Социально-значимый проект "Семейные ценности в литературе и в моей семье"
проект по литературе (7 класс)

Групповой проект обучающихся 7класса по литературе носит информационно-аналитический характер. Представлен опыт анализа произведений о семье, изученных в курсе 5-7классов. Проект дополнен собственными сочинениями. опросом обучающихся 5-11классов о роли семьи в жизни обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФМОУ «СОШ с.Питерка в п.Трудовик

ПРОЕКТ

Семейные ценности в русской литературе и моей семье

Вид: предметный, социально-ориентированный

         Предмет: литература

        Класс : 7(группа)

Авторы: Орлова Васелина,

Иванов Александр,

Нуршин Раид,

обучающиеся 7класса

ФМОУ «СОШ с.Питерка» в п.Трудовик

Руководитель: Гришкова Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

ФМОУ «СОШ с.Питерка» в п.Трудовик

                                                         

                                                     2025 г.

                                                    Содержание

               I.Введение                                                                                                       стр.                                                                                                    

Актуальность темы проекта, цели, задачи, методы исследования               3            

             II. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

2.1 Что такое семья?                                                                                           4

2.2. Задачи семьи                                                                                                4

2.3 Роль семьи в воспитании детей                                                                   5      

           III. Семейные ценности                                                                           6

           IV. Какую семью можно назвать счастливой                                        7

            V. Анализ литературных произведений:

5.1.М.Горький «Детство»;                                                                                  7

5.2.В.Г.Короленко «Дети подземелья»;                                                            8

5.3. М.М.Пришвин «Кладовая солнца»;                                                           9

5.4. И.Северянин «В парке плакала девочка»                                                 10

5.5.О.Генри «Дары волхвов»;                                                                           10

5.6.М.Ю.Лермонтов«Песня про царя Ивана Васильевича

молодого опричника и удалого купца Калашникова                                     11 VI. Анкетирование учащихся и анализ полученных результатов                12

VII. Представление семей Ивановых, Нуршиных, Орловых                        14

VIII. Советы родителям                                                                                    16

IX.Народная мудрость                                                                                      16

X.Используемая литература                                                                             17

Данный проект стал следствием изучения художественных произведений на тему «Семья. Семейные ценности в русской литературе». Литература- это учебник жизни, который помогает формировать в нас нравственные и духовные ценности, становиться личностями

Актуальность темы проекта Тему семьи и семейных ценностей можно отнести к вечным. Особенность ее заключается в том, что с изменением общества меняются и приоритеты семейных ценностей. Особенность нашего времени- наличие большого числа неполных семей, а также семей, где родители вынуждены надолго оставлять семью из-за удаленности работы. Есть, на наш взгляд, и еще одна большая сегодняшняя проблема: зависимость и родителей, и детей от  гаджетов. Время семейного общения уменьшается, а значит, теряется часть воспитания. Поэтому мы считаем тему нашего проекта актуальной.  

Цель: изучить возможности формирования семейных ценностей у обучающихся через изучение и анализ художественных произведений, а также примеров собственных семей

Задачи: 1.Проанализировать отрывки художественных произведений, в которых поднимается проблема семейных отношений;                                                                  2.Показать роль литературы в воспитании человека;                                                       3.Выявить на основе анкетирования  приоритеты семейных ценностей современного школьника;                                                                                                                               4.Убедить учащихся на основе наших семей  в необходимости уважительного отношения к семейным ценностям;

 Методы:   Поисковый: сбор и изучение материала по данной теме.                   Аналитический: анализ собранного материала.                                                                           Систематизирующий: систематизация и оформление полученных данных.              Защита продукта деятельности

 Гипотезы: 1.Гипотеза: если мы проведём изучение и анализ художественных произведений, в которых раскрываются характеры героев через семейные ценности, то  сумеем сформировать у обучающихся семейные ценности. 2. Семья не будет полноценно-счастливой без понимания, любви, сострадания,  взаимного уважения.

Новизна проекта заключается в приобщении одноклассников к выработке своих семейных традиций, уважению и пониманию.                                                          Объекты исследований: произведения о семейных ценностях в русской литературе: семьи Орловых, Ивановых и Нуршиных Значимость  Материалы проекта могут послужить основой для бесед, диспутов, родительских собраний, подготовки к сочинению на ГИА.

