Технологическая карта урока литературы в 10 кл. Тема: "Главный герой романа "Обломов". Обломов и Штольц"
материал по литературе (10 класс)
Технологическая карта урока литературы в 10 классе. Тема урока "Главный герой романа "Обломов". Обломов и Штольц". Технология здоровьесбережения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Образ главного героя в романе «Обломов». Обломов и Штольц.»
Тип урока: Комбинированный урок (повторение, изучение нового материала, закрепление)
Технология: Здоровьесберегающая технология
Цель урока: Раскрыть и проанализировать образы Обломова и Штольца как центральных персонажей романа, выявить их сходства и различия, определить авторскую позицию и нравственный смысл противопоставления этих героев.
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Здоровьесберегающие аспекты | Методы и приемы | Ресурсы | Критерии оценки деятельности учащихся | |
1. Организационный этап | 2 мин | Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие текста романа, тетрадей, ручек). Создание благоприятной атмосферы. | ПриветствиеПодготовка к уроку. | Регулятивные: Самоорганизация. Коммуникативные: Установление контакта. | Позитивный настрой на урок. | Словесный (приветствие), эмоциональный (создание благоприятной атмосферы). | Внешний вид, наличие необходимых материалов. | |
2. Актуализация знаний. Мотивация. | 7 мин | 1. Блиц-опрос по содержанию прочитанных глав романа: - Что мы узнали об Обломове в первой части? - Каким предстает перед нами мир Обломовки? 2. Проблемный вопрос: “Что такое обломовщина?” 3. Формулировка темы и целей урока совместно с учащимися. | 1. Отвечают на вопросы учителя. 2. Высказывают свои предположения. 3. Участвуют в формулировке темы и целей урока. | Познавательные: Актуализация знаний, умение структурировать информацию. Коммуникативные: Умение выражать свои мысли, слушать других. Регулятивные:Целеполагание. | Активизация мыслительной деятельности, переключение внимания. | Беседа, фронтальный опрос, проблемный вопрос. | Текст романа “Обломов”. | Полнота и точность ответов, активность участия в беседе. |
3. Изучение нового материала. Работа с образом Обломова. | 15 мин | 1. Организация работы с текстом: - Чтение и анализ ключевых эпизодов, характеризующих Обломова (сон Обломова, эпизоды с Захаром, с визитерами). - Направляет анализ текста: “Какие черты характера Обломова раскрываются в этих эпизодах? Какие ценности для него важны?” 2. Мини-лекция о причинах “обломовщины”: - Социальные условия. - Влияние воспитания. - Личные качества героя. | 1. Читают и анализируют текст, выделяют ключевые моменты. 2. Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения. 3. Записывают в тетради основные черты характера Обломова и причины “обломовщины”. | Познавательные: Поиск информации, анализ, синтез, сравнение, обобщение. Коммуникативные: Умение аргументировать свою точку зрения, вести дискуссию. Регулятивные: Планирование своей деятельности. | Чередование видов деятельности (чтение, анализ, запись). Разнообразие каналов восприятия информации (слух, зрение). | Чтение с пометками, выборочный анализ текста, мини-лекция. | Текст романа “Обломов”, презентация (слайды с цитатами, иллюстрациями). | Умение анализировать текст, выделять главное, формулировать свои мысли. |
4. Физкультминутка (для глаз) | 1 мин | Проведение упражнений для глаз (круговые движения, фиксация взгляда на разных точках). | Выполняют упражнения для глаз. | Регулятивные: Саморегуляция. | Снятие зрительного напряжения. | Упражнения для глаз. | Инструкция по выполнению упражнений. | Правильность выполнения упражнений. |
5. Изучение нового материала. Работа с образом Штольца. Сравнение Обломова и Штольца. | 15 мин | 1. Представление образа Штольца (рассказ учителя, цитаты из текста). - “Чем Штольц отличается от Обломова? Какие у него ценности и цели в жизни?” 2. Организация работы в парах: - Заполнение сравнительной таблицы “Обломов и Штольц: два разных пути”. (Критерии для сравнения: происхождение, воспитание, образ жизни, ценности, отношение к любви, к труду). 3. Обсуждение результатов работы в парах. Вывод о противопоставлении этих образов. | 1. Слушают учителя, отвечают на вопросы. 2. Работают в парах, заполняют сравнительную таблицу. 3. Представляют результаты своей работы, участвуют в обсуждении. | Познавательные: Анализ, сравнение, классификация, обобщение. Коммуникативные: Умение работать в паре, выражать свои мысли, слушать других. Регулятивные: Контроль, оценка своей работы. | Смена деятельности, работа в группе. | Рассказ учителя, работа с текстом, работа в парах, обсуждение. | Текст романа “Обломов”, презентация (слайды с цитатами, иллюстрациями), раздаточный материал (таблица для сравнения). | Умение работать в паре, анализировать, сравнивать, делать выводы. |
6. Закрепление материала. Проблемное задание. | 5 мин | Предлагает учащимся ответить на вопрос: “Кто из героев вам ближе? Кого вы считаете более привлекательным? Почему?” Организует дискуссию. Подводит итог: Автор не дает однозначной оценки героям. Он показывает, что в каждом из них есть свои достоинства и недостатки. | Высказывают свои мнения, аргументируют свою точку зрения. Участвуют в дискуссии. | Познавательные: Умение применять полученные знания в новой ситуации, анализировать, оценивать. Коммуникативные:Умение выражать свою точку зрения, слушать других, вести дискуссию. | Развитие критического мышления, формирование собственной позиции. | Дискуссия, проблемный вопрос. | Аргументированность высказываний, умение вести дискуссию. | |
7. Рефлексия. Подведение итогов урока. | 3 мин | 1. Предлагает учащимся закончить предложения: - “Сегодня на уроке я узнал…” - “Самым интересным для меня было…” - “Я затруднялся в…” 2. Выставление оценок за урок. 3. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру “Мое отношение к Обломову”. | 1. Заканчивают предложения, анализируют свою деятельность на уроке. 2. Записывают домашнее задание. | Регулятивные: Оценка, самооценка. Коммуникативные: Умение выражать свои мысли. | Снятие эмоционального напряжения, рефлексия. | Рефлексия, самооценка. | Адекватность самооценки. | |
8. Завершение урока. | 2 мин | Прощание с учащимися. Благодарность за работу. | Прощаются с учителем. | Коммуникативные: Уважение к учителю. | Позитивное завершение урока. | Прощание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.
Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети». Тип урока: вступительный (опережаю...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"
Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"
Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс
технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".
Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема...

Технологическая карта урока литературы в 6 классе Тема: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)
Пояснительная запискаКласс из 28 человек, в котором проводился урок, характеризуется как активный, работоспособный и дисциплинированный коллектив. Ребята очень трудолюбивые, добрые, активно идут на ко...
Технологическая карта урока литературы в 10 классе. "Обломов в системе художественных образов"
Для работы учителей русского языка и литературы в 10 классе...