Технологическая карта урока по теме: "Основные мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова"
план-конспект урока по литературе

Плотникова Татьяна Григорьевна

конспект рока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx30.73 КБ
Файл samoanaliz.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока в соответствии с требованиями ФГОС

по теме:

 Основные мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова

Цели урока: познакомить учащихся с фактами биографии М.Ю.Лермонтова, оказавшими влияние на становление личности поэта; определить основные мотивы ранней лирики поэта; дать алгоритм анализа поэтического текста

Задачи урока:

Воспитательные:

  1. Повышать интерес к изучению литературы;
  2. Воспитывать культуру языкового общения, уважительного отношения друг к другу, умение внимательно слушать собеседника;
  3. Воспитывать интерес и уважение к литературе;
  4. Воспитывать бережное отношение к культурному наследию народа;

Развитие коммуникативных УУД:

  1. Создавать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  2. Взаимодействовать в парной, групповой работе: развитие уважения друг к другу.

 Развивающие:

  1. Формировать психические функции, связанные с речевой деятельностью учащегося (внимание, способность к анализу и синтезу);
  2. Развивать способность к выявлению языковых закономерностей;
  3. Развивать критическое мышление;
  4. Развивать интерес к личности и творчеству М.Ю.Лермонтова;

Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  1. Развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения;
  2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
  3. Развивать умение применять новые знания;
  4. Развивать творческие, речевые способности учащихся;
  5. Формировать логическое мышление;
  6. Развивать умение опираться на полученные знания, на свой субъективный опыт;
  7. Развивать умение формулировать проблему;
  8. Развивать умение работать в парах, группах.

Образовательные:

  1. Развить умение формулировать определение понятий;
  2. Формировать умение выделять главное в сообщении учителя и обучающихся;
  3. Формировать навыки выразительного чтения и пересказа, работы с учебником;
  4. Развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  5. Обогащать словарный запас;
  6. Совершенствовать технику чтения.

Планируемые результаты

Личностные:

  1. Уметь сотрудничать, сопереживать;
  2. Развивать лидерские качества и партнерские отношения в групповой и парной деятельности;
  3. Понимать и осознавать важность изучаемой темы.  

Метапредметные:

  1. Понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению;  
  2. Применять полученные знания по литературе при изучении нового материала,  уметь самостоятельно работать с источниками знаний, с текстом;
  3. Выявлять особенности текстов разных жанров, сравнивать произведения, относящиеся к разным видам искусств, делать выводы;
  4. Отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке;
  5. Уметь обобщать материал, делать выводы по теме.

Предметные: 

  1. Уметь давать характеристику лирическому тексту;
  2. Знать  основные жанры лирических произведений; основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова и их характерологические особенности, а также понятия «мятежность», «мотив», «лейтмотив»;
  3. Обобщить сведения об изобразительно-выразительных средствах языка;
  4. Овладеть первичными знаниями по теории стихосложения (уметь выявлять изобразительно-выразительные средства, знать двухсложные стихотворные размеры).

Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов деятельности.

Методы обучения: проектирование, сопоставительный анализ.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Средства обучения:

  1. Произведения художественной литературы;
  2. Иллюстрации к поэтическим текстам М.Ю.Лермонтова;
  3. Музыкальное сопровождение: стихотворения М.Ю.Лермонтова в исполнении деятелей культуры;
  4. Презентация к уроку;
  5. Средства ИКТ.

Название этапа урока

1. Организационно-мотивационный

Основная задача этапа

Создание благоприятного психологического настроя на работу (создание доброжелательной атмосферы, мотивации на учебу, создание ситуации успеха).

Совместное формулирование темы и цели урока.

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(усвоение основного содержания урока, уч. действий)

Личностные действия

Метапредметные действия

Предметные действия

Приветствие учащихся;

проверка готовности к уроку;

обеспечение мотивации к обучению;

совместное целеполагание (педагогический прием «необъявленная тема»: на доске дано стихотворение, которое сопровождается романсом, так происходит подведение учащихся к теме урока).

