Анализ лирического стихотворения на уроках литературы: от слова к душе
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Привить школьникам поэтический вкус, любовь к стиху – одна из важнейших задач, стоящих перед учителем литературы. Причём важно не просто ознакомить ребят с ритмическим рисунком того или иного стихотворения, научить определять их средства художественной выразительности, но дать им возможность услышать «живое» звучание стиха, глубже постичь его особенности.
Любое произведение необходимо воспринять сначала сердцем и только потом уже анализировать и обобщать его содержание. В.Г. Белинский настаивал на мысли о том, что «произведение» надо сперва перечувствовать, чтобы потом понять мыслью».
Анализ стихотворения – трудная форма работы на уроках литературы. У каждого учителя есть свои приемы и методические находки. Единой схемы анализа стихотворения нет и быть не может, потому что каждое произведение искусств – уникально и глубоко своеобразно. Нужно внимательно присмотреться к нему, попытаться понять его секрет: или это удивительная метафора, или оригинальная композиция, и этот доминирующий прием положить в основу анализа, соотнеся с ним все другие особенности.
Хотя жесткого алгоритма анализа нет, но существуют некоторые общие принципы и приемы, знание которых помогает в исследовании произведения. Анализ стихотворения должен показать, как глубоко ученик понимает стихотворение (идею, чувства, образы; видеть, какими средствами они создаются). Читательское восприятие проверяется анализом. Анализ предполагает рассмотреть название стихотворения (если есть), композицию; понять, каков художественный мир анализируемого произведения. Выяснить, есть ли в нем сюжет; что на первом плане: события или переживания лирического героя. Отметить, как представлены время и пространство в тексте, увидеть особенности словоупотребления, синтаксиса, звучания.
Для более глубокого понимания текста нужно попытаться вписать в контекст творческого пути поэта, литературного направления, в культурологический контекст эпохи, замечая в стихотворении приметы времени, особенности стиля поэта. Принципиально важно, что анализировать стихотворение нужно в единстве формы и содержания.
Перед учеником стоит сложная задача – написать о том, как он понимает и воспринимает стихотворный текст. Для более глубокой оценки лирического произведения ученик на уроках должен неоднократно тренироваться, выполняя задания, направленные на формирования навыков анализа стихотворения. Как учителю построить свою работу на уроке, чтобы ученики воспринимали стихотворение не только на уровне пересказа, но и попытались более осмысленно анализировать прочитанное?
Во время разбора стихотворного текста используются традиционные приемы: выразительное чтение произведения, комментированное чтение, беседа. Для учителя главное – привлечь к работе детей, чтобы они не были пассивными слушателями. В ходе обычного комментария выстраивается определенная схема, которая помогает увидеть главное в тексте, систематизировать полученные знания, последовательно изложить их. Логическая схема анализа полезна еще и потому, что помогает пронаблюдать взаимосвязь смысла стихотворного текста с языковыми особенностями. Ответы на поставленные вопросы: Почему ты такой увидел героиню произведения? Что тебе помогло понять чувства лирического героя? Как изображает автор внутренний мир героя? – и есть толкование стихотворного текста в единстве формы и содержания.
Не секрет, что современным школьникам скучно анализировать стихотворные тексты, многие составные части анализа стихотворения для них остаются непонятными. Я считаю, самым ценным в работе с поэтическим текстом будет личностное восприятие и умение ответить на вопрос: «Что мне помогло понять лирическое произведение?» Поэтому целесообразно чаще задавать вопросы: ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? Зачем автору понадобились именно эти художественные средства? Зачем такая композиция? Зачем такая система стихосложения? Ответы на подобные вопросы помогут ученикам понять, какой глубинный смысл таится за каждым элементом стихотворения, какая самая главная авторская мысль постепенно открывается читательскому пониманию.
Цель поэзии – познание мира и человека в нем. Но цель эту поэзия решает специфически, и только понимание этого своеобразия поможет ученику под руководством учителя не игнорировать механизм постижения поэтического текста.
Для обучения анализу лирического произведения можно использовать различные таблицы, логические схемы, заранее составленные традиционные планы. Подобные схемы можно предлагать ученикам готовые, можно составлять вместе с учащимися в процессе разбора произведения.
II. Основная часть
Дидактические материалы по анализу поэтического текста
Слагаемые анализа поэтического текста
1. Первоначальная реакция.
