Конспект урока по литературе. Ф.И.Тютчев
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Анна Владимировна Гусева

Конспект урока по литературе "Ф.И.Тютчев. С поляны коршун поднялся"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока : Ф. И. Тютчев. Стихотворение «С поляны коршун поднялся…». Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева.

Цели: Введение учащихся в художественный мир стихотворений Тютчева Ф.И. о природе; Обучение анализу стихотворения.

Задачи:

  • Расширить у учащихся представления о лирике Тютчева Ф.И.;
  • Раскрыть тему взаимоотношений человека и природы в лирике Тютчева Ф.И. на примере стихотворения «С поляны коршун поднялся…»;
  • понять смысл стихотворения «С поляны коршун поднялся..»;
  • Расширить и систематизировать навыки работы с литературоведческой терминологией, отрабатывать ее практическое использование;
  • Развивать речь учащихся; формировать умение грамотно строить устное и письменное высказывание; развивать эстетический вкус учащихся.

Метапредметные задачи урока:

  • Формировать регулятивные универсальные учебные действия (УУД): формировать учебную задачу, осуществлять рефлексию по результатам работы;
  • Формировать познавательные УУД: осмыслять текст на возрастном уровне, интерпретировать текст в результате работы по его осмыслению; создавать собственный текст на основании имеющихся знаний; формировать приемы исследовательской деятельности; осуществлять поиск информации для решения учебной задачи;
  • Развивать личностные УУД: воспитывать у учащихся осознанное понимание принадлежности к русской культуре; углублять представление о месте человека и его отношениях с окружающим миром;
  • Развивать коммуникативные УУД: вести конструктивный диалог, брать на себя ответственность.

В процессе урока планируется достижение следующих предметных результатов:

  • Расширяются представления учащихся о лирике Тютчева Ф.И., происходит осознание того факта, что, изображая гармоничную и динамичную природу, Тютчев Ф.И. показывает жизнь человеческой души, говорит о месте человека в мире;
  • Учащимся прививаются навыки анализа стихотворного текста, необходимые на современном этапе в литературном образовании школьников и востребованные формами итоговой аттестации;
  • Учащиеся получают опыт самостоятельной интепретации художественного текста;
  • В процессе урока развиваются речевые умения и навыки.

В процессе урока происходит формирование следующих УУД:

  • Умение планировать и реализовывать учебную деятельность;
  • Целеполагание, умение формулировать и ставить себе учебную задачу и реализовывать ее;
  • Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности (работа в паре, ведение конструктивного диалога, презентация результатов деятельности);
  • Умение работать с текстом;
  • Развитие гармоничной личности ученика.

Методы обучения: элементы метода критического мышления, метод творческого чтения, репродуктивный, частично-поисковый и исследовательский в их сочетании.

Формы работы учащихся: Работа в парах; Презентация результатов, обсуждение результатов;

Интерпретация (художественное чтение) текстов стихотворений Тютчева Ф.И. как результат выполненного задания, индивидуальная работа, рефлексия.

Оборудование: презентация, аудиозапись стихотворения «С поляны коршун поднялся», иллюстрации по стихотворениям Ф.И. Тютчева.

Ход урока

1. Организационный момент. Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока: (2 мин.)

-Добрый день! Я рада вас приветствовать. Наш урок предлагаю начать с пожеланий, которые станут девизом сегодняшнего урока:

Внимательно слушай – и все услышишь.

Внимательно смотри – и все увидишь.

Думай – и все поймешь!

- Как вы думаете, почему именно эти пожелания я выбрала девизом? (Отвечают на вопрос. Определяют ситуацию успеха)

-  Наш урок проходит в рамках читательской грамотности. А что это такое читательская грамотность? СЛАЙД 1

Читательская грамотность — это способность интерпретировать тексты, анализировать и искать в них скрытый смысл и значение. Она включает в себя навыки анализа и понимания текстов, умение сформулировать и выразить свои мысли, а также применять полученные знания в социальной и личной жизни. (Интерпретация · — общее абстрактное понятие. · в литературоведении — истолкование текста.)

2. Мотивация. Проверка домашнего задания. (3 мин.)

- Когда мы говорим о поэтическом произведении и произносим слово «природа», то мы первым делом вспоминаем о временах года. Что мы представляем, когда говорим «весна, лето, осень, зима»? Я просила вас дома записать в тетрадь свои ассоциации с каждым временем года. Давайте послушаем, что у вас получилось. (ответы учащихся)

Выводы:

(Зима, весна, лето и осень в поэзии означают больше, чем времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с осенней грустью, печалью и, напротив, с радостью, весельем, связанным с весенним пробуждением жизненных сил. Природа – не просто фон, на котором проходит жизнь человека, это часть его души).

