Урок по повести-притче Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Нравственные категории личности
методическая разработка по литературе (8 класс)

Цель: Формирование функциональной (читательской) грамотности через раскрытие целостного представления об идейном содержании произведения, которое передается через особенности биографии автора, особенности личности героев, теоретико-литературные понятия, нахождение сходства с героями других произведений

Задачи:

Обучающие: Учить вчитываться в художественный текст и понимать авторский замысел.

Развивающие: Развивать образное и логическое мышление, развивать чувство языка, умение понимать прочитанное, аналитические и творческие способности обучающихся, умение свободно ориентироваться в Интернет-пространстве, находить сходство с героями других произведений.

Воспитывающие:  воспитание ценностного отношения к слову и создание благоприятной атмосферы поддержки и уважения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по повести-притче Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».  Нравственные категории личности

Пояснительная записка

Автор

Старикова Елена Викторовна

Место работы, должность

Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 48»

 г. Магнитогорска

Предмет

Литература

Класс

8 класс

Название

 материала

Урок по повести-притче Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».  Нравственные категории личности

Вид ресурса

 Методическая разработка опубликована на nsportal.ru

Название раздела учебного курса

Произведения зарубежных писателей  писателей XX века

УМК, авторы

образовательной программы

УМК по литературе под ред. Коровиной В.Я.

Цель и задачи

  материала

Цель: Формирование функциональной (читательской) грамотности через раскрытие целостного представления об идейном содержании произведения, которое передается через особенности биографии автора, особенности личности героев, теоретико-литературные понятия, нахождение сходства с героями других произведений

Задачи:

Обучающие: Учить вчитываться в художественный текст и понимать авторский замысел.

Развивающие: Развивать образное и логическое мышление, развивать чувство языка, умение понимать прочитанное, аналитические и творческие способности обучающихся, умение свободно ориентироваться в Интернет-пространстве, находить сходство с героями других произведений.

Воспитывающие:  воспитание ценностного отношения к слову и создание благоприятной атмосферы поддержки и уважения

Форма (вид и тип урока)

Урок-практикум

Как реализуется

На уроках литературы  или дистанционно

Комплектация

работы

Пояснительная записка

Методическая разработка

ЦОРы

Пояснительная записка

Тема

Урок по повести-притче Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».  Нравственные категории личности

Цель

Достижение целостного представления об идейном содержании, которое раскрывается через особенности биографии автора,  особенности  личности героев, теоретико-литературные понятия

Задачи

Познакомиться с особенностями личности Р. Баха;

Проанализировать

- особенности личности главного героя;

- сформулировать тему и идею;

Ответить на проблемный вопрос, заявленный в теме (обозначить проблему)

- найти сходство с героями других произведений

Формируемые УУД

Личностные: положительно отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствование имеющиеся.

Метапредметные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действий, операций.

Предметные: знание содержания прочитанного произведения; умение воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

Основные понятия

биография, автор, герой, сюжет, тема, идея, проблема

Ресурсы

1. Литрес:

Жизненный и творческий путь Р. Баха повесть-притча Р «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»- https://www.litres.ru/author/richard-bah/about/

2. Википедия: Р. Бах- https://ru.wikipedia.org/wiki/Бах,_Ричард

3. Урок в формате А4:

Словарь - https://a4format.ru/

4. А. Р. Бах https://biographe.ru/uchenie/richard-bach/

5. Биография повести: https://richardbach.com/bio

6. ЛАБОРАТОРИЮ УЧЕНОГО. Структура хронотопа в повести-притче Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» - file:///C:/Users/user/Desktop/Продукт-25/Р.%20Бах/struktura-hronotopa-v-povesti-pritche-r-baha-chayka-po-imeni-dzhonatan-livingston.pdf

Ход урока

Тема: Урок по повести-притче Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».  Нравственные категории личности 

I. Опережающее домашнее задание за неделю до урока:

 1. Охарактеризовать письменно героя повести-притчи  по плану:

А. Портрет

Б. Характер

В. Поступки

Г. Речь

2. Найти и записать в тетрадь определения понятий повесть, притча, сказка используя материал  Урока в формате А4: Словарь - https://a4format.ru/

3. Прочитать тексты (приложение 2) и заполнить 2 колонку таблицы(приложение2).

Проблемные вопросы

Тексты домашнего задания(приложение 2)

Текст Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

ответить на вопрос темы, используя предложенные к вопросу тексты

Как характеризуют человека его поступки?

Когда человек чувствует себя счастливым?

Как можно завоевать уважение?

Что для человека по-настоящему важно?

Почему важно сделать правильный выбор?

Что значит быть сильным духом?

Почему важно оставаться верным своим убеждениям?

Почему важно оставаться верным своим убеждениям?

Как характеризуют человека его нравственные ценности?

Что значит быть добрым?

 

II. Беседа (проверка чтения текста)

- Ваши впечатления от рассказа?

Проблемные вопросы, которые помогут сформулировать тему урока:

- Понравился ли Вам главный герой?

-  Какие качества героя Вы выделили? Почему?

Запись темы урока: Нравственные категории личности в повести-притче Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

III. Формулирование целей и задач уроков вместе с детьми

Цель: Выяснить, какие нравственные категории личности больше всего ценит автор и почему?

Задачи:

Познакомиться с особенностями личности Р. Баха;

Выяснить, что такое  нравственная категория

Проанализировать

- особенности личности главного героя;

-  сформулировать тему и идею;

Ответить на проблемный вопрос, заявленный в теме (обозначить проблему)

IV. Практическая работа – писк информации в тексте

Учитель: Носителем авторской идеи всегда являются главные герои, поэтому нам необходимо вчитаться в некоторые эпизоды, чтобы понять, какие нравственные категории личности больше всего ценит автор и почему

(на столах распечатанные задания из приложения 1)

Прочитайте фрагмент статьи «Ричард Бах - биография https://biographe.ru/uchenie/richard-bach/

 

Итак, ранние годы заложили основу для будущих книг писателя, в которых полеты и размышления о свободе стали главной темой.

      1.   Прочитайте фрагмент статьи «Ричард Бах –писатель, пилот»: https://richardbach.com/bio

        Распределите понятия, употреблённые в тексте, по профильным группам:

1. Смелость

2. Роман

3.Рукопись

4. Записал то, что увидел

5. Экземпляр

6. Свобода

Нравственные категории

Литературные термины

История создания

Свобода и смелость – основные нравственные категории, которые ценит писатель, и не только.

- Что такое нравственные категории?

Нравственные категории -  это нормы, ценности, качества, принципы, идеалы, которыми руководствуется человек в жизни. Какими они должны быть?

2. Используя домашнее задание, найдите эпитеты и подумайте, какую роль они играют в этих эпизодах.

1. в чудовищном сосредоточении(эпитет) – упорство героя

2. обычной птицей(эпитет) – подчеркнуть особенность Джона-чайки

3. бросился в крутое пике(метафора) - смелость

4. Теперь у нас появилась возможность понять первопричину — постичь, ради чего мы живем. Открытие, осознание, освобождение! – (парцелляция) – смысл жизни для героя

- крупный, мокрый (снег) – подчёркивают неуютность обстановки

 - (оторвали от) привычных, серых (картин) – дают понять, что жизнь героя очень тяжёлая

- (своей) неподвижностью, угловатостью (она похожа) –подчёркивают незавидную участь не только животного, но и человека.

3. Прочитайте предложенные отрывки из повести-притчи Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Отметьте в таблице нужные варианты ответа.

Какие утверждения раскрывают образ чайки?

Отметьте «Верно» или «Неверно» для каждого утверждения:

Утверждение

Образ

Джонатана

1 эпизод: Джонатан не мог ослушаться стаи

2 эпизод: Джонатан стремился к самосовершенствованию

3 эпизод: Джонатан понял, в чём смысл его жизни

4 эпизод: Чианг упрекнул Джонатана в трусости

5 эпизод: Любовь для Джонатана - это раскрытие своих знаний истины перед кем-нибудь другим

Таким образом, Джонатан – это герой, который желает заниматься тем, что требует душа, этим отличается от других и не боится этого; стремится к самосовершенствованию, упорен в достижении цели, мастерства, умеет ценить то, чего достиг, умеет быть верным себе, не ограничивает себя шаблонными правилами ради знаний; понимающий, что доброта и любовь –это стремление поделиться добытой правдой с другими; нашедший смысл жизни и свой девиз: «Мы вправе лететь, куда мы хотим, и быть такими, какими мы созданы, герой, ставший свободным и счастливым, не переходя нормы морали.

