Конспект урока по теме «М.И. Цветаева. Сведения из биографии. Основные темы творчества».
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Кулешова Виктория Андреевна

Урок литературы, посвящённый биографии и лирике М.И. Цветаевой, проводится с целью раскрытия мира души и поэзии автора, осмысления его биографического и творческого пути; анализ стихотворений поможет учащимся осознать и почувствовать глубокий лиризм и трагизм лирики М.И. Цветаевой; воспитать чувство прекрасного, чуткость и внимательность к поэтическому слову.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_tsvetaeva.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме

«М.И. Цветаева. Сведения из биографии. Основные темы творчества».

Цель занятия: познакомить студентов с основными вехами жизни и творчества М.И. Цветаевой.

Задачи:

Учебная:

  1. Раскрыть мир души и поэзии М.И. Цветаевой; осмыслить её жизненный путь/творчество и открыть для себя поэта;
  2. Помочь осознать и почувствовать глубокий лиризм и трагизм лирики поэта;
  3. Выявить широту проблемно-тематического диапазона поэзии М.И. Цветаевой; 

Воспитательная:

  1. Воспитывать чувство прекрасного, чуткость и внимательность к поэтическому слову, чувство патриотизма и гордости за достижения русской литературы 20 века на примере лирики М.И. Цветаевой.
  2. Показать тесную взаимосвязь разных видов искусства; использовать музыку и фотографии в работе над формированием эстетического вкуса учащихся, а также их нравственных ориентиров.

Развивающая:

  1.  Формировать умения и навыки анализа поэтического текста, понимание идейного содержания произведения; умения работать со словом, анализируя произведение;
  2. Формировать навыки индивидуальной работы;
  3. Продолжать обучать навыкам выразительного чтения, развивать речевую культуру, эстетический подход к оценке поэтического творчества.

Средства обучения:

Оборудования и материалы: мультимедийная техника, презентация, периодическая таблица, таблица растворимости

Формы и методы контроля (в соответствии с типом занятия):

Форма: индивидуальная. Методы: рассказ (преподаватель и студент), выразительное чтение, прослушивание произведений, анализ стихотворений, комментарии преподавателя.

Структура занятия, последовательность этапов и примерное распределение времени по этапам (в соответствии с типом занятия):

  1. Организационная часть (1 мин.)
  2. Актуализация знаний (2 мин.)
  3. Изложение нового материала (30 мин.)
  4. Проверка полученных знаний (8 мин.)
  5. Подведение итогов (3 мин.)
  6. Задание для внеаудиторной самостоятельной работы, выставление отметок (1 мин.)

Ход урока

1. Организационный момент.

1.1. Мотивация учебной деятельности, сообщение темы и цели занятия.

- Ребята, назовите Ваших любимых поэтов? (ответы студентов).

- Сегодня мы познакомимся с биографией и углубимся в поэтический мир ещё одного автора, творчеству которого свойственна предельная искренность, восприятие своей работы как «священного ремесла», теснейшая связь с родной землей, ее историей и культурой, а также виртуозное владение словом. И имя этого поэта – Марина Ивановна Цветаева.

Тема: «М.И. Цветаева (1892-1941). Жизнь и творчество». (запись в тетради).

Эпиграф: «Стихи – есть бытие».

    М.И. Цветаева

- Обратимся к эпиграфу. Как понимаете слова Цветаевой? Что значит слово «бытие»?

(- Бытие (книжное) – 1.Жизнь, существование. 2. Совокупность материальных условий жизни общества. Здесь слово употреблено в 1-м значении).

- Стихи для Цветаевой есть смысл жизни, вся ее жизнь словно отпечатана в них.

Живя в грозное время, невзирая на бытовые неурядицы и трагические события личной жизни, Марина Ивановна видела смысл своего существования в служении поэзии.

- А что за грозное время было в стране в ту пору 20-х-30-х годов?