II.Цель нашего общества -  счастье людей, и одним из важнейших его слагаемых является здоровая, крепкая семья. Именно она растит и воспитывает новое поколение. Великий педагог и писатель Антон Семенович Макаренко писал: «Семья – очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье…»  Что же такое семья и какой  она должна быть, чтобы дать людям счастье? Эти вопросы всегда  волновали и  волнуют философов, писателей, психологов, да и всех людей на земле. На каждый из таких вопросов люди, имеющие семью, отвечают в зависимости от того, какими идеалами и потребностями они руководствуются, в каких социальных условиях живёт их семья. Но все писатели и философы едины в том, что именно хорошая семья больше всего способствует воспитанию у ребёнка нравственных качеств.

2.1Что же такое семья? Найдём толкование этого слова в словаре С.И.Ожегова: «Семья – группа живущих вместе родственников. Единство, объединение людей, сплочённых общими интересами»

Семья-это форма коллективной жизни, где каждый стремится жить интересами другого, помогать другому, чувствовать ответственность друг за друга. Жизнь в семье требует от человека любви к ближнему, душевности, взаимопонимания, доверия, постоянного самопожертвования, способности заботиться о другом человеке, жить его интересами.

Л.Н.Толстой утверждал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Неповторимая атмосфера семейной теплоты и уюта основана на рациональном и справедливом распределении обязанностей между членами семьи, хотя у каждого есть свои занятия и увлечения, которые поддерживаются и поощряются глубоким интересом и сочувствием всей семьи.

2.2 Задачи семьи

1.Первостепенная задача семьи - научить ребенка жить среди людей, жить по нормам и принципам общества, закрепленных в Конституции. В.А. Сухомлинский утверждал: "Важнейшая мудрость жизни, которую должен постигнуть наш гражданин,- это человеческие взаимоотношения". В эти отношения ребенок вступает буквально с самого своего рождения. Следовательно, и гражданское воспитание начинается с первых же дней его жизни.

2.В семье должна царить любовь.А.С. Макаренко писал: " Люди, воспитанные без родительской любви,- часто искалеченные люди". У ребенка, воспитанного без родительской ласки, возникает ощущение, что мир вокруг него равнодушный и враждебный. Весь окружающий мир в этом возрасте заменяют для ребенка его родители; холодны они – значит, холоден весь мир, в котором ребенок появился, чтобы начать в нем жизнь. Он пугается этого мира, еще не зная его. Исследования показывают, что уже по первым прикосновениям, едва родившись, ребенок уже чувствует, какие руки его касаются - любящие или безразличные.

Родители любят ребенка красивого и некрасивого, здорового и болезненного, послушного и озорного - любят не за какие-то достоинства, а просто за то, что он есть на свете. Отец и мать замечают каждый, казалось бы, незначительный успех ребенка, они от души радуются этому успеху, и у ребенка возникает желание чаще доставлять им эту радость и чаще переживать ощущение того, что им довольны. Любовь близких является для него постоянным свидетельством ценности его бытия. В хорошей, сплочённой семье отцы и матери – чуткие, вдумчивые воспитатели, готовые во всё вникнуть, помочь, знающие, как поощрить  хорошее и наказать за плохое.

Воспитание – процесс творческий, волевой, активный и не всегда бесконфликтный. Нельзя воспитать правильно, только любя ребёнка и обеспечивая.

Особенно благоприятные условия для воспитания создаются в многодетной семье. В ней ребенок растет в коллективе, он с детства привыкает к мысли, что должен принимать во внимание не только свои желания, но и желания братьев, сестер. К сожалению, сейчас наиболее распространенным типом семьи является семья из супругов и одного ребенка. В них нет старших братьев, с которых надо брать пример, нет младших, которых надо опекать. В таких условиях усложняется воспитание правильных взаимоотношений старших и младших, нет чувства привязанности к малышам, ответственности за них, взаимопомощи.

2.3  Роль семьи в воспитании ребёнка

Именно в семье начинается общественное воспитание. В общении со старшими ребёнок усваивает целостную систему нравственных ценностей и идеалов, типичных для общества и социальной среды. Чтобы воспитывать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне. Л.Н.Толстой предупреждал, что ребёнок «заражается» примером в сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поучениями.                                                      Семья, таким образом, имеет огромное значение для формирования личности ребёнка. И надо понимать, что сначала семья формирует ребёнка, а затем выросший ребёнок оказывает своё влияние на неё. Подросток должен помнить: что он сам сделает для своих родителей, того же надо ему ожидать впоследствии  и от своих детей.