3. Определение темы урока. Целеполагание. (2 мин.)

- А теперь посмотрите на экран. Знаком ли вам человек, изображенный на фотографии? (СЛАЙД 2, затем СЛАЙД 3) (портрет Тютчева)

(Часть слайда с текстом «Федор Иванович Тютчев. 1803-1873» появляется после ответов учащихся).

- С каким стихотворением Тютчева дома вы должны были познакомиться? (ответ учащихся)

Дома вы познакомились со стихотворением Тютчева «С поляны коршун поднялся…». Прочитали его, подумали о содержании. А теперь спрогнозируйте тему урока. Чем сегодня мы будем заниматься? (Ф.И. Тютчев. Анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся…») (записать в тетрадь)  СЛАЙД 4 (тема урока)  - Запишите тему урока в тетрадь.

   

- Какую цель мы поставим себе сегодня на уроке? (проанализировать стихотворение Тютчева «С поляны коршун поднялся»).  

- Это наша основная цель. Чтобы достичь сегодня этой цели урока, какие задачи мы должны поставить перед собой? А поможет вам сформулировать задачи вот эта подсказка … СЛАЙД 5

(мы должны понять смысл стихотворения «С поляны коршун поднялся..», раскрыть тему взаимоотношений человека и природы в лирике Тютчева Ф.И. на примере стихотворения «С поляны коршун поднялся…»;, поработать с терминологией, развивать речь)

- Можем ли мы сказать, что о взаимоотношении природы и человека сказано всё? (Нет)

- Сегодня на уроке мы ещё раз поговорим об отношениях человека и природы. Возможно о таких, о которых вы ещё не знаете.

Для Тютчева природа была не просто чем-то прекрасным, достойным описания, но и предметом философских размышлений, инструментом лучшего понимания человека.

СЛАЙД 6 (портрет Тютчева)

4. Актуализация знаний. Стадия «Вызов». (3 мин.)

-  Но вначале мы проверим знаете ли вы другие стихотворения Тютчева. Продолжите, пожалуйста, строки   знакомых прежде стихотворений поэта. Можно хором.

1) «Есть в осени первоначальной…» (короткая, но дивная пора. Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера)

2) «Чародейкою зимою…» (околдован лес стоит. И под нежной бахромою, неподвижною, немою чудной жизнью он блестит)

3) «Зима недаром злится…» (прошла её пора. Весна в окно стучится и гонит со двора)

4) «Ещё в полях белеет снег…» (а воды уж весной шумят, бегут и будят сонный брег, бегут и блещут и гласят..)

5) «Люблю грозу в начале мая…» (когда весенний первый гром как бы резвяся и играя грохочет в небе голубом)

5. Работа по теме урока.

- А теперь настало время познакомиться с самим поэтом. Послушаем ваших одноклассников, которые подготовили сообщения о Ф.И. Тютчеве. Но слушать их мы будем под музыку из альбома Чайковского «Времена года». «Времена года» Чайковского — это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни и картины природы.

(Звучит музыка из альбома П.И. Чайковского «Времена года»)

1) Сообщения учеников о детских годах Ф.И. Тютчева и о его мастерстве в создании картин природы во все времена года. (2 мин.)

1-ый ученик:

Ф.И. Тютчев родился в 1803 году в дворянской семье.

Ф.И. Тютчев в детстве не учился ни в гимназии, ни в лицее: он получил домашнее образование. Для воспитания своего сына родители Ф.И. Тютчева пригласили молодого учителя Семена Егоровича Раича, который жил в поместье Тютчевых и почти все время проводил вместе с воспитанником. Раич был известным в то время поэтом, знал древнегреческий язык и латынь, а также современные иностранные языки; свои знания он передал Тютчеву.

В 18 лет Ф.И. Тютчев закончил обучение в Московском университете со степенью кандидата.

22 года (с 1822 по 1844 год) Ф.И. Тютчев находился на дипломатической службе за границей, в основном в Мюнхене, столице Баварии, жил во Франции, Италии, встречался с выдающимися учеными и писателями. После возвращения из Европы Ф. И. Тютчев служил цензором; он считался одним из умнейших людей России.

В течение жизни Ф.И. Тютчев издал лишь одну книжку своих стихов. Всего Ф.И. Тютчев написал около двухсот стихотворений, и каждое из них по праву считается поэтическим шедевром.