4. Так что же это: повесть, притча или сказка? Источник: https://a4format.ru/

- Повесть — эпическое произведение средней или большой формы, построенное в виде повествования о событиях в их естественной последовательности.

- Притча — эпический жанр, на основе иносказания объясняющий какую-либо сложную философскую, социальную или этическую проблему на простых жизненных примерах. От басни отличается тем, что объясняет не конкретные, жизненные, а отвлеченные проблемы.

- Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.

Каждый из Вас прав, элементы этих жанров сочетает в себе произведение Баха.

5. ЛАБОРАТОРИЮ УЧЕНОГО. Структура хронотопа в повести-притче Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» - file:///C:/Users/user/Desktop/Продукт-25/Р.%20Бах/struktura-hronotopa-v-povesti-pritche-r-baha-chayka-po-imeni-dzhonatan-livingston.pdf

Проанализируйте текст Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Для ответа на вопрос отметьте нужный(-ые) вариант(-ы) ответа(-ов).

Какое(-ие) утверждение(-ия) соответствует(-ют)  идее текста? Выпишите номер(-а) правильного(-ых) ответа(-ов):

1.Человек не должен нарушать правила, которые установило большинство

2.Человек может нарушить правила большинства, если от этого зависит его собственная жизнь

3.В подсознании человека живет мысль никогда не умирать, быть свободным, но удары судьбы могут разрушить мечту о счастье

4. В подсознании человека живет мысль никогда не умирать, быть свободным, достойно встречать удары судьбы, радоваться каждому дню, летать на крыльях любви и надежды сквозь миры и дарить добро и любовь другим.

Конечно, в подсознании человека живет мысль никогда не умирать, быть свободным, достойно встречать удары судьбы, радоваться каждому дню, летать на крыльях любви и надежды сквозь миры и дарить добро и любовь другим.

6. Заполните таблицу до конца

Проблемные вопросы

Тексты домашнего задания(приложение 2)

Текст Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

заполнено дома

заполнить в классе

Как характеризуют человека его поступки?

Когда человек чувствует себя счастливым?

Как можно завоевать уважение?

Что для человека по-настоящему важно?

Почему важно сделать правильный выбор?

Что значит быть сильным духом?

Почему важно оставаться верным своим убеждениям?

Почему важно оставаться верным своим убеждениям?

Как характеризуют человека его нравственные ценности?

Что значит быть добрым?

Сопоставьте ответы на вопросы по текстам, данным на дом, с тем, что Вы ответили в классе, что Вы можете сказать…Какими должны быть нравственные категории человека?

Впишите их на крылья чайки (приложение 3), которая у Вас в руках и отправляйтесь в полёт по жизни.

Picture background

VIII. Рефлексия

Рассказ Р. Баха  заставил меня задуматься о том, что…

- записи детей в тетрадь и обсуждение

IX. Домашнее задание

1. На оценку «Три» - ответить подробно на вопрос «Чему меня научила повесть-притча Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»?

2.На оценку «Четыре - Пять» Написать сочинение-рассуждение на тему: «Чему меня научила повесть-притча Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»?

Использовать при выполнении материалы:

1. Литрес:

Жизненный и творческий путь Р. Баха повесть-притча Р «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»- https://www.litres.ru/author/richard-bah/about/

2. Википедия: Р. Бах- https://ru.wikipedia.org/wiki/Бах,_Ричард

3. Урок в формате А4:

Словарь - https://a4format.ru/

4. А. Р. Бах https://biographe.ru/uchenie/richard-bach/

5. Биография повести: https://richardbach.com/bio

6. ЛАБОРАТОРИЮ УЧЕНОГО. Структура хронотопа в повести-притче Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» - file:///C:/Users/user/Desktop/Продукт-25/Р.%20Бах/struktura-hronotopa-v-povesti-pritche-r-baha-chayka-po-imeni-dzhonatan-livingston.pdf

Приложение 1

 КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ПО ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

Задание 1

       

 Прочитайте фрагмент статьи «Ричард Бах - биография https://biographe.ru/uchenie/richard-bach/

Для ответа на вопрос отметьте верные варианты ответа.

Отметьте все верные варианты ответа:

1 Мать, художница, владела бизнесом по производству эмалированных ювелирных изделий и стала первой женщиной в городском совете Лонг-Бич, штат Иллинойс.

2. В 1941 году семья переехала в Аризону, а затем обосновалась в Лонг-Бич.

3. Ричард пережил смерть младшего брата Бобби, что стало глубоким эмоциональным потрясением и сразу же Ричард отразил эти переживания в книге «Бегство от безопасности».

4. С ранних лет Ричард увлекался машинами, химическими экспериментами и астрономией. Однако главной его страстью стали самолеты.

5.  Ранние годы заложили основу для его будущих книг, в которых полеты и размышления о свободе стали главной темой

Ответ: (максимальный балл – 2)

ДЕТСТВО И МОЛОДОСТЬ

Ричард Бах

Задание 2

Прочитайте фрагмент статьи «Ричард Бах –писатель, пилот»: https://richardbach.com/bio

Для ответа на вопрос выберите нужные варианты ответа.

        Распределите понятия, употреблённые

 в тексте, по профильным группам:

1. Смелость

2. Роман

3.Рукопись

4. Записал то, что увидел

5. Экземпляр

6. Свобода

Нравственные категории

Литературные термины

История создания

Ответ: (максимальный балл – 3)

Ричард Бах родился 23 июня 1936 года в Оук-Парке, штат Иллинойс, США, в семье Роланда Роберта Баха и Руфи Шоу Бах (Рут Хелен Бах). Семья не отличалась богатством: отец, классически образованный пастор, владел греческим, латынью и ивритом, а после службы работал в местном филиале американского Красного Креста. Мать, художница, владела бизнесом по производству эмалированных ювелирных изделий и стала первой женщиной в городском совете Лонг-Бич, штат Калифорния.

У Роланда и Руфи было трое сыновей: старший Рой, средний Ричард и младший Бобби. В 1941 году семья переехала в Аризону, а затем обосновалась в Лонг-Бич, когда Ричарду было восемь лет. В том же возрасте мальчик пережил смерть младшего брата Бобби, что стало глубоким эмоциональным потрясением. Позже Ричард отразил эти переживания в книге «Бегство от безопасности».

С ранних лет Ричард увлекался машинами, химическими экспериментами и астрономией. Однако главной его страстью стали самолеты. Мальчик создавал самодельные модели и мечтал однажды подняться в небо. Первое его знакомство с авиацией произошло в 14 лет, когда мать, участвовавшая в выборах, устроила Ричарду полет на самолете.

В 1954 году Бах окончил школу Вудро Вильсона в Лонг-Бич, а в 1955 году, по настоянию родителей, поступил в Калифорнийский государственный университет Лонг-Бич. Однако страсть к авиации привела его в Военно-воздушные силы США. Пройдя предполетную подготовку на авиабазах Лекленд (Техас) и Грэм (Флорида), он освоил управление истребителем Lockheed T-33 Shooting Star. Затем служил в 108-м крыле национальной гвардии Нью-Джерси и 141-м эскадроне морского резерва, летая на реактивном бомбардировщике Republic F-84F Thunderstreak, который позже станет «героем» одной из его книг.

На авиабазе Уильямс в Аризоне Ричард обучился пилотированию North American F-86F Sabre и получил звание второго лейтенанта. В 1958 году он покинул ряды ВВС США, но остался в резерве, служа во Франции в 1960 году. Период холодной войны вынудил его вернуться на службу в 1962–1963 годах, когда он снова летал на F-84F. Завершив военную карьеру в звании капитана, Бах посвятил себя свободным полетам и литературе.

Эти ранние годы заложили основу для его будущих книг, в которых полеты и размышления о свободе стали главной темой.

