Практическая работа по повести В.Катаева "Сын полка"
рабочие листы по литературе (5, 6 класс)
Практическая работа по развитию речи состоит из 3 частей: 1) определение средств выразительности на языковом материале повести, 2)соотнесение иллюстрации и фрагментов текста, 3) описание иллюстрации, пересказ текста по иллюстрации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 858.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа по повести В.П.Катаева «Сын полка» 1 вариант
1 . Определите средства выразительности в данных предложениях.(Фразеологизм, эпитет, гипербола, сравнение, метафора, олицетворение)
- В лесу было очень сыро и холодно.
- И всюду, где только лес был пореже, лежали на земле белые холсты лунного света.
- Всё вокруг было необыкновенно тихо.
- Однако бывалый солдат сразу заметил бы тысячи признаков того, что именно здесь, в этом тихом, глухом месте, и притаилась война.
- Через минуту он скрылся за тёмным кустом можжевельника, а ещё через минуту, которая показалась долгой, как час, разведчики услышали тонкое посвистывание.
- Стиснув на груди руки, поджав босые, тёмные, как картофель, ноги, мальчик лежал в зелёной вонючей луже и тяжело бредил во сне.
- Мальчик спал, и по его измученному лицу судорожно пробегали отражения кошмаров, которые преследовали мальчика во сне.
- Он понял, что между ним и этими людьми, которые ещё так недавно любили его, как родного сына, добродушно называли пастушком, теперь выросла стена.
- И достоинства своего друг перед другом никогда не роняли.
- Воздух всё время вздрагивал от пушечных выстрелов и разрывов.
- Мальчика уже давно не было, а любовь всё не умирала.
- Сам себе голова, товарищ капитан.
- Ване показалось, что он прицеливается целую вечность.
- Они вымыли мальчика на славу.
- Капитан Енакиев, так же как и его солдаты, с первого взгляда полюбил мальчика.
2. Какой фрагмент текста соответствует иллюстрации?
1. А в это время Ваня Солнцев, поджав под себя босые ноги, сидел на еловых ветках в палатке разведчиков и ел из котелка большой деревянной ложкой необыкновенно горячую и необыкновенно вкусную кротёнку из картошки, лука, свиной тушёнки, перца, чеснока и лаврового листа. 2. Каждая вещь помещалась на своём месте. Хорошо вычищенные и смазанные салом автоматы висели на жёлтых палочках, изнутри подпиравших палатку. Шинели и плащ-палатки, сложенные ровно, без единой складки, лежали на свежих еловых и можжевёловых ветках. 3. В блиндаже было полно народу. Был тот редкий случай, когда все разведчики собрались вместе. Биденко также заметил и много посторонних. Это были знакомые и земляки из других взводов. Они пришли к хлебосольным, зажиточным разведчикам покурить хорошего табачку и попить чайку внакладку из знаменитого чайника. |
#1056;асскажите (письменно) эпизод, изображенный на иллюстрации.
Практическая работа по повести В.П.Катаева «Сын полка» 2 вариант
1 . Определите средства выразительности в данных предложениях (Фразеологизм, эпитет, гипербола, сравнение, метафора, олицетворение).
- Но меньше всего в этот глухой, мёртвый час думали о красоте полесской чащи три солдата, возвращавшиеся с разведки.
- Работа была трудная, очень опасная.
- К верхней шпале была привинчена стереотруба. К её рогам было привязано несколько веток, так что сама она походила на рогатую ветку.
- Особенно же умилили разведчиков Ванины лопатки, выступающие на чистенькой спине, как топорики.
- Нога прочно застряла. Ни туда ни сюда.
- Батарейца подстричь под ноль-ноль. Чтоб как шаром покати.
- Однако бывалый солдат сразу заметил бы тысячи признаков того, что именно здесь, в этом тихом, глухом месте, и притаилась война.
- Любили друг друга, как родные братья.