2. Актуализация прежних знаний (повторение материала предыдущего занятия):

- Для начала вспомним особенности развития литературы и историческую ситуацию первых послереволюционных лет, периода 20-х-30-х годов?

(противоречивое отношение к революции: принятие новых идей, ценностей и власти как начала нового культурного этапа, а также категоричное неприятие нововведений и, как следствие, эмиграция; возникновение различных литературных группировок и объединений, цель которых – поиск новых форм и методов литературной деятельности; идея революционного преображения действительности; новое искусство как способ создания нового человека, воспевающего перемены и строящего коммунистическое общество; становление нового направления в искусстве – соцреализма -  художественного изображения действительности «точно, в соответствии с конкретным историческим революционным развитием», воспевание власти и нового времени. Строгая цензура и гонение инакомыслящих. Неспокойное и трагическое время: Гражданская война, Первая мировая война).

Не зря говорят, что творческий человек выявляет свой талант именно в эпоху кардинальных перемен. В эту эпоху противоречий и подарила читателям свои стихи М.И. Цветаева. Сегодня на уроке мы вместе перелистаем страницы жизни и творчества этого поэта и проследим, как в стихах отразилась её судьба.

 

3. Изложение нового материала + 4. Проверка полученных знаний

- А начать рассказ о жизни поэтессы предоставим самой Цветаевой, послушайте строки из ее автобиографии:  

Студент:

Я родилась 26 сентября 1892 года в Москве.

Отец – сын священника, филолог, доктор Болонского университета (Италия), профессор истории искусств сначала в Киевском, затем в Московском университете, директор Румянцевского музея, основатель и единоличный собиратель первого в России музея изящных искусств в Москве. Герой труда. Умер в Москве, вскоре после открытия музея. Личное состояние (скромное, потому что всегда помогал нуждающимся) оставил на школу в Талицах (деревня в Пушкинской районе Московской области). Библиотеку, огромную, трудноприобретенную, не изъяв ни одного тома, отдал в Румянцевский музей

Мать – польской княжеской крови, ученица композитора Рубинштейна, редкостно одаренная в музыке. Умерла рано (Мне было 8 лет). Стихи от нее, библиотеку (свою и дедовскую) тоже отдала в музей. Так от нас, Цветаевых, досталось Москве три библиотеки. Отдала бы и свою, если бы за годы революции не пришлось продать. Любовь к книгам появилась у меня очень рано. Это была первая и пожизненная любовь.

…Стихи пишу с 6 лет. Печатаю с 16. В 18 лет на собственные средства издала свою первую книгу стихов «Вечерний альбом». Игнорируя принятые правила литературного поведения, решительно демонстрирую собственную независимость.

Писание стихов представляю не как профессиональное занятие, а как частное дело и непосредственное самовыражение.

Писала и французские, и немецкие стихи. Литературных влияний не знаю, знаю человеческие…

Любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи, одиночество.

Преподаватель:

Свою жизненную позицию Марина Ивановна точно и тонко передала в стихотворении Кто создан из камня, кто создан из глины» (1920) (запись в тетради).

Чтение, прослушивание и анализ стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины» (1920)

Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и надгробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти? -
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!

- Идея стихотворения?

- Лирические герои стихотворения - Марина и обыкновенные смертные люди. Укажите строчку со словами, которые относятся к Марине. С кем она сравнивает себя и что значит этот образ?

-Что обозначает имя Марина? С какой богиней древнегреческих мифов она ассоциирует себя и почему?

- Укажите слова, которые рисуют в стихотворении обыкновенных людей? Значение этих образов?

-  Найдите верное значение выражения "кудри беспутные " в этом стихотворении (свобода, стремление отойти от общепринятых правил, попытка превознести себя над бренным миром; желание самоутвердиться и найти себя, обратившись к истокам).

- Роль музыкального сопровождения в восприятии стихотворения?