Он был курсантом авиационного училища, смелым человеком, любящим свободу, и в течение трёх месяцев проходил предполетную подготовку на авиабазе Лэкленд в Техасе, а затем на авиабазе Грэм во Флориде, где учился летать на Т-33. На авиабазе Уильямс в Аризоне Ричард получил звание младшего лейтенанта и летал на F-86F.

Ричард Бах на борту своего истребителя ВВС

Ричард Бах за штурвалом своего F-84F, около 1962 года.

Уволившись из ВВС в 1958 году, Ричард вернулся в Лонг-Бич со своей женой Бетт и устроился на работу чертёжником, почтальоном и внештатным автором статей для журнала Flying.

Его жизнь безвозвратно изменилась однажды ночью в 1959 году, когда он шёл домой и услышал позади себя голос: «Джонатан Ливингстон Сиггл». Он обернулся и увидел, что рядом никого нет.

Ричард в некотором испуге поспешил домой, в свою квартиру, и, когда он сел за стол, перед его глазами развернулся полнометражный фильм в цвете, показывающий историю чайки. Ричард как можно быстрее записал то, что увидел.

К сожалению, фильм внезапно оборвался на середине. Ричард остался с незаконченной рукописью. Он убрал её в ящик, где она пролежала следующие восемь лет, пока ему так же внезапно не пришла в голову концовка, и он не завершил историю.

…Наконец-то стряхнув пыль со своей рукописи «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», он попытался опубликовать её — и получил 18 отказов. Когда наконец в 1970 году издательство «Макмиллан» опубликовало книгу с иллюстрациями Рассела Мансона, на которых были изображены чайки в полёте, она стала мировым бестселлером, разошлась тиражом в 44 миллиона экземпляров (и продолжает продаваться) и вошла в число самых продаваемых художественных романов всех времён. Книга непрерывно переиздаётся уже более пятидесяти лет.

Задание 3

Найдите эпитеты и подумайте,

 какую роль они играют в этих эпизодах.

Отметьте верный(е) вариант(ы) ответа:

1. в чудовищном сосредоточении(эпитет) – упорство героя

2. обычной птицей(эпитет) – подчеркнуть особенность Джона-чайки

3. бросился в крутое пике(метафора) - смелость

4. Теперь у нас появилась возможность понять первопричину — постичь, ради чего мы живем. Открытие, осознание, освобождение! – (парцелляция) – смысл жизни для героя

Ответ: (максимальный балл – 2)

Прищурившись в чудовищном сосредоточении, Джонатан задержал дыхание. Еще… на один… единственный… дюйм… круче… эту… кривую… Перья его дрогнули, спутались, он окончательно потерял скорость, опрокинулся и рухнул вниз.

Ведь он не был обычной птицей. Большинство чаек не утруждает себя изучением чего-то большего, чем элементарные основы полета. Отлететь от берега на кормежку и вернуться — этого вполне достаточно. Ведь для большинства имеет значение не полет, но только лишь еда. 

И потому вскоре Чайка Джонатан снова оказался в море — он учился в одиночестве, голодный и счастливый.
На этот раз объектом исследования была скорость, и за неделю практики Джонатан узнал о скорости полета больше, чем самая быстрая чайка постигает за всю жизнь.
Отчаянно работая крыльями, он забрался на высоту в тысячу футов и оттуда бросился в крутое пике, несясь вниз навстречу волнам. И тут же понял, почему чайки никогда не пикируют, работая крыльями. Всего за каких-то шесть секунд он набрал скорость в семьдесят миль в час — предел, при котором крыло в момент взмаха теряет устойчивость в набегающем потоке.
Он пытался снова и снова. Он работал на пределе своих возможностей. Он был внимателен и осторожен. Но снова и снова терял управление на высокой скорости.

Безответственность?! — воскликнул он. — Да что вы, братья?! Какая же тут безответственность — понять, в чем смысл жизни и открыть пути достижения высшей цели бытия? Скорее, наоборот — посвятивший себя этому как раз и проявляет максимум ответственности. Ведь что мы знали до сих пор — тысячелетия свар из-за рыбьих голов… Теперь у нас появилась возможность понять первопричину — постичь, ради чего мы живем. Открытие, осознание, освобождение! Дайте же мне один-единственный шанс, позвольте показать вам то, что я нашел…

Задание 4

Прочитайте предложенные отрывки из повести-притчи Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Отметьте в таблице нужные варианты ответа.

Какие утверждения раскрывают образ главного героя - чайки?

Отметьте «Верно» или «Неверно» для каждого утверждения:

Утверждение

Образ

Джонатана

1 эпизод: Джонатан не мог ослушаться стаи

2 эпизод: Джонатан стремился к самосовершенствованию

3 эпизод: Джонатан понял, в чём смысл его жизни

4 эпизод: Чианг упрекнул Джонатана в трусости

5 эпизод: Любовь для Джонатана - это раскрытие своих знаний истины перед кем-нибудь другим

Ответ: (максимальный балл – 2)

Образ Джонатан Ливингстона 

1. Было утро, и новое солнце золотом разлилось по испещренной рябью поверхности моря.
Рыбацкая лодка в миле от берега. И зов над водой — это сигнал к завтраку. Большой сбор. Снова и снова раздавался он в воздухе, пока, наконец, тысячи чаек не слетелись в толпу. И каждая из птиц хитростью и силой пыталась урвать кусок пожирнее. Наступил еще один день — полный забот и суеты.
Но Чайки по имени Джонатан Ливингстон не было в толпе. Он тренировался, — вдали от остальных, один, высоко над лодкой и берегом. Поднявшись на сто футов в небо, он опустил перепончатые лапки, поднял клюв и напряженно выгнул крылья, придав им форму жесткой болезненно изогнутой кривой. Такая форма крыльев должна была, по его мнению, до предела замедлить полет. И Джонатан скользил все медленнее и медленнее. Свист ветра в ушах сменился едва слышным шепотом, и океан застыл внизу неподвижно. Прищурившись в чудовищном сосредоточении, Джонатан задержал дыхание. Еще… на один… единственный… дюйм… круче… эту… кривую… Перья его дрогнули, спутались, он окончательно потерял скорость, опрокинулся и рухнул вниз.
Вам, должно быть, известно — с чайками такое не случается никогда. Чайка не может остановиться в полете, потерять скорость. Это — позор, это — бесчестье.
Однако, Чайка Джонатан Ливингстон не ощущал стыда. Он снова вытянул крылья в жесткую дрожащую кривую — медленнее, медленнее и — опять неудача. И снова, и снова. Ведь он не был обычной птицей. Большинство чаек не утруждает себя изучением чего-то большего, чем элементарные основы полета. Отлететь от берега на кормежку и вернуться — этого вполне достаточно. Ведь для большинства имеет значение не полет, но только лишь еда. Но для Чайки по имени Джонатан Ливингстон важен был полет. А еда — это так… Потому что больше всего на свете Джонатан любил летать.
Такой подход к жизни, как обнаружил Джонатан, отнюдь не прибавляет популярности в Стае. Даже родители его были обескуражены тем, что он проводил день за днем в одиночестве, экспериментируя и сотни раз повторяя низкие планирующие спуски..…

2.  Но почему, Джон, почему? — спрашивала мать. — Почему так трудно быть таким же, как все? Низко летают пеликаны. И альбатросы. Вот пусть они и планируют себе над водой! Но ты же — чайка! И почему ты совсем не ешь? Взгляни на себя, сынок, — кости да перья!
— Ну и пусть кости да перья. Но я совсем неплохо себя чувствую, мама. Просто мне интересно: что я могу в воздухе, а чего — не могу. Я просто хочу знать.
— Послушай-ка, Джонатан, — вовсе не сердитым тоном говорил ему отец.
— Скоро зима, и судов на море поубавится. А рыба, которая обычно живет у поверхности, уйдет вглубь. Так что уж если тебе настолько необходимо что-нибудь изучать, изучай способы добычи пропитания. А твои летные эксперименты — оно, конечно, замечательно, однако, сам понимаешь, планирующим спуском сыт не будешь. Ты летаешь для того, чтобы есть. И не стоит об этом забывать.
Джонатан послушно кивнул. И в течение нескольких дней пытался сделать так, чтобы поведение его не отличалось от поведения всех остальных чаек. Причем пытался честно, по-настоящему принимая участие в гаме и возне, которые устраивала Стая в борьбе за рыбьи потроха и корки хлеба вокруг рыбацких судов и причалов. Но выработать в себе серьезное ко всему этому отношение Джонатану так и не удалось.
— Нелепость какая-то, — размышлял он, намеренно роняя завоеванную в тяжелой борьбе добычу.
Старая голодная чайка, которая гналась за Джонатаном, подхватила брошенный кусок.
Джонатан подумал:
— Все это время я мог бы потратить на изучение полета. Ведь еще столько всего предстоит узнать!
И потому вскоре Чайка Джонатан снова оказался в море — он учился в одиночестве, голодный и счастливый.
На этот раз объектом исследования была скорость, и за неделю практики Джонатан узнал о скорости полета больше, чем самая быстрая чайка постигает за всю жизнь.й..