Личностные УУД:

Развитие познавательного интереса;

личностное осознание поставленных целей и задач урока;

осознание важности изучаемой темы.

Познавательные УУД:

выдвижение гипотезы (при постановке цели урока);

планирование учебного сотрудничества.

Коммуникативные УУД:

овладение монологической и диалогической формами речи;

умение полно и ясно формулировать свои мысли

Название этапа урока

2. Обобщение ранее изученного материала.

Этап актуализации знаний

Основная задача этапа

Интеллектуальное развитие учащихся для дальнейшего достижения прочных знаний в изучении нового материала. Создание проблемной ситуации с целью спрогнозировать предстоящую деятельность.  

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(усвоение основного содержания урока, уч. действий)

Личностные действия

Метапредметные действия

Предметные действия

Проверка домашнего задания (класс разделен на три группы, по рядам; учащиеся предоставляют по одному чтецу от каждой группы для выразительного чтения наизусть стихотворения «К сестре» (в сокращении) А.С.Пушкина);

проблемные вопросы обучающихся своим одноклассникам (Какова тема стихотворения? Какова основная мысль стихотворения? Назовите тропы, используемые автором);

Раздаточный материал: маршрутный лист учащегося

Личностные УУД:

умение содержательно формулировать вопросы;

умение выражать свое эмоциональное отношение к ответу.

Регулятивные УУД:

умение анализировать информацию.

Коммуникативные УУД: 

умение полно и ясно выражать свои мысли;

умение оценивать работу одноклассников.

Коммуникативные УУД:

умение комментировать и аргументировать свои наблюдения над поэтическим текстом;

проявлять навыки выразительного чтения.

Название этапа урока

3. Усвоение новых знаний.

Словарная работа

Основная задача этапа

Определить основные мотивы ранней лирики М.Ю.Лермонтова, а также познакомиться с  понятиями «мятежность», «мотив», «лейтмотив».

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(усвоение основного содержания урока, уч. действий)

Личностные действия

Метапредметные действия

Предметные действия

Работа учащихся со словарями (работа проходит в группах: 1 группа выясняет значение слова «мятежный», 2 группа – «мотив», 3 группа – «лейтмотив»);

работа учащихся с поэтическими текстами – выявление мотивов в лирике М.Ю.Лермонтова

Личностные УУД:

Умение работать в группах.

Регулятивные УУД:

Расположение материала, полученного в ходе анализа, в схему, предложенную для оформления работы;

формирование логических умений.

Познавательные УУД:

Умение сопоставлять, выявлять сходства и различия;

выдвижение гипотез и их обоснование;

умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.

Коммуникативные УУД:

Полно и ясно выражать свои мысли; комментировать и аргументировать свои наблюдения над поэтическим текстом.

Название этапа урока

Физкультминутка

Основная задача этапа

Отвлечься от работы, восстановить силы

Содержание этапа

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Название этапа урока

4.Закрепление изученного материала

4.1.Первичное закрепление знаний

Основная задача этапа

Развивать умения применять новые знания

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий)

Личностные

действия

Метапредметные действия

Предметные

действия

Создание ситуации успеха;

повторение художественных выразительных средств языка, типов рифмы и стихотворных размеров

(педагогический прием «Шаг за шагом»: учащиеся, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала – тропы, рифмы, стихотворные размеры)

Личностные УУД:

Умение работать в группах;

умение проявлять лидерские качества.

Регулятивные УУД:

Расположение материала, полученного в ходе анализа, в схему, предложенную для оформления работы;

формирование логических умений.

Познавательные УУД:

Умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.

Коммуникативные УУД:

Умение сотрудничать в группе.

Познавательные УУД:

Умение сопоставлять факты биографии писателя;

владение терминологией.

