Урок литературы в 9 классе Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя "мертвые души"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Герасимова Жанна Мурайкановна

Дистанционный урок с детьми ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Ищу человеческое в человеке».

Образы Манилова и Коробочки в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

ФИО: Герасимова Жанна Мурайкановна

Место работы: Центр дистанционного образования

Должность: учитель русского языка и литературы

Предмет: литература

Класс: 9

Цель урока:  формировать компетентности: предметные (навыки определения роли и значение образов помещиков и чиновников в раскрытии авторского замысла поэмы М. В. Гоголя «Мертвые души»; навыки литературного анализа); ключевые (умения учиться: навыки оценки культурных явлений; информационную: умение критически обрабатывать информацию; общекультурную: стремление обогатить свой кругозор; читательскую активность).

Тип урока: урок освоения новых знаний и формирование на их основе умений и навыков.

Оборудование: текст поэмы "Мертвые души", иллюстрации к произведению (презентация)

Задачи:

-образовательная: обеспечить усвоение обучающимся особенностей характеристики помещиков в поэме Н.В.Гоголя, помочь увидеть  мастерство писателя;

- развивающая: способствовать совершенствованию умения  выявлять общее и различное в героях, сопоставлять литературных героев;

- воспитательная: способствовать развитию личностных качеств обучающегося,  учить понимать позицию автора и высказывать свою точку зрения.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Ход урока

1. Организационный момент. Лиза, здравствуй! Я очень рада тебя видеть сегодня.

 - Прежде чем начнем урок , мне необходимо узнать о твоем настрое на работу, чего ты ждешь от урока. Продолжи, пожалуйста, фразу  «Я хочу...», «Я могу...», «Мне надо...». Спасибо, теперь мы смело можем приступать к работе.

- Лиза, найди в потоке букв то, о чем мы сегодня будем говорить на уроке:

Морепепелвоздушныймертвыекраймолчал

Плансеребряныйдушикричать (Мертвые души)

Правильно, Лиза, ты молодец! А кто написал это произведение? (Н.В.Гоголь)

2. Стадия вызова. Целеполагание.

- Начнем урок с отрывка из романа современной японской писательницы Банана Ёсимото «Амрита» (слова на слайде).

- Пробовала ли ты когда-нибудь читать по лицам? Совпадает ли первое впечатление о человеке с дальнейшим представлением о нем? ( не всегда). Прочитать человека по лицу - непростое занятие, но интересное.  Ведь через лицо, через глаза и улыбку мы постигаем душу окружающих нас людей.

- А как заглянуть в души персонажей поэмы Гоголя с таким страшным названием – «Мёртвые души»? Сегодня на уроке мы попробуем это сделать, посмотрим, что у нас получится.

3. Актуализация прежних знаний (повторим то , что мы знаем)

- Но прежде чем продолжить изучать роман, вспомним все, что узнали на прошлых уроках. Для этого нужно перейти по ссылке и выполнить интерактивное задание.

https://learningapps.org/9135295   ( интерактивное задание)

4. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности
Мы уже знаем, что центральное место в первом томе «Мертвых душ» занимают пять «портретных глав». Каждая из них посвящается конкретному герою. Крупным планом в поэме «Мёртвые души» нарисованы образы помещиков. Итак, отправимся в путешествие вместе с Чичиковым, чтобы познакомиться с каждым из них поближе.

5. Создание проблемной ситуации.

- Первый к кому мы попадаем в гости - помещик Манилов. Чтобы тебе полнее представить этот образ и поразмышлять над особенностями его характера, я познакомлю тебя с мнением  двух критиков о этом герое:

- «Манилов пошл до крайности, сладок до приторности, пуст и ограничен… Все эти Маниловы и подобные им забавны только в книге, в действительности же избави бог с ними встречаться…»

В.Г. Белинский

-«Манилов, при всей пустоте и приторной сладости, имеет свою ограниченную, маленькую жизнь, но всё же жизнь, - и без всякой досады, без всякого смеха, даже с участием, смотришь, как он стоит на крыльце, куря свою трубку…»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           К.С. Аксаков

- Итак, мнения противоположные, возникла проблема. Мы попытаемся её решить. Попытаемся внимательно всмотреться в образ, поразмышлять о создании Гоголем такого характера, не пропустив ни одной детали.

- Сегодня мы начнем работать с таблицей. Наполним ее цитатами из текста произведения,  Сравним портреты, характеры, хозяйство помещиков и их отношение к просьбе Чичикова.

6) Я предлагаю тебе посмотреть фрагмент из фильма «Мёртвые души»  режиссёра М.Швейцера «Чичиков у Манилова» в исполнении А.Калягина и Ю.Богатырёва. https://www.youtube.com/watch?v=9kjbgW6j5H8

-Обрати внимание на манеры поведения Чичикова и Манилова, на особенности их речи.

