Презентация "Интерактивное обучение на уроках литературы, как средства активизации учебной деятельности обучающихся"
презентация к уроку по литературе
Интерактивное обучение предполагает диалог учителя с обучающимися на уроках литературы. Учащиеся включаются в активную умственную деятельность благодаря интерактивным методам.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пассивное обучение Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя.
Активное обучение Активный метод– это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.
Интерактивное обучение в отличие от активных методов, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. При реализации интерактивного обучения все обучающиеся вовлекаются в процесс познания, организуется их совместная деятельность с другими школьниками.
О ПОНЯТИИ «ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ» Под интерактивными методами обучения (от англ. inter - “между”; act – “действие”) подразумевается система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем, основанного на диалоге в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, проектов, исследований, словесных ассоциаций, при которых происходит освоение нового опыта и получение новых знаний. Эффективность интерактивных методов обучения: способствуют высокой степени мотивации; максимальной индивидуальности преподавания; предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся; более прочного усвоение материала, так как учащиеся добывают знания самостоятельно; сознательно переживая каждый шаг обучения; интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности; повышают самооценку, уверенность в себе; развивают умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в команде, т.е. коммуникативные способности, креативное и критическое мышление
ПРИНЦИП ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л.Н.Толстой «То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу и слышу, я немного помню. То, что я слышу, вижу и обсуждаю, я начинаю понимать. Когда же я слышу, вижу, обсуждаю и делаю, я приобретаю знания и умения. Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером».
КОММУНИКАТИВНО-ДИАЛОГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Учебная дискуссия - это широкое публичное обсуждение какого-нибудь спорного вопроса, специально организованный обмен мнениями по какой-либо проблеме для получения информационного продукта в виде решения, совета, рекомендации Формы учебной дискуссии : диспут -(нем.- disput < лат..- disputare- рассуждать, спорить (публичный спор на научную или общественно значимую тему) дебаты- (фр. debats - обмен мнениями, обсуждение вопроса на каком-н. собрании, заседании) «техника аквариума»; интеллектуальная дуэль; волшебный стул; открытая кафедра, круглый стол; заседание экспертной комиссии Цель: создание развивающей среды для формирования коммуникативных компетенций обучающихся Условия проведения уроков-дискуссий: - учет возрастных особенностей учащихся (8-11 классы); - предварительная подготовка учителя и учащихся (проблема, аргументы); - работа с различными источниками информации; - деление класса на группы (4-7 человек); - распределение ролей-функций (ведущий-модератор, аналитик, протоколист, эксперт)
Структура учебной дискуссии Выявление и формулирования противоречия, проблемы Актуализация усвоенных знаний Отбор информации по проблеме, обмен мнениями, анализ информации Коллективное обсуждение проблемы Подведение итогов дискуссии Рефлексия
ТЕМАТИКА УРОКОВ-ДИСПУТОВ Можно ли в наши дни превратиться в Ионыча? ( По рассказу А.П.Чехова «Ионыч», 10 класс) «Что есть красота?» (По сказке О.Уайльда «Мальчик-звезда», 5 класс) (По сказке В.Вересаева «Состязание», 7 класс) «Кто Лука - лжец или врачеватель душ?» (По пьесе М.Горького «На дне», 11 класс) Бориса Пастернака назвали Гамлетом XX века. Что это – похвала или укоризна? (Обобщающий урок по творчеству поэта, 11 класс) «Гений и злодейство - две вещи несовместимые», - утверждал А.С.Пушкин. Можно ли совместить счастье и убийство? ( Урок внеклассного чтения по роману Ф.Достоевского «Преступление и наказание» , повести В.Тендрякова «Расплата», рассказу Л.Бородина «Вариант», 10 класс) Чичиков – мошенник или деловой человек? ( По поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души, 9 класс)
РОЛЬ КОММУНИКАТИВНО-ДИАЛОГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Школьники учатся: искать и обрабатывать информацию; логически мыслить; четко и аргументировано доказывать свою точку зрения; убеждать людей в своей правоте; уверенно держаться перед публикой; выслушивать собеседника; работать в команде; учатся толерантности и уважительному отношению к различным взглядам; критическому мышлению Технология учебной дискуссии способствует развитию интеллектуальных, лингвистических, коммуникативных навыков.
ТЕХНОЛОГИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ Цель : формирование творческого воображения, воспитание вдумчивого читателя, внимательное отношение к художественным деталям Методы и приемы: - разыгрывание ситуации по ролям; - методика взаимных вопросов; - литературные письма; (писателям, литературным героям) - прием «телеграмма»; - ролевая игра; - «древо решений»; - мозговой штурм; - «ромашка качеств»; - иллюстрации к прочитанной книге; - создание рекламного ролика на прочитанное произведение
ТЕХНОЛОГИЯ АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ Цель: активизировать мыслительную деятельность и знания учащихся при помощи словесных ассоциаций. В основе данной технологии – трехфазовая структура урока: вызов – пробуждение имеющихся знаний, интереса к новой информации; осмысление содержания – получение новой информации; рефлексия – осмысление, рождение нового знания Приемы развития критического мышления: кластеры; дерево предсказаний; круги по воде; зигзаг; радуга; бортовой журнал; чтение с остановками; черный ящик;
УДИВЛЕНИЕ – ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ Слуховые ассоциации Тема урока «Анализ стихотворения А.С.Пушкина«Узник» (6 класс) У -холод, тревога, вой ветра, гул снарядов, самолета З -лирический герой бьется в темнице Н -тяжесть, стон, внутренняя боль И -стремление к бесконечности, гармонии К -преграда, замкнутость («не поется») Вывод: учитель - дирижер, ученики - хор, все «поют»; текст, как жизнь, наполнен звуками Открытие на уроке – в этом стихотворении отражена судьба самого поэта
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Этапы работы над проектом: 1. Мотивационный (постановка целей и задач, актуализация проблемы, разработка основных идей) 2. Подготовительный (формирование команды, распределение обязанностей, сбор информации). 3. Этап реализации проекта (интегрирование всей собранной информации, подготовка наглядного материала, создание компьютерной презентации). 4. Подведение итогов.
ТЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ «Роль фразеологических единиц в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» «Цветовая символика в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» «Роль имен собственных в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «Картины-символы в романе М.А.Булгакова «Белая гвардия» «Традиции Ф.Тютчева и Н.Рубцова в поэзии Н.Заболоцкого» Участие в Республиканском сетевом проекте«Путешествие в Ремеслоград» (инициативная группа 5 «б» класса)
Творческие мастерские Интегрированный урок в 5 классе на тему «Образ осени в поэзии, музыке, живописи» в форме творческой мастерской. Коллективная, групповая и индивидуальная форма работы на уроке. Цель: развитие творческого мышления и воображения, подготовка к сочинению
ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ОБЕСПЕЧИВАЮТ РЕШЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ: формируют положительную учебную мотивацию; повышают познавательную активность обучающихся; стимулируют самостоятельную деятельность; развивают познавательные процессы: речь, память, мышление; позволяют эффективно усвоить большой объем учебной информации; развивают коммуникативно-эмоциональную сферу личности ученика; раскрывают личностно-индивидуальные возможности каждого ученика и определяют условия для их проявления и развития
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование интерактивных методов обучения при компетентностом подходе как средство активизации познавательной деятельности обучающихся».
В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом о...

ИКТ на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
Статья включает описание педагогического опыта по использованию средств ИКТ на разных этапах урока....

Тема самообразования: «Дифференцированное обучение на уроках математики, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся»
«К каждому ребёнку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой» Как только возникает чувство недовольств...

Игровые технологии на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
Описание процесса использования игровых технологий на уроках математики в средней школе...
Электронные учебные пособия как средство активизации учебной деятельности обучающихся
В рамках данной работы было создано электронное учебное пособие «Компьютерная графика», включающее в себя теоретический материал, в котором имеются наглядные иллюстрации, ссылки на видеоматериал по ...

Доклад "Дидактическая игра на уроке истории как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
Обучающемуся с интеллектуальными нарушениями очень сложно усваивать предложенный учителем материал на уроке. В связи с особенностями в развитии обучающийся с интеллектуальной недостаточно...

Доклад "Дидактическая игра на уроке биологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
Дидактическая игра на уроке биологии в школе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями способствует развитию интереса к предмету, вызывает положительное отношение к рабо...