3.… Остановится Джонатан не мог, свернуть в сторону — тоже. Он просто не имел ни малейшего понятия о том, как это делается на такой скорости.
Любое же столкновение означало мгновенную смерть. И он закрыл глаза.
И тогда, в то утро, сразу после восхода солнца, вышло так, что Чайка Джонатан Ливингстон ворвался в самую середину принимавшей пищу Стаи. На скорости в двести двенадцать миль в час он со свистом пронесся сквозь Стаю — глаза закрыты — этакий снаряд из перьев и ветра. И только потому, что Чайка Удачи улыбнулась ему в этот раз, никто не погиб.
Когда выход из пике был закончен, и клюв его снова оказался направленным в небо, Джонатан по-прежнему мчался вперед, и скорость его полета составляла сто шестьдесят миль в час. А когда она уменьшилась до двадцати, и он смог, наконец, полностью расправить крылья, судно с высоты четырех тысяч футов опять казалось ему брошенной на воду щепкой.
Это был триумф. Он понимал это. Предел скорости! Двести четырнадцать миль в час! Величайшее мгновение в истории Стаи — истинный прорыв. А для Чайки Джонатана Ливингстона этот миг означал начало новой эпохи. И он направился к тому месту, где обычно практиковался в полетах. А когда на высоте восьми тысяч футов он сложил крылья для вертикального пике, целью его было освоение скоростного поворота.
Он установил, что при смещении на долю дюйма одного-единственного пера на самом кончике крыла тело на огромной скорости описывает плавную криволинейную траекторию. Но прежде чем Джонатан это понял, он обнаружил другое — смещение более чем одного пера на такой скорости заставляет тело вращаться вокруг продольной оси подобно винтовочной пуле… Так Джонатан стал первой на земле чайкой, постигшей основы искусства высшего пилотажа.
В тот день у него не нашлось свободного времени на общение с другими чайками. Он тренировался, пока не зашло солнце. Он открыл мертвую петлю, полубочку, бочку, горку, вертикальное колесо.
Когда Джонатан присоединился к Стае, отдыхавшей на пляже, была уже глубокая ночь. Он ужасно устал, кружилась голова, однако он был доволен и, прежде чем приземлиться, описал широкий круг над пляжем, а перед самым касанием земли молниеносно выполнил один полный оборот бочки. Когда он расскажет им обо всем, когда они узнают о Прорыве, они будут вне себя от радости, — размышлял Джонатан. Насколько богаче теперь станет жизнь! Ведь если прежде вся она состояла в унылой суете — берег — судно — берег — то сейчас в ней появляется смысл!.

 Тому, кто вызван в Круг, запрещено вступать в дискуссию с общим собранием Стаи, но Джонатан сдержаться не мог.
— Безответственность?! — воскликнул он. — Да что вы, братья?! Какая же тут безответственность — понять, в чем смысл жизни и открыть пути достижения высшей цели бытия? Скорее, наоборот — посвятивший себя этому как раз и проявляет максимум ответственности. Ведь что мы знали до сих пор — тысячелетия свар из-за рыбьих голов… Теперь у нас появилась возможность понять первопричину — постичь, ради чего мы живем. Открытие, осознание, освобождение! Дайте же мне один-единственный шанс, позвольте показать вам то, что я нашел…

4.
Когда они вернулись, было уже темно. Все стояли на берегу, и во взглядах их золотых глаз Джонатан читал почтительное восхищение. Они видели, как он мгновенно исчез с того места, где так долго стоял как вкопанный.
Они начали было поздравлять Джонатана, но он недолго принимал их поздравления.
— Я всего лишь новичок здесь, я только начинаю… Мне еще предстоит многому у вас научиться.
— Занятная штука, Джон, — задумчиво произнес Салливэн, стоявший рядом, — ведь ты, похоже, совсем не боишься нового, а если немного и опасаешься, то гораздо меньше, чем любой из тех, кого я встречал за десять тысяч лет.
Все замолчали, а Джонатан смущенно потупился.
— А теперь, если хочешь, можем перейти к работе со временем, — сказал Чианг, — поскольку тебе необходимо научиться свободно перемещаться в прошлое и в будущее, А когда и это будет достигнуто, ты будешь готов к самому труднодоступному, к тому, что несет в себе величайшую из всех сил, а также радость и наслаждение, равных которым не бывает. Ибо тогда ты сможешь начать восходящее движение — то самое, которым дается постижение сущности любви и доброты....

5. — Джонатан, — произнес Чианг, и это были его последние слова, — постарайся постичь, что такое Любовь.
Когда они снова смогли видеть, Чианга с ними уже не было.
Шли дни. Джонатан все чаще ловил себя на том, что думает о Земле, о той Земле, откуда пришел в самом начале. Если бы там, тогда, ему была известна хотя бы десятая, нет, даже сотая доля того, что он узнал здесь — насколько более насыщенной и эффективной могла бы быть земная часть его жизни! Он стоял на песке и думал: интересно, есть ли сейчас там, на Земле, Чайка, которая старается вырваться за пределы врожденных ограничений, постичь значение полета, выходящее за грань понятия о нем лишь как о способе добыть корку хлеба, выброшенную кем-то за борт вместе с помоями. А может быть, там есть даже кто-нибудь, кого изгнали за то, что он высказал в лицо Стае открытую им для себя истину, И чем глубже Джонатан постигал уроки доброты, чем яснее видел природу любви, тем больше ему хотелось вернуться на Землю. Ибо, несмотря на прожитую в одиночестве жизнь, Чайка Джонатан был рожден для того, чтобы быть учителем. Он видел то, что было для него истиной, и реализовать любовь он мог лишь раскрывая свое знание истины перед кем-нибудь другим — перед тем, кто искал и кому нужен был только шанс, чтобы открыть истину для себя.

Задание 5

Прочитайте представленные определения.  Ответьте на вопрос:

К какому жанру относится произведение Баха?

 (Источник: https://gramota.ru/)

Отметьте один верный вариант ответа:

1.Только первое.

2.Только второе.

3. Только третье.

3. Все варианты.

4. Ни один из вариантов.

Ответ: (максимальный балл – 1)

Источник: https://a4format.ru/

1. Повесть — эпическое произведение средней или большой формы, построенное в виде повествования о событиях в их естественной последовательности.

2. Притча — эпический жанр, на основе иносказания объясняющий какую-либо сложную философскую, социальную или этическую проблему на простых жизненных примерах. От басни отличается тем, что объясняет не конкретные, жизненные, а отвлеченные проблемы.

3. Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов

Задание 6

Проанализируйте текст Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Для ответа на вопрос отметьте нужный(-ые) вариант(-ы) ответа(-ов).

Какое(-ие) утверждение(-ия) соответствует(-ют)  идее текста? Выпишите номер(-а) правильного(-ых) ответа(-ов):

1.Человек не должен нарушать правила, которые установило большинство

2.Человек может нарушить правила большинства, если от этого зависит его собственная жизнь

3.В подсознании человека живет мысль никогда не умирать, быть свободным, но удары судьбы могут разрушить мечту о счастье

4. В подсознании человека живет мысль никогда не умирать, быть свободным, достойно встречать удары судьбы, радоваться каждому дню, летать на крыльях любви и надежды сквозь миры и дарить добро и любовь другим.