Название этапа урока

4.2.Литературная лаборатория

Основная задача этапа

Развитие познавательных интересов учащихся к различным видам искусства

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий)

Личностные действия

Метапредметные действия

Предметные

действия

Работа в группах: нахождение средств выразительности в стихотворении «Парус»

(педагогический прием «Зигзаг»: класс делится на 6 групп, каждому учащемуся в группе дают свою карточку с заданием – найти в тексте эпитеты, олицетворения, инверсию, антитезу, определить тип рифмы, стихотворный размер. Затем учащиеся объединяются в новые группы так, чтобы в каждой сидели специалисты одного и того же вопроса, после обсуждений специфики задания «специалисты» возвращаются в свою группу и объясняют свое решение).

Личностные УУД:

Постижение самобытности русской культуры;

развитие чувства гражданственности и патриотизма;

работа в группе;

проявление лидерских качеств;

самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.

Коммуникативные УУД:

Развитие речи;

рассуждение о работах художников;

рассуждение о послушанных романсах;

ведение исследовательской работы в группах;

развитие навыков доступно передавать информацию другому человеку.

Регулятивные УУД:

Умение ввести полученную информацию в литературоведческий контекст.

Познавательные УУД:

Овладение навыками интеграции разных видов искусства (литература-живопись, литература-музыка).

Познавательные УУД:

Знакомство с известными русскими художниками, иллюстраторами и деятелями культуры.

Название этапа урока

5. Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов урока)

Основная задача этапа

Осмысление собственных действий, осознание учащимися своей учебной деятельности и самооценка результатов своей и всего класса

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий)

Личностные

действия

Метапредметные действия

Предметные

действия

Подведение учащихся к анализу урока с помощью наводящих вопросов: Что нового узнали? Чему научились? Что было самым для вас интересным на уроке?

заполнение маршрутных листов;

выставление отметок (педагогический прием «Райтинг»: завершив работу, учащийся ставит себе отметку; за ту же работу ставит отметку учитель. Записывается дробь. Отметка выставляется в дневник, тетрадь).

Регулятивные УУД:

Оценка проделанной работы.

Личностные УУД:

Осознание личной значимости урока;

оценивание степени успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

нравственно-этическая оценка.

Познавательные УУД:

Структурирование полученных знаний и умений;

осознание того, что усвоено;

умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.

Познавательные УУД:

Знакомство с фактами биографии М.Ю.Лермонтова;

 умение находить в поэтическом тексте художественные выразительные средства, определять тип рифмы и стихотворный размер;

знакомство с понятиями «мятежность», «мотив», «лейтмотив»;

умение определять основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова.

Название этапа урока

6. Инструктаж о выполнении домашнего задания.

Основная задача этапа

Выявление качества и уровня овладения полученными знаниями

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий)

Предметные действия

Метапредметные действия

Личностные действия

 Предложение учащимся заданий разного уровня

(выучить наизусть стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус»;

выполнить анализ поэтического текста по плану:

- какова композиция произведения (его построение)?

- какие тропы использовал М.Ю.Лермонтов в своем стихотворении?

- каков мотив в стихотворении «Парус»?

составить Диаманту: стихотворную форму из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением; 1, 7 строчки – существительные антонимы; 2 – два прилагательных к первому существительному; 3 – три глагола к первому существительному; 4 – два словосочетания с существительными; 5 – три глагола ко второму существительному; 6 – два прилагательных ко второму существительному).



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

Актуальность темы урока:

Урок соответствует требованиям программы средней школы и направлен на изучение творчества выдающегося русского поэта XIX века — Михаила Юрьевича Лермонтова. Тема урока выбрана своевременно, поскольку знакомство с биографией автора и особенностями его поэзии помогает ученикам глубже понять литературу периода романтизма и развивает чувство эстетического восприятия художественного слова.

Цели и задачи урока:

Цели урока сформулированы чётко и соответствуют программе изучения литературы в школе. Цель урока заключалась в знакомстве учеников с основными мотивами раннего творчества Лермонтова, формировании алгоритма анализа поэтического текста и развитии аналитических способностей школьников. Реализация поставленной цели осуществлялась через достижение ряда воспитательных, развивающих и образовательных задач, среди которых особенно выделяются формирование личностных качеств учащихся, активизация познавательной активности и овладение необходимыми предметными компетенциями.