- Капитан Енакиев, так же как и его солдаты, с первого взгляда полюбил мальчика. Он медленно испарялся в сыром синем воздухе, мутном, как мыльная вода.
- Даже один сук этой сосны, чудовищно приближённый, прямо-таки лез в глаза громадными кистями игл и двумя громадными шишками.
- Ваня ел, облизывал ложку, клал в рот большие куски мягкого солдатского хлеба с кисленькой каштановой корочкой, и ему казалось, что он уже давно живёт в палатке у этих добрых великанов.
- Ваня стоял маленький, огорчённый, растерянный.
- Он понял, что между ним и этими людьми, которые ещё так недавно любили его, как родного сына, добродушно называли пастушком, теперь выросла стена.
- Его глаза дико блеснули.
- Мелькая руками и ногами, как мельница, он лупил сломя голову по кустам и кочкам, пока не скрылся в пёстрой чаще.
2. Какой фрагмент текста соответствует иллюстрации?
Я, брат, всё знаю, что у капитана Енакиева в батарее делается. А скажи-ка мне, друг любезный, каким это манером ты здесь очутился, если капитан Енакиев приказал отвезти тебя в тыл? В глазах мальчика мигнули синие озорные искры, но он тотчас опустил ресницы. — А я убежал, — скромно сказал он, стараясь всем своим видом изобразить смущение. — Ах, вот как! Как же ты убежал? — Взял да и убежал. — Так сразу взял да сразу и убежал? 2. Ваня усмехнулся: — Боитесь, что уйду? — Ничего я не боюсь, — хмуро сказал Биденко, — а просто чересчур много ты болтаешь. Через тебя у меня уже голова болит. — Вы не бойтесь, — сказал мальчик весело, — я от вас и так всё равно уйду. 3. — Ну, Ванюша, нравится наше орудие? — услышал он за собой густой, добродушный бас. Мальчик обернулся и увидел наводчика Ковалёва. — Так точно, товарищ Ковалёв, очень нравится, — быстро ответил Ваня и, вытянувшись в струнку, отдал честь. |
#1056;асскажите (письменно) эпизод, изображенный на иллюстрации.
Практическая работа по повести В.П.Катаева «Сын полка»
Ответы
1 задание по одному баллу за верный ответ
1 вариант | 2 вариант |
1 эпитет | 1 эпитет |
2 метафора | 2 эпитет |
3 эпитет | 3 метафора |
4 олицетворение | 4 сравнение |
5 сравнение | 5 фразеологизм |
6 сравнение | 6 фразеологизм |
7 метафора | 7 гипербола |
8 сравнение | 8 сравнение |
9 метафора | 9 фразеологизм |
10 метафора | 10 фразеологизм |
11 метафора | 11 метафора |
12 фразеологизм | 12 эпитет |
13 гипербола/фразеологизм | 13 метафора |
14 фразеологизм | 14 эпитет |
15 сравнение | 15 фразеологизм |
2 задание 1 | 2 задание 3 |
Задание 3 оценивается отдельно по критериям монологического высказывания. | |
5 | 4 | 3 | 2 |
14-16 | 11-13 | 6-10 | Менее 6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов
Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...
Проверочная работа по произведению "Слово о полку Игореве"
Проверочная работа по "Слову о полку Игореве". (тест и творческое задание) 9 класс...
Контрольная работа по произведению "Слово о полку Игореве"
В контрольной работе представлены задания с несколькими вариантами ответа, из которых нужно выбрать один правильный....

Проверочная работа по повести В.Катаева "Сын полка", 5 класс
Работа направлена на проверку знания содержания повести, на формирование логического мышления обучающихся...

Проверочная работа по повести В.Катаева "Сын полка", 5 класс
Работа направлена на проверку знания содержания повести, на формирование логического мышления обучающихся...
А.С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» Урок литературы 6 класс (Из опыта практической работы).
Урок литературы 6 класса.А.С. Пушкина "Повести покойного И.П.Белкина".Работа по группам.Из опыта практического работы....
