Технологическая карта урока по теме: "Основные мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова"
план-конспект урока по литературе
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС
по теме:
Основные мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова
Цели урока: познакомить учащихся с фактами биографии М.Ю.Лермонтова, оказавшими влияние на становление личности поэта; определить основные мотивы ранней лирики поэта; дать алгоритм анализа поэтического текста
Задачи урока:
Воспитательные:
- Повышать интерес к изучению литературы;
- Воспитывать культуру языкового общения, уважительного отношения друг к другу, умение внимательно слушать собеседника;
- Воспитывать интерес и уважение к литературе;
- Воспитывать бережное отношение к культурному наследию народа;
Развитие коммуникативных УУД:
- Создавать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- Взаимодействовать в парной, групповой работе: развитие уважения друг к другу.
Развивающие:
- Формировать психические функции, связанные с речевой деятельностью учащегося (внимание, способность к анализу и синтезу);
- Развивать способность к выявлению языковых закономерностей;
- Развивать критическое мышление;
- Развивать интерес к личности и творчеству М.Ю.Лермонтова;
Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- Развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения;
- Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
- Развивать умение применять новые знания;
- Развивать творческие, речевые способности учащихся;
- Формировать логическое мышление;
- Развивать умение опираться на полученные знания, на свой субъективный опыт;
- Развивать умение формулировать проблему;
- Развивать умение работать в парах, группах.
Образовательные:
- Развить умение формулировать определение понятий;
- Формировать умение выделять главное в сообщении учителя и обучающихся;
- Формировать навыки выразительного чтения и пересказа, работы с учебником;
- Развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
- Обогащать словарный запас;
- Совершенствовать технику чтения.
Планируемые результаты
Личностные:
- Уметь сотрудничать, сопереживать;
- Развивать лидерские качества и партнерские отношения в групповой и парной деятельности;
- Понимать и осознавать важность изучаемой темы.
Метапредметные:
- Понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению;
- Применять полученные знания по литературе при изучении нового материала, уметь самостоятельно работать с источниками знаний, с текстом;
- Выявлять особенности текстов разных жанров, сравнивать произведения, относящиеся к разным видам искусств, делать выводы;
- Отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке;
- Уметь обобщать материал, делать выводы по теме.
Предметные:
- Уметь давать характеристику лирическому тексту;
- Знать основные жанры лирических произведений; основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова и их характерологические особенности, а также понятия «мятежность», «мотив», «лейтмотив»;
- Обобщить сведения об изобразительно-выразительных средствах языка;
- Овладеть первичными знаниями по теории стихосложения (уметь выявлять изобразительно-выразительные средства, знать двухсложные стихотворные размеры).
Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов деятельности.
Методы обучения: проектирование, сопоставительный анализ.
Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Средства обучения:
- Произведения художественной литературы;
- Иллюстрации к поэтическим текстам М.Ю.Лермонтова;
- Музыкальное сопровождение: стихотворения М.Ю.Лермонтова в исполнении деятелей культуры;
- Презентация к уроку;
- Средства ИКТ.
