Урок литературы в 9 классе Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя "мертвые души"
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Дистанционный урок с детьми ОВЗ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Ищу человеческое в человеке».
Образы Манилова и Коробочки в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
ФИО: Герасимова Жанна Мурайкановна
Место работы: Центр дистанционного образования
Должность: учитель русского языка и литературы
Предмет: литература
Класс: 9
Цель урока: формировать компетентности: предметные (навыки определения роли и значение образов помещиков и чиновников в раскрытии авторского замысла поэмы М. В. Гоголя «Мертвые души»; навыки литературного анализа); ключевые (умения учиться: навыки оценки культурных явлений; информационную: умение критически обрабатывать информацию; общекультурную: стремление обогатить свой кругозор; читательскую активность).
Тип урока: урок освоения новых знаний и формирование на их основе умений и навыков.
Оборудование: текст поэмы "Мертвые души", иллюстрации к произведению (презентация)
Задачи:
-образовательная: обеспечить усвоение обучающимся особенностей характеристики помещиков в поэме Н.В.Гоголя, помочь увидеть мастерство писателя;
- развивающая: способствовать совершенствованию умения выявлять общее и различное в героях, сопоставлять литературных героев;
- воспитательная: способствовать развитию личностных качеств обучающегося, учить понимать позицию автора и высказывать свою точку зрения.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Ход урока
1. Организационный момент. Лиза, здравствуй! Я очень рада тебя видеть сегодня.
- Прежде чем начнем урок , мне необходимо узнать о твоем настрое на работу, чего ты ждешь от урока. Продолжи, пожалуйста, фразу «Я хочу...», «Я могу...», «Мне надо...». Спасибо, теперь мы смело можем приступать к работе.
- Лиза, найди в потоке букв то, о чем мы сегодня будем говорить на уроке:
Морепепелвоздушныймертвыекраймолчал
Плансеребряныйдушикричать (Мертвые души)
Правильно, Лиза, ты молодец! А кто написал это произведение? (Н.В.Гоголь)
2. Стадия вызова. Целеполагание.
- Начнем урок с отрывка из романа современной японской писательницы Банана Ёсимото «Амрита» (слова на слайде).
- Пробовала ли ты когда-нибудь читать по лицам? Совпадает ли первое впечатление о человеке с дальнейшим представлением о нем? ( не всегда). Прочитать человека по лицу - непростое занятие, но интересное. Ведь через лицо, через глаза и улыбку мы постигаем душу окружающих нас людей.
- А как заглянуть в души персонажей поэмы Гоголя с таким страшным названием – «Мёртвые души»? Сегодня на уроке мы попробуем это сделать, посмотрим, что у нас получится.
3. Актуализация прежних знаний (повторим то , что мы знаем)
- Но прежде чем продолжить изучать роман, вспомним все, что узнали на прошлых уроках. Для этого нужно перейти по ссылке и выполнить интерактивное задание.
https://learningapps.org/9135295 ( интерактивное задание)
4. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности
Мы уже знаем, что центральное место в первом томе «Мертвых душ» занимают пять «портретных глав». Каждая из них посвящается конкретному герою. Крупным планом в поэме «Мёртвые души» нарисованы образы помещиков. Итак, отправимся в путешествие вместе с Чичиковым, чтобы познакомиться с каждым из них поближе.
5. Создание проблемной ситуации.
- Первый к кому мы попадаем в гости - помещик Манилов. Чтобы тебе полнее представить этот образ и поразмышлять над особенностями его характера, я познакомлю тебя с мнением двух критиков о этом герое:
- «Манилов пошл до крайности, сладок до приторности, пуст и ограничен… Все эти Маниловы и подобные им забавны только в книге, в действительности же избави бог с ними встречаться…»
В.Г. Белинский
-«Манилов, при всей пустоте и приторной сладости, имеет свою ограниченную, маленькую жизнь, но всё же жизнь, - и без всякой досады, без всякого смеха, даже с участием, смотришь, как он стоит на крыльце, куря свою трубку…»
К.С. Аксаков
- Итак, мнения противоположные, возникла проблема. Мы попытаемся её решить. Попытаемся внимательно всмотреться в образ, поразмышлять о создании Гоголем такого характера, не пропустив ни одной детали.
- Сегодня мы начнем работать с таблицей. Наполним ее цитатами из текста произведения, Сравним портреты, характеры, хозяйство помещиков и их отношение к просьбе Чичикова.
6) Я предлагаю тебе посмотреть фрагмент из фильма «Мёртвые души» режиссёра М.Швейцера «Чичиков у Манилова» в исполнении А.Калягина и Ю.Богатырёва. https://www.youtube.com/watch?v=9kjbgW6j5H8
-Обрати внимание на манеры поведения Чичикова и Манилова, на особенности их речи.
Итак, мы посмотрели фрагмент.
– Такими ли ты представляла этих героев?
- Какие черты характера Манилова отражаются в его внешности?