Ответ: (максимальный балл – 2)

Рассказ «Тоска»

Источник: В. Я. Коровина В ЛАБОРАТОРИЮ УЧЕНОГО. Структура хронотопа в повести-притче Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» - file:///C:/Users/user/Desktop/Продукт-25/Р.%20Бах/struktura-hronotopa-v-povesti-pritche-r-baha-chayka-po-imeni-dzhonatan-livingston.pdf

Приложение 2

1. Как характеризуют человека его поступки?

(1)А было это давно, Оля тогда в школе училась. (2)Чтобы хорошо учиться, до глубокой ночи за уроками сидела. (3)Ещё очень любила Оля книжки читать, жаль, что времени на них почти не оставалось. (4)Утром вставала рано, до свету, — курам задать корма, то да сё, потом младших будила, в школу собирала. (5)А там уроки да перемены. (6)И Сашка Кочетков, первый не то что в классе, а в школе шалопай, заводила и непоседа. (7)Вечно с двойки на тройку перебивался, а к старшим классам вдруг остепенился, взялся за ум — решил, что после школы в Москву поедет, в институт будет поступать. (8)Все смеялись и подтрунивали над ним, а Оля была уверена: он своего добьётся. (9)Она верила в него, как ни в кого. (10)С пятого класса по нему сохла. (11)Вроде бы не было в нём ничего необычного — худенький, светло-русый, нос с горбинкой, а взгляд такой твёрдый, решительный...

 (12)Пять лет Оля держала внутри это чувство, стараясь ничем не выдать себя. (13)Как среднюю школу окончили, так больше половины одноклассников разъехались кто куда, а он до последнего класса учился, бередил ей душу. (14)Нравилось ей в нём всё: мужественность какая-то, ещё лёгкость к жизни, весёлость. (15)Оля-то девочка замкнутая, чрезмерно серьёзная. (16)Не умела она на публике выступать, вперёд никогда не лезла, предпочитала скромное место в последнем ряду. (17)А Сашка не такой — он прикольный, смешной. (18)Анекдоты рассказывал так, что все до колик хохотали, в самодеятельности участвовал, где ему всегда главные роли давали. (19)Потому и решился в театральный поступать.

(20)А как он её один раз защитил! (21)Был у них в классе такой Лёшка Игнатьев, высокий, тучный, бессердечный. (22)Мало кто с ним общался, и вообще никто не дружил. (23)А он, однако, всё старался обратить на себя внимание, да не получалось. (24)Даже за одной партой сидел с ней, Олькой, которую по фамилии только и знал и никогда, кроме домашнего задания по русскому, ни о чём не спрашивал. (25)Вот как-то у кого-то день рождения был, и раздали всем по конфете. (26)Оля ещё и развернуть своё угощение не успела, как почувствовала сильную боль в затылке — это Лёшка её кулачищем огрел, а он у него — будь здоров. (27)Ударил и отобрал конфету. (28)Слёзы хлынули потоком и от боли, и от обиды. (29)Уж каким Лёшка ни был порой грубым и наглым, но такого она от него не ожидала. (30)Уткнулась Оля мокрыми щеками в ладони и тихонько всхлипывала, боясь привлечь к себе внимание. (31)Хорошо, перемена — в классе суета, шум, гам. (32)Не любила она скандалов, да и вообще, совестно показаться рёвой перед всеми, большие ведь уже были, седьмой класс.

— (33)И не стыдно тебе девчонку бить? — услышала она вдруг голос Саши.

 — (34)Силач!

— (35)Чего? — привстал Лёшка, и Оля почувствовала дрожь в коленях: ох, Сашка, зря ты полез, ещё и тебя огреет. (36)Только бы поскорее всё закончилось, только бы потише...

— (37)Да, ничего, приходи после уроков, поговорим, — храбро ответил ему Олин защитник и обратился к ней:

— На, возьми мою конфету!.. (По О.Ю. Рою*)

* Олег Юрьевич Рой (род. в 1965 г.) — современный российский писатель

2. Когда человек чувствует себя счастливым?

(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (3)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»

(6)И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. (7)Всё бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. (8)Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! (9)Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. (10)Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.

(11)Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. (12)У меня начался отит. (13)От боли я кричала и стучала ладонями по голове. (14)Мама вызвала скорую помощь, и ночью мы поехали в районную больницу. (15)По дороге попали в страшную метель, машина застряла, и водитель визгливо, как женщина, стал кричать, что теперь все мы замёрзнем. (16)Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал, и я думала, что у него, наверное, тоже болят уши. (17)Отец спросил, сколько осталось до райцентра. (18)Но водитель, закрыв лицо руками, твердил: «Какой я дурак!» (19)Отец подумал и тихо сказал маме: «Нам потребуется всё мужество!» (20)Я на всю жизнь запомнила эти слова, хотя дикая боль кружила меня, как метель снежинку. (21)Он открыл дверцу машины и вышел в ревущую ночь. (22)Дверца захлопнулась за ним, и мне показалось, будто огромное чудовище, лязгнув челюстью, проглотило моего отца. (23)Машину качало порывами ветра, по заиндевевшим стёклам с шуршанием осыпался снег. (24)Я плакала, мама целовала меня холодными губами, молоденькая медсестра обречённо смотрела в непроглядную тьму, а водитель в изнеможении качал головой.

 (25)Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо. (26)Я прикрыла глаза и сквозь ресницы увидела своего отца. (27)Он взял меня на руки и прижал к себе. (28)Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.

 (29)Я дремала на его руках и сквозь сон слышала, как он кашляет. (30)Тогда этому не придали значения. (31)А он долго потом болел двусторонним воспалением лёгких. (32)Эта ночь перевернула моё представление об отце.

(33)...Мои дети недоумевают, почему, наряжая ёлку, я всегда плачу. (34)Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под ёлку и кладёт голову на баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей. (35)Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать. (По Н. Аксёновой*) * Нина Аксёнова — современная детская поэтесса и прозаик.

3. Как можно завоевать уважение?

(1)Алька училась в нашем классе и ни с кем из класса не дружила. (2)Она была совсем некрасивая: маленькая, тощая, волосы висят, как бело-рыжие прямые нитки, закрывают уши, лоб, глаза. (3)Иногда Алька уберёт чёлку, но ненадолго: нагнёт голову — волосы опять висят, и через них виднее всего веснушки — много, и все яркие, рыжие. (4)Губы у Альки почти всегда сжаты, а носик небольшой, красный, и Алька почти всегда им шмыгает, потому что одежда у неё старовата, как почти у всех в классе. (5)Из той одежды, что была до войны, выросла, а новую шить не из чего. (6)Другие ребята донашивают вещи старших сестёр и братьев, бабушки перешивают что-то своё. (7)А у Альки ни сестёр, ни братьев, ни дедушки, ни бабушки.

(8)Папа у неё — на фронте, мать — день и ночь на шинном заводе. (9)Сколько продукции надо выпустить, а мужики — на войне! (10)Алька тоже хотела идти работать, но мать уговорила учиться, сказала: — Долю твою отработаю, не беспокойся.

(11)Мне нравилось смотреть на Альку. (12)Наверное, потому что сразу видно: она никогда не врала. (13)Просто что думала, то и делала сразу. (14)Даже глупости.

(15)Ещё у нас в классе была Эля Гладких, очень красивая, как фарфоровая кукла. (16)У неё были косы длинные, ровные, блестящие. (17)Мама ей сама их расчёсывала, заплетала, очень следила за Элей.

(18)На фронт, конечно, нас не взяли бы. (19)Но мы и сами понимали, что делать нам на войне пока нечего. (20)Помогать фронту надо было. (21)Но как? (22)Учиться! (23)Так говорили все: и радио, и родственники, и учителя. (24)Мы и учились, кто как мог. (25)В общем, неплохо.