После прочтения стихотворения учащиеся могут говорить о впечатлении, которое произвело на них поэтическое произведение. Пусть их высказывания будут непосредственными, а форма выражения мыслей и чувств – произвольной.
2. Предварительные сведения.
Продолжить анализ можно в такой последовательности:
- время создания стихотворения;
- чем вызвано его появление на свет;
- кому или какому событию посвящено;
- с какими событиями в жизни поэта связано.
3. Смысл заглавия.
Часто смысл заглавия помогает понять суть стихотворения. Заглавие может быть соотнесено с содержанием стихотворения или противопоставлено ему, особенно в стихотворениях иронического, сатирического плана.
4. Жанровая специфика.
Определение жанра: баллада, песня, романс, элегия, дума, ода, послание и др.
5. Виды лирики.
Политическая, философская, любовная, гражданская, пейзажная.
Такое деление весьма условно, так как в одном стихотворении могут быть слиты разные виды лирики.
6. Тема стихотворения.
В переводе с греческого «тема» означает то, что «положено в основу». Кстати, в определении темы путаются даже учёные мужи. В лирической поэзии тему стихотворения определить подчас очень трудно, иногда –невозможно. Надо помнить, что в лирике важно не описание (кого-то или чего-то), а чувство поэта. Значит, важно не что описано, а как и кем описано.
7. Образный строй произведения.
Здесь изучаются образы, которыми населено стихотворение.
«Образ – это целостная картина человеческой жизни». (Тимофеев).
«В настоящее время для обозначения этой картины употребляют термин «образ-переживание», который отражает человечески значимые, глубокие чувства и переживания, отдельные мгновения жизни человеческой души» (Лисовский).
8. Композиция стихотворения.
Это построение, архитектура произведения. Как сказано в одной из литературоведческих работ: «Композиция – это дисциплинирующая сила и организатор произведения. Ей поручено следить за тем, чтобы ничего не вырывалось в сторону, а сопрягалось в целое. Её цель – расположить куски так, чтобы они замыкались в полное выражение идеи».
Композиция имеет свои составные части: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку.
9. Лирический герой – это условное литературоведческое понятие.
Образ лирического героя часто бывает автобиографичным, но его нельзя отождествлять с автором, даже если повествование ведётся от первого лица.
Это понятие было введено в художественную литературу, чтобы не смешивать возникающий в лирике художественный образ поэта с автором как частным человеком.
10. Звуковой строй стихотворения.
Ритмика (строение строфы, стихотворный размер, рифма).
11. Словесное строение текста.
Здесь говорят об особенностях лексики, морфологии, синтаксиса.
Особенности лексики и синтаксиса издавна изучались поэтикой как тропы и стилистические фигуры. Стилистические фигуры индивидуализируют речь, придают ей эмоциональную окраску.
Тропы – обороты речи, в которых слово употреблено в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются близкими в каком-то отношении:
- Эпитет, сравнение – «Под ним Казбек, как грань алмаза»…
- Гипербола – «В сто сорок солнц...»
- Литота – «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить»…
- Ирония – «Отколе, умная, бредёшь ты, голова?»
- Аллегория – «Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда на голос мщенья, Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?»
- Олицетворение – «Я свистну, и ко мне послушно вползёт окровавленное злодейство»…
- Метафора – «Ах, увял головы моей куст»…
На уроках надо постоянно говорить, что тропы и стилистические фигуры содержат в себе оценочность. С их помощью автор оценивает то, о чём пишет.
14. Ассоциативный фон.
В конце анализа возможно обращение к ассоциативным связям, возникающим при чтении стихотворения.
Приведу еще один вариант традиционного плана анализа стихотворения.
План анализа стихотворения:
1. Автор и название стихотворения.
2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).
Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)
3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта – символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.
Тема стихотворения:
- пейзаж;
- общественно-политическая;
- любовная/интимная;
- философская.
Сюжет:
- есть сюжет: образы событий (...каких именно...);
- без сюжета: образы чувств (...).
4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы.
Какую лексику использует автор:
- бытовую, повседневную
- литературную, книжную
- публицистическую
- архаизмы, устаревшие слова
5. Композиция лирического произведения.
Необходимо:
- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
- выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли;
- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный "рисунок").
Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы).
Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли.
Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.
Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
6. Поэтическая лексика.
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики – антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов.
Выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
определить своеобразие и активность использования тропов.
Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
- Аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы.
- Гипербола - художественное преувеличение.
- Ирония - скрытая насмешка.
- Литота - художественное преуменьшение.
- Метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" – отсутствуют.
- Олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует.
- Сравнение.
- Эпитет.
7. Стилистические фигуры:
- Антитеза – противопоставление.
- Градация – например: светлый – бледный – едва заметный.
- Инверсия – необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции.
- Повторы/рефрен.
- Риторический вопрос, обращение – повышают внимание читателя и не требуют ответа.
- Умолчание – незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.
8. Поэтическая фонетика:
Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.
- Аллитерация – повторение одинаковых согласных.
- Анафора – единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф.
- Ассонанс - повторение гласных.
- Эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
9. Образ лирического героя, авторское «Я»:
- Сам автор.
- Рассказ от лица персонажа.
- Автор играет какую-то роль.
10. Литературное направление: романтизм, реализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, футуризм, модернизм и т.д.
11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.
С течением времени сложился свой алгоритм анализа поэтического текста.
Анализ поэтического текста
- Год написания произведения.
- В какой период творчества поэта оно написано (ранний, зрелый, поздний).
- Тема стихотворения (о чем говорится в данном стихотворении).
- Идея, главная мысль, ради которой оно написано, там, где она есть (что хотел выразить автор).
- Сюжет (ряд событий, положенных в его основу). Если есть, или лирический сюжет (нарастание эмоциональной волны).
- Композиция (построение произведения).
- Жанр произведения (если не указан выше)
- Система образов (её описание, ключевые слова, рисующие образы).
- Язык художественного произведения. Выразительные средства языка (тропы, стилистические фигуры и т.д.).
- Собственная аргументированная оценка, вывод.
Тренировочные упражнения для отработки навыка
определения изобразительно-выразительных средств
языка лирического произведения
Определить, какие художественные средства и приемы использованы в следующих отрывках стихотворений поэтов.
1. Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень.
Не столь различны меж собой.
(А. Пушкин)
- Эпитет
- Олицетворение
- Антитеза
- Сравнение
2. Я долго ехал волоком.
И долго лес ночной
Все слушал медный колокол.
Звеневший под дугой.
(Н. Рубцов)
- Сравнение
- Эпитет
- Анафора
- Олицетворение
3. Там, где , словно ожерелья,
Многоцветные каменья
Поднялись над пеной волн…
(В. Брюсов)
- Олицетворение
- Эпифора
- Сравнение
- Гипербола
4. Девушка пела в церковном хоре
О всех уставших в чужом краю.
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех , забывших радость свою
(А. Блок)
- Сравнение
- Литота
- Синекдоха
- Анафора
5. Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина
(М. Лермонтов)
- Оксюморон
- Метонимия
- Метафора
- Ирония
6. Печальная береза
У моего окна
И прихотью мороза
Разубрана она
(А. Фет)
- Сравнение
- Эпифора
- Эпитет
- Антитеза
7. Простоволосые ивы
Бросили руки в ручьи
Чайки кричали “ Чьи вы?”
Мы отвечали: “ Ничьи!”
(Н. Асеев)
- Параллелизм
- Метонимия
- Эпифора
- Метафора
8. “Не станет нас!”. А миру хоть бы что.
“Исчезнет след!”. А миру хоть бы что.
Нас не было, а он сиял и будет.
Исчезнем мы, – а миру хоть бы что!
(О. Хайям)
- Эпитет
- Парцелляция
- Эпифора
- Градация
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая тема
«Анализ лирического стихотворения на уроках литературы: от слова к душе»
Учитель русского языка и литературы
Маяцкая С.А.
Санкт-Петербург
2013-2014 г.
Содержание
I. Введение
Изучение лирики в школе.
II. Основная часть
- Дидактические материалы по анализу поэтического текста.
- Примерный план анализа стихотворения.
- Тренировочные упражнения для отработки навыка определения изобразительно-выразительных средств языка лирического произведения.
- Анализ стихотворения А.С.Пушкина «На холмах Грузии…»
III. Заключение
Роль анализа поэтического текста в процессе изучения литературы.
IV. Литература
I. Введение
Поэзия – великое чудо. Но открывается оно, как и чудо природы, не сразу и далеко не всякому, а только человеку чуткому и внимательному.
А.А.Фет.