- Как Чичиков ведёт себя с Маниловым?
- Как в этой сцене проявляет себя Манилов как хозяин?
- Что ты можешь сказать о фамилии этого героя? Что она рассказывает читателю о хозяине?
7) - Заполни таблицу цитатами из текста, чтобы полностью раскрыть образ Манилова.
(готовые цитаты распределить по колонкам).
- Вернёмся к высказыванию критиков и отметим, кто из них точнее передал замысел автора.
8) Продолжим путешествие, следующая героиня поэмы — Коробочка. Подумаем, можно ли говорить о духовном образе человека с фамилией Коробочка? На что эта фамилия указывает читателю?
9) - Предлагаю почитать по ролям диалог Чичикова с Коробочкой. Обрати внимание на речь помещицы.
- Как речь дополняет наше представление о Коробочке? (в речи встречаются просторечные слова, неправильные формы слов, что говорит о необразованности героини, ее глупости)
- Найди описание лица, глаз помещицы Коробочки. (Их нет, описываются одежда, голос, привычки, манера поведения, а в глаза героине заглянуть не сможем).
- Почему? (Этим подчеркивается бездуховность человека. )
-«Дубинноголовая» - подбери синонимы. (Упрямая, недалёкая, несговорчивая, тупая, глупая…)
- Продолжим заполнять таблицу цитатами, теперь работаем с образом Коробочки.
- Что о ней мы узнали, расскажи по плану.
- Выбери черты характера Коробочки.
- Сделай вывод о типичном в образе помещицы Коробочки. (Неуёмная жажда выгоды, бессмысленное накопительство)
10) Физкультминутка. Разотри ладони рук так, чтобы они стали горячими, сделай ладони лодочками и приложи их к закрытым глазам. Почувствуй свое тепло, расслабься.
11) Посмотрим еще раз на портреты тех помещиков, о которых говорили сегодня на уроке.
Каких животных они напоминают? Манилов — кот, желающий завладеть вниманием собеседника, Коробочка — черепаха, которой удобно жить в панцире (в коробочке).
12) Вывод.
- Автор показывает омертвение душ, можно ли найти в них что-то человеческое, ведь именно это искал Гоголь в своих героях: «Человеческое в человеке» ( Манилов - безобидный мечтатель, Коробочка — хозяйственная).
Но есть одно но… Пользы для общества, для России в этом нет.
Параллель с современностью.
-Лиза, как ты думаешь, встречаются ли в наше время характеры, созданные Гоголем?
(да такие люди всегда были, есть и будут. Эти пороки невозможно искоренить).
13) Рефлексия.
- Я предлагаю тебе написать синквейн, выбрав одного героя сегодняшнего урока. (Манилов - Помещик. Услужливый, сладкий. Улыбается, думает, фантазирует. Слишком приторно неприятный. Пустой мечтатель. Коробочка — Глупость. Дубинноголовая, упрямая. Копит, складывает, продает. Деньги ради денег. Пережиток прошлого.)
- В самом начале урока ты определила, чего ты ждешь от занятия( хочу, могу, надо). Все ли у тебя получилось?
14) Итог урока.
- Мы раскрыли образы двух помещиков, но у меня остался вопрос: Возможно ли нравственное возрождение этих героев, как ты думаешь?
15) Д/з Продолжаем знакомство с героями поэмы. Подготовить цитатный материал к образам Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, заполнить таблицу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы по теме: «Образ Мазепы в поэме А. С. Пушкина «Полтава»
Методическая разработка урока литературы по теме: «Образ Мазепы в поэме А. С. Пушкина «Полтава»...

Урок литературы 9 класс "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"
Конспект урока литературы 9 класс на тему "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"Цели урока: Показать мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме “Мёртвые души”.Формиров...
Урок литературы по теме "Образ главного героя поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри" и средства его создания
Материал может быть использован на заключительном уроке по поэме "Мцыри"....

Технологическая карта урока литературы в 9 классе: Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души".
Заключительный урок по творчеству Н.В.Гоголя «Мертвые души»: «Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Цели урока: Образовательные: формирование у обучающихся...

Презентация к уроку литературы в 9 классе "Образ помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"
Представленная презентация к уроку литературы в 9 классе "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" подготовлена к итоговому уроку....

Образы помещиков в поэме Н.Гоголя "Мёртвые души"
Материалы урока позволят создать яркие образы помещиков, даже если дети не прочитали поэму Н.В.Гоголя....
Конспект урока по литературе на тему: "Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" (9 класс)
Рассматриваются ключевые ключевые образы помещиков, представленных в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". урок направлен на анализ психологиских и социальных характеристик героев, их роли в изо...
