Методическая разработка урока литературы "Любовная лирика С.Есенина"
методическая разработка по литературе (11 класс)

Юринская Ирина Викторовна

Урок-исследование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx36.03 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка системы уроков литературы в 10-11 классах

Цель разработки: создание уроков литературы в старших классах с использованием современных педагогических технологий.

Применяемые технологии: исследовательская, проектная, ИКТ.

Примеры уроков

Конспект урока по литературе  на тему "Любовная лирика Сергея Есенина".

Подготовила  Юринская И.В. учитель русского языка и литературы.

Класс: 11

Тип урока: урок-исследование.

Форма работы: групповая.

Оборудование:компьютер; интерактивная доска; презентация, посвящённая любовной лирике С. Есенина; выставка книг со сборниками стихотворений поэта; стихотворения С. Есенина; игра на гитаре в исполнении Вадима  Пикурова, учащегося 11 класса  романса на стихотворение  Есенина «Заметался пожар голубой».

Раздаточный материал: карточки с вопросами-заданиями;таблица «Динамика развития темы любви в творчестве С. Есенина.

Опережающее групповое задание:

1)изучить любовную лирику С. Есенина  обозначенного периода творчества; 2)ответить на вопросы , анализировать, сравнивать произведения, делать умозаключения ;3)подготовить сообщения, выразительное чтение понравившихся стихотворений наизусть.

Цель урока:

Обучающая: показать динамику развития любовной темы в лирике С. Есенина, обозначить специфику поэтических образов; раскрыть красоту и искренность чувств.

Развивающая:развивать активное, творческое, ассоциативное мышление; формировать умения самостоятельно определять задачи своей деятельности; отбирать материал, анализировать, сравнивать, делать умозаключения; совершенствовать навыки выразительного чтения,

Воспитательная: пробудить интерес к произведениям русской литературы, стремление открывать глубину чувств лирического героя в поэзии.

Все на этом свете из людей

Песнь любви поют и повторяют.

                                                                                                 С. Есенин                                                                                                      


Ход урока:

1.Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

-Здравствуйте – какое удивительное слово. Когда мы произносим его,  приветствуя друг друга, то желаем здоровья. Поэтому чаще говорите: «Здравствуйте!» - это слово обладает оздоровительной силой. В нем много звуков, которые заряжают бодростью.

Послушаем романс  на  стихотворение  «Руки  милой - пара лебедей…»

- Ребята,  о чём пойдет речь сегодня на уроке? (Выслушиваются ответы учащихся)

Эмоциональное настроение

Синквейн  к слову  любовь.

Красивая, нежная

Окрыляет, успокаивает, даёт силы

Она, словно солнышко окрыляет мир

Любовь - основа жизни

2. Определение темы урока и целеполагание

3. Слово учителя.

- Трудно найти человека, которого любовь захватывала и потрясала в такой же степени, как Есенина. Так красиво, проникновенно мог сказать человек, чувствующий сердцем.   « Я сердцем никогда не лгу», - говорил  о себе Есенин. И действительно, его произведения на редкость пронзительно искренни. В них звенит, радуется, тоскует, мечется, « ходит по мукам» сама русская душа.Она страдает, истязает себя, а затем находит очищение в исповеди. 

Слайд 4.-  Итак, предметом нашего разговора станет лирика. Но не просто лирика, а стихотворения Есенина о любви.

 Задача учащихся:знать динамику развития любовной темы в стихотворениях поэта, понять, как Есенин чувствует и выражает в слове такое тонкое понятие, как  Любовь к  женщине.

Уметь: самостоятельно отбирать материал к уроку,анализировать, сравнивать, делать умозаключения; совершенствовать навыки выразительного чтения.

- Запишите, пожалуйста,  дату, тему урока.

Слайд 5.
А эпиграфом нашего урока являются строки из прочитанного отрывка стихотворения

 С. Есенина «Руки милой – пара лебедей…»:

Все на этом свете из людей

                                                                                                   Песнь любви поют и повторяют

- Как вы понимаете смысл выражения, предложенного в качестве эпиграфа? (Каждый человек в жизни хоть раз да был влюблён, когда он окрылён и ни о чём не может думать, кроме как о любимом или возлюбленной). А если вас ещё не успело посетить это прекрасное чувство, то оно обязательно впереди.

- Итак, тема урока - любовная лирика Есенина.

Слайд 6.