Название этапа урока | 1. Организационно-мотивационный | |||||
Основная задача этапа | Создание благоприятного психологического настроя на работу (создание доброжелательной атмосферы, мотивации на учебу, создание ситуации успеха). Совместное формулирование темы и цели урока. | |||||
Содержание этапа | ||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий) | |||||
Личностные действия | Метапредметные действия | Предметные действия | ||||
Приветствие учащихся; проверка готовности к уроку; обеспечение мотивации к обучению; совместное целеполагание (педагогический прием «необъявленная тема»: на доске дано стихотворение, которое сопровождается романсом, так происходит подведение учащихся к теме урока). | Личностные УУД: Развитие познавательного интереса; личностное осознание поставленных целей и задач урока; осознание важности изучаемой темы. | Познавательные УУД: выдвижение гипотезы (при постановке цели урока); планирование учебного сотрудничества. Коммуникативные УУД: овладение монологической и диалогической формами речи; умение полно и ясно формулировать свои мысли | ||||
Название этапа урока | 2. Обобщение ранее изученного материала. Этап актуализации знаний | |||||
Основная задача этапа | Интеллектуальное развитие учащихся для дальнейшего достижения прочных знаний в изучении нового материала. Создание проблемной ситуации с целью спрогнозировать предстоящую деятельность. | |||||
Содержание этапа | ||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий) | |||||
Личностные действия | Метапредметные действия | Предметные действия | ||||
Проверка домашнего задания (класс разделен на три группы, по рядам; учащиеся предоставляют по одному чтецу от каждой группы для выразительного чтения наизусть стихотворения «К сестре» (в сокращении) А.С.Пушкина); проблемные вопросы обучающихся своим одноклассникам (Какова тема стихотворения? Какова основная мысль стихотворения? Назовите тропы, используемые автором); Раздаточный материал: маршрутный лист учащегося | Личностные УУД: умение содержательно формулировать вопросы; умение выражать свое эмоциональное отношение к ответу. | Регулятивные УУД: умение анализировать информацию. Коммуникативные УУД: умение полно и ясно выражать свои мысли; умение оценивать работу одноклассников. | Коммуникативные УУД: умение комментировать и аргументировать свои наблюдения над поэтическим текстом; проявлять навыки выразительного чтения. | |||
Название этапа урока | 3. Усвоение новых знаний. Словарная работа | |||||
Основная задача этапа | Определить основные мотивы ранней лирики М.Ю.Лермонтова, а также познакомиться с понятиями «мятежность», «мотив», «лейтмотив». | |||||
Содержание этапа | ||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий) | |||||
Личностные действия | Метапредметные действия | Предметные действия | ||||
Работа учащихся со словарями (работа проходит в группах: 1 группа выясняет значение слова «мятежный», 2 группа – «мотив», 3 группа – «лейтмотив»); работа учащихся с поэтическими текстами – выявление мотивов в лирике М.Ю.Лермонтова | Личностные УУД: Умение работать в группах. | Регулятивные УУД: Расположение материала, полученного в ходе анализа, в схему, предложенную для оформления работы; формирование логических умений. Познавательные УУД: Умение сопоставлять, выявлять сходства и различия; выдвижение гипотез и их обоснование; умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями. | Коммуникативные УУД: Полно и ясно выражать свои мысли; комментировать и аргументировать свои наблюдения над поэтическим текстом. | |||
Название этапа урока | Физкультминутка | |||||
Основная задача этапа | Отвлечься от работы, восстановить силы | |||||
Содержание этапа | ||||||
Буратино потянулся, Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Три – нагнулся. Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. | ||||||
Название этапа урока | 4.Закрепление изученного материала 4.1.Первичное закрепление знаний | |||||
Основная задача этапа | Развивать умения применять новые знания | |||||
Содержание этапа | ||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий) | |||||
Личностные действия | Метапредметные действия | Предметные действия | ||||
Создание ситуации успеха; повторение художественных выразительных средств языка, типов рифмы и стихотворных размеров (педагогический прием «Шаг за шагом»: учащиеся, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала – тропы, рифмы, стихотворные размеры) | Личностные УУД: Умение работать в группах; умение проявлять лидерские качества. | Регулятивные УУД: Расположение материала, полученного в ходе анализа, в схему, предложенную для оформления работы; формирование логических умений. Познавательные УУД: Умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями. Коммуникативные УУД: Умение сотрудничать в группе. | Познавательные УУД: Умение сопоставлять факты биографии писателя; владение терминологией. | |||
Название этапа урока | 4.2.Литературная лаборатория | |||||
Основная задача этапа | Развитие познавательных интересов учащихся к различным видам искусства | |||||