Преподаватель: 

5 мая 1911 года, приехав в Коктебель (востоке Крыма) в гости к поэту Максимилиану  Волошину, Цветаева встретила Сергея Эфрона. Ему семнадцать, ей – восемнадцать. Это была любовь с первого же дня - и на всю жизнь. Заглянув в его глаза и все прочтя наперед, Марина загадала: если он пойдет и подарит сердолик, то она выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых. Обвенчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон 27 января 1912 года. Сергей подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина.

Чувством гордости, уважения и любви пронизаны стихотворения Марины Цветаевой, посвященные мужу. Одно из них, написанное в 1914 году, через 2 года после их венчания, с пометкой С.Э. – «Я с вызовом ношу его кольцо».

Чтение и анализ стихотворения «Я с вызовом ношу его кольцо» (1914). С.Э. 

Я с вызовом ношу его кольцо!

- Да, в Вечности - жена, не на бумаге!

 Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза - прекрасно-бесполезны!

Под крыльями раскинутых бровей

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

- Всем вам, кто жил и умирал без страху!

Такие - в роковые времена-

Слагают стансы - и идут на плаху.

- Каким представлен супруг в стихотворении? Найдите метафоры и интерпретируйте их?

(он высок, худощав и «тонок первой тонкостью ветвей». Глаза Сергея Эфрона напоминают Цветаевой две бездны «под крыльями раскинутых бровей»; «в его лице трагически слились две крови», и это действительно так, потому что матерью Сергея Эфрона была русская дворянка, а отцом – выходец из мелкопоместной еврейской семьи. И именно этот удивительный симбиоз наградил супруга поэтессы стойкостью духа и всеми теми качествами, которыми обладают настоящие рыцари.)

- Что символизирует кольцо и какова его ценность для лирической героини? (не просто дорогое сердцу украшение, а символ любви и душевного единства с человеком, который по воле судьбы стал ее супругом).

- Как Вы понимаете строчку «Да, в Вечности – жена, не на бумаге!»

(союз словно благословлён небесами).

Преподаватель:

Последние строки «Такие – в роковые времена – слагают стансы – и идут на плаху» в 1941 году окажутся пророческими, ибо Сергей Эфрон будет арестован и расстрелян, отправившись на уготовленную для него плаху.

Годы революции и гражданской войны были в жизни Цветаевой трудными и драматичными. В феврале 1920 г. от голода умерла маленькая дочь Ирина; со старшей дочерью Ариадной в Москве они испытывали не только жесточайшую нужду, холод и голод, но и трагедию одиночества. Сергей Эфрон в рядах белой добровольческой армии, он уезжает на Дон, чтобы воевать против революционного правительства, от него третий год не было вестей. И только в июле 1921 года Марина получила от Сергея письмо. Она ещё не знала, что должен пройти год, чтобы в июне 1922 года они, наконец, встретились. Её лирика тех лет пронизана исступленным ожиданием.

Начинаются тяжелые годы, Цветаева выживает в этом мире…

В сборнике “Лебединый стан” поэтесса прославляет белое движение не по политическим мотивам, а потому, что там был ее возлюбленный.

Чтение (под музыку и по ролям) и анализ стихотворения «Где лебеди? - А лебеди ушли» (1918)


- Где лебеди? - А лебеди ушли.
- А вороны? - А вoроны - остались.
- Куда ушли? - Куда и журавли.
- Зачем ушли? - Чтоб крылья не достались.

- А папа где? - Спи, спи, за нами Сон,
Сон на степном коне сейчас приедет.
- Куда возьмет? - На лебединый Дон.
Там у меня - ты знаешь? - белый лебедь...

- В какой форме написано стихотворение и удалось ли это воплотить чтецам? (в форме сказки для детей, которую Цветаева рассказывает перед сном своим малышкам).

- О чём же эта сказка и какое отношение она имеет к послереволюционным событиям?

