- С каким стихотворением Тютчева дома вы должны были познакомиться? (ответ учащихся) Дома вы познакомились со стихотворением Тютчева «С поляны коршун поднялся…». Прочитали его, подумали о содержании. А теперь спрогнозируйте тему урока. Чем сегодня мы будем заниматься? (Ф.И. Тютчев. Анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся…») (записать в тетрадь) СЛАЙД 4 (тема урока) - Запишите тему урока в тетрадь. - Какую цель мы поставим себе сегодня на уроке? (проанализировать стихотворение Тютчева «С поляны коршун поднялся»). - Это наша основная цель. Чтобы достичь сегодня этой цели урока, какие задачи мы должны поставить перед собой? А поможет вам сформулировать задачи вот эта подсказка … СЛАЙД 5 (мы должны понять смысл стихотворения «С поляны коршун поднялся..», раскрыть тему взаимоотношений человека и природы в лирике Тютчева Ф.И. на примере стихотворения «С поляны коршун поднялся…»;, поработать с терминологией, развивать речь) - Можем ли мы сказать, что о взаимоотношении природы и человека сказано всё? (Нет) - Сегодня на уроке мы ещё раз поговорим об отношениях человека и природы. Возможно о таких, о которых вы ещё не знаете. Для Тютчева природа была не просто чем-то прекрасным, достойным описания, но и предметом философских размышлений, инструментом лучшего понимания человека. СЛАЙД 6 (портрет Тютчева)
4. Актуализация знаний. Стадия «Вызов». (3 мин.) - Но вначале мы проверим знаете ли вы другие стихотворения Тютчева. Продолжите, пожалуйста, строки знакомых прежде стихотворений поэта. Можно хором. 1) «Есть в осени первоначальной…» (короткая, но дивная пора. Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера) 2) «Чародейкою зимою…» (околдован лес стоит. И под нежной бахромою, неподвижною, немою чудной жизнью он блестит) 3) «Зима недаром злится…» (прошла её пора. Весна в окно стучится и гонит со двора) 4) «Ещё в полях белеет снег…» (а воды уж весной шумят, бегут и будят сонный брег, бегут и блещут и гласят..) 5) «Люблю грозу в начале мая…» (когда весенний первый гром как бы резвяся и играя грохочет в небе голубом)
5. Работа по теме урока. - А теперь настало время познакомиться с самим поэтом. Послушаем ваших одноклассников, которые подготовили сообщения о Ф.И. Тютчеве. Но слушать их мы будем под музыку из альбома Чайковского «Времена года». «Времена года» Чайковского — это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни и картины природы. (Звучит музыка из альбома П.И. Чайковского «Времена года»)
1) Сообщения учеников о детских годах Ф.И. Тютчева и о его мастерстве в создании картин природы во все времена года. (2 мин.) 1-ый ученик: Ф.И. Тютчев родился в 1803 году в дворянской семье. Ф.И. Тютчев в детстве не учился ни в гимназии, ни в лицее: он получил домашнее образование. Для воспитания своего сына родители Ф.И. Тютчева пригласили молодого учителя Семена Егоровича Раича, который жил в поместье Тютчевых и почти все время проводил вместе с воспитанником. Раич был известным в то время поэтом, знал древнегреческий язык и латынь, а также современные иностранные языки; свои знания он передал Тютчеву. В 18 лет Ф.И. Тютчев закончил обучение в Московском университете со степенью кандидата. 22 года (с 1822 по 1844 год) Ф.И. Тютчев находился на дипломатической службе за границей, в основном в Мюнхене, столице Баварии, жил во Франции, Италии, встречался с выдающимися учеными и писателями. После возвращения из Европы Ф. И. Тютчев служил цензором; он считался одним из умнейших людей России. В течение жизни Ф.И. Тютчев издал лишь одну книжку своих стихов. Всего Ф.И. Тютчев написал около двухсот стихотворений, и каждое из них по праву считается поэтическим шедевром.
2-ой ученик: (2 мин.) Ф.И. Тютчев родился 5 декабря 1803 года в селе Овстуг Орловской области. Это имение его отца Тютчева Ивана Николаевича, который принадлежал к древнему дворянскому роду. Ещё мальчиком полюбил Тютчев литературу, поэзию и сам начал писать стихи. Многие произведения Тютчева посвящены красоте природы. В его стихотворениях природа живая и одухотворённая. Ф.И. Тютчев умел наблюдать, видеть и понимать природу. Умел находить прекрасное в самом скромном её уголке, и ярким, эмоциональным языком описать увиденное, выразить к увиденному своё отношение. Особенность стиля Ф.И. Тютчева в изображении природы в том, что поэт ни в каком из своих произведений не изображает определённое время года. Он любит созерцать природу в переходные периоды: от зимы к весне, от весны к лету, от лета к осени, от осени к зиме. В этом своеобразная философия поэта, изображающего постоянное движение времени, постоянно меняющийся мир.