Привить школьникам поэтический вкус, любовь к стиху – одна из важнейших задач, стоящих перед учителем литературы. Причём важно не просто ознакомить ребят с ритмическим рисунком того или иного стихотворения, научить определять их средства художественной выразительности, но дать им возможность услышать «живое» звучание стиха, глубже постичь его особенности.
Любое произведение необходимо воспринять сначала сердцем и только потом уже анализировать и обобщать его содержание. В.Г. Белинский настаивал на мысли о том, что «произведение» надо сперва перечувствовать, чтобы потом понять мыслью».
Анализ стихотворения – трудная форма работы на уроках литературы. У каждого учителя есть свои приемы и методические находки. Единой схемы анализа стихотворения нет и быть не может, потому что каждое произведение искусств – уникально и глубоко своеобразно. Нужно внимательно присмотреться к нему, попытаться понять его секрет: или это удивительная метафора, или оригинальная композиция, и этот доминирующий прием положить в основу анализа, соотнеся с ним все другие особенности.
Хотя жесткого алгоритма анализа нет, но существуют некоторые общие принципы и приемы, знание которых помогает в исследовании произведения. Анализ стихотворения должен показать, как глубоко ученик понимает стихотворение (идею, чувства, образы; видеть, какими средствами они создаются). Читательское восприятие проверяется анализом. Анализ предполагает рассмотреть название стихотворения (если есть), композицию; понять, каков художественный мир анализируемого произведения. Выяснить, есть ли в нем сюжет; что на первом плане: события или переживания лирического героя. Отметить, как представлены время и пространство в тексте, увидеть особенности словоупотребления, синтаксиса, звучания.
Для более глубокого понимания текста нужно попытаться вписать в контекст творческого пути поэта, литературного направления, в культурологический контекст эпохи, замечая в стихотворении приметы времени, особенности стиля поэта. Принципиально важно, что анализировать стихотворение нужно в единстве формы и содержания.
Перед учеником стоит сложная задача – написать о том, как он понимает и воспринимает стихотворный текст. Для более глубокой оценки лирического произведения ученик на уроках должен неоднократно тренироваться, выполняя задания, направленные на формирования навыков анализа стихотворения. Как учителю построить свою работу на уроке, чтобы ученики воспринимали стихотворение не только на уровне пересказа, но и попытались более осмысленно анализировать прочитанное?
Во время разбора стихотворного текста используются традиционные приемы: выразительное чтение произведения, комментированное чтение, беседа. Для учителя главное – привлечь к работе детей, чтобы они не были пассивными слушателями. В ходе обычного комментария выстраивается определенная схема, которая помогает увидеть главное в тексте, систематизировать полученные знания, последовательно изложить их. Логическая схема анализа полезна еще и потому, что помогает пронаблюдать взаимосвязь смысла стихотворного текста с языковыми особенностями. Ответы на поставленные вопросы: Почему ты такой увидел героиню произведения? Что тебе помогло понять чувства лирического героя? Как изображает автор внутренний мир героя? – и есть толкование стихотворного текста в единстве формы и содержания.
Не секрет, что современным школьникам скучно анализировать стихотворные тексты, многие составные части анализа стихотворения для них остаются непонятными. Я считаю, самым ценным в работе с поэтическим текстом будет личностное восприятие и умение ответить на вопрос: «Что мне помогло понять лирическое произведение?» Поэтому целесообразно чаще задавать вопросы: ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? Зачем автору понадобились именно эти художественные средства? Зачем такая композиция? Зачем такая система стихосложения? Ответы на подобные вопросы помогут ученикам понять, какой глубинный смысл таится за каждым элементом стихотворения, какая самая главная авторская мысль постепенно открывается читательскому пониманию.
Цель поэзии – познание мира и человека в нем. Но цель эту поэзия решает специфически, и только понимание этого своеобразия поможет ученику под руководством учителя не игнорировать механизм постижения поэтического текста.
Для обучения анализу лирического произведения можно использовать различные таблицы, логические схемы, заранее составленные традиционные планы. Подобные схемы можно предлагать ученикам готовые, можно составлять вместе с учащимися в процессе разбора произведения.
II. Основная часть
Дидактические материалы по анализу поэтического текста
Слагаемые анализа поэтического текста
1. Первоначальная реакция.