3.Семейные ценности.

Культура семьи передаётся по наследству от поколения к поколению. Каждая семья создаёт свои традиции. Очень важно, чтобы взаимоуважение и взаимопонимание стали традицией, а тактичность и высокие отношения вошли в привычку и остались в семье на всю жизнь. В чём секрет взаимопонимания и добрых отношений между родителями и детьми? Секрет очень прост. Нужно развить у детей способность дружить, и впоследствии она создаст основу для нормальной семейной атмосферы. Добрые отношения устанавливаются, как правило, в тех семьях, где предпочитают сотрудничество. Начинаются же такие отношения с задушевных бесед. Мир в семье – высшая ценность. Здесь не кричат, потому что понимают, что криком невозможно решить ни одну проблему.

Даже в такой тяжёлой семье, где господствуют жестокость, насилие, произвол, бесчеловечность, человек может оставаться человеком, если ему с самого раннего детства привили семейные ценности.

Основа жизни семьи – честный, добросовестный общественно полезный труд. Как и другие положительные качества, любовь к труду прививается с детства в кругу семьи. На ней основаны уважение к труду, вкус к работе, чувство долга, которые высоко ценятся в обществе во все времена.

Какой бы нравственный принцип мы ни взяли, очевидно то, что усваивается он с раннего детства в семье. Настоящая любовь родителей всегда поднимает тонус жизни семьи, вызывает ощущение радости, создаёт благодатную обстановку для нравственного воспитания ребёнка.   

 «Всё в твоих руках!» - утверждал один мудрец. Каждый сам выбирает тот образ жизни, который обеспечивает здоровье и счастье себе и каждому из членов семьи.  

Важная ценность семьи – уважение ко всем, кто вас окружает, уважение к другому человеку, к его переживаниям, потребностям и интересам – ведущее требование нравственных  взаимоотношений между членами семьи. В семье, где выстраиваются уважительные отношения, имеет место взаимопомощь, поддерживается оптимистический настрой.

Взаимная любовь родителей – главный воспитательный фактор. Семья должна давать добрую пищу детскому воображению и чувствам. Улыбка и положительные эмоции - сочувствие, душевное равновесие, утешение, уверенность, оптимизм – создадут то, что можно назвать семейным очагом, который сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными узами. В таком доме всегда царит хорошее настроение.                                                                                                                

4.Какую семью можно назвать счастливой?

Основа счастья – дружная, любящая семья и дети. Для чего человеку семья? Каждый ответит по – своему на этот вопрос, хотя наверняка прозвучит одна простая, но верная мысль – для счастья. Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Основа человеческого счастья – единая, дружная, любящая семья, в которой растут дети. Счастье человека в семье -  это большая ценность. Ни самая увлекательная работа, ни друзья, даже если их много, не в состоянии дать человеку того, что может дать семья. Счастье не может быть полным без полноценной, дружной семьи.

Чем же таким особенным одаривает человека семья? Почему именно в семье видим мы источник человеческого счастья? Ответ прост: только в семье, получает человек то, к чему он стремится в любом возрасте: ощущение нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят  и всегда помогут.

Одно из важнейших качеств счастливой, дружной семьи – способность справляться с проблемами.  Семья не закрывает на них глаза, напротив, собирает все силы – и преодолевает очередной кризис, из которого выходит ещё более прочной.

Таким образом, основа человеческого счастья – это дружная, любящая семья и дети. Счастье человека в семье – наибольшая человеческая ценность

3. Анализ художественных произведений

В курсе русской литературы для 5-7 классов есть произведения, в  которых авторы поднимают проблемы семейных отношений, семейных ценностей. На уроках литературы мы получаем нравственное и духовное воспитание, оцениваем поступки героев.

Проанализируем эпизоды из повести М.Горького «Детство», изученной нами. Читатели знают, какая тяжёлая трагедия постигла семью главного героя  Алёши Пешкова: болезнь мальчика, смерть отца, безвыходное материальное положение – всё это заставило мать Алёши покинуть Астрахань и вернуться в Нижний Новгород, в дом отца. Это его ближайшие родственники, среди которых ему предстоит жить.

