Технологическая карта урока литературы в 10 кл. Тема: "Главный герой романа "Обломов". Обломов и Штольц"
материал по литературе (10 класс)

Технологическая карта урока литературы в 10 классе. Тема урока "Главный герой романа "Обломов". Обломов и Штольц". Технология здоровьесбережения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_v_portfolio.odt47.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Образ главного героя в романе «Обломов». Обломов и  Штольц.»

Тип урока: Комбинированный урок (повторение, изучение нового материала, закрепление)

Технология: Здоровьесберегающая технология

Цель урока: Раскрыть и проанализировать образы Обломова и Штольца как центральных персонажей романа, выявить их сходства и различия, определить авторскую позицию и нравственный смысл противопоставления этих героев.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Здоровьесберегающие аспекты

Методы и приемы

Ресурсы

Критерии оценки деятельности учащихся

1. Организационный этап

2 мин

Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие текста романа, тетрадей, ручек). Создание благоприятной атмосферы.

ПриветствиеПодготовка к уроку.

Регулятивные:

Самоорганизация.

Коммуникативные:

Установление контакта.

Позитивный настрой на урок.

Словесный (приветствие), эмоциональный (создание благоприятной атмосферы).

Внешний вид, наличие необходимых материалов.

2. Актуализация знаний. Мотивация.

7 мин

1. Блиц-опрос по содержанию прочитанных глав романа: - Что мы узнали об Обломове в первой части? - Каким предстает перед нами мир Обломовки? 2. Проблемный вопрос: “Что такое обломовщина?” 3. Формулировка темы и целей урока совместно с учащимися.

1. Отвечают на вопросы учителя. 2. Высказывают свои предположения. 3. Участвуют в формулировке темы и целей урока.

Познавательные:

Актуализация знаний,

умение структурировать

 информацию.

Коммуникативные:

Умение выражать свои мысли,

слушать других.

Регулятивные:Целеполагание.

Активизация мыслительной деятельности, переключение внимания.

Беседа, фронтальный опрос, проблемный вопрос.

Текст романа “Обломов”.

Полнота и точность ответов, активность участия в беседе.

3. Изучение нового материала. Работа с образом Обломова.

15 мин

1. Организация работы с текстом: - Чтение и анализ ключевых эпизодов, характеризующих Обломова (сон Обломова, эпизоды с Захаром, с визитерами). - Направляет анализ текста: “Какие черты характера Обломова раскрываются в этих эпизодах? Какие ценности для него важны?” 2. Мини-лекция о причинах “обломовщины”: - Социальные условия. - Влияние воспитания. - Личные качества героя.

1. Читают и анализируют текст, выделяют ключевые моменты. 2. Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения. 3. Записывают в тетради основные черты характера Обломова и причины “обломовщины”.

Познавательные:

Поиск информации, анализ,

синтез, сравнение, обобщение.

Коммуникативные:

Умение аргументировать свою

точку зрения, вести дискуссию.

Регулятивные:

Планирование своей деятельности.

Чередование видов деятельности (чтение, анализ, запись). Разнообразие каналов восприятия информации (слух, зрение).

Чтение с пометками, выборочный анализ текста, мини-лекция.

Текст романа “Обломов”, презентация (слайды с цитатами, иллюстрациями).

Умение анализировать текст, выделять главное, формулировать свои мысли.

4. Физкультминутка (для глаз)

1 мин

Проведение упражнений для глаз (круговые движения, фиксация взгляда на разных точках).

Выполняют упражнения для глаз.

Регулятивные: Саморегуляция.

Снятие зрительного напряжения.

Упражнения для глаз.

Инструкция по выполнению упражнений.

Правильность выполнения упражнений.

5. Изучение нового материала. Работа с образом Штольца. Сравнение Обломова и Штольца.

15 мин

1. Представление образа Штольца (рассказ учителя, цитаты из текста). - “Чем Штольц отличается от Обломова? Какие у него ценности и цели в жизни?” 2. Организация работы в парах: - Заполнение сравнительной таблицы “Обломов и Штольц: два разных пути”. (Критерии для сравнения: происхождение, воспитание, образ жизни, ценности, отношение к любви, к труду). 3. Обсуждение результатов работы в парах. Вывод о противопоставлении этих образов.

1. Слушают учителя, отвечают на вопросы. 2. Работают в парах, заполняют сравнительную таблицу. 3. Представляют результаты своей работы, участвуют в обсуждении.

Познавательные:

Анализ, сравнение, классификация, обобщение.

Коммуникативные:

Умение работать в паре,

выражать свои мысли,

слушать других.

Регулятивные:

Контроль, оценка своей работы.

Смена деятельности, работа в группе.

Рассказ учителя, работа с текстом, работа в парах, обсуждение.

Текст романа “Обломов”, презентация (слайды с цитатами, иллюстрациями), раздаточный материал (таблица для сравнения).

Умение работать в паре, анализировать, сравнивать, делать выводы.

6. Закрепление материала. Проблемное задание.

5 мин

Предлагает учащимся ответить на вопрос: “Кто из героев вам ближе? Кого вы считаете более привлекательным? Почему?” Организует дискуссию. Подводит итог: Автор не дает однозначной оценки героям. Он показывает, что в каждом из них есть свои достоинства и недостатки.

Высказывают свои мнения, аргументируют свою точку зрения. Участвуют в дискуссии.

Познавательные:

Умение применять полученные

знания в новой ситуации,

анализировать, оценивать.

Коммуникативные:Умение

выражать свою точку зрения,

слушать других, вести дискуссию.

Развитие критического мышления, формирование собственной позиции.

Дискуссия, проблемный вопрос.

Аргументированность высказываний, умение вести дискуссию.

7. Рефлексия. Подведение итогов урока.

3 мин

1. Предлагает учащимся закончить предложения: - “Сегодня на уроке я узнал…” - “Самым интересным для меня было…” - “Я затруднялся в…” 2. Выставление оценок за урок. 3. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру “Мое отношение к Обломову”.

1. Заканчивают предложения, анализируют свою деятельность на уроке. 2. Записывают домашнее задание.

Регулятивные: Оценка,

самооценка.

Коммуникативные:

Умение выражать свои мысли.

Снятие эмоционального напряжения, рефлексия.

Рефлексия, самооценка.

Адекватность самооценки.

8. Завершение урока.

2 мин

Прощание с учащимися. Благодарность за работу.

Прощаются с учителем.

Коммуникативные:

Уважение к учителю.

Позитивное завершение урока.

Прощание.

                             

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"

Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"

Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".

Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема...

Технологическая карта урока литературы в 6 классе Тема: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

Пояснительная запискаКласс из 28 человек, в котором проводился урок, характеризуется как активный, работоспособный и дисциплинированный коллектив. Ребята очень трудолюбивые, добрые, активно идут на ко...