Итак, мы посмотрели фрагмент.

– Такими ли ты представляла этих героев?

-  Какие черты характера Манилова отражаются в его внешности?

-  Как Чичиков ведёт себя с Маниловым?

-  Как в этой сцене проявляет себя Манилов как хозяин?

-  Что ты можешь сказать о фамилии этого героя? Что она рассказывает читателю о хозяине?

7) - Заполни таблицу цитатами из текста, чтобы полностью раскрыть образ Манилова.

(готовые цитаты распределить по колонкам).

- Вернёмся к высказыванию критиков и отметим, кто из них точнее передал замысел автора.

8) Продолжим путешествие, следующая героиня поэмы — Коробочка. Подумаем, можно ли говорить о духовном образе человека с  фамилией Коробочка? На что эта фамилия указывает читателю?

9) - Предлагаю почитать по ролям диалог Чичикова с Коробочкой. Обрати внимание на речь помещицы.

- Как речь дополняет наше представление  о Коробочке? (в речи встречаются просторечные слова, неправильные формы слов, что говорит о необразованности героини, ее глупости)

- Найди описание лица, глаз помещицы Коробочки. (Их нет, описываются одежда, голос, привычки, манера поведения, а в глаза героине заглянуть не сможем).

- Почему? (Этим  подчеркивается бездуховность человека. )

-«Дубинноголовая» - подбери синонимы. (Упрямая, недалёкая, несговорчивая, тупая, глупая…)

- Продолжим заполнять таблицу цитатами, теперь работаем с образом Коробочки.

- Что о ней мы узнали, расскажи по плану.

- Выбери черты характера Коробочки.

- Сделай вывод о типичном в образе помещицы Коробочки. (Неуёмная жажда выгоды, бессмысленное накопительство)

10) Физкультминутка. Разотри ладони рук так, чтобы они стали горячими, сделай ладони лодочками и приложи их к закрытым глазам. Почувствуй свое тепло, расслабься.

11) Посмотрим еще раз на портреты тех помещиков, о которых говорили сегодня на уроке.

Каких животных они напоминают? Манилов — кот, желающий завладеть вниманием собеседника,  Коробочка — черепаха, которой удобно жить в панцире (в коробочке).

12) Вывод.

- Автор показывает омертвение душ, можно ли найти в них что-то человеческое, ведь именно это искал Гоголь в своих героях: «Человеческое в человеке» ( Манилов - безобидный мечтатель, Коробочка — хозяйственная).

Но есть одно но… Пользы для общества, для России в этом нет.

Параллель с современностью.

-Лиза, как ты думаешь, встречаются ли в наше время характеры, созданные Гоголем?

(да такие люди всегда были, есть и будут. Эти пороки невозможно искоренить).

13) Рефлексия.

- Я предлагаю тебе написать синквейн, выбрав одного героя  сегодняшнего урока. (Манилов - Помещик. Услужливый, сладкий. Улыбается, думает, фантазирует. Слишком приторно неприятный. Пустой мечтатель.  Коробочка — Глупость. Дубинноголовая, упрямая. Копит, складывает, продает. Деньги ради денег. Пережиток прошлого.)

- В самом начале урока ты определила, чего ты ждешь от занятия( хочу, могу, надо). Все ли у тебя получилось?

14) Итог урока.

- Мы раскрыли образы двух помещиков, но у меня остался вопрос:  Возможно ли нравственное возрождение этих  героев, как ты думаешь?

15) Д/з Продолжаем знакомство с героями поэмы. Подготовить цитатный материал к образам Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, заполнить таблицу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы по теме: «Образ Мазепы в поэме А. С. Пушкина «Полтава»

Методическая разработка урока литературы по теме:  «Образ Мазепы в поэме А. С. Пушкина «Полтава»...

Урок литературы 9 класс "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Конспект урока литературы 9 класс на тему "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"Цели урока: Показать мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме “Мёртвые души”.Формиров...

Урок литературы по теме "Образ главного героя поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри" и средства его создания

Материал может быть использован на заключительном уроке по поэме "Мцыри"....

Технологическая карта урока литературы в 9 классе: Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души".

Заключительный урок по творчеству Н.В.Гоголя «Мертвые души»: «Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Цели урока: Образовательные: формирование у обучающихся...

Презентация к уроку литературы в 9 классе "Образ помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Представленная презентация к уроку литературы в 9 классе "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" подготовлена к итоговому уроку....

Образы помещиков в поэме Н.Гоголя "Мёртвые души"

Материалы урока позволят создать яркие образы помещиков, даже если дети не прочитали поэму Н.В.Гоголя....

Конспект урока по литературе на тему: "Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" (9 класс)

Рассматриваются ключевые ключевые образы помещиков, представленных в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". урок направлен на анализ психологиских и социальных характеристик героев, их роли в изо...