Какой видит Алёша бабушку? Он замечает, что глаза у неё вспыхивают «невыразимо приятным светом», что «вся она – тёмная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, весёлым и тёплым светом», что слова её напоминают «ласковые» цветы, а походка – движения  ласкового зверя. Именно эти оттенки помогают понять впечатление Алёши от бабушки, почувствовать, что ему она казалась излучающей свет, тепло, радость. Алёша ещё ничего не знает о своём новом доме, но мальчик тянется к добру, ласке. Он вглядывается в деда, и нет ни одной чёрточки, которая затронула бы чувствительную душу мальчика, расположила его к себе. Алёша чувствует властность, энергию деда. Рыжая бородка, птичий нос, зелёные глазки настораживают мальчика. Его обижает, что дед «выдернул» его из тесной кучи людей; задав вопрос, не дождался ответа; «отодвинул» мальчика в сторону, как вещь. Алёша сразу «почуял в нём врага».

Обратимся к сцене «Обед в доме Кашириных», на котором происходит ссора и дикая драка между дядьями. Лишь впоследствии Алёше становятся понятны причины «взаимной вражды всех со всеми». Почему эта сцена вызывает у мальчика жуткое изумление? Алёша вспоминает, какими были отношения между его родителями: «…отец и мать жили не так; были у них и другие речи, другое веселье, ходили и сидели они всегда рядом, близко. Они часто и подолгу смеялись, вечерами… пели громко».

Обстановка, где царили любовь, дружба, взаимное уважение, творческий труд, бескорыстие, оставила неизгладимый след в душе мальчика. Вот почему жизнь в доме деда  кажется Алёше «невыразимо странной», противоестественной, вызывает жуткие ощущения.
             От эпизода к эпизоду обнажаются и всё более отчётливо проступают особенности характера каждого из героев, его склонности к добру и злу.

Дед, пользующийся в доме неограниченной властью, спокойно, деловито сечёт детей, считая это занятие своеобразными «уроками морали». После несправедливого и жестокого наказания, которому подверг его дед,  Алёша повзрослел, обострилось его восприятие мира, дни нездоровья стали для него большими днями жизни. Изменившееся отношение мальчика к деду, прожившему трудную, тяжёлую жизнь, свидетельствует о том, что Алёша своим чутким сердцем сумел понять и почувствовать страдания другого, простить, потянуться к тому хорошему, что было в душе этого сурового человека.

Даже в такой тяжёлой семье, где господствуют жестокость, насилие, произвол, бесчеловечность, человек может оставаться человеком, если ему с самого раннего детства привили семейные ценности.

               А теперь проанализируем эпизоды из повести В.Г.Короленко «Дети подземелья», которую изучали на уроках литературы в 6 классе.

Главный герой повести Вася сразу же становится на сторону слабых и обиженных.. Даже во внешности Тыбурция, самой замечательной личности из всех бедняков, изгнанных из старого замка,  мальчику прежде всего бросается в глаза «глубокая постоянная печаль», которая смущает и тревожит его. У Васи сжималось сердце при воспоминании о тех, кто остался без крова, замок стал ему противен, поскольку был убежищем  торжествующих победителей. Мальчик ещё ничем не помогает изгнанникам, но волнение, которое он испытывает при виде обездоленных людей, говорит о том, что перед нами тонкая, отзывчивая натура, человек добрых и благородных чувств, остро переживающий чужую боль, откликающийся на любую несправедливость.

       В семье мальчику не хватало дружеского внимания, душевной близости, рядом не было настоящих друзей, а товарищи по улице при первой же проверке оказались трусливыми предателями, бросившими его безо всякой помощи, поэтому Вася, по натуре человек  добрый и верный, сразу же оценил возникшую дружбу к «детям подземелья», почувствовал, что в нём нуждаются, со всей душой откликнулся  на  это. Валек помог  Васе лучше узнать собственного отца. В дружбу с Марусей Вася вкладывал то чувство старшего брата, ту заботу, которую ему дома мешали проявлять по отношению к родной сестре. Васе ещё трудно понять, почему Маруся так разительно отличается от его сестры Сони по внешности  и поведению, а слова Валека: «Серый камень высосал из неё жизнь» - не понятны, лишь ещё более обостряют чувство боли и сожаления, которое испытывает Вася по отношению к друзьям.

Однажды Вася узнаёт, что его друзья нищие. В душе мальчика происходит драма: сын судьи, человека очень честного, высоких нравственных правил, мальчик с раннего детства впитал всем своим существом незыблемые нравственные истины: нельзя воровать, лгать, обижать слабых. В жизни всё оказывается сложнее: его друзья, которых он любит и уважает, являются не только нищими, но и ворами.

