Урок литературы к разделу «Мечта и реальность в произведениях отечественных поэтов начала 20 века»
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Урок открытия новых знаний.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы к разделу «Мечта и реальность в произведениях отечественных поэтов начала 20 века»
Тема урока: «Мечта и реальность в стихотворении Н. Гумилёва «Жираф»».
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Форма урока: Урок-беседа.
Цели:
- Образовательная: дать представление о личности Н.С. Гумилева; выяснить особенности стиля поэта, раскрыть мастерство его слова; отработать навык анализа образов лирического произведения.
- Развивающая: научить видеть красоту и меткость художественного слова, развивать критическое мышление и функциональную грамотность, формировать читательскую компетентность, обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между мотивами поведения и поступками людей; обеспечить условия для развития исследовательских способностей учащихся, повышать навык работу учащихся в парах.
- Воспитательная: воспитать в детях чувство прекрасного.
- Деятельностная: формировать у учащихся умение реализации новых способов действия.
Задачи
- Кратко познакомить детей с биографией Н.С. Гумилева;
- Проанализировать образы стихотворения «Жираф»;
- Через анализ образов выйти на художественный замысел произведения.
Планируемые результаты:
- Предметные: Знать основные сведения о жизни и творчестве Н.С.Гумилева, уметь находить в тексте средства языковой выразительности и объяснять их значение, владеть навыком выразительного чтения, понимать мотивы поведения героев в той или иной ситуации, через анализ выходить на авторскую позицию и замысел произведения.
- Метапредметные: уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; подводить явление под понятие; планировать свою деятельность в зависимости от заданной цели, строить логические цепочки и устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, сопоставлять явления, проводить их анализ и синтез; создавать монологическое высказывание, понятное для партнеров, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, адекватно высказывать свою точку зрения.
- Личностные: Положительно относиться к познавательной деятельности, испытывать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, развивать любовь к литературе и процессу чтения, обогащать речь и словарный запас, а также учиться через литературу познавать реальную жизнь.
Ход урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Организационный момент. 1 минута | Долгожданный дан звонок. Начинается урок. Давайте, друзья, улыбнемся друг другу, Улыбки подарим гостям. У вас все готово? Тогда за работу. Удачи желаю всем нам! Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Владимировна. Я рада приветствовать всех сегодня на уроке литературы. Сегодня приоткроем дверь. В загадочный мир литературы. | ||
Мотивация 1 минута | Ребята, перед вами иллюстрация, какое произведение вы изучили и кто автор этого произведения? | А. Грина «Алые паруса» | |
Актуализация 3 минуты | Вспомните, как зовут главную героиню произведения? О чём это произведение? А теперь придумайте название к иллюстрации. Отлично. (Открывается на доске слово МЕЧТА) Что такое мечта? Подберите синонимы. Запишем число и первое слово нашей темы «Мечта и Ребята, подберите противоположное слово к слову МЕЧТА? | Ассоль
О мечте, что однажды к Ассоль приплывёт корабль с алыми парусами, на котором будет её возлюбленный. Мечты сбываются. Фантазии, грёзы, воображение Реальность. | |
Целеполагание 3 минуты Музыкальная пауза (первоначальное восприятие произведения) | О чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? ПИШУ НА ДОСКЕ «МЕЧТА И РЕАЛЬНОСТЬ В…» Где мы сталкиваемся с данными понятиями? Сегодня мы тоже познакомимся с произведением на тему мечты. Предлагаю вашему вниманию фрагмент муз произведения. О чём песня, которую мы послушали сейчас? | О мечте и реальности …. В жизни и в литературе Прослушивают фрагмент песни до слов «в каменный грот» «Жираф» Брендана Стоуна О жирафе. | |
Ребята, переверните листы, которые лежат у вас на столах. Перед вами текст. Что легло в основу песни, которую вы услышали? Как называется это стихотворение? Прочитаем вслух выразительно. Скажите, пожалуйста, к какому роду литературы относятся песни и стихотворения? Итак, нам многое уже известно об этом тексте. А чего мы ещё не знаем? Где мы можем узнать эту информацию? | Стихотворение «Жираф» Лирика Автора этого произведения необходимо узнать. В интернете. (1 ученик ищет у доски) Николай Степанович Гумилёв | ||
Этап решения поставленной проблемы. 3 минуты | |||
| Итак, о чём будем говорить сегодня на уроке, ребята? Сформулируйте тему урока. | «Мечта и реальность в стихотворении Н.Гумилёва «Жираф»» | |