После прочтения стихотворения учащиеся могут говорить о впечатлении, которое произвело на них поэтическое произведение. Пусть их высказывания будут непосредственными, а форма выражения мыслей и чувств – произвольной.
2. Предварительные сведения.
Продолжить анализ можно в такой последовательности:
- время создания стихотворения;
- чем вызвано его появление на свет;
- кому или какому событию посвящено;
- с какими событиями в жизни поэта связано.
3. Смысл заглавия.
Часто смысл заглавия помогает понять суть стихотворения. Заглавие может быть соотнесено с содержанием стихотворения или противопоставлено ему, особенно в стихотворениях иронического, сатирического плана.
4. Жанровая специфика.
Определение жанра: баллада, песня, романс, элегия, дума, ода, послание и др.
5. Виды лирики.
Политическая, философская, любовная, гражданская, пейзажная.
Такое деление весьма условно, так как в одном стихотворении могут быть слиты разные виды лирики.
6. Тема стихотворения.
В переводе с греческого «тема» означает то, что «положено в основу». Кстати, в определении темы путаются даже учёные мужи. В лирической поэзии тему стихотворения определить подчас очень трудно, иногда –невозможно. Надо помнить, что в лирике важно не описание (кого-то или чего-то), а чувство поэта. Значит, важно не что описано, а как и кем описано.
7. Образный строй произведения.
Здесь изучаются образы, которыми населено стихотворение.
«Образ – это целостная картина человеческой жизни». (Тимофеев).
«В настоящее время для обозначения этой картины употребляют термин «образ-переживание», который отражает человечески значимые, глубокие чувства и переживания, отдельные мгновения жизни человеческой души» (Лисовский).
8. Композиция стихотворения.
Это построение, архитектура произведения. Как сказано в одной из литературоведческих работ: «Композиция – это дисциплинирующая сила и организатор произведения. Ей поручено следить за тем, чтобы ничего не вырывалось в сторону, а сопрягалось в целое. Её цель – расположить куски так, чтобы они замыкались в полное выражение идеи».
Композиция имеет свои составные части: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку.
9. Лирический герой – это условное литературоведческое понятие.
Образ лирического героя часто бывает автобиографичным, но его нельзя отождествлять с автором, даже если повествование ведётся от первого лица.
Это понятие было введено в художественную литературу, чтобы не смешивать возникающий в лирике художественный образ поэта с автором как частным человеком.
10. Звуковой строй стихотворения.
Ритмика (строение строфы, стихотворный размер, рифма).
11. Словесное строение текста.
Здесь говорят об особенностях лексики, морфологии, синтаксиса.
Особенности лексики и синтаксиса издавна изучались поэтикой как тропы и стилистические фигуры. Стилистические фигуры индивидуализируют речь, придают ей эмоциональную окраску.
Тропы – обороты речи, в которых слово употреблено в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются близкими в каком-то отношении:
- Эпитет, сравнение – «Под ним Казбек, как грань алмаза»…
- Гипербола – «В сто сорок солнц...»
- Литота – «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить»…
- Ирония – «Отколе, умная, бредёшь ты, голова?»
- Аллегория – «Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда на голос мщенья, Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?»
- Олицетворение – «Я свистну, и ко мне послушно вползёт окровавленное злодейство»…
- Метафора – «Ах, увял головы моей куст»…
На уроках надо постоянно говорить, что тропы и стилистические фигуры содержат в себе оценочность. С их помощью автор оценивает то, о чём пишет.
14. Ассоциативный фон.
В конце анализа возможно обращение к ассоциативным связям, возникающим при чтении стихотворения.
Приведу еще один вариант традиционного плана анализа стихотворения.
План анализа стихотворения:
1. Автор и название стихотворения.
2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).
Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)
3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта – символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.
Тема стихотворения:
- пейзаж;
- общественно-политическая;
- любовная/интимная;
- философская.
Сюжет:
- есть сюжет: образы событий (...каких именно...);
- без сюжета: образы чувств (...).
4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы.
Какую лексику использует автор:
- бытовую, повседневную
- литературную, книжную
- публицистическую
- архаизмы, устаревшие слова
5. Композиция лирического произведения.
Необходимо:
- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
- выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли;
- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный "рисунок").
Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы).
Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли.
Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.
Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
6. Поэтическая лексика.
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики – антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов.
Выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
определить своеобразие и активность использования тропов.
Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
- Аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы.