Осознав, как тяжело живётся его друзьям, Вася испытывает глубокие страдания, не имея возможности помочь. Вася остаётся верен друзьям, он решительно говорит Валеку, что будет ходить к ним. И эти слова звучат как клятва в дружбе, которую ничто не нарушит.

Тыбурцию нравятся простота, смелость, сдержанность Васи, его верность в дружбе, умение хранить тайну. Придя в дом судьи, он защищает Васю от несправедливых упрёков.

Выдержка Тыбурция, его доброе, ласковое отношение к Васе  заставляют отца прислушаться к словам бездомного нищего и понять своего сына, найти путь к его сердцу.

Непонимание,  нежелание понять и простить, помочь ребёнку разобраться в сложившейся ситуации отодвигают его от взрослого человека. Надо учить ребёнка переживать вместе не только счастливые моменты, радость, но и горе, несчастье. Это приучает ребёнка к состраданию, сочувствию, пониманию, такие же отношения он будет пытаться выстроить и  в собственной семье.

Вот ещё одно литературное произведение, в котором детям привиты семейные ценности. Это сказка-быль «Кладовая солнца» М.М.Пришвина, изучаемая в 5 классе, в ней автор показывает детей-сирот, потерявших своих родителей в годы Великой Отечественной войны.

Большую роль в произведении играет образ родителей Насти и Митраши. Внешность детей самая обыкновенная. Настя напоминает «курочку», всё её лицо усыпано веснушками, носик глядит вверх. Митраша «коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий». Дети похожи друг на друга трудолюбием, деловитостью, хозяйственностью, горячо любят своих родителей, во всём стараются им подражать.  Дети были очень дружны, но Митраша пытался верховодить, а это возбуждало  разногласия между братом и сестрой.

Отец мальчика воспитал в своём сыне не только необходимые житейские навыки, но, главное, развил в нём пытливость, смелость, уверенность в человеческом разуме, умение зорко всматриваться в окружающую природу, понимать её. Так велико было влияние отца, что в разговорах Митраши постоянно звучит фраза: «Отец говорил», которая во многом определяет поведение мальчика, объясняя истоки его уверенности, а порой и упрямства.

Настя с самого раннего утра занята домашними делами, многому она научилась у своей матери, делает всё очень старательно, заботливо относится к брату, пытается наставить на путь истинный.

В полной семье, в которой главными считаются любовь, уважение, взаимовыручка, трудолюбие, дети не только перенимают семейные ценности, но и бытовые навыки. Поведение взрослых для них – эталон, поэтому родителям надо задуматься о том, какие качества они хотят воспитать в своём ребёнке и в соответствии с этим выстроить свои отношения с ребёнком. Полная семья имеет больше возможностей для воспитания полноценной личности.  

Попробуем проанализировать небольшое стихотворение Игоря Северянина «В парке плакала девочка», в которое так много удалось вложить поэту. Маленькая дочка, нередко шалившая, капризничавшая, поразила своего отца тем, что зарыдала «от жалости» к ласточке, у которой была «переломлена лапочка». Отец готов простить шалости  дочери, потому что понял, что она растёт человеком милосердным, неравнодушным к чужому горю. Значит, то ценное, что он в неё вкладывает, не проходит бесследно.                             Необходимо родителям в своих детях воспитывать любовь ко всему живому, умение понять, сострадать, сочувствовать,  помочь.  

В рассказе О.Генри, «Дары волхвов» у молодой пары, Джима и Деллы, настали тяжелые времена. Они еле сводят концы с концами, но очень хотят сделать друг другу хорошие подарки на Рождество. Дарить подарки на этот праздник было их традицией, как и во многих других семьях. Только вот к этому дню Делле удалось накопить лишь один доллар восемьдесят семь центов. Этого было недостаточно для подарка. Поэтому она решилась продать свои прекрасные длинные волосы. Стоит отметить, что в их семье было всего две ценности – это ее волосы и карманные часы Джима, доставшиеся ему от отца. Делла пришла домой с замечательной цепочкой для часов, а там ее ждал муж. Он держал в руках набор черепаховых гребней для волос Деллы. Таким образом, мы видим, что каждый из них был готов пожертвовать самым важным для себя ради другого. Это и есть настоящие семейные ценности: не фамильные часы и не роскошные украшения, а любовь, верность и щедрость