- И прежде чем перейти к работе над стихотворением «С поляны коршун поднялся» познакомимся с историей создания этого стихотворения.
СЛАЙД 7. (тема урока) 3-ий ученик: (2 мин.) 3) Сообщение ученика: Фёдор Иванович Тютчев написал стихотворение «С поляны коршун поднялся» в 1835 году. Это был так называемый второй период в творчестве поэта. Жизнь его протекала в то время за границей, в Мюнхене. Он служил камергером. Работа не занимала много времени, и Тютчев в свободное время писал стихи и занимался делами дома и семьи. В этот период он находился в постоянной борьбе со своими противоречивыми чувствами между непонятной щемящей тоской и наслаждением семейной жизнью. В таком состоянии Тютчев и создает своё стихотворение. Натолкнуло его на мысль о написании стихотворения наблюдение за коршуном, который поднимался в небо, парил над землёй, пока постепенно не «ушел за небосклон». Увиденное стало основой для проведения параллели между человеком и птицей. Автор наблюдал за полетом с восхищением и долей зависти, потому что осознавал, что птица могла совершить то, чего человек не мог. Поэт любовался, как коршун купался в родной стихии, и видел в этом свой символ внутренней свободы, которую потерял в связи с жизненными обстоятельствами. Именно по этой причине наблюдать за полетом было одновременно и восхитительно, и печально.
- А кто такой камергер? (ответы учеников) (Камерге́р (нем. Kammerherr «дворянин комнаты»), камергер — придворная должность в Русском царстве, Российской империи, Французском королевстве и Великобритании, а также придворный чин высокого ранга (1711—1809) и почётное придворное звание (1809—1917).)
- Стихотворение «С поляны коршун поднялся» получилось у Тютчева изящным, кратким, афористичным. Его можно назвать размышлением о возможностях человека. Но любой анализ лирического произведения начинается с его прочтения. Давайте послушаем это стихотворение в исполнении актера. СЛАЙД 8 – 13 (актёр читает стихотворение) (1 мин.)
С поляны коршун поднялся… С поляны коршун поднялся, Высоко к небу он взвился; Все выше, дале вьется он — И вот ушел за небосклон. Природа-мать ему дала Два мощных, два живых крыла — А я здесь в поте и в пыли, Я, царь земли, прирос к земли!.. 1830 г. 4) Участие в обсуждении. Определение темы и основной мысли (идеи) лирического произведения. (3 мин.) - Давайте вспомним значения некоторых терминов. Что такое тема произведения? (тема – это то, о чём пишет автор) - Что такое идея произведения? (идея – это то, для чего, зачем пишет автор, что он хочет сказать?) - Кто такой лирический герой? (Это образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания.) Лирический герой — это художественный «двойник» автора-поэта, вырастающий из текста лирической композиции, как четко очерченная фигура или жизненная роль, как лицо, которое наделено индивидуальной судьбой и внутренним миром.
- А теперь давайте определим тему стихотворения Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся». Тема – полет коршуна в небеса и молчаливое наблюдение за ним со стороны лирического героя, который, при всем своем восхищении, испытывает чувство грусти, ведь он, в отличие от горделивого хищника, не в состоянии вознестись далеко ввысь над земными проблемами. ВЫВОД: А теперь кратко определим тему стихотворения. Поэт раскрывает тему внутренней несвободы человека, используя для этого пейзажную зарисовку. (записать)
- Какова идея этого стихотворения? (Какими мыслями делится с нами Тютчев?) Идея – (это основная мысль, то есть то, ради чего написан лирический текст). В стихотворении Тютчев делится с читателями своими самыми сокровенными мыслями о том, что быть человеком, царем природы, конечно, хорошо, но вот внутренней свободы и способности летать (под которой опять же подразумевается свобода), у него нет. ВЫВОД: Какую идею поэт реализует в стихотворении? Поэт реализует идею о том, что человеку лишь кажется, что он царь земли. На самом деле он привязан к ней. (записать)
ФИЗМИНУТКА (1 мин.) - Вы, наверное, устали? Ну тогда все дружно встали. Ножками потопали. Ручками похлопали. Покрутились, повертелись. И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем и работать продолжаем
- На какие событийные отрезки можно разбить это стихотворение? (19 мин.) Сюжетную линию стихотворения можно разбить на событийные отрезки: 1) Поляна. На ней сидит коршун. 2) Коршун медленно отрывается от поляны. Взмахи крыльев его пока медлительны и грациозны. 3) Птица мгновенно набирает обороты. Взвивается в небо, как стрела. 4) Коршун летит всё выше, становится точкой и исчезает в облаках, а человек остаётся на земле.