Содержание этапа | ||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий) | |||||
Личностные действия | Метапредметные действия | Предметные действия | ||||
Работа в группах: нахождение средств выразительности в стихотворении «Парус» (педагогический прием «Зигзаг»: класс делится на 6 групп, каждому учащемуся в группе дают свою карточку с заданием – найти в тексте эпитеты, олицетворения, инверсию, антитезу, определить тип рифмы, стихотворный размер. Затем учащиеся объединяются в новые группы так, чтобы в каждой сидели специалисты одного и того же вопроса, после обсуждений специфики задания «специалисты» возвращаются в свою группу и объясняют свое решение). | Личностные УУД: Постижение самобытности русской культуры; развитие чувства гражданственности и патриотизма; работа в группе; проявление лидерских качеств; самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы. | Коммуникативные УУД: Развитие речи; рассуждение о работах художников; рассуждение о послушанных романсах; ведение исследовательской работы в группах; развитие навыков доступно передавать информацию другому человеку. Регулятивные УУД: Умение ввести полученную информацию в литературоведческий контекст. Познавательные УУД: Овладение навыками интеграции разных видов искусства (литература-живопись, литература-музыка). | Познавательные УУД: Знакомство с известными русскими художниками, иллюстраторами и деятелями культуры. | |||
Название этапа урока | 5. Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов урока) | |||||
Основная задача этапа | Осмысление собственных действий, осознание учащимися своей учебной деятельности и самооценка результатов своей и всего класса | |||||
Содержание этапа | ||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий) | |||||
Личностные действия | Метапредметные действия | Предметные действия | ||||
Подведение учащихся к анализу урока с помощью наводящих вопросов: Что нового узнали? Чему научились? Что было самым для вас интересным на уроке? заполнение маршрутных листов; выставление отметок (педагогический прием «Райтинг»: завершив работу, учащийся ставит себе отметку; за ту же работу ставит отметку учитель. Записывается дробь. Отметка выставляется в дневник, тетрадь). | Регулятивные УУД: Оценка проделанной работы. Личностные УУД: Осознание личной значимости урока; оценивание степени успешности своей индивидуальной образовательной деятельности; нравственно-этическая оценка. | Познавательные УУД: Структурирование полученных знаний и умений; осознание того, что усвоено; умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями. | Познавательные УУД: Знакомство с фактами биографии М.Ю.Лермонтова; умение находить в поэтическом тексте художественные выразительные средства, определять тип рифмы и стихотворный размер; знакомство с понятиями «мятежность», «мотив», «лейтмотив»; умение определять основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. | |||
Название этапа урока | 6. Инструктаж о выполнении домашнего задания. | |||||
Основная задача этапа | Выявление качества и уровня овладения полученными знаниями | |||||
Содержание этапа | ||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий) | |||||
Предметные действия | Метапредметные действия | Личностные действия | ||||
Предложение учащимся заданий разного уровня (выучить наизусть стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус»; выполнить анализ поэтического текста по плану: - какова композиция произведения (его построение)? - какие тропы использовал М.Ю.Лермонтов в своем стихотворении? - каков мотив в стихотворении «Парус»? составить Диаманту: стихотворную форму из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением; 1, 7 строчки – существительные антонимы; 2 – два прилагательных к первому существительному; 3 – три глагола к первому существительному; 4 – два словосочетания с существительными; 5 – три глагола ко второму существительному; 6 – два прилагательных ко второму существительному). | ||||||
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока
Актуальность темы урока:
Урок соответствует требованиям программы средней школы и направлен на изучение творчества выдающегося русского поэта XIX века — Михаила Юрьевича Лермонтова. Тема урока выбрана своевременно, поскольку знакомство с биографией автора и особенностями его поэзии помогает ученикам глубже понять литературу периода романтизма и развивает чувство эстетического восприятия художественного слова.
Цели и задачи урока:
Цели урока сформулированы чётко и соответствуют программе изучения литературы в школе. Цель урока заключалась в знакомстве учеников с основными мотивами раннего творчества Лермонтова, формировании алгоритма анализа поэтического текста и развитии аналитических способностей школьников. Реализация поставленной цели осуществлялась через достижение ряда воспитательных, развивающих и образовательных задач, среди которых особенно выделяются формирование личностных качеств учащихся, активизация познавательной активности и овладение необходимыми предметными компетенциями.