- Давайте представим себе, что мы читаем книгу под названием «Любовная лирика Есенина» и окунемся в это прекрасное чувство и прослушаем, почувствуем …

3. Исследование. Лингвистический  анализ текста

Чтение наизусть стихотворения «Выткался на озере алый свет зари...». (Читает ученица Вас.Оля)

Воспоминание

Учитель: Лидия Ивановна Кашина была выпускницей Александровского института благородных девиц, соответственно была хорошо образована, любила литературу, а потому, прослышав, что в ее селе живет прославленный поэт, пригласила его к себе в дом. Дружили они и после революции. К тому времени константиновская усадьба отошла государству, и Есенин навещал Лидию Ивановну на ее московской квартире. Он даже просил своих знакомых пересылать ему корреспонденцию по адресу: "Скатерный переулок, д. 20. Лидии Ивановне Кашиной, для С.Е.". 1919 год. В начале 30-х годов семьёй Кашиных заинтересовались «органы». В 1936 году последовал арест профессора, а в1937 - арест Лидии Ивановны Кашиной. В тот же год она умерла от рака.

Учитель:  Любовь в лирике поэта разная: чистая и красивая, но всегда в этой любви восхищенное отношение к женщине, к ее красоте.  И лирический девичий образ рисуется поэтом нежными и чистыми красками:

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая, была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

Читает Максим «Шагане…»

Облако-воспоминание

                      Илья,  Костя

Учитель:  Любовь и только любовь роняла в его сердце искры, которые разжигали в душе огонь творчества. Нет любви — нет поэзии. Любовь воспринимается лирическим героем как возвращение к утраченному спокойствию, обретение душевного равновесия.

«Заметался пожар голубой…».Исполнение романса на гитаре   (Пикуров Вадим)

Облако – воспоминание  Миклашевская

Конечно, про любовь он пел не впервые, но всякий раз настолько отдавался нахлынувшему чувству, как будто оно и в самом деле было первым или последним.

             Любовь к этой женщине была целительной для больной и опустошённой души поэта. Одухотворенное чувство к Миклашевской просветляет, возвышает и вдохновляет Есенина на творчество, заставляет снова и по-новому поверить в значимость идеального чувства. Он старается доказать, «как умеет любить хулиган, как умеет он быть покорным». Таким образом, трагизм сменяется задушевностью.
            Поэт осуждает то, что было не любовью, а дурной страстью, похмельным бредом, безоглядной, бессмысленной лихостью. Он призывает на помощь любовь возвышенную, чистую, которая рождает «слова самых нежных и кротких песен», которая воспитывает человека в преданности и постоянстве.

              В любви, в любимой женщине лирический герой видит смысл существования: «Я б навеки пошел за тобой». Это возрождение огрубевшего сердца, звонкая песнь исцеленной Лиры. Любовная линия продолжает свое развитие и в стихотворении «Ты такая ж простая, как все», где портрет любимой представляется лирическому герою строгим иконным ликом богоматери. Есенина восхищает и поражает в ней необычное…

Твой иконный и строгий лик

По часовням висел в рязанях,

Итог урока .Вывод

Рефлексия. Выставление оценок

Тема урока: «Великая сила любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-беседа.

Цель урока: выявить своеобразие решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна.

Задачи:

Обучающие:

  • углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А. И. Куприна;
  • познакомить учащихся с историей создания рассказа “Гранатовый браслет”;
  • на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа провести комплексный анализ произведения, рассмотрев проблематику рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов.

Развивающие: 

  • совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного произведения, развивая умение выделять главные, существенные моменты в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы; развивать навыки исследования художественного текста; сопоставительного анализа, развернутых ответов на вопросы; обогащение словарного запаса учащихся;
  • формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения. 

Воспитательные: 

  • воспитывать нравственные качества учащихся на примере героев рассказа (внутренней красоты, благородства);
  • формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство, кино;
  • воспитывать внимательное отношение к слову.

Подготовительный этап: учащихся разделить на 4 группы.

Ход урока.

I. Организационный момент. Объяснение целей и задач урока.

 II. Вступительное слово учителя.

"Есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней нельзя прикасаться. Это тема любви…”

“Великая сила любви!” – именно так звучит тема нашего урока. Тема любви – всегда была, есть и будет одной из актуальнейших тем для всего человечества.

Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви – и самых печальных – это купринский "Гранатовый браслет"

“У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание”.
(К.Г.Паустовский)

Один из таких “сюжетов” и станет предметом нашего внимания сегодня.

Мы остановимся на анализе рассказа А. И. Куприна “Гранатовый браслет”.