 (26)Мальчишки бегали помогать при разгрузке на вокзал, на склады. (27)Моральная сторона здесь иногда поддерживалась материальной. (28)Мальчишки и нам приносили заработанное, правда, нечасто. (29)Говорили, что мальчишки были более голодными, чем мы, потому что больше двигались. (30)И всё-таки был случай, когда они угостили нас солёными огурцами. (31)А однажды насы́ пали в карманы пшеничное зерно. (32)Дома нам из него сварили кашу.

(33)Девочки из класса пошли в госпиталь. (34)Робея, подталкивая друг друга, задержались перед решёткой с узорным литьём. (35)Эля прошла первой, так получилось. (36)Из дверей госпиталя навстречу нам вышла группа медсестёр. (37)Путаясь и сбиваясь, мы рассказали, зачем пришли. (38)Сёстры перестали смеяться и разговаривать, посмотрели на одну — самую упитанную и румяную. (39)Потом оказалось, что это старшая медсестра.

 — (40)Это хорошо, — сказала она, подумав. — (41)У нас много лежачих тяжёлых раненых, будете кормить их, помогать санитаркам. (42)Кому почитаете, кому письмо напи́ шете — всё раненым польза… (43)А этой замарашке сначала вымыться надо, — кивнула она на Альку. — (44)Вон бери пример с подруги! — (45)И она показала на Элю.

(46)Алька повернулась, решительно высморкалась и пошла прочь к калитке. (47)Я хотела догнать, но все уже входили в двери госпиталя.

(48)Через несколько дней Эля перестала ходить к раненым.

— (49)У меня болит голова. (50)Мама сказала, это оттого, что в палатах душно.

 (51)Действительно, в палатах было душно.

(52)Я уговаривала раненых, что лежали возле окна, укрыть их как следует. (53)И как приходила, сразу открывала окно. (54)Они скоро привыкли.

— (55)Ну, сестрёнки пришли! (56)Сейчас будут воздушные процедуры!

(57)Альке (она, конечно, пришла на другой день) дали самый драный, застиранный халат, весь в лохмотьях. (58)И каково же было наше удивление, когда на следующее утро Алька, румяная, причёсанная, даже веснушки у неё сияли как новенькие, вошла в палату в аккуратном, отглаженном, даже нарядном белом халате. (59)Они с мамой всю ночь приводили его в порядок, штопали, гладили, перешивали Альке по росту.

 — (60)А мы-то собирались его списать, — сказала старшая медсестра.

— (61)Ну и дурочка, что себе не оставила, — сказала Эля, узнав об этом случае. — (62)Сшила бы из него платье. (63)Смотри, туфли у тебя дырявые, прямо на босых ногах. (64)Да и платье — я давно хотела сказать — тебе в нём не стыдно? (65)Ходить в лохмотьях — уважать не будут.

 — (66)Хоть уважают, хоть не уважают, — ответила Алька, — нам плевать. (67)Тебя-то уважать не за что. (68)Ясно? (По Т.И. Александровой*)

 * Татьяна Иванова Александрова (1929–1983) — советская детская писательница, художница, автор сказок о домовёнке Кузе.

4. Что для человека по-настоящему важно?

(1)В командировки мама и отец ездили очень часто: они вместе проектировали заводы, которые строились где-то очень далеко от нашего города. (2)Я оставался с бабушкой — маминой мамой.

 (3)В неблагополучных семьях родители, уехав из дому, вообще не присылают писем, в благополучных пишут примерно раз или два в неделю — мы с бабушкой получали письма каждый день. (4)Мои родители соблюдали строгую очерёдность: одно письмо — от отца, другое — от мамы. (5)Порядок ни разу не нарушился. (6)В конце письма неизменно стояла дата, а чуть пониже было написано: «8 часов утра». (7)Значит, отец и мама писáли после своей утренней пробежки и перед работой.

— (8)Фантастика! — сказала однажды бабушка. — (9)Хоть бы раз перепутали очередь!..

 (10)Я не мог понять: восторгается она моими родителями или в чём-то их упрекает? (11)Это было отличительной бабушкиной чертой: по её тону часто нельзя было определить, шутит она или говорит всерьёз, хвалит или высмеивает. (12)Я-то восхищался ими, поскольку мы часто восхищаемся поступками, на которые сами не способны.

(13)Конечно, бабушка была счастлива за свою дочь, гордилась её мужем, то есть моим отцом, но она, как и я, редко следовала тем правилам, к которым нас с ней стремились приучить.

(14)Например, мама и отец старались закалить нас. (15)Но мы с бабушкой не желали обливаться ледяной водой и вставать по воскресеньям ещё раньше, чем в будни, чтобы идти на лыжах или в поход. (16)Мы сознавали, что нечётко делаем гимнастику.

(17)Вообще, мои родители то и дело обвиняли нас обоих в нечёткости: мы нечётко сообщали, кто и когда звонил маме или отцу по телефону, нечётко соблюдали режим дня.

 (18)Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет. (19)Невысокая, сухонькая, с коротко подстриженными волосами, бабушка напоминала озорного мальчишку. (20)А этот мальчишка, как говорили, сильно смахивал на меня. (21)И не только внешне.

 — (22)Ну-с, сколько денег откладываем на кино? — спрашивала бабушка.

— (23)Побольше! — говорил я.

(24)И бабушка, любившая ходить в кино, как и я, откладывала побольше, а деньги потом экономились на обедах.

 (25)По мнению родителей, мы с бабушкой поступали неразумно и были неправильными людьми, и это нас объединяло.

 (По А.Г. Алексину*)

* Анатолий Георгиевич Алексин (1924–2017) — писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют главным образом о мире юности.

5. Почему важно сделать правильный выбор?

(1)В первый год моей жизни, в день какого-то праздника, по старому поверью, родители мои устроили гадание: они разложили крест, детскую саблю, рюмку и книжку. (2)К чему первому притронусь, то и предопределит мою судьбу. (3)Принесли меня. (4)Я тотчас потянулся к сабле, потом поиграл рюмкой, а до прочего не хотелось дотрагиваться.

 (5)Рассказывая мне впоследствии об этой сценке, отец смеялся: «Ну, думаю, дело плохо! (6)Будет мой сын рубакой и пьяницей!»

 (7)Старинное это гаданье, однако, и сбылось, и не сбылось. (8)Сабля, действительно, предрешила мою жизненную дорогу, но и от книжной премудрости я не отрёкся. (9)В четырнадцать лет увлечённо читал и писал стихи, в пятнадцать перешёл на «Анну Каренину», а в шестнадцать прочитывал и разбирал с товарищами всё подряд. (10)А пьяницей, к счастью, не стал.

(11)Рассказы отца, прошедшего тернистый путь от солдата до капитана, детские игры — всё это настраивало на определённый лад. (12)Мальчишкой я по целым часам пропадал в гимнастическом городке 1-го Стрелкового батальона, стрелял в тире пограничников. (13)Ходил версты за три на стрельбище стрелковых рот, пробирался с солдатами, считавшими пробоины, в укрытие перед мишенями. (14)Пули свистели над головами; было страшно, но очень занятно. (15)На обратном пути вместе со стрелками подтягивал солдатскую песню: Греми, слава, трубой За Дунаем за рекой.

(16)Моё страстное увлечение придавало мне вес в глазах мальчишек и вызывало их зависть...

(17)Словом, прижился в военной среде, приобретя приятелей среди офицерства, а ещё более — среди солдат. (18)Будущая офицерская жизнь представлялась мне тогда в ореоле сплошного веселья и лихости, а не в бремени трудов и забот, как это бывает в действительности.

 (19)По мере перехода в высшие классы свободного времени, конечно, становилось меньше, появились другие интересы, воинские упражнения мои почти прекратились. (20)Не бросил я только гимнастики и преуспевал в «военном строе», который был введён в программу реального училища в 1889 году.

 (21)Во всяком случае, когда я окончил училище, хотя высокие баллы по математическим предметам сулили лёгкую возможность поступления в любое высшее техническое заведение, об этом и речи не было. (22)Я избрал военную карьеру.

(23)Было ли это следствием гадания? (24)Не знаю...

(По А.И. Деникину*)

* Антон Иванович Деникин (1872–1947) — русский военачальник, политический и общественный деятель, писатель, мемуарист, публицист и военный документалист.