- Гипербола - художественное преувеличение.
- Ирония - скрытая насмешка.
- Литота - художественное преуменьшение.
- Метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" – отсутствуют.
- Олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует.
- Сравнение.
- Эпитет.
7. Стилистические фигуры:
- Антитеза – противопоставление.
- Градация – например: светлый – бледный – едва заметный.
- Инверсия – необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции.
- Повторы/рефрен.
- Риторический вопрос, обращение – повышают внимание читателя и не требуют ответа.
- Умолчание – незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.
8. Поэтическая фонетика:
Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.
- Аллитерация – повторение одинаковых согласных.
- Анафора – единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф.
- Ассонанс - повторение гласных.
- Эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
9. Образ лирического героя, авторское «Я»:
- Сам автор.
- Рассказ от лица персонажа.
- Автор играет какую-то роль.
10. Литературное направление: романтизм, реализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, футуризм, модернизм и т.д.
11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.
С течением времени сложился свой алгоритм анализа поэтического текста.
Анализ поэтического текста
- Год написания произведения.
- В какой период творчества поэта оно написано (ранний, зрелый, поздний).
- Тема стихотворения (о чем говорится в данном стихотворении).
- Идея, главная мысль, ради которой оно написано, там, где она есть (что хотел выразить автор).
- Сюжет (ряд событий, положенных в его основу). Если есть, или лирический сюжет (нарастание эмоциональной волны).
- Композиция (построение произведения).
- Жанр произведения (если не указан выше)
- Система образов (её описание, ключевые слова, рисующие образы).
- Язык художественного произведения. Выразительные средства языка (тропы, стилистические фигуры и т.д.).
- Собственная аргументированная оценка, вывод.
Тренировочные упражнения для отработки навыка
определения изобразительно-выразительных средств
языка лирического произведения
Определить, какие художественные средства и приемы использованы в следующих отрывках стихотворений поэтов.
1. Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень.
Не столь различны меж собой.
(А. Пушкин)
- Эпитет
- Олицетворение
- Антитеза
- Сравнение
2. Я долго ехал волоком.
И долго лес ночной
Все слушал медный колокол.
Звеневший под дугой.
(Н. Рубцов)
- Сравнение
- Эпитет
- Анафора
- Олицетворение
3. Там, где , словно ожерелья,
Многоцветные каменья
Поднялись над пеной волн…
(В. Брюсов)
- Олицетворение
- Эпифора
- Сравнение
- Гипербола
4. Девушка пела в церковном хоре
О всех уставших в чужом краю.
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех , забывших радость свою
(А. Блок)
- Сравнение
- Литота
- Синекдоха
- Анафора
5. Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина
(М. Лермонтов)
- Оксюморон
- Метонимия
- Метафора
- Ирония
6. Печальная береза
У моего окна
И прихотью мороза
Разубрана она
(А. Фет)
- Сравнение
- Эпифора
- Эпитет
- Антитеза
7. Простоволосые ивы
Бросили руки в ручьи
Чайки кричали “ Чьи вы?”
Мы отвечали: “ Ничьи!”
(Н. Асеев)
- Параллелизм
- Метонимия
- Эпифора
- Метафора
8. “Не станет нас!”. А миру хоть бы что.
“Исчезнет след!”. А миру хоть бы что.
Нас не было, а он сиял и будет.
Исчезнем мы, – а миру хоть бы что!
(О. Хайям)
- Эпитет
- Парцелляция
- Эпифора
- Градация
Анализ стихотворения А.С.Пушкина «На холмах Грузии...»
Стихотворение «На холмах Грузии...» написано в 1829 году, во время путешествия в Арзрум (15 мая), когда поэт оказался в местах, напомнивших ему дни его южной ссылки, поездку по побережью Черного моря вместе с Раевским. Произведение посвящено Марии Раевской, в которую Пушкин был влюблен тогда, в годы юности. Позже она вышла замуж за декабриста С.Волконского, а в 1829 году находилась вместе с мужем в Сибири, на каторге.
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.
В этом стихотворении 3 предложения:
– первое – это описание места, где находится поэт;
– второе – нахлынувшие воспоминания о возлюбленной;
– третье – поэт вновь переживает чувство любви.
Можно сказать, что созерцание мест, в которых оказался поэт, вызывает в нем воспоминания о возлюбленной, и он вновь переживает любовь.