- Вы дома нарисовали иллюстрации к этому стихотворению. Посмотрите все ли событийные отрезки в этом стихотворении вы изобразили?
- Ф.И. Тютчев размышляет о том, что природа когда-то подарила коршуну отличное средство для полёта — это что? … это сильные, быстрые крылья. - А с каким чувством автор говорит о жизни человека на земле? (Автор разочарованно говорит о жизни человека на земле.) - Почему? (Он не понимает, почему царь земли — человек прирос к ней мёртво и трудится на её благо в суровых жизненных условиях. Почему простая птица так счастлива в своём поднебесье.)
- Но не стоит думать, будто Тютчев сожалеет о том, что люди не летают, под образом крыльев поэт подразумевает свободу мыслей, умение жить, не оглядываясь на мнение общества, не боясь чьего-либо осуждения.
- В чём же заключён философский смысл этого стихотворения? (В стихотворении ставится вопрос о назначении человека. Человек не может слиться с природой. Даже наделённый крылатой мыслью, он остаётся приросшим к земле).
- А теперь поговорим о композиции стихотворения. Но сначала вспомним, что такое композиция? (это построение произведения) - Композиция стихотворения несложная. Что она из себя представляет? (Сколько героев здесь говорит?) (монолог) (разговор одного лица) Автор строит стих в виде монолога лирического героя, включая в него описание и рассуждение. - Перечитайте про себя стихотворение, мысленно деля его на смысловые части. Сколько их? (Их две: в 1–6-й строчках идёт речь о коршуне, а в 7–8-й строчке коршуну противопоставляется человек.) - Одинаковые ли части по объёму? Части разные по объёму, большинство строк посвящено чему? (природе…) - А есть ли в стихотворении слова, которые могут вызвать трудности в понимании? Давайте их прокомментируем. Вызывает трудности слово «взвился», но это из-за необычного ударения, такая форма получается более торжественной и подчеркивает силу и красоту коршуна. Еще слово «дале», значение понятно, а вот форма такая, как говорили раньше, а устаревшие слова используются в высоком стиле, для торжественных случаев. Этим еще более подчеркивается красота и мощь коршуна, даже его величие. Форма «к земли» тоже устаревшая. Получается, что человек, когда прирос к земли, как бы устарел, потому что не движется. ВЫВОД: действительно, это формы, пришли к нам из старославянского языка, а старославянизмы указывают на принадлежность текста к высокому стилю.
- Если разделить стихотворение на четверостишия, то сколько их получается? (2). - Давайте ещё раз восстановим события. Найдем в тексте глаголы и раскроем их значение. Сколько глаголов в 1-ом четверостишии? - В первом четверостишии 4 глагола (поднялся, взвился, вьется, ушел). Что они обозначают? (все они обозначают движение) - А взвился и вьется – очень активное движение, но не резкое, а плавное, мощное, красивое; то есть у Тютчева природа вся в движении.
- А во втором четверостишии сколько глаголов? (всего 2 глагола: дала – относится к коршуну, а прирос – к человеку) - Будут ли эти глаголы обозначать активное движение? (Нет. Скорее какую-то устойчивость, а не движение) - Поэтому читать эти строки надо медленно и размерено. ВЫВОД: - Какая природа в стихотворении Тютчева? (природа в стихотворениях Тютчева Ф.И. – живая, динамичная, находится в движении) - А человек? – в покое. - Сама возможность движения для него исключается. Какой глагол об этом говорит? (прирос).