- В стихотворении мы видим иносказание, воплощённое в образах лебедей и воронов. Раскройте их? (лебеди – остатки царской армии и эмигрирующая интеллигенция, которые покидают страну, найдя приют в спокойной и сытой Европе. Вороны - теперь у власти находятся люди, которые растаскивают по кусочкам материальные и культурные ценности, перекраивают на свой лад землю и устанавливают новые порядки, весьма далекие от здравого смысла.)

Цветаева не осуждает тех, кто предпочел эмиграцию смерти, считая, что именно за границей теперь можно найти небольшие островки царской России.

- Лебеди ушли ради того, «чтобы крылья не достались». Объясните смысл этой строчки? (они стали последними носителями той чистой культуры, которая, по мнению поэтессы, сможет возродиться в будущем, когда ее родная страна переживёт это тяжёлое время).

- Каково же отношение лирической героини к белой гвардии? (Цветаев мысленно молится за этих людей, считая, что они не только выполняют свой гражданский долг, но и пытаются спасти Россию от падения в пропасть).

С Россией, а, точнее, с советской властью, у Цветаевой сложились весьма непростые взаимоотношения. Поэтесса никогда не подвергалась политическим гонениям и не являлась врагом народа. Власть её попросту ее игнорировала, считая, что творчество Цветаевой насквозь пропитано буржуазными пороками и не может представлять какой-либо ценности для советского общества. Именно по этой причине после революции Цветаева, оставшаяся верной прежнему укладу жизни и монархическим взглядам, практически нигде не публиковалась, хотя и предпринимала множество попыток донести до читателей свое творчество. И именно по этой причине в 1922 году Марина Цветаева с дочерью уехала в Берлин, где после долгой разлуки встретила мужа, оказавшегося в рядах белой эмиграции. Позже семья переехала в Чехию, где родился сын Георгий. Потом были долгие метания по Франции.

Европа встретила Цветаеву как единомышленницу. Но затем все изменилось. Эмигрантские журналы постепенно перестали печатать ее стихи. Вокруг все теснее смыкалась глухая стена одиночества. Находясь 17 лет в эмиграции, она постоянно думала о Родине. Так в 1934 году было написано философское и полное горечи стихотворение «Тоска по родине!»

Чтение, прослушивание и анализ стихотворения «Тоска по родине» (1934).

Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно —
Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что — мой,
Как госпиталь или казарма.

Мне все равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной — непременно —

В себя, в единоличье чувств.
Камчатским медведём без льдины
Где не ужиться (и не тщусь!),
Где унижаться — мне едино.

Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично — на каком
Непонимаемой быть встречным!

(Читателем, газетных тонн
Глотателем, доильцем сплетен…)
Двадцатого столетья — он,
А я — до всякого столетья!

Остолбеневши, как бревно,
Оставшееся от аллеи,
Мне все — равны, мне всё — равно,
И, может быть, всего равнее —

Роднее бывшее — всего.
Все признаки с меня, все меты,
Все даты — как рукой сняло:
Душа, родившаяся — где-то.

Так край меня не уберег
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей — поперек!
Родимого пятна не сыщет!

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все — равно, и все — едино.
Но если по дороге — куст
Встает, особенно — рябина…

- Тематика и проблематика стихотворения? Что пытается осмыслить лирическая героиня и какому выводу приходит? (Тема одиночества и невостребованности как поэта. пытаясь осознать свое жизненное предназначение, героиня приходит к выводу, что ее творчество больше никому не нужно).

- С кем сравнивает себя героиня? Раскройте эти образы? (Ощетинившийся пленный лев, камчатский медведь без льдины; бревно, оставшееся от аллеи – беспомощность, растерянность, обездоленность и бездомность – отсутствие родного края).

- Почему острое чувство тоски вдруг сменяется горечью равнодушия? (уют семейного очага и то счастье, которое он дарит, остались в далеком прошлом. Цветаева подчеркивает, что на чужбине, равно как и в России, ей приходится не жить, а выживать, и эта бесконечная борьба за существование делает ее жестокой, безликой и, что самое ужасно, ко всему равнодушной).