Еще одно интересное произведение:М.Ю. Лермонтов, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Нравственные ценности необходимы, чтобы сохранить  семью. Купец Калашников однажды возвращается поздно домой и не застает там свою жену Алену Дмитриевну. В те времена ходить по улице поздно вечером считалось непристойно, это стало поводом для беспокойства мужа. Алена была честной женой, поэтому она задержалась не по своей вине. Молодой опричник Кирибеевич выследил женщину, когда та шла из церкви, и начал приставать на глазах у всех соседей. И, несмотря на то, что Алена Дмитриевна совсем не хотела общения с опричником, на нее пала порочная тень. Принципы Калашникова были таковы, что он вызвал на честный бой обидчика. Степан прекрасно сознавал, что это может быть его последний бой, но честь и достоинство семьи были для него превыше всего. Этот благородный поступок показывает нам, какие нравственные ценности были у этой семьи. Они и помогли герою защитить близких и показать другим достойный пример.

 Выводы: Проанализировав произведения художественной литературы, мы пришли к выводу, что авторы художественных произведений включают в повествование взаимоотношения в семье, поведение героев в разных жизненных ситуациях, умение преодолевать трудности и находить выход. Читая такие произведения, у детей формируются семейные ценности. Художественная литература – прекрасный источник материалов для воспитания полноценной личности.  

VI.АНКЕТА. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.Анкетирование учащихся и анализ полученных результатов. Какие же ценности семьи  отметили  ученики нашей школы?

        Целью анкетирования, проводимого нами после изучения и анализа произведений художественной литературы, было выявление отношения учащихся к своей семье, к родителям, к семейным ценностям, к семье, которую они создадут в будущем.

Вопрос

Да

нет

1

Считаешь ли ты, что семья важна при воспитании ребёнка?

22

0

2

Какие ценности может привить семья ребёнку?

Доброта-18;Уважение к старшим-14, милосердие-11;честность-8, сострадание, правила этикета-4, бескорыстие-3,Любовь-2ответственность-1, смелость-1, трудолюбие-1

3

Если  ребёнок совершил плохой поступок, есть ли в этом вина семьи?  

13

9

4

Когда ты станешь взрослым, какие ценности будешь воспитывать в своих детях?

Доброта-16,уважение к старшим-14,милосердие-8, честность -9,бескорыстие-5, смелость-3, хитрость -3, вежливость -3, трудолюбие-1

5

6. Какую семью, по-твоему, можно назвать счастливой? Выбери нужные ответы.

(Семья, в которой царит уважение-15; -Семья, в которой царит взаимопонимание-18.  -Семья, в которой царит любовь  -14, -Семья, в которой материальное положение стоит на первом месте-4, -Семья, в которой на первом месте авторитет главы семьи-0.

6

Помогают ли литературные произведения, которые ты изучаешь в школе, прививать семейные ценности?

20

2

7

Сколько человек в вашей семье?

8ч-1, 7ч-1,6ч.-2, 5ч.-10, 4ч-4, 3ч-2, 2ч-2

8

Дружная ли ваша семья?

22

9

Проводите ли вы свободное время все вместе?

20

2

10.

Что вы делаете вместе?

Смотрим телевизор-10ч, убираем двор-9ч, готовим еду-6ч, делаем генеральную уборку в доме-5ч, ходим в гости-5ч, делимся новостями за чашечкой кофе, чая-6ч, путешествуем-3ч, играем в игры-2ч, ходим помогать бабушке-2ч

11

Обязательны ли оба родителя для счастливой семьи

20

2

12

Хранят ли в вашей семье старинные фотографии и реликвии?

22

13

Знаете ли вы своих прабабушек, прадедушек и прапрабабушек , прапрадедушек

Знают прабабушек и прадедушек-12Знают прапрабабушек и прапрадедушек-9

 Анкетирование показало, что из 22 учеников, обучащихся в 5-11 классов,  все абсолютно уверены в важности воспитания в семье детей, что большое влияние  оказывают уроки литературы, что семья счастлива и идеальна, если она полная и в ней царят взаимопонимание, дружба и уважение к старшим, хранится память о предках, ценятся совместные дела и развлечения. Респондеты выделяют такие семейные ценности, как доброта, уважение к старшим, милосердие, честность.