III. Беседа по содержанию рассказа.

Учитель:

В. Львова-Рогачевского: “В творчестве Куприна отразилась жизнь во всем ее бесконечном разнообразии, не столько жизнь в целом, сколько в осколках, в вихре случайностей… У него жадность коллекционера, только собирает он не редкие монеты, а редкие случаи жизни”. Убедиться в достоверности слов В. Львова– Рогачевского нам позволит знакомство с историей создания этого произведения.

1. Сообщение ученика “История создания рассказа А. И. Куприна” (индивидуальная домашняя работа учащегося).

2. Учитель: “Гранатовый браслет” имеет необычную творческую историю. Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. “L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato”. Соната Бетховена “Аппассионата", одно из самых напряженных, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке пробудила Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем.

(Прослушивание фрагмента “Аппассионаты”) 

- Как входит в рассказ музыка?

(Эпиграф к рассказу - музыкальная фраза из второй сонаты Л. Бетховена, в финале звучит фрагмент из этого музыкального произведения. Благодаря такой композиции возникает ощущение, словно рассказ пронизан музыкой, которая звучит в финале как гимн прекрасной душе и благородной любви).

(Прослушивание фрагмента сонаты Л. Бетховена "Largo Appassionato").

- Какие чувства вызвала у вас музыка? 

- Какими качествами обладал Л. Бетховен, создавший божественную музыку, волнующую сердца людей?

(Глубокими и масштабными чувствами и помыслами, талантом: только талантливое произведение может взволновать слушателей).

- Что такое талант? Любовь?

(Ответы учащихся).

- Обратимся к словарю С. И. Ожегова:

ТАЛАНТ - выдающиеся врождённые качества, особые природные способности.

ЛЮБОВЬ - чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения.

- Объясните значение фразы "талант любви".

(Врождённая выдающаяся способность к самоотверженной и глубокой любви).

- Кто из героев рассказа обладал таким талантом?

(Г. Желтков).

- Сегодня мы поговорим о силе и таланте любви в рассказе "Гранатовый браслет".

- О чём произведение А. И. Куприна? Почему оно так названо?

(В рассказе "Гранатовый браслет" воспевается чувство "маленького человека", телеграфиста Желткова, к княгине Вере Николаевне Шеиной. Рассказ назван так потому, что с этим украшением связаны главные события).

- Прочтите начало рассказа. Почему он открывается пейзажной зарисовкой?

(Первая глава является вступлением, готовит читателя к восприятию дальнейших событий. Пейзаж вызывает ощущение увядающего мира, напоминает о быстротечности человеческого бытия. Жизнь Веры Николаевны сродни природе: холодная и спокойная.

Внешняя недоступность заявлена её титулом - она жена предводителя дворянства).

- Как автор выявляет душевное состояние Веры?

(Автор проводит параллель между внутренним состоянием Веры и описанием осеннего сада).

- Прочитайте описание осеннего сада. Почему оно следует за описанием чувств Веры к мужу? Счастлива ли она?

(Автор показывает, что её манеры отличаются холодной любезностью, царственным спокойствием. "Прежняя страстная любовь давно ушла", может быть, Вера не любит мужа, потому что не знает любви, поэтому относится к мужу с "чувством прочной, верной, истинной дружбы". Она тонко чувствующий, самоотверженный и деликатный человек: старается незаметно помогать мужу "сводить концы с концами").

- Выделите важные ключевые эпизоды рассказа и соотнесите с ними элементы сюжета.

(1. Именины Веры и подарок Желткова- завязка 2. Разговор Николая Николаевича и Василия Львовича с Желтковым - кульминация. 3.Смерть Желткова и прощание с ним - развязка).

- Почему эпизод, повествующий об именинах Веры, вы соотнесли с завязкой?

(Подарок Желткова всколыхнул тихую и спокойную жизнь семьи Шеиных, повлёк за собой необратимые изменения в душах и взаимоотношениях героев).

IV.  Работа в группах.

Что такое группа? Это песня, песня, что поется только в хоре.

Где глаза и руки всегда вместе, истина рождается в творческом споре!

Задание 1. 

Поговорим о том, что в вашем понимании любовь, какой она может быть.

Первая группа: Какие положительные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ? 

(Любовь – возвышенное чувство, прекрасное, необыкновенное, любовь способна победить все, способна поднять человека на вершину блаженства, заставить человека работать над собой. Без любви жить нельзя)

Вторая группа: Какие отрицательные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ? 

(любовь – это чувство, приносящее боль, разочарование, неуверенность в себе, любовь может уничтожить человека, заставить совершать безумства, любовь бросает человека в пучину горя. Лучше жить без любви.)