6. Что значит быть сильным духом?

(1)В этом доме постоянно останавливаются и дают свои представления все приезжающие в наш город фокусники и другие заезжие артисты. (2)Сегодня около подъезда висят плакаты: «Чудо-художник рисует ногами». (3)Конечно, я жалобно прошу:

 — Ма-а-ма... (4)Ма-а-ма…

(5)И конечно, мы поднимаемся по лестнице. (6)В большой комнате — это зал представлений — перед маленькими подмостками стоят в три ряда стулья. (7)Народу немного. (8)Раздаётся звонок. (9)Кто-то играет на пианино. (10)Публика рассаживается на стульях. (11)На подмостки, где стоит большой мольберт и стул, выходит человек с измятой физиономией, он громко прокашливается и начинает говорить:

— Почтеннейшая публика, сейчас вы, без сомнения, увидите величайшее чудо, необъяснимую загадку природы, художника, лишившегося обеих рук. (12)Художник этот научился рисовать ногами. (13)И вы сейчас убедитесь в этом сами.

(14)На подмостки выходит высокий, стройный человек с симпатичным лицом. (15)Оба рукава его пиджака совершенно пусты сверху донизу, и концы рукавов заложены в оба кармана. (16)Это и есть безрукий художник. (17)Он кланяется зрителям без улыбки, с достоинством. (18)Художник садится на стул перед мольбертом. (19)Человек с мятым лицом вставляет кусок угля в пальцы ноги художника. (20)И художник начинает рисовать ногой. (21)Сперва на мольберте появляется что-то вроде извилистой речки. (22)По обе стороны её возникают деревья. (23)Нет, это не речка, а дорожка в лесу. (24)Потом из-за деревьев появляется солнце. (25)Всё.

 — (26)«Дорога уходит вдаль...», — объясняет художник, — это пейзаж.

 (27)Потом он рисует ещё несколько карикатур. (28)Зрители смеются от всей души, хлопают. (29)Художник встаёт, нашаривает ногами туфли. (30)Помощник, показывая на рисунки, сделанные только что художником, предлагает желающим приобрести их. (31)Желающих не оказывается.

 — (32)Недорого... (33)Купите! — предлагает помощник художника.

(34)Художник стоит неподвижно. (35)Глаза его опущены. (36)Губы крепко сжаты.

 — (37)А сколько? — вдруг взволнованно спрашиваю я.

(38)Мама очень решительно берёт меня за руку. (39)Помощник бросается к нам.

— (40)Дёшево...

(41)Я смотрю на маму умоляющими глазами.

— (42)Мамочка!..

(43)Мама платит тридцать копеек. (44)Художник подходит к краю подмостков. (45)Он говорит очень сердечно и просто:

 — Пусть маленькая барышня возьмёт рисунок «Дорога уходит вдаль...». (46)Когда я ещё был художником (а я был настоящим художником, прошу мне поверить!), это была моя любимая тема: «Все — вперёд, все — вдаль! (47)Идёшь — не падай, упал — встань, расшибся — не хнычь. (48)Все — вперёд! (49)Все — вдаль!..»

(50)Рисунок художника углём на бумаге «Дорога уходит вдаль...», заделав в стеклянную рамку, повесили в моей комнате. (51)В течение ряда лет, когда я открывала глаза, я видела дорогу среди деревьев, из-за которых вставало солнце, и вспоминала слова художника: «Упал — встань. (52)Расшибся — не хнычь. (53)Дорога уходит вдаль, дорога идёт вперёд!» (54)Это были мужественные слова мужественного человека. (55)Увечье не победило его — он победил своё увечье. (56)Он не растерялся, не пал духом, он не просил милостыню, как просят калеки, он работал как мог. (57)Художник сказал мне свои замечательные слова как напутствие, а я запомнила их на всю жизнь как завет воли к сопротивлению. (58)Ох, как пригодились мне в жизни эти слова!

 (По А.Я. Бруштейн*)

* Александра Яковлевна Бруштейн (1884–1968) — русская советская писательница и драматург

7. Почему важно оставаться верным своим убеждениям?

(1)Вы когда-нибудь стояли под окнами музыкального училища на мокром асфальте, в котором отражается свет больших прямоугольных окон? (2)Идёт невидимый мелкий дождь. (3)А из освещённых праздничных окон музыкального училища доносятся приглушённые звуки разных инструментов, и дом похож на оркестр, который настраивается перед концертом.

(4)Мальчик шёл из булочной, а хлеб спрятал от дождя под пальто. (5)На улице было скверно. (6)Люди мечтали поскорее добраться до крыши, очутиться в сухом месте. (7)А он разгуливал под окнами музыкального училища.

 (8)Мальчик искал скрипку. (9)И нашёл её. (10)Она звучала в окне второго этажа. (11)Он прислушался. (12)Скрипка плакала и смеялась, она летала по небу и устало брела по земле. (13)Все окна как бы умолкли и погасли.

(14)Светилось только одно. (15)Мальчик стоял под ним, а дождь тёк за воротник. (16)Неожиданно кто-то положил ему руку на плечо. (17)Он вздрогнул и обернулся. (18)На тротуаре стояла круглолицая девочка с двумя короткими толстыми косичками. (19)В руке девочка держала огромный виолончельный футляр.

— (20)Опять ждёшь Диану? — спокойно спросила девочка.

(21)Её голос заглушил скрипку. (22)Мальчик недовольно поморщился и пробурчал:

— Никого я не жду.

 — (23)Неправда, — не отступала девочка, — чего ради стоять на дожде, если никого не ждёшь.

 — (24)Я ходил за хлебом, — ответил мальчик, — вот видишь… хлеб.

— (25)Пойдём, — уверенно сказала девочка. — (26)Что мокнуть.

(27)Ему ничего не оставалось, как пойти рядом с ней. (28)Ярко освещённый дом музыкального училища растворился в дожде.

 — (29)Знаешь что, — предложила она, — пойдём ко мне. (30)Я сыграю тебе ноктюрн. (31)Мы будем пить чай.

(32)Он ничего не ответил. (33)Он вдруг подумал, как было бы хорошо, если бы вместо этой круглолицей рядом была Диана. (34)И если бы она сказала: «Я сыграю тебе ноктюрн. (35)Мы будем пить чай».

 — (36)Так пойдём ко мне? — робко повторила девочка.

— (37)Всё равно, — сказал он.

— (38)Вот и хорошо!

(39)Дождь не проходил. (40)Он обволакивал фонари, здания, силуэты деревьев. (41)Все предметы теряли форму, расплываясь. (42)Город обмяк от дождя. (43)А почему он должен гордо стоять под окнами музыкального училища и ждать Диану? (44)Она пробегает мимо легко и свободно, словно никто не стоит под окнами и не ждёт её. (45)Конечно, ей всё равно, стоит он или не стоит. (46)Есть он или его нет. (47)А эта круглолицая, напротив, сама заговаривает, и не убегает, и зовёт его слушать ноктюрн и пить чай.

 (48)Всё складывалось очень хорошо. (49)Круглолицая уже не казалась ему такой круглолицей и вообще была славная девчонка. (50)Она уводила его от нудного дождя, от недоступной скрипки, от холодной Дианы. (51)Больше он не будет искать окно со скрипкой, а будет прислушиваться к голосу виолончели.

(52)Вдруг мальчик как бы запнулся. (53)Ему показалось, что это не он шагает по дождю с большой тяжёлой виолончелью, что это кто-то другой. (54)И этот другой не имеет никакого отношения к неприступному зданию музыкального училища, к его таинственной жизни, к ярким окнам, у которых свои разные голоса. (55)Всё пропало. (56)И его самого уже нет…

(57)В следующее мгновение он остановился. (58)Он поставил большой чёрный футляр на мокрый асфальт и прислонил его к стене дома. (59)Потом он крикнул:

 — Пока!

(60)И побежал.

— (61)Куда ты?.. (62)А как же ноктюрн? — крикнула ему вслед круглолицая девочка.

 (63)Но он не оглянулся и ничего не ответил. (64)Он бежал обратно к музыкальному училищу, к скрипке, к самому себе.