О поэте 1 минута | Давайте познакомимся с личностью поэта. Видеоролик о Гумилёве Если вы внимательно смотрели видеоролик, то скажете мне, на каком континенте побывал Н.С.Гумилёв? Но стихотворение «Жираф» было написано ещё до путешествия, в 1907 году. А Африку он посетил в 1909 году. | В Африке. | |
Этап получения нового знания 10 минут Физкультминутка 1 минута Этап коррекции 5 минут Этап закрепления и систематизации знаний 2 минуты д/з 1 минута Рефлексия. 1 минута | Обратимся к стихотворению "Жираф". Работа по выявлению образов стихотворения: В самом начале урока вы сказали мне, что это стихотворение о жирафе. Да, действительно, образ жирафа является центральным в стихотворении. Можем ли мы назвать того, кто нам рассказывает о жирафе? Какие строки стихотворения подтверждают это? Прочитайте вслух первое предложение стихотворения. С кем ведёт диалог лирический герой? Сделайте вывод, какие образы являются ключевыми в стихотворении? В каком настроении пребывает девушка? Что предпринимает лирический герой, чтобы поднять ей настроение? Как вы думаете, почему лирический герой рассказывает именно об Африке и о жирафе? Ребята, с помощью каких художественных средств автор описывает образ жирафа? Задание для групп: 1 группа – найти эпитеты 2 группа – сравнения 3 группа- олицетворения Физкультминутка. Отвлечёмся от экрана. Чтобы сохранить зрение, нужно делать зарядку для глаз. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. Работа с нейросетью. Видели ли вы когда-нибудь жирафа? Что бы нам сейчас помогло сейчас более реалистично представить его образ? Чего не хватает на листах со стихотворением? Ребята, я предлагаю вам создать свои иллюстрации к стихотворению «Жираф», но рисовать мы не будем, а попробуем сделать это с помощью искусственного интеллекта. Кто желает поучаствовать в этом увлекательном процессе. Но чтобы получилась нужная иллюстрация, мы должны с вами правильно ввести запрос для нейросети. В запросе мы должны составить предложение. Отвечаем на вопросы: Кто главный на нашей иллюстрации? Какие действия выполняет? Где происходят события? Какие эпитеты мы добавим в запрос? Выбираем иллюстрацию самую удачную. Ребята, вы создали отличную иллюстрацию к стихотворению. Каким настроением она проникнута? Какой образ также заслуживает нашего пристального внимания? Как вы думаете, какое настроение будет преобладать на этой картине? Скажите, какая иллюстрация будет отражать реальность стихотворения, а какая мечту? Да. Но иллюстрацию к этому образу вы создадите самостоятельно с помощью мобильного приложения «Шедеврум». Свои иллюстрации вы пришлёте мне в чат вк-мессенджера по qr-коду. Оценки. Методика «Человечки на дереве» Пипа Уилсона. Ребята, у вас на столах есть карточки. Сейчас внимательно в течение 1 минуты рассмотрите картинку и выберите того человечка, который вам напоминает вас на занятии. Номер человечка запишите на карточке, карточку переверните и оставьте на столе. Спасибо большое за урок. | Лирический герой Я вижу (1 лицо ед. число) С девушкой Лирический герой, девушка и жираф Грустная Он решил рассказать ей об Африке и жирафе Африка – сказочная таинственная страна. Лирическому герою он очень нравится, он всегда мечтал посетить эту страну. Сравнения, эпитеты, метафоры Иллюстраций. На озере Чад изысканный и грациозный бродит Жираф с волшебным узором на шкуре, с которым равняться осмелиться только луна. Радостным, волшебным, сказочным Образ возлюбленной Грусть | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе. "Творческие индивидуальности. Поиски и находки поэтов Серебряного века".
Данный материал содержит:Конспект урока.Презентацию к уроку. (Из-за большого количества материала презентация разделена на две части).Сборники стихотворений: "Сады моей души", "Гимн Афродите", "Дерзки...

Урок литературы в 6 классе Родная природа в произведениях русских поэтов
Очень интересный материал!...

План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века
Аннотация урока В качестве проекта мной разработан урок литературы в 6 классе по теме: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века» с применением компьютерных технологий.Презент...

Разработка урока литературы в 6 классе на тему «Пейзажная лирика русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого»
Разработка урока литературы в 6 классе по теме «Пейзажная лирика русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого»...
План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века
План-конспект урока литературы в 6 кл "Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века" (Ян Полонский, Ф.Тютчев, А.Фет и др.)...

Презентация и конспект урока литературы в 6 классе «Родная природа в лирике русских поэтов XX века»
Презентация и конспект урока литературы в 6 классе «Родная природа в лирике русских поэтов XX века»...

Открытый урок по литературе в 5 классе "Родная природа в произведениях русских поэтов XIX века"
Урок дан в рамках обучающего семинара "Духовно- нравственное воспитание школьников в урочной деятельности" для студентов 3 курса направления подготовки "Педагогическое образование"...