Третья группа: Подберите эпитеты к слову ЛЮБОВЬ.

(Любовь – добрая, мягкая, обоюдная, созидательная, радостная, счастливая, трагическая, роковая, мучительная, безответная, разрушающая.)

Четвертая группа: Работа со словарями

Обратимся к толковым словарям русского языка и посмотрим, какое определение дают “ЛЮБВИ” лингвисты. 

Любовь – это:

Любовь – это интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. (Большой энциклопедический словарь.)

Любовь – это 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности; 3) постоянная, сильная склонность, увлеченность чем-нибудь; 4) предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение); 5) пристрастие, вкус к чему-нибудь. (Толковый словарь С.И. Ожегова.)

Любовь – 1) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. 2) Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь. (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова.)

Учитель:

Мы видим, что в каждом определении звучат слова: глубокое чувство; сильное сердечное чувство; чувство привязанности; склонность, расположение.

Сам же Куприн так говорил о любви: это “чувство, которое до сих пор еще не нашло себе истолкования”.

Но ни в одном определении нет точного указания на то, счастье любовь или беда.

Как же это определить? Обратимся к повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет” и попытаемся это выяснить.

Задание 2.

Первая группа: Какой предстает княгиня перед читателями в первых главах повести? (Холодность, равнодушие, царственное спокойствие, чувство превосходства.)

Вторая группа: Способна ли она на пылкую, страстную любовь? (В юности и ранней молодости княгиня была способна на сильное, всепоглощающее чувство, но теперь она изменилась, и “прежняя страстная любовь к мужу давно перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы”.)

Третья группа: Какую роль играет в произведении музыка Бетховена? (Музыка удивительно гармонирует с переживаниями Веры, в душе которой звучат слова: “Да святится имя Твое”. В этих нежных звуках – жизнь, которая “покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть”. Последние воспоминания Желткова овеяны сладкой грустью, мгновения счастья становятся для него вечностью) Соната № 2 Бетховена – "исключительное, единственное по глубине произведение".)

Четвертая группа: “Любовь” и “влюбленность”: чем отличаются эти понятия?

Задание 3.

Человеком, так полюбившим Веру Николаевну, был простой человек, чиновник контрольной палаты, Г.С. Желтков.

Первая группа: Как мы узнаем о любви Желткова? Кто о ней рассказывает? (О любви Желткова мы узнаем впервые из рассказов князя Шеина. У князя правда переплетается с вымыслом. Для него это забавная история. Образ Желткова в рассказах князя претерпевает изменения: телеграфист – переодевается в трубочиста – становится судомойкой – превращается в монаха – трагически гибнет, оставляя после смерти завещание.)

Вторая группа: Чем отличался подарок Желткова от всех остальных? Почему Вера Николаевна почувствовала тревогу? (Гранатовый браслет – символ любви, благоговейной, бесконечной и безнадежной, и трагедии в судьбе героя.)

Третья группа: Любовь без взаимности: счастье или трагедия? (Желтков признает, что “неудобным клином врезался” в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Его любовь – не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его трагедия безысходна, он мертвый человек.)

Четвертая группа: Каким предстает Желтков в предсмертном письме?

Задание 4.

Первая группа: Когда впервые заходит разговор о настоящей любви? (В разговоре с Аносовым. Он считает, что в его время разучились любить.)

Вторая группа: Любить и быть любимым? Что лучше? 

Третья группа: Какова история генерала Аносова? Почему она дается так подробно? 

Аносов знает, что такое любовь с первого взгляда. Но жена бросила его. "Люди в наше время разучились любить, – говорит генерал. – Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел". Аносов рассуждает о том, почему люди женятся. У женщин – "желание быть хозяйкой, главною в доме, самостоятельной... К тому же потребность материнства, и чтобы начать вить свое гнездо". У мужчин другие мотивы – "усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах... от долгов, от бесцеремонных товарищей... Чувствуешь, что семьей жить выгоднее, здоровее и экономнее... думаешь: вот пойдут детишки, – я-то умру, а часть меня все-таки останется на свете... бывают иногда и мысли о приданом". Как мы видим, мотивы вступления в брак людей, живших в начале XX века, мало отличаются от устремлений наших современников... Устами своего героя Куприн восклицает: "А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть. Каждая женщина мечтает о любви "единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной". Таков идеал любви по Куприну. Но достичь идеала трудно, практически невозможно. Если любви нет, женщины мстят. Мстят себе и другим.

Четвертая группа: Существует ли идеальная любовь?