(По Ю.Я. Яковлеву*)

 * Юрий Яковлевич Яковлев (1923–1996) — писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества, сценариев игровых и анимационных фильмов.

8. Как характеризуют человека его нравственные ценности?

(1)Есть люди, которые болезненно переживают чужие успехи. (2)Таким был Сеня Голубкин. (3)Ему всюду чудились выгоды и привилегии, которыми обладают другие. (4)Если кто-то заболевал, Сенька говорил: «Ясно... (5)Решил отдохнуть!» (6)Если кто-то получал пятёрку за домашнее сочинение, он спрашивал: «Что, мамочка с папочкой потрудились?»

(7)Ему казалось, что любые удачи приходят к людям сами по себе. (8)Только за его счёт. (9)Зависть, в которой кроется исток многих человеческих слабостей и пороков, не оставляла Сеньку в покое...

(10)Трудно было отыскать людей, более непохожих друг на друга, чем Ваня и Сенька. (11)В ту пору Ваня ещё очень ему сочувствовал. (12)Когда Сеня, путаясь и напрягаясь, блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, Ваня страдал. (13)А после урока, на котором Голубкин получал очередную двойку, этот верзила теснил невысокого Ваню. (14)Тот, оказывается, подсказывал недостаточно чётко и ясно.

(15)Однажды был назначен «районный» диктант, и Сеня Голубкин был в панике: двойка за тот диктант грозила ему второгодничеством.

(16)После диктанта Сенька бегал по коридору и выспрашивал у своих одноклассников:

— Как пишется «в течение»? (17)Слитно или раздельно?

(18)Ему отвечали.

— (19)Одна ошибочка есть! — говорил он и загибал палец.

— (20)А ты сам-то как написал? (21)Правильно?

(22)Если оказывалось, что правильно, Сенька скулил:

— Ну, коне-е-чно! (23)Сам написа-ал!

(24)После «районного» диктанта у Сеньки не хватило пальцев на обеих руках: он насчитал двенадцать ошибок. (25)Кроме запятых и тире...

(26)На переменке ко мне подошёл Ваня Белов и спросил:

— Что ж, Вера Матвеевна, Голубкину теперь делать? (27)На второй год оставаться?

— (28)Не знаю. (29)Ещё не проверила.

(30)Когда я уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли. (31)Среди них были диктанты Сени Голубкина и Вани.

 (32)На большой перемене мы с директором в опустевшем классе стали пробиваться к голубкинской совести. (33)Именно тогда, в разгар нашей беседы, случилось непредвиденное. (34)Появился Ваня Белов и сказал:

— Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия!

(35)Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани. (36)После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант. (37)Сеня Голубкин получил тройку, поскольку уже успел обнаружить на перемене свои ошибки, и перешёл в седьмой класс.

(38)Он не проникся благодарностью к Ване Белову, напротив, именно с тех пор и невзлюбил его. (39)Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки. (40)Ваня Белов это понял. (41)После того как Сенька очередной раз насолил в чём-то своему спасителю, я как бы мимоходом сказала Ване:

— Ну что... (42)Ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным?

 — (43)Мало ли что бывает! — ответил он. — (44)Из-за этого всем не верить?

9. Что значит быть добрым?

(1)Федя учился в новой школе. (2)Его старый дом пошёл на слом, а там, во дворе, осталась его голубятня.

(3)Что-то замкнулось в Фёдоре. (4)Пусто было в голове. (5)На уроках, когда его поднимали, он вставал, растерянный, не знающий, что сказать, и ребята уже начали похихикивать над ним, тут же придумав кличку Угрюм Бурчеев. (6)Но Фёдор, казалось, и этого не слышал. (7)Тело его как будто потеряло способность ощущать, а душа — чувствовать. (8)После уроков он садился в автобус и ехал в старый район.

(9)В один из таких приездов экскаваторщик, грузивший щебень в самосвал, крикнул Фёдору:

— Эй, парень! (10)Убирай свою голубятню! (11)Завтра будем рыть котлован.

 (12)Фёдор онемело смотрел на развалины деревянного дома. (13)Вот и всё. (14)Даже голубей не будет. (15)Он стал выпускать приручённых птиц, но не так, как всегда: брал каждого голубя, гладил по головке и бросал кверху. (16)Птицы хлопали крыльями, рвались вылететь стаей, как им было привычно, но он пускал их поодиночке, прощаясь с каждым.

 (17)Птицы носились в прозрачном осеннем небе, а Фёдор медленно и деловито собирал стружку. (18)Она просохла за ясные и сухие дни, кололась, шуршала в руках, издавая мягкий запах дерева.

 (19)Стало темнеть, а в темноте голуби сами возвращаются к голубятне, но в этот раз не должны вернуться.

(20)Фёдор поднялся наверх, оглядел старый посёлок. (21)Его уже не было. (22)Несколько бараков кособочились по краям огромной чёрной площади. (23)Там, где жили люди. (24)Где была пыльная дорога. (25)Только голубятня осталась.

(26)Мальчик захлопнул крышку голубятни, медленно чиркнул спичкой, поднёс её к куче стружки и спустился с голубятни.

(27)Пламя рванулось вверх метровым языком, сразу затрещали перегородки и сухие брёвна.

 (28)Фёдор поднял голову: голуби носились как ни в чём не бывало.

(29)Он повернулся и побежал.

(30)Народу на остановке было немного, но он полез без очереди, не видя никого. (31)Стоя на задней площадке и прижавшись лбом к стеклу, он старался смотреть на серый и спокойный асфальт. (32)Но не удержался. (33)Помимо его воли, глаза посмотрели в небо. (34)Голуби кружились, не подозревая беды. (35)И Фёдор не выдержал — бросился к двери, стал колотить как сумасшедший. —

(36)Водитель, — закричал кто-то, — остановись, мальчик остановку пропустил!

(37)Троллейбус послушно притормозил, дверь с шипением распахнулась, Фёдор выпрыгнул, зацепившись ногой за порожек, грохнулся на дорогу и ударился коленом. (38)Острая боль пронзила его, и он словно очнулся.

(39)Голуби! (40)Разве их можно бросать? (41)Разве он имел такое право? (42)Кто-то там сказал, какой-то мудрец: мы отвечаем за тех, кого приручили. (43)Он отвечает за голубей.

(44)Фёдор подбежал к голубятне, объятой высоким пламенем. (45)Повисли плотные сумерки, и во мраке, возле пляшущих языков огня, метались молчаливыми тенями обезумевшие голуби.

(46)Фёдор молча поднял руки. (47)Его фигура отбрасывала на землю огромную тень, он заметил её, обернувшись, и сила влилась в него — он показался себе большим и сильным. (48)Голуби узнали его, затрепетали над головой, садились ему на плечи, он брал их, воркующих, встревоженных, и прятал под куртку, за пазуху.

(По А.А. Лиханову*)

* Альберт Анатольевич Лиханов (1935–2021) — писатель, журналист, председатель Российского детского фонда. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

Приложение 3

Picture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чайка по имени Джонатан Ливингстон

Презентация к уроку литературы в 9 классе....

Мультимедийная разработка урока "Творческий портрет И.С.Баха""

Мультимедийная разработка урока "Творческий портрет Иоганна Себастьяна Баха" по предмету "Музыкальная литература" была подготовлена мной  в рамках прохождения аттестации на первую категорию. В ко...

Открытый урок в 3 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий. Учитель второй квалификационной категории Ачилдиева Татьяна Александровна.

Тема: “Все времена года по-своему красивы” (All seasons are beautiful).Пояснительная записка.Данный урок предназначен для учащихся 3х классов школ с углубленным изучением английского языка на ба...

Конспект урока "Творческий портрет И.С.Баха"

Конспект подробно поэтапно раскрывает тему урока, позволяет учащимся самим делать выводы о творчестве композитора...

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже", 7 класс

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме  "Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже", 7 класс, 2018г.,для обучающихся с интел...

Презентация к интегрированному уроку "Творческий портрет И.С.Баха".

quot;Его искусство учит..........утешает, в нем столько мудрости и теплоты!"...