Урок литературы к разделу «Мечта и реальность в произведениях отечественных поэтов начала 20 века»
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Елена Владимировна Шишкина

Урок открытия новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_ug2024_avtosohranennyy_1.docx32.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы к разделу «Мечта и реальность в произведениях отечественных поэтов начала 20 века»

Тема урока: «Мечта и реальность в стихотворении Н. Гумилёва «Жираф»».

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Форма урока: Урок-беседа.

Цели:

  1. Образовательная: дать представление о личности Н.С. Гумилева; выяснить особенности стиля поэта, раскрыть мастерство его слова; отработать навык анализа образов лирического произведения.  
  2. Развивающая: научить видеть красоту и меткость художественного слова, развивать критическое мышление и функциональную грамотность, формировать читательскую компетентность, обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между мотивами поведения и поступками людей; обеспечить условия для развития исследовательских способностей учащихся, повышать навык работу учащихся в парах. 
  3. Воспитательная: воспитать в детях чувство прекрасного.
  4. Деятельностная: формировать у учащихся умение реализации новых способов действия.

Задачи

  • Кратко познакомить детей с биографией Н.С. Гумилева;
  • Проанализировать образы стихотворения «Жираф»;
  • Через анализ образов выйти на художественный замысел произведения.

Планируемые результаты:

  1. Предметные: Знать основные сведения о жизни и творчестве Н.С.Гумилева, уметь находить в тексте средства языковой выразительности и объяснять их значение, владеть навыком выразительного чтения, понимать мотивы поведения героев в той или иной ситуации, через анализ выходить на авторскую позицию и замысел произведения.
  2. Метапредметные:  уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно; самостоятельно  выделять и формулировать познавательную цель; подводить явление  под понятие; планировать свою деятельность в зависимости от заданной цели, строить логические цепочки и устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, сопоставлять явления, проводить их анализ и синтез; создавать монологическое высказывание, понятное для партнеров, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, адекватно высказывать свою точку зрения.
  3. Личностные: Положительно относиться к познавательной деятельности, испытывать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, развивать любовь к литературе и процессу чтения, обогащать речь и словарный запас, а также учиться через литературу познавать реальную жизнь.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

1 минута

Долгожданный дан звонок. Начинается урок.

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

У вас все готово? Тогда за работу.

Удачи желаю всем нам!

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Владимировна. Я рада приветствовать всех сегодня на уроке литературы.

Сегодня приоткроем дверь.

В загадочный мир литературы.

Мотивация

1 минута

Ребята, перед вами иллюстрация, какое произведение вы изучили и кто автор этого произведения?

А. Грина «Алые паруса»

Актуализация

3 минуты

Вспомните, как зовут главную героиню произведения?

О чём это произведение?

А теперь придумайте название к иллюстрации.

Отлично. (Открывается на доске слово МЕЧТА)

Что такое мечта? Подберите синонимы.

Запишем число и первое слово нашей темы «Мечта и

Ребята, подберите противоположное слово к слову МЕЧТА?

Ассоль

 

О мечте, что однажды к Ассоль приплывёт корабль с алыми парусами, на котором будет её возлюбленный.

Мечты сбываются.

Фантазии, грёзы, воображение

Реальность.

Целеполагание

3 минуты

Музыкальная пауза

(первоначальное восприятие произведения)

О чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

ПИШУ НА ДОСКЕ «МЕЧТА И РЕАЛЬНОСТЬ В…»

Где мы сталкиваемся с данными понятиями?

Сегодня мы тоже познакомимся с произведением на тему мечты. Предлагаю вашему вниманию фрагмент муз произведения.

О чём песня, которую мы послушали сейчас?

О мечте и реальности ….

В жизни и в литературе

Прослушивают фрагмент песни до слов «в каменный грот» «Жираф» Брендана Стоуна

О жирафе.

Ребята, переверните листы, которые лежат у вас на столах. Перед вами текст.

Что легло в основу песни, которую вы услышали?

Как называется это стихотворение? Прочитаем вслух выразительно.

Скажите, пожалуйста, к какому роду литературы относятся песни и стихотворения?

Итак, нам многое уже известно об этом тексте.

А чего мы ещё не знаем? Где мы можем узнать эту информацию?

Стихотворение

«Жираф»

Лирика

Автора этого произведения необходимо узнать.

В интернете.

(1 ученик ищет у доски)

Николай Степанович Гумилёв

Этап решения поставленной проблемы.

3 минуты

 

Итак, о чём будем говорить сегодня на уроке, ребята? Сформулируйте тему урока.

«Мечта и реальность в стихотворении Н.Гумилёва «Жираф»»

О поэте

1 минута

Давайте познакомимся с личностью поэта.

               Видеоролик о Гумилёве

Если вы внимательно смотрели видеоролик, то скажете мне, на каком континенте побывал Н.С.Гумилёв?