Старого генерала Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она "...должна быть трагедией, величайшей тайной в мире", не знающей компромиссов. 

Куприн: истинная любовь – основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделенной, она должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу. Любовь сильнее смерти, она возвышает человека.

Какова судьба гранатового браслета? (Несчастный влюбленный просил повесить браслет – символ святой любви – на икону.)

5. Работа с высказываниями героев повести.

Герои повести высказывают свое мнение о любви. Перед вами высказывания героев повести. Чья точка зрения вам ближе и почему?

Аносов: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”.

Вера Николаевна: “И что это: любовь или сумасшествие?”

Желтков: “… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… “Да святится имя твое…”

Шеин: “… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования”

V. Выразительное чтение учеником наизусть стихотворения (индивидуальное домашнее задание):

Сверток маленький хранил в себе футляр.
Для княгини Веры Николаевны,

В нем браслет гранатовый лежал,
К дню рождения подарок каменный...

В окаеме золотых оправ,
Пусть дешевых, невысокой пробы,
Камешек зеленый, словно граф,
Изумлял свечением особым...

Он скрывал в себе живой огонь -
Оберег от смерти и обмана,
Звал владельца: "Только пальцем тронь,
Будущее выйдет из тумана..."

Зазвучит бетховенский мотив
Третьей части "Аппасионаты",
И слова: "Люблю, доколи жив!" -
Будут долго повторять гранаты...

VI. Итог урока.

1.Рефлексия:

- Какие чувства и мысли вызвал у вас этот рассказ?

(Чувство просветления: он помогает понять, что мы можем лишиться, если вовремя не заметить большое, настоящее в жизни).

Купринская тема романтической любви глубока и притягательна. Несмотря на трагедию, любовь остаётся в нашей памяти величественной и светлой.

2.Выставление оценок за урок.

3.Домашнее задание.

Подготовиться к сочинению. Темы:

  1. Мои мысли о прочитанном в рассказе А.И.Куприна « Гранатовый браслет».
  2. «… что это было: любовь или сумасшествие?» (По рассказу А.И.Куприна

« Гранатовый браслет».

Литература:

1.Вахненко Е.Н. «Каждый человек может быть добрым, сострадательным, интересным и красивым душой»// Литература в школе. – 1995.-№ 1.- с. 37.

2. Куприн А.И. Гранатовый браслет. Повести и рассказы-М.: Художественная литература, 1984.-с. 335 (Классики и современники)

3. Макарова С.А. Изучение рассказа А.И.Куприна « Гранатовый браслет»// литература в школе.-2007.-№ 7.-с. 22-27.

4.Марценюк С.Ф. «Да святится имя Твое».// русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1990.-№ 9- с.56-57.

5. Петрова Т.А. Рождение урока.//Литература в школе. – 1998.-№ 3.-с. 135.

6. Рассказова Л.В. Смысловая и композиционная роль сонаты Бетховена в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет» // Литература в школе. – 2007.-№ 7.  – с. 8-11.

Результативность системы уроков:

Разработанные уроки позволяют 11-классникам успешно освоить предметный материал и подготовиться к итоговому декабрьскому сочинению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Любовная лирика С.Есенина"

Презентация к уроку "Любовная лирика С.Есенина"...

Методическая разработка урока литературы по теме "Любовь в лирике С.А. Есенина. Цикл стихотворений "Любовь хулигана"

Данная методическая разработка представляет собой сценарий мастер-класса фрагмента урока литературы по указанной теме. Урок демонстрирует использование форм рефлексии как метода технологии развития кр...

Методическая разработка урока по творчеству С.А. Есенина "Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина"

Урок по дисциплине «Литература» «Тема Родины и поэзии в лирике Сергея Есенина» знакомит студентов с особенностями творческого метода поэта, истоками народности. Студенты делятся своими исследованиями ...

Методическая разработка урока по лирике А.Пушкина и М.Лермонтова

Сопоставительный анализ двух авторов позволяет не только сформировать навыки сопоставления, но и продолжить работу с изобразительно-выразительными средствами, развивать творческое воображение обучающи...

Методическая разработка урока по творчеству Сергея Есенина "Чувство Родины - главное в моем творчестве"

Творчество Сергея Есенина уникально. Не случайно Горький писал о нем "Есенин не столько человек, сколько орган созданный исключительно для поэзии, для передачи бескрайней печали полей, любви ко в...

Методическая разработка урока литературы "Лира Сергея Есенина"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС с применением ИКТ-технологий. В основе урока лежит системно-деятельностный подход. Формы и методы работы на уроке интересны и разнообразны. Они позво...