Однако, следует отметить, что не все учащиеся считают виноватой семью в плохих поступках ее членов, а такие семейные ценности как смелость, трудолюбие, вежливость и ответственность оказались невостребованными.К тому же память о предках сохраняется только на уровне двух поколений.

       Таким образом, мы подтвердили свою гипотезу, что изучение и анализ художественных произведений, в которых раскрываются характеры героев через семейные ценности, и большая роль семьи формируют у обучающихся семейные ценности. 2. Семья не будет счастливой  без понимания, любви, сострадания,  взаимного уважения. 3. В зависимости от состава семьи, от отношений семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдёт. Семья даёт человеку очень многое. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребёнка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнёт подражать отрицательным примерам родителей. Именно семье принадлежит ведущая роль в формировании духовно-нравственных ценностей детей, их воспитания и развития

В дополнение проекта мы расскажем о своих семьях.

Семья Ивановых.У нас очень дружная хорошая семья,В ней 4человека: я, моя мама Валя, бабушка Валя и дядя Коля.У нас четкое распределение обязанностей. Мужскую тяжелую работу выполняет дядя Коля., он же отвечает за домашний скот, заготовку соломы и других кормов, чинит, например, велосипед  и инвентарь. Бабушка помогает маме на кухне. Она старенькая и часто устает и болеет.Мы её бережем. Мама готовит еду, убирает в доме, следит за огородом. Я помогаю и маме, и дяде. А когда они на работе, я стараюсь сделать все сам6 убираю скотину, ношу воду, привожу в порядок двор. Вечером мама помогает мне иногда с уроками, а бабушка дает советы. Я рад, что у меня такая семья.

В моем семейном гербе 4 части, символизирующие 4-х членов семьи. Мама олицетворяет доброту, терпение и щедрость, дядя- дисциплину, точность, отзывчивость, бабушка-внимание, любовь. У всех нас есть одно важное качество-это трудолюбие. Я расположил себя в центре, потому что они все влияют на меня: воспитывают, любят, защищают.О защите и говорит форма герба-это щит.Я очень люблю свою семью.

Семья Нуршиных. Наша семья многодетная, полная. Папа Руслан главный в семье, он  занимается фермерством, и мы все ему помогаем, особенно я и старший брат. Радмир уже очень хорошо разбирается в технике. Я тоже люблю транспорт, люблю ремонтировать, быть вместе с папой и братом. И еще я очень люблю свою младшую сестренку, больше всех с ней играю в догонялки,прятки, строим домики, играем на планшете. А в свободное время мы всей семьей играем в «Угадай слово» или в молчанку. Вместе с мамой лепим пельмени, смотрим сериалы и мультики. Мама прекрасно готовит, это её хобби. Еще мы всей семьей часто ходим к бабушкам и дедушкам, не просто навестить, а чем-то помочь, например, принести воды, затопить баню, убрать мусор во дворе или вскопать огород.

На гербе нашей семьи я показал, что мы дружные, любим друг друга, у нас в доме уютно и тепло всем. Светит солнышко. Мама и папа воспитывают детей. Мы все любим домашних животных, особенно кошку.

Семья Орловых. Моя семья очень дружная. Мы вместе радуемся успехам и преодолеваем трудности. Я старшая сестра, у меня еще две младших:Варвара и Виталина. Папа Лев –фермер, он продолжает дело своего отца, нашего дедушки Алексея Аркадьевича. Мама Татьяна-культработник, она творческий человек и очень добродушный, как и мои бабушки. Работа родителей доставляет им радость. И мама, и папа часами могут говорить о своих делах и идеях. Еще мы с сестрами любим слушать дедушек и бабушек об их жизни , о том, как они встретились, поженились. А совсем недавно дедушки Леши не стало. Это очень большое горе для всей семьи. Хочу сказать, что наши родители делают все, чтобы мы хорошо учились, были любознательными, трудолюбивыми. У каждого из нас есть свои обязанности по дому, к которым мы относимся очень ответственно, не хотим огорчать родителей.  Мы часто путешествуем вместе, отдыхаем. Если говорить о счастливых семьях, то это, несомненно, наша любящая семья.

В центре семейного герба  на фоне щита(защиты) я нарисовала сердце. Сердце-это душа, любовь, счастье семьи, где есть родители и дети, где есть взаимопонимание, поддержка, забота друг о друге. Нашу семью оберегает сильная птица орел. Она покровительствует нам, защищает от бед. Ведь не случайно наша фамилия - Орловы!