Но стихотворение «Жираф» было написано ещё до путешествия, в 1907 году. А Африку он посетил в 1909 году.

В Африке.

Этап получения нового знания

10 минут

Физкультминутка

1 минута

Этап коррекции

5 минут

Этап закрепления и систематизации знаний

2 минуты

д/з

1 минута

Рефлексия.

1 минута 

Обратимся к стихотворению "Жираф".

Работа по выявлению образов стихотворения:

В самом начале урока вы сказали мне, что это стихотворение о жирафе.

Да, действительно, образ жирафа является центральным в стихотворении.

Можем ли мы назвать того, кто нам рассказывает о жирафе?

Какие строки стихотворения подтверждают это?

 Прочитайте вслух первое предложение стихотворения.

С кем ведёт диалог лирический герой?

Сделайте вывод, какие образы являются ключевыми в стихотворении?

В каком настроении пребывает девушка? Что предпринимает лирический герой, чтобы поднять ей настроение?

Как вы думаете, почему лирический герой рассказывает именно об Африке и о жирафе?

Ребята, с помощью каких художественных средств автор описывает образ жирафа?

Задание для групп:

1 группа – найти эпитеты

2 группа – сравнения

3 группа- олицетворения

Физкультминутка.

Отвлечёмся от экрана.

Чтобы сохранить зрение, нужно делать зарядку для глаз.

Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Работа с нейросетью.

Видели ли вы когда-нибудь жирафа? Что бы нам сейчас помогло сейчас более реалистично представить его образ? Чего не хватает на листах со стихотворением?

Ребята, я предлагаю вам создать свои иллюстрации к стихотворению «Жираф», но рисовать мы не будем, а попробуем сделать это с помощью искусственного интеллекта.

Кто желает поучаствовать в этом увлекательном процессе.

Но чтобы получилась нужная иллюстрация, мы должны с вами правильно ввести запрос для нейросети.

В запросе мы должны составить предложение.

 Отвечаем на вопросы:

Кто главный на нашей иллюстрации? Какие действия выполняет? Где происходят события? Какие эпитеты мы добавим в запрос?

Выбираем иллюстрацию самую удачную.

Ребята, вы создали отличную иллюстрацию к стихотворению.

Каким настроением она проникнута?

Какой образ также заслуживает нашего пристального внимания?

Как вы думаете, какое настроение будет преобладать на этой картине?

Скажите, какая иллюстрация будет отражать реальность стихотворения, а какая мечту?

Да. Но иллюстрацию к этому образу  вы создадите самостоятельно с помощью  мобильного приложения «Шедеврум». Свои иллюстрации вы пришлёте мне в чат вк-мессенджера по qr-коду.

Оценки.

Методика «Человечки на дереве» Пипа Уилсона. Ребята, у вас на столах есть карточки. Сейчас внимательно в течение 1 минуты рассмотрите картинку и выберите того человечка, который вам напоминает вас на занятии. Номер человечка запишите на карточке, карточку переверните и оставьте на столе.

Спасибо большое за урок.

Лирический герой

Я вижу (1 лицо ед. число)

С девушкой

Лирический герой, девушка и жираф

Грустная

Он решил рассказать ей об Африке и жирафе

Африка – сказочная таинственная страна. Лирическому герою он очень нравится, он всегда мечтал посетить эту страну.

Сравнения, эпитеты, метафоры

Иллюстраций.

На озере Чад изысканный и грациозный бродит Жираф с волшебным узором на шкуре, с которым равняться осмелиться только луна.

Радостным, волшебным, сказочным

Образ возлюбленной

Грусть






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе. "Творческие индивидуальности. Поиски и находки поэтов Серебряного века".

Данный материал содержит:Конспект урока.Презентацию к уроку. (Из-за большого количества материала презентация разделена на две части).Сборники стихотворений: "Сады моей души", "Гимн Афродите", "Дерзки...

План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

Аннотация урока В качестве проекта мной разработан урок литературы в 6  классе по теме: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века» с применением компьютерных технологий.Презент...

Разработка урока литературы в 6 классе на тему «Пейзажная лирика русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого»

Разработка урока литературы в 6 классе по теме «Пейзажная лирика русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского,  А.К. Толстого»...

План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

План-конспект урока литературы в 6 кл "Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века" (Ян Полонский, Ф.Тютчев, А.Фет и др.)...

Презентация и конспект урока литературы в 6 классе «Родная природа в лирике русских поэтов XX века»

Презентация и конспект урока литературы в 6 классе «Родная природа в лирике русских поэтов XX века»...

Открытый урок по литературе в 5 классе "Родная природа в произведениях русских поэтов XIX века"

Урок дан в рамках обучающего семинара "Духовно- нравственное воспитание школьников в урочной деятельности" для студентов 3 курса направления подготовки "Педагогическое образование"...