«Задания и упражнения для отработки навыков функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»
презентация к уроку по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Чеканова Марина Владимировна

 «Чему учить и как учить?» – это вопрос, который становится особенно актуальным именно в наше время, когда происходят кардинальные изменения в системе школьного образования, ориентированного на формирование функциональной грамотности. Какими же практическими умениями и навыками должен обладать функционально грамотный человек?


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация, сопровождение22.75 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Задания и упражнения для отработки навыков функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»

СЛАЙД 1

После повышения цен на офисную бумагу «Снегурочка» ШМО учителей гуманитарного цикла затратило в 3 четверти на приобретение одной упаковки 725 рублей. Во сколько обходилась упаковка бумаги во 2 четверти, если ШМО экономило 146 рублей. Запишите ответ словами.

– Назовите часть речи.

– Как вы думаете, какую функциональную грамотность развивает этот прием? (финансовая, языковая)

СЛАЙД 2

Позвольте представить вашему вниманию мастер-класс на тему «Задания и упражнения для отработки навыков функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы».

СЛАЙ 3

«Чему учить и как учить?» – это вопрос, который становится особенно актуальным именно в наше время, когда происходят кардинальные изменения в системе школьного образования, ориентированного на формирование функциональной грамотности.

СЛАЙД 4

Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности. Сейчас учителя русского языка и литературы ведут работу по формированию трех компетенций: языковой, читательской грамотности и развития креативного мышления.

Какими же практическими умениями и навыками должен обладать функционально грамотный человек?

СЛАЙД 5

Сочинение, написание заявления, заполнение анкеты, нахождение и отбор необходимой информации из книг, печатных текстов, использование информации из СМИ, работа в группе (в команде), расположение к себе людей, рассказ о себе, своем городе и т.д.)

Эти составляющие должны формироваться у учащихся именно на уроках русского языка и литературы.

СЛАЙД 6,7

При формировании орфографической зоркости (формирование грамотного письма) можно использовать различные приемы. Один из них - «Шуточный диктант: лови ошибку!»

Выполним задание:

В этом тексте 9 пунктуаионных ошибок!

На искусственной, колоссальной, дощатой, брусчатой террасе близ конопляника с жимолостью, вдова небезызвестного подьячего, веснушчатая Агриппина Саввична, сидя на оттоманке, под аккомпанемент аккордеона и виолончели исподтишка потчевала моллюсками, винегретом, можжевеловым вареньем, мороженым крем-брюле и прочими яствами местного коллежского асессора Аполлона Филипповича.

Следующий прием «Проблемная ситуация» побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения (устная работа с аудиторией)

СЛАЙД 8

Например, на уроке предстоит познакомиться с понятием «омофоны» (о чем дети не знают). Ребята получают задание:

- Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова:

Лу.., пиро.., ко.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко.., арбу.., лу.., обо…

Проблема: некоторые слова написаны дважды. Почему? Опечатка?

Оказывается, некоторые слова пишутся по-разному, хоть произносятся и слышатся одинаково и называются «омофонами».

СЛАЙД 9

На уроках литературы учителя-филологи формируют читательскую грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Что мы можем предложить обучающимся?

В 5 классе после изучения сказки «Лягушка- царевна» можно написать письмо литературному герою, используя языковые особенности русской народной сказки, применяя также правила заполнения конверта.

(демонстрация работы ученика)

СЛАЙД 10

Креативное мышление – это способность неординарно воспринимать окружающий мир и генерировать новые оригинальные идеи. Другими словами, развитие креативного мышления – это процесс отклонения от традиционных или принятых схем, который приводит к построению новых путей достижения целей и нестандартному решению задач.

Пятиклассники знакомятся с таким жанром, как сказ. Почему бы в 6 классе при изучении сказа Н.Лескова «Левша» не предложить ребятам подготовить пересказ биографии Лескова в жанре сказа или на уроках русского языка после знакомства с понятием биография не предложить задание: написать свою биографию в жанре сказки?