- Не кажется ли Вам, что героиня словно живёт прошлыми воспоминаниями? Подтвердите эту догадку примерами из поэтического текста? (Поэтесса признается, что фактически вынуждена жить прошлыми воспоминаниями, которые для нее являются роднее всего. Но при этом она понимает, что возврата к старой жизни нет, и не будет. Более того, мрачная действительность постепенно стирает грани между прошлым и настоящим).

- Обратите внимание на синтаксис. Излюбленной поэтической манерой Цветаевой всегда была постановка тире. Объясните значение данного знака препинания в поэтическом тексте? (акцентирование на определённых словах, прерывистый, взволнованный тон, подобный плачу; но одновременно твёрдость и решительность убеждений).

- Отношение героини к Родине? (Родина всегда была для нее чем-то святым и непоколебимым. Рябина – образ патриархальной Родины, который навсегда останется в её сердце. Стихотворение – крик души, укор новой власти).

Но справедливости ради стоит отметить, что в 1939 году Марина Цветаева все же получила разрешение на возвращение в СССР. И это стремление вновь увидеть страну, которую поэтесса безгранично любила, стало для нее раковым.

Сначала уехала Ариадна, следом - Сергей Яковлевич. Летом 1939 года Марина вместе с Георгием вернулась в Россию. Цветаева не могла найти ни жилья, ни работы; ее стихи в это время не печатались. Но, несмотря на это, она продолжала писать и надеяться, что когда-нибудь, в далеком будущем ее поэзия будет востребована.

 Именно тогда в нашей стране было время жестокого и беспощадного террора. Сергей Яковлевич и Аля были обвинены в измене Родине и арестованы.

В городе Елабуга (республика Татарстан), где Цветаева провела первые месяцы эвакуации, стала для Марины Ивановны последним местом жительства. Она продолжала работать: готовила сборник, много переводила. Судьба дочери была неизвестна, а между нею и сыном вырастала полоса отчуждения.

16 октября 1941 года расстреляли мужа. А в последний день августа этого же приняла решение уйти из жизни Марина Ивановна. Одиночество, состояние безысходности, душевные страдания привели ее к гибели. Встреча с читающей Россией так и не состоялась.

5.Подведение итогов.

«Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед» - написала поэтесса в одном из стихотворений, словно напророчила себе славу, хоть и после смерти.

Наконец, настало время ее стихов, когда мы по достоинству можем оценить её талант.

- Какая же она, Марина Цветаева? А её лирика? Ваше мнение? (ответы студентов).

6. Задание для внеаудиторной самостоятельной работы.

Заучивание наизусть стихотворения М.И. Цветаевой «Мне нравится, что Вы больны не мной».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературе «Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина как синтез его творчества».

Данный конспект урока предназначен для учителей, работающих в 10 классе. В  разработке урока содержится материал, который знакомит учащихся с биографией писателя, а также анализ некоторых ск...

Конспект урока "Определение по физической карте России и Владимирской области основных форм рельефа"

Конспект урока-практикума в 6 классе по разделу "Краеведческий модуль"...

Конспект урока в 10 классе. Русская литература и русская история 19 века. Творчество писателей конца 18 – начала 19 века. (Обзор)

Конспект урока в 10 классе. Русская литература и русская история 19 века. Творчество писателей конца 18 – начала 19 века. (Обзор)   Данный урок будет полезен для обзорного изучения литератур...

Конспект урока по информатике и ИКТ "Начальные сведения об архитектуре ЭВМ. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера"

Цель урока: знакомство с архитектурой ЭВМ, видами компьютерной памяти.Задачи урока:Образовательная – познакомить учащихся с архитектурой ЭВМ, видами компьютерной памяти.Воспитательная – воспитание инф...

Конспект урока "Встреча с поэтом Мариной Цветаевой"

Разработка урока по творчеству Марины Цветаевой...