Заключение

На примере наших семей, мы могли бы дать некоторые советы родителям по воспитанию счастливых детей:

1.Уважаемые родители! Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, несмотря ни на что.

2.Как можно больше времени проводите вместе со своими детьми, показывайте им, что вы считаете важным всё то, что они делают.

3.Разговаривайте с ними об их интересах, школе, спорте, друзьях.

4.Отвечайте честно на все вопросы, которые они задают, даже неудобные для вас

5.Покажите, что в отношениях есть границы дозволенного и нельзя хамить.

6. Будьте хорошим примером для своих детей.

7. Помогайте детям ставить реальные цели, чтобы они могли достигать их.

8Приучите их соблюдать режим дня и  рационально распределять своё время.

9.Делитесь с ними жизненным опытом, рассказывайте детям историю семьи, чтобы они чувствовали принадлежность к ней.        

10 Обсуждайте возникшую проблему без обвинений в адрес ребёнка, старайтесь найти адекватное решение.

11. Любите своего ребёнка, ибо родительская любовь решает множество проблем.

В доказательство наших выводов, мы собрали народную мудрость, выраженную в пословицах и поговорках.

  1. Добрая семья прибавит разума-ума
  2. В семье любовь да совет, так и нужды нет
  3. В своем доме и стены помогают
  4. В семье и каша гуще
  5. В семье разлад, так и дому не рад
  6. В семье, где нет согласия, добра не бывает
  7. В хорошей семье хорошие дети растут
  8. Везде хорошо, а дома лучше
  9. Дерево держится корнями, а человек семьей
  10. Семьей дорожить- счастливым быть

                             

          Используемая литература

 1.   Горький М. Детство. В людях. Мои университеты. М.: Художественная литература, 1985, с.-3-221

2.    Короленко В.Г.Избранное. М.: Просвещение, 1987, с.-43-69.

3.   Кондаков М.И. Семейное воспитание. М.: Педагогика, 1972, с.3-6

4.   Ожегов С.И. Толковый словарь. М.: Просвещение, 2000, с.- 321

5.https://дом-родословия.рф/blog/chto-takoe-semejnye-cennosti                                                                    6.М.И. Кондаков « Семейное воспитание». Издательство «Педагогика». Москва 1972г.стр3-6                     7.И.В. Гребенников « Этика и психология семейной жизни». Москва «Просвещение» 1984г. Ст9-15

8. В.Я Коровина, В.П.Журавлев, в.И.Коровин, И.С Збарский  Литература:5,6,7кл.: учебник: в 2частях/М,:Просвещение,2024

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пропаганда социально значимых норм и ценностей на уроках изобразительного искусства

Интерес к социальной рекламе в обществе растёт. И вовлечение детей (различных возростов) в широкий общественный процесс является замечательной возможностью влияния для изменеия поведенческих моделей в...

Социально-значимая акция: "Математика в жизни моей семьи"

Социально-значимая акция: "Математика в жизни моей семьи"...

Формирование у старшеклассников отношения к семье как социально значимой ценности в проектной деятельности.

Для эффективной реализации процесса формирования у старшеклассников отношения к семье как к социально значимой ценности необходимо личностно и глубоко погрузится в тему. Выбор метода проектной  д...

ОРИЕНТАЦИЯ РЕБЕНКА-ПОДПОСТКА НА СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЦЕННОСТИ

Материал на подительское собрание (лекторий)...

социально значимый проект «Математика в жизни моей семьи»

Аннотация проекта:      Главным в этом проекте является  «обучение в сотрудничестве» и «выход в социум».  В ходе проекта учащиеся самостоятел...

Социально значимый проект «Математика в жизни моей семьи» учеников 7Б класса

Социально значимый проект«Математика в жизни моей семьи»учеников  7Б классаЯн Амос Каменский «Считай несчастным тот день или тот час, в котором ты не усвоил ничего, ничего не пр...

Сочинение на районный литературно – творческий конкурс «Пою мою республику», посвященный Дню Республики Башкортостан и Году благополучного детства и укреплению семейных ценностей на тему: «История моей семьи в истории моей страны».

Сочинение на районный литературно – творческий конкурс «Пою мою республику», посвященный Дню Республики Башкортостан и Году благополучного детства и укреплению семейных ценносте...