки из других взводов. Они пришли к хлебосольным, зажиточным разведчикам покурить хорошего табачку и попить чайку внакладку из знаменитого чайника.

#1056;асскажите (письменно) эпизод, изображенный на иллюстрации.

47612_verejskij_1981_kataev_syn_polka_vov_vojna_soldat_malchik_deti_avtomat_razvedchik_kaska_son

Практическая работа по повести В.П.Катаева «Сын полка» 2 вариант

1 . Определите средства выразительности в данных предложениях (Фразеологизм, эпитет, гипербола, сравнение, метафора, олицетворение).

  1. Но меньше всего в этот глухой, мёртвый час думали о красоте полесской чащи три солдата, возвращавшиеся с разведки.
  2. Работа была трудная, очень опасная.
  3. К верхней шпале была привинчена стереотруба. К её рогам было привязано несколько веток, так что сама она походила на рогатую ветку.
  4. Особенно же умилили разведчиков Ванины лопатки, выступающие на чистенькой спине, как топорики.
  5. Нога прочно застряла. Ни туда ни сюда.
  6. Батарейца подстричь под ноль-ноль. Чтоб как шаром покати.
  7. Однако бывалый солдат сразу заметил бы тысячи признаков того, что именно здесь, в этом тихом, глухом месте, и притаилась война.
  8. Любили друг друга, как родные братья.
  9. Капитан Енакиев, так же как и его солдаты, с первого взгляда полюбил мальчика. Он медленно испарялся в сыром синем воздухе, мутном, как мыльная вода.
  10. Даже один сук этой сосны, чудовищно приближённый, прямо-таки лез в глаза громадными кистями игл и двумя громадными шишками.
  11. Ваня ел, облизывал ложку, клал в рот большие куски мягкого солдатского хлеба с кисленькой каштановой корочкой, и ему казалось, что он уже давно живёт в палатке у этих добрых великанов.
  12. Ваня стоял маленький, огорчённый, растерянный.
  13. Он понял, что между ним и этими людьми, которые ещё так недавно любили его, как родного сына, добродушно называли пастушком, теперь выросла стена.
  14. Его глаза дико блеснули.
  15. Мелькая руками и ногами, как мельница, он лупил сломя голову по кустам и кочкам, пока не скрылся в пёстрой чаще.

2. Какой фрагмент текста соответствует иллюстрации?

Picture background

Я, брат, всё знаю, что у капитана Енакиева в батарее делается. А скажи-ка мне, друг любезный, каким это манером ты здесь очутился, если капитан Енакиев приказал отвезти тебя в тыл?

В глазах мальчика мигнули синие озорные искры, но он тотчас опустил ресницы.

— А я убежал, — скромно сказал он, стараясь всем своим видом изобразить смущение.

— Ах, вот как! Как же ты убежал?

— Взял да и убежал.

— Так сразу взял да сразу и убежал?

2. Ваня усмехнулся:

— Боитесь, что уйду?

— Ничего я не боюсь, — хмуро сказал Биденко, — а просто чересчур много ты болтаешь. Через тебя у меня уже голова болит.

— Вы не бойтесь, — сказал мальчик весело, — я от вас и так всё равно уйду.

3. — Ну, Ванюша, нравится наше орудие? — услышал он за собой густой, добродушный бас.

Мальчик обернулся и увидел наводчика Ковалёва.

— Так точно, товарищ Ковалёв, очень нравится, — быстро ответил Ваня и, вытянувшись в струнку, отдал честь.

#1056;асскажите (письменно) эпизод, изображенный на иллюстрации.

1539704538_00035_002

Практическая работа по повести В.П.Катаева «Сын полка»

Ответы

1 задание по одному баллу за верный ответ

1 вариант

2 вариант

1 эпитет

1 эпитет

2 метафора

2 эпитет

3 эпитет

3 метафора

4 олицетворение

4 сравнение

5 сравнение

5 фразеологизм

6 сравнение

6 фразеологизм

7 метафора

7 гипербола

8 сравнение

8 сравнение

9 метафора

9 фразеологизм

10 метафора

10 фразеологизм

11 метафора

11 метафора

12 фразеологизм

12 эпитет

13 гипербола/фразеологизм

13 метафора

14 фразеологизм

14 эпитет

15 сравнение

15 фразеологизм

2 задание 1

2 задание 3

Задание 3 оценивается отдельно по критериям монологического высказывания.

5

4

3

2

14-16

11-13

6-10

Менее 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов

Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

Проверочная работа по произведению "Слово о полку Игореве"

Проверочная работа по "Слову о полку Игореве". (тест и творческое задание) 9 класс...

Контрольная работа по произведению "Слово о полку Игореве"

В контрольной работе представлены задания с несколькими вариантами ответа, из которых нужно выбрать один правильный....

Проверочная работа по повести В.Катаева "Сын полка", 5 класс

Работа направлена на проверку  знания содержания повести, на формирование логического мышления обучающихся...

Проверочная работа по повести В.Катаева "Сын полка", 5 класс

Работа направлена на проверку  знания содержания повести, на формирование логического мышления обучающихся...

А.С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» Урок литературы 6 класс (Из опыта практической работы).

Урок литературы 6 класса.А.С. Пушкина "Повести покойного И.П.Белкина".Работа по группам.Из опыта практического работы....