Методы и формы организации учебной деятельности:

Для реализации поставленных целей были использованы разнообразные методы обучения: проектировочная деятельность, сопоставительный анализ, использование информационных технологий, коллективные обсуждения и самостоятельная работа учащихся. Применение метода проектной деятельности позволило включить элементы творческого подхода и самостоятельного исследования материала. Групповые и индивидуальные формы работы способствовали развитию коммуникативных навыков, повышению уровня взаимопонимания между учениками и формированию активной позиции каждого школьника.

 Средства обучения:

Использование иллюстраций, музыкальных фрагментов и презентации обеспечило наглядность подачи материала, стимулируя интерес учащихся к произведениям Лермонтова и помогая лучше усвоить содержание уроков. Презентация позволила структурировать теоретический материал и сделать процесс познания доступным и увлекательным. Музыкальные фрагменты создали необходимую эмоциональную окраску, помогли раскрыть тему мятежности, одиночества и разлада с окружающим миром, характерные для лермонтовского творчества.

 Этапы урока:

 I. Организационно-мотивационный этап:

Этот этап успешно справился с задачей привлечения внимания учащихся к теме урока. Через игровой элемент ("необъявленную тему") школьники сами подошли к определению главной темы урока, что сделало начало урока ярким и запоминающимся.

 II. Актуализация знаний:

Данный этап проверяет базовые знания учащихся и готовит их к дальнейшему изучению новой темы. Фронтальная проверка знаний помогает увидеть пробелы и скорректировать последующие шаги урока.

 III. Словарная работа:

Продуктивность этапа обусловлена использованием активных методов, включая работу в малых группах. Активное включение словаря повышает осознанность употребления терминов и расширяет кругозор учащихся.

 IV. Первичное закрепление знаний:

Метод "Шаг за шагом" становится удачным способом повторения и закрепления изученного материала. Учитель добивается включения каждого ученика в процесс, поощряя инициативу и повышая внимательность аудитории.

 V. Литературная лаборатория:

Наиболее интересный и насыщенный этап урока. Интерактивная работа с художественными средствами языка, групповая форма исследований позволяет выработать навыки командной работы и инициативности. Здесь формируются важные общекультурные компетенции, такие как способность понимать символику, образы и приемы выразительности в искусстве.

 Итоги урока:

Урок прошел живо и динамично, сохраняя интерес учащихся на протяжении всей работы. Каждый этап соответствовал заявленным целям и позволял поэтапно достигать поставленных задач. Тем не менее, имеются моменты, требующие доработки:

- Повышения внимания к индивидуальным особенностям учащихся, предлагая дополнительные задания для тех, кто испытывает трудности.

- Улучшение распределения ролей в группах, обеспечивая равноправное участие всех членов команды.

Выводы:

В целом, урок является успешным примером комплексного подхода к обучению, демонстрирующим грамотное сочетание традиционных и инновационных методов. Дети получают возможность приобрести необходимые навыки и компетенции, расширить горизонты культурного наследия и развить любовь к слову и языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Христианские мотивы в лирике Лермонтова

Конспект урока по теме "Христианские мотивы в лирике Лермонтова"...

Патриотические мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова

Данная работа посвящена анализу патриотических мотивов  в творчестве М.Ю. Лермонтова....

Презентация "Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова"

В презентации кратко освещены центральные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова....

Презентация "Основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова"

Данная презентация может служить иллюстративным сопровождением к беседе учителя с учащимися по теме "Основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова....

Опорный конспект по теме "Основные темы и мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова", 9 класс

Опорный конспект по теме "Основные темы и мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова" предназначен для обучающихся 9 класса  и при повторении материала в 10 классе. Данный опорный конспект позволяет быстро в...

Сообщение на тему " Основные темы и мотивы лирики К.Бальмонта"

Сообщение по литературе в котором освещаяются основные темы и мотивы лирики поэта Серебряного века К.Бальмонта...

Технологическая карта по теме " Основные положения МКТ. Размеры молекул".

Организация деятельности учащихся по изучению основных положений МКТ и их экспериментальному подтверждению....