Биография П.П.Бажова в жанре сказа.

В уральской деревне, что близ Полевского завода, жил себе поживал парнишечка Павлушка Бажов, Петров сын.

А уж красив уральский край так что и не описать: озера синие, леса сосновые светлые, горы высокие, от земли воспарение и дух легкий. Сказочный край.

Бывало, под вечер соберутся старики и давай байки рассказывать: про каменный цветок, что в самых глубинных шахтах цветет, про Малахитницу да её чудеса. А уж про Медную гору, где завод медеплавильный Гумешки стоит, и вовсе чего только не рассказывали.

Слушал Павлуша тайные сказы, запоминал. Как вырос, так сам мастером стал. Да не по горному делу, не по малахитному. Начал он сказы сочинять, словно узор слов плести: цельный, густой, спелый, будто шелком шит.

Так сын горного мастера, Павел Петр Бажов, выучившись, стал учителем. Смолоду полюбились ему уральские сказы за красоту слова, за справедливость. Позднее он собрал эти сказы, обработал и выпустил книжку “Малахитовая шкатулка”. Он и другие книжки написал, но эта стала самой знаменитой.

- Поробуйте рассказать о своей жизни, используя жанр сказки

СЛАЙД 11

Мы не можем предсказать, что будет новым в образовании, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности.

Приложение

2. На искусственной колоссальной дощатой брусчатой террасе близ конопляника с жимолостью вдова небезызвестного подьячего веснушчатая Агриппина Саввична сидя на оттоманке под аккомпанемент аккордеона и виолончели исподтишка потчевала моллюсками винегретом можжевеловым вареньем мороженым крем-брюле и прочими яствами местного коллежского асессора Аполлона Филипповича.

3. Лу.., пиро.., ко.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко.., арбу.., лу.., обо…

4. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был ….

и было у него

Рос не по дням, а по часам…

Долго ли коротко…

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Устроили они пир на весь мир.

С тех пор стали жить да быть, да и теперь живут.

Лови ошибку!

Чопорный черт в черной шелковой одежонке сидел на жестком диване и пил дешевый желудевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжелом глянцевитом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета. Черт был большой обжора и, несмотря на изжогу и больную печенку, объедался крыжовником со сгущенным молоком. Поев и погрозив своему отражению пальцем, черт, молодцевато встряхнув челкой, пустился танцевать чечетку. Цоканье его копыт было столь сильным, что в цокольном этаже думали, что наверху гарцевала лошадь. Однако черт был не очень искусным танцором и, совершив один не совсем удачный скачок, врезался в самовар и обжег свой пятачок, покрытый мягкой шерсткой. Ожог был очень тяжел. Огорченный черт куцей овцой кинулся к бочонку с мочеными яблоками и сунул в него обожженный пятачок. “Правду говорят, что небереженого бог не бережет”, -чертыхнулся черт чертовской пословицей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.

      Задачей наших школ является формирование гармонически развитой личности. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслитель...

Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы.

Выступление включает небольшой теоретический материал и несколько примеров работы с ними....

Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы

Статья о том, какими методами выявляется функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы...

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Какими же практическими умениями и навыками должен обладать функционально грамотный человек? Организацией по международному сотрудничеству и развитию (OECD) и Институтом образования ЮНЕСКО в двенадцат...

Мастер-класс «Задания и упражнения для отработки навыков функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»

Мастер-класс«Задания и упражнения для отработки навыков функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»...

Мастер-класс "Реализация системно-деятельностного подхода с целью формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы".

Материал, представленный в данной презентации, был продемонстрирован на городском семинаре, участником которого я стала. Семинар был одним из этапов конкурса "Учитель года 2022"...

Формирование языковой функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы: эффективные технологии, приемы и методические находки

В сентябре 2022 года в силу вступили новые федеральные образовательные стандарты для начальной и основной школы (1,5 классы). В новых стандартах особое внимание уделяется функциональной грамотности ка...