Урок по литературе в 5 классе "Путешествие в мир сказок"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Скок Галина Сергеевна

Разработка урока по литературе в 5 класс "Путешествие в мир сказок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_mir_skazki_5_klass.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе: Путешествие в мир сказки

Тема: Введение в мир сказки. Особенности сказочного жанра.

Цель: Познакомить учащихся с понятием "сказка", выявить основные признаки сказочного жанра, развивать навыки анализа текста, творческое мышление и умение работать в группе.

Задачи:

  • Образовательные:
  • Дать определение понятию "сказка".
  • Выделить основные признаки сказки (волшебство, добро и зло, мораль).
  • Познакомить с различными видами сказок (народные, авторские, волшебные, бытовые, о животных).
  • Развивающие:
  • Развивать навыки анализа текста, умение выделять главное.
  • Развивать творческое мышление и воображение.
  • Развивать умение работать в группе, слушать и уважать мнение других.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать интерес к чтению и литературе.
  • Формировать нравственные качества (доброта, справедливость, сочувствие).

Оборудование:

  • Компьютер,  интерактивная доска .
  • Презентация (PowerPoint) с иллюстрациями к сказкам, определениями, заданиями.
  • Раздаточный материал: карточки с отрывками из сказок, листы для групповой работы.
  • Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):
  • Онлайн-викторина по сказкам (на платформе LearningApps).
  • Видеофрагменты из мультфильмов и фильмов-сказок.
  • Аудиозаписи сказок.

Ход урока:

I. Организационный момент (2 минуты)

  • Приветствие. Проверка готовности к уроку.
  • Создание позитивного настроя: короткая игра-разминка "Комплимент соседу".

II. Актуализация знаний (5 минут)

  • Вопрос классу: "Какие сказки вы знаете? Какие сказки вам нравятся больше всего? Почему?"
  • Наглядность: Показ слайдов презентации с иллюстрациями к известным сказкам ("Колобок", "Репка", "Золушка", "Спящая красавица").
  • Обсуждение: Что объединяет эти истории? Что в них особенного?

III. Изучение нового материала (15 минут)

  • Определение понятия "сказка":
  • Презентация: Слайд с определением сказки (устное народное творчество, вымышленная история с волшебными элементами и моралью).
  • Обсуждение: Разбор определения по частям. Что значит "устное народное творчество"? Что такое "вымышленная история"? Что такое "мораль"?
  • Признаки сказки:
  • Презентация: Слайд с основными признаками сказки:
  • Волшебство и чудеса.
  • Противостояние добра и зла.
  • Наличие волшебных предметов и помощников.
  • Троекратные повторы.
  • Особые зачины и концовки.
  • Мораль (урок, который можно извлечь из сказки).
  • Обсуждение: Примеры из известных сказок, иллюстрирующие каждый признак.
  • Виды сказок: слайд с классификацией сказок:
  • Народные сказки (волшебные, бытовые, о животных).
  • Авторские сказки (литературные сказки, написанные конкретным автором).
  • Обсуждение: Примеры каждого вида сказок. В чем разница между народной и авторской сказкой?
  • ЭОР: Прослушивание короткого аудиофрагмента народной сказки и отрывка из авторской сказки (сказка Пушкина). Сравнение стилей и языка.

IV. Закрепление изученного материала (15 минут)

  • Групповая работа: Класс делится на 3-4 группы.
  • Задание 1: Каждой группе выдается карточка с отрывком из сказки (разные виды сказок). Задача группы: определить, к какому виду сказки относится отрывок, и назвать основные признаки сказки, которые в нем присутствуют.
  • Задание 2: Каждая группа получает лист с таблицей, в которой перечислены признаки сказки. Задача группы: привести примеры из известных сказок, иллюстрирующие каждый признак.
  • Презентация результатов: Каждая группа представляет свои результаты. Обсуждение и корректировка ответов.
  • ЭОР: Онлайн-викторина по сказкам (на платформе LearningApps). Вопросы на знание признаков сказки, видов сказок, героев сказок.

V. Творческое задание (5 минут)

  • Задание: Предложить учащимся придумать свой собственный сказочный элемент (волшебный предмет, сказочное существо, необычное место) и кратко описать его.
  • Обсуждение: Несколько учеников делятся своими идеями.

VI. Подведение итогов урока (3 минуты)

  • Вопросы классу: Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что вам больше всего понравилось? Какие признаки сказки вы запомнили?
  • Оценка работы учащихся: Отметить активных участников, похвалить за работу в группах.
  • Домашнее задание: Прочитать любую сказку (народную или авторскую) и подготовить краткий пересказ, выделив основные признаки сказки.


VII. Рефлексия (2 минуты)

  • Метод "Светофор": Учащиеся показывают карточки:
  • Зеленая – урок понравился, все понятно.
  • Желтая – есть вопросы, нужно повторить.
  • Красная – урок не понравился, ничего не понятно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5 классе "Знатоки сказок"

Данный урок рекомендуется проводить как заключительное занятие после изучения раздела "Русские народные сказки"....

Урок по литературе в 5 классе "По мотивам сказок А.С.Пушкина"

Данный урок предназначен для использования в рамках интегрированной недели "Искусство+", а также - в качестве самостоятельного материала. В комплекте представлены конспект урока и презентация с видео-...

урок литературы "Северные варианты русских народных сказок"ФГОС

в уроке представлена работа с историей фольклористики на Севере, сравнительная таблица волшебных сказок "Хрустальная гора" и "Три царства: медное, серебряное и золотое"...

Нестандартный урок по литературе КВН «В стране сказок».

Данная методическая разработка поможет учителю в проведении нестандартного урока по литературе в виде литературной гостиной для учащихся 6 - 8 классов специальной (коррекционной) школы. Целями данного...

Конспект урока по литературе ФГОС "Виды народных сказок. Волшебные сказки".

Конспект урока по литературе в 5 классе по теме "Виды народных сказок. Волшебные сказки"...

Урок татарской литературы по творчеству фольклориста Хамита Ярми "В стране сказок"

Урок татарской литературы по творчеству фольклориста Хамита Ярми "В стране сказок"...

Разработка урока по литературе по теме" Труд и паразитизм как две антагонистические стороны сказок М.Е.Салтыкова - Щедрина"

В данной методической разработке в форме сравнительного анализа раскрывается паразитическая сущность класса помещиков. Сатирические приёмы писателя ярко обличают нравственную бездуховность правящих кр...