- Какие образы важны в стихотворении? В стихотворении важны образы неба, земли, сильного, мощного, свободного коршуна и человека, привязанного к земле, даже как будто придавленного к земле в поте и в пыли. ВЫВОД: Природа – сильная, свободная (небо, небосклон), огромный мир, человек – не царь земли, а маленькая ее часть. СЛАЙД 14 - термины - Пейзажную зарисовку Тютчев создал с использованием художественных средств. Они также являются основой размышления лирического героя. Выберите термины, необходимые для понимания смысла стихотворения «С поляны коршун поднялся…». Антитеза. Метафора. Олицетворение. Повтор. Сравнение. Эпитет. СЛАЙД 15 - Стихотворение построено на антитезе. Антитеза – это? (противопоставление) - Какие противопоставления вы можете найти в этом стихотворении? (земли и неба, коршуна и человека) В стихотворении противопоставлены небо как символ высокого, идеального, красоты и гармонии и земля, от которой не может оторваться человек, - символ повседневности, приземленности. Небо – это идеал, который недостижим для лирического героя Тютчева Ф.И.
- А в движениях есть противопоставления? (движения – взвился и неподвижности - прирос) - И еще – коршун взлетает с поляны в небо – это в начале, а в последней строке человек как бы возвращает действие на землю.
- Что такое лексический повтор? (Лексический повтор — это стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции ...) - Повторы в стихотворении очень важны, хоть они не всегда полные. Давайте их найдём. Коршун взвился и вьется, поднялся высоко и выше, к небу и за небосклон, у него два мощных, два живых крыла (эпитеты), и то, что даже крылья у него живые, усиливает впечатление красоты и гармонии коршуна с природой. А человек царь земли, но прирос к земли. Повторы усиливают противопоставление образов коршуна и человека, а также делают стихотворение чуточку мрачным.
- А какие средства выразительности использует автор, говоря о крыльях коршуна два мощных, два живых крыла? (эпитеты) - Что такое эпитеты? (художественные определения) - Эпитетов в стихотворении сколько? Мало, но именно они показывают силу птицы, которой восхищается лирический герой. - Преобладают в тексте метафоры. Что такое метафора? (Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-н. аналогии, сходства, сравнения.) - Найдите метафоры. Метафоры: «ушел за небосклон», «природа-мать ему дала два мощных, два живых крыла» (энергичные, здоровые); «я, царь земли, прирос к земли». В последней метафоре автор использует тавтологию. А что такое тавтология? (Повторение того же самого другими словами, не уточняющее смысла). - Какие слова он повторяет? (повторяет слово «земли») - Но здесь такой прием не режет слух, наоборот, удачно подчеркивает ключевую мысль. ВЫВОД: автор в этом стихотворении использовал повторы, эпитеты, антитезу, метафоры. Эти выразительные средства делают природу – величественной; человек думает, что он велик (он царь земли), но оказывается мал он и ничтожен перед природой.
- Давайте подведём итог нашему разговору. Заключение: Стихотворение Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся» - это - размышление о возможностях человека. Человек «царь земли» - но не может подняться в небо? Почему? Ответ: человек- «царь на земле», а коршун- царь неба. В последней строке звучит, осознание невозможности преодолеть земное притяжение и взмыть в небо «выше, дале». Коршун с высоты полета может «оглядеть» свои владения как настоящий царь, а человек не может окинуть землю взглядом, несмотря на то, что он «царь земли». Вероятно, мешает то, что «царь земли» прирос к земле, поэтому ему приходится жить и трудится на земле и созерцать полёт горделивой птицы в небе. Подведение итогов. - Мы проанализировали стихотворение Тютчева Ф.И «С поляны коршун поднялся». Вспомните, в начале урока я говорила, что сегодня вы познакомитесь с такой формой взаимоотношений человека и природы, о которой раньше, возможно, не задумывались. К какой лирике мы отнесём это стихотворение? Докажите. (Это философская лирика, потому что стихотворение не только о природе, сильной, прекрасной и гармоничной, но и о месте человека в природе.) ФИЛОСОФИЯ – это любовь к мудрости, это наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся». Нарисовать иллюстрацию к стихотворению. Рефлексия. - Ребята, наш урок закончен. Давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока? (проанализировать стихотворение Тютчева «С поляны коршун поднялся»). - Мы достигли сегодня этой цели на уроке? (да) - Так о чём же говорит Тютчев в стихотворении? (О внутренней несвободе человека) - Какую идею поэт реализует в стихотворении? (Идею о том, что человеку лишь кажется, что он царь земли. На самом деле он привязан к ней.) Выходя из класса, возьмите себе на память об уроке один из смайликов. Если урок понравился, и ваша работа на уроке вам понравилась, то возьмите улыбающийся смайлик. Если вы считаете, что работали не очень хорошо, то возьмите грустный смайлик.
|