Первое бессоюзное сложное предложение простой и ясной структуры в самом начале стихотворения точно передает общие приметы, как бы опознавательные знаки пейзажа. Это даже не описание природы в полном смысле слова, а именно предельно обобщенное обозначение мест, которые наблюдает поэт, а также указание на время суток: холмы Грузии, Арагва, ночная мгла. Присутствие самого поэта кратко обозначено словами: Шумит Арагва предо мною.
Второе бессоюзное сложное предложение состоит из трех частей: две первые почти не распространены, потому что в них грамматические основы передают настроение поэта, уточняют характер его состояния, а второстепенные члены (дополнение мне и определение моя) лишь указывают на того, кто испытывает это состояние. Последняя часть распространена дополнением, которое трижды повторяется: ...тобою, тобой, одной тобой...
Бессоюзные сложные предложения позволяют кратко и очень четко и выразительно передать возникновение и развитие чувств автора: от внешних впечатлений к настроению и к воспоминаниям.
Последнее предложение (сложносочиненное с подчинением) передает и характер чувства поэта, и его попытку разобраться в этом чувстве, осознать и проанализировать его, поэтому краткость, отрывистость конструкций сменяется более плавной, раздумчивой интонацией.
Точки с запятой в начале стихотворения подчеркивают отдельность, фрагментарность впечатлений и настроений поэта. Каждая часть бессоюзных предложений здесь произносится на одном дыхании, благодаря этому создаются интонация и ритм, которые будто передают дыхание самого автора.
Затем эти знаки сменяются запятыми при повторе (тобою, тобой, одной тобой), что создает замедление интонации, передавая сосредоточенность поэта на образе возлюбленной. Особенно выразительно здесь многоточие, которое показывает, что на поэта нахлынули воспоминания, но он о них умалчивает. Эту паузу тайных воспоминаний и выражает многоточие. Тире в конце третьего предложения отделяет описание чувств от той части, где осмысливается их причина, осмысливается как бы внезапно, по какому-то вдохновению.
Синтаксически параллельные части первого предложения (инверсия: сказуемое – подлежащее) создают определенную ритмичность, напевность, ощущение спокойствия. Синтаксический параллелизм во втором предложении усиливается еще и лексическим повтором: печаль моя светла; печальмоя полна тобою. Это заостряет внимание на внутреннем состоянии поэта: его печаль – это определяющее чувство в тот момент, но это печаль легкая и светлая, так как она связана с прекрасными воспоминаниями о возлюбленной.
Лексический повтор тобою, тобой, одной тобой является эмоциональным и смысловым центром стихотворения, недаром этот повтор соединяет первое и второе четверостишия.
В конце чувство автора обретает конкретность, также выраженную лексическим повтором любит – любить.
Рифмы мгла – светла построены на отношениях антонимии: природа погружается в состояние покоя и сна, во мрак, в темноту – в душе поэта пробуждаются воспоминания, светлая грусть.
Рифмы мною – тобою представляют как бы смысловой стержень стихотворения, связывая автора и незримую возлюбленную.
Здесь при помощи оксюморона передается особенность чувства грусти и печали – светлая, легкая грусть и печаль.
Синонимы:
– грустно – печаль – унынье – это лексические синонимы, которые передают основное настроение поэта;
– легко – не мучит – не тревожит – контекстуальные и лексические синонимы, которые уточняют характер грусти и печали, подчеркивают, что это настроение спокойное, светлое;
– горит – любит – контекстуальные синонимы, которые выражают пробудившиеся чувства поэта.
Слово горит употреблено в переносном значении: сердце вновь горит – это метафора, передающая пылкость чувств автора.
Двойное отрицание не любить... не может означает, что сердце обязательно должно любить, без любви нет жизни, нет смысла существования. Двойное отрицание усиливает эмоциональность стихотворения.
Таким образом, это стихотворение о любви. Поэт, оказавшись в Грузии, вспоминает о своей давней возлюбленной, с которой встретился на Кавказе в годы южной ссылки. Глядя теперь на холмы в ночной мгле, поэт постепенно погружается в воспоминания. Они пробуждают в его душе грусть и печаль о безвозвратно ушедшем чувстве, но одновременно заставляют снова испытать любовь. Поэтому его печаль... светла и сердце вновь горит. Для Пушкина без любви нет жизни, и поэтому он всегда благодарен возлюбленной за пережитые минуты счастья и хранит воспоминания о них.