Методы и формы организации учебной деятельности:
Для реализации поставленных целей были использованы разнообразные методы обучения: проектировочная деятельность, сопоставительный анализ, использование информационных технологий, коллективные обсуждения и самостоятельная работа учащихся. Применение метода проектной деятельности позволило включить элементы творческого подхода и самостоятельного исследования материала. Групповые и индивидуальные формы работы способствовали развитию коммуникативных навыков, повышению уровня взаимопонимания между учениками и формированию активной позиции каждого школьника.
Средства обучения:
Использование иллюстраций, музыкальных фрагментов и презентации обеспечило наглядность подачи материала, стимулируя интерес учащихся к произведениям Лермонтова и помогая лучше усвоить содержание уроков. Презентация позволила структурировать теоретический материал и сделать процесс познания доступным и увлекательным. Музыкальные фрагменты создали необходимую эмоциональную окраску, помогли раскрыть тему мятежности, одиночества и разлада с окружающим миром, характерные для лермонтовского творчества.
Этапы урока:
I. Организационно-мотивационный этап:
Этот этап успешно справился с задачей привлечения внимания учащихся к теме урока. Через игровой элемент ("необъявленную тему") школьники сами подошли к определению главной темы урока, что сделало начало урока ярким и запоминающимся.
II. Актуализация знаний:
Данный этап проверяет базовые знания учащихся и готовит их к дальнейшему изучению новой темы. Фронтальная проверка знаний помогает увидеть пробелы и скорректировать последующие шаги урока.
III. Словарная работа:
Продуктивность этапа обусловлена использованием активных методов, включая работу в малых группах. Активное включение словаря повышает осознанность употребления терминов и расширяет кругозор учащихся.
IV. Первичное закрепление знаний:
Метод "Шаг за шагом" становится удачным способом повторения и закрепления изученного материала. Учитель добивается включения каждого ученика в процесс, поощряя инициативу и повышая внимательность аудитории.
V. Литературная лаборатория:
Наиболее интересный и насыщенный этап урока. Интерактивная работа с художественными средствами языка, групповая форма исследований позволяет выработать навыки командной работы и инициативности. Здесь формируются важные общекультурные компетенции, такие как способность понимать символику, образы и приемы выразительности в искусстве.
Итоги урока:
Урок прошел живо и динамично, сохраняя интерес учащихся на протяжении всей работы. Каждый этап соответствовал заявленным целям и позволял поэтапно достигать поставленных задач. Тем не менее, имеются моменты, требующие доработки:
- Повышения внимания к индивидуальным особенностям учащихся, предлагая дополнительные задания для тех, кто испытывает трудности.
- Улучшение распределения ролей в группах, обеспечивая равноправное участие всех членов команды.
Выводы:
В целом, урок является успешным примером комплексного подхода к обучению, демонстрирующим грамотное сочетание традиционных и инновационных методов. Дети получают возможность приобрести необходимые навыки и компетенции, расширить горизонты культурного наследия и развить любовь к слову и языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Христианские мотивы в лирике Лермонтова
Конспект урока по теме "Христианские мотивы в лирике Лермонтова"...

Патриотические мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова
Данная работа посвящена анализу патриотических мотивов в творчестве М.Ю. Лермонтова....

Презентация "Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова"
В презентации кратко освещены центральные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова....

Презентация "Основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова"
Данная презентация может служить иллюстративным сопровождением к беседе учителя с учащимися по теме "Основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова....

Опорный конспект по теме "Основные темы и мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова", 9 класс
Опорный конспект по теме "Основные темы и мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова" предназначен для обучающихся 9 класса и при повторении материала в 10 классе. Данный опорный конспект позволяет быстро в...

Сообщение на тему " Основные темы и мотивы лирики К.Бальмонта"
Сообщение по литературе в котором освещаяются основные темы и мотивы лирики поэта Серебряного века К.Бальмонта...

Технологическая карта по теме " Основные положения МКТ. Размеры молекул".
Организация деятельности учащихся по изучению основных положений МКТ и их экспериментальному подтверждению....