III. Заключение
Литературное образование играет решающую роль в формировании эмоциональной культуры личности. Цель литературного образования - овладение системой знаний о художественной литературе, совершенствование умений анализа и интерпретации литературно-художественного произведения, воспитание ответственного отношения к чтению. Одной из важнейших задач для реализации названной цели является развитие способности эстетического восприятия учащимися явлений литературы и отраженной в ней действительности, воспитание эстетического вкуса. Развивая эстетический вкус учащихся, необходимо научить их всестороннему постижению литературного произведения.
Художественное произведение постигается не только умом, но и чувствами, эмоциональной памятью. Предельная эмоциональность характерна для такого рода литературы, как лирика. Содержание уроков литературы, посвященных изучению поэзии, должно концентрироваться на прямом общении с поэтом. Лев Толстой писал, что деятельность искусства основана на способности людей заражаться чувствами других людей.
Самое важное при постижении лирики сформировать способность к сотворчеству, сопереживанию, эстетическому наслаждению. Стихи обогащают учащихся представлениями о внутреннем мире человека, о мыслях, переживаниях, разнообразных проявлениях душевных явлений, присущих людям разных эпох. Наблюдения над отдельными элементами стихотворения, тропами, композицией, языком нужны для того, чтобы постичь идеи и эмоции, образы и мотивы.
Учить школьников читать – это значит не просто складывать буквы в слова, а слова в предложения и внятно их произносить, а читать, значит внимать, понимать, сопереживать. Школа, прежде всего, должна воспитать грамотного читателя, т.е. человека, целенаправленно интересующегося чтением, ведь не секрет, что с каждым годом интерес к чтению уменьшается и, прежде всего, среди молодого поколения. Какую роль в этом играет школа, уроки литературы? В такой ситуации роль учителя литературы становится исключительной, важной, особенной. Одна из задач, способствующих реализации этой высокой цели, - обучение общению с художественным произведением, что, естественно, формирует и общую культуру человека и его грамотность, и умение общаться, и эмоциональную культуру.
Борис Корнилов, поэт, считает, что равнодушие к музыке говорит о неразвитости слуха, а равнодушие к поэзии говорит о неразвитости души.
Почему такая особая роль отводится поэзии? Лирика – это род литературы, характеризующийся субъективностью, прямым выражением чувств и переживаний автора, лаконичной, аккумулирующей природой стиха, и многозначностью поэтического образа. Эти свойства лирики – в центре внимания при изучении стихотворных произведений на уроках литературы.
IV. Литература
1. Выготский Л. С. Психология искусства. – Ростов: Феникс, 1998.
2. Гиршман М.М. Литературное произведение: теория и практика анализа. - М.: Олимп, 2008.
3. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - Л.: Просвещение, 1972.
4. Методика преподавания литературы: Учебное пособие для вузов. /Под ред. Рез З.Я. – М.: Просвещение, 2003.
5. Методика преподавания литературы: Пособие для студентов и преподавателей./ Под ред. Богдановой О. Ю., Маранцмана В. Г. в 2-х ч. - М.: Просвещение, 1994.
6. Пушкин А.С. Сочинения в трех томах. Т. 1. – М.: Художественная литература, 1985.
7. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературы. – М.: 2009.
8.Серебряный век. Поэзия. – М.: АСТ, Олимп, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ лирического произведения на уроках литературы
"Светлых мыслей красота и бездна пространства..." (анализ стихотворений: Ф.Тютчева, Д.Самойлова, А.С.Пушкина)....

Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений "Пейзаж".
Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие "пейзаж". Каковы разновидности пейзажа....

Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений "Пейзаж".
Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие "пейзаж". Каковы разновидности пейзажа....

Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений "Пейзаж".
Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие "пейзаж". Каковы разновидности пейзажа....
Анализ лирического текста на уроках литературы. Из опыта работы.
Материал представляет собой статью, в которой изложена технология (система работы) с лирическим текстом (стихотворением), сложившаяся за годы работы в школе. Это не вновь открытая система работы, а об...
Сопоставительный анализ лирических произведений на уроках литературы
В статье представлены тезисы учителя и творческие работы учеников 10 и 11 классов по произведениям русских поэтов...

Анализ лирического текста на уроках литературы в старших классах
Алгоритм и этапы анализа лирического произведения....