2-ой ученик: (2 мин.)

                  Ф.И. Тютчев родился 5 декабря 1803 года в селе Овстуг Орловской области. Это имение его отца Тютчева Ивана Николаевича, который принадлежал к древнему дворянскому роду. Ещё мальчиком полюбил Тютчев литературу, поэзию и сам начал писать стихи. Многие произведения Тютчева посвящены красоте природы. В его стихотворениях природа живая и одухотворённая. Ф.И. Тютчев умел наблюдать, видеть и понимать природу. Умел находить прекрасное в самом скромном её уголке, и ярким, эмоциональным языком описать увиденное, выразить к увиденному своё отношение. Особенность стиля Ф.И. Тютчева в изображении природы в том, что поэт ни в каком из своих произведений не изображает определённое время года. Он любит созерцать природу в переходные периоды: от зимы к весне, от весны к лету, от лета к осени, от осени к зиме. В этом своеобразная философия поэта, изображающего постоянное движение времени, постоянно меняющийся мир.

- И прежде чем перейти к работе над стихотворением «С поляны коршун поднялся» познакомимся с историей создания этого стихотворения.

СЛАЙД 7. (тема урока)

3-ий ученик: (2 мин.)

3) Сообщение ученика: Фёдор Иванович Тютчев написал стихотворение «С поляны коршун поднялся» в 1835 году. Это был так называемый второй период в творчестве поэта. Жизнь его протекала в то время за границей, в Мюнхене. Он служил камергером. Работа не занимала много времени, и Тютчев в свободное время писал стихи и занимался делами дома и семьи. В этот период он находился в постоянной борьбе со своими противоречивыми чувствами между непонятной щемящей тоской и наслаждением семейной жизнью. В таком состоянии Тютчев и создает своё стихотворение. Натолкнуло его на мысль о написании стихотворения наблюдение за коршуном, который поднимался в небо, парил над землёй, пока постепенно не «ушел за небосклон». Увиденное стало основой для проведения параллели между человеком и птицей. Автор наблюдал за полетом с восхищением и долей зависти, потому что осознавал, что птица могла совершить то, чего человек не мог. Поэт любовался, как коршун купался в родной стихии, и видел в этом свой символ внутренней свободы, которую потерял в связи с жизненными обстоятельствами. Именно по этой причине наблюдать за полетом было одновременно и восхитительно, и печально.

- А кто такой камергер? (ответы учеников)

(Камерге́р (нем. Kammerherr «дворянин комнаты»), камергер — придворная должность в Русском царстве, Российской империи, Французском королевстве и Великобритании, а также придворный чин высокого ранга (1711—1809) и почётное придворное звание (1809—1917).)

- Стихотворение «С поляны коршун поднялся» получилось у Тютчева изящным, кратким, афористичным. Его можно назвать размышлением о возможностях человека. Но любой анализ лирического произведения начинается с его прочтения. Давайте послушаем это стихотворение в исполнении актера.   СЛАЙД 8 – 13 (актёр читает стихотворение) (1 мин.)

С поляны коршун поднялся…

С поляны коршун поднялся,
Высоко к небу он взвился;
Все выше, дале вьется он —
И вот ушел за небосклон.
Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла —
А я здесь в поте и в пыли,
                                 Я, царь земли, прирос к земли!..                    
1830 г.

4) Участие в обсуждении. Определение темы и основной мысли (идеи) лирического произведения. (3 мин.)

- Давайте вспомним значения некоторых терминов. Что такое тема произведения? (тема – это то, о чём пишет автор)

- Что такое идея произведения? (идея – это то, для чего, зачем пишет автор, что он хочет сказать?)

- Кто такой лирический герой? (Это образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания.)

Лирический герой — это художественный «двойник» автора-поэта, вырастающий из текста лирической композиции, как четко очерченная фигура или жизненная роль, как лицо, которое наделено индивидуальной судьбой и внутренним миром.

- А теперь давайте определим тему стихотворения Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся».

Тема – полет коршуна в небеса и молчаливое наблюдение за ним со стороны лирического героя, который, при всем своем восхищении, испытывает чувство грусти, ведь он, в отличие от горделивого хищника, не в состоянии вознестись далеко ввысь над земными проблемами.

ВЫВОД: А теперь кратко определим тему стихотворения. Поэт раскрывает тему внутренней несвободы человека, используя для этого пейзажную зарисовку. (записать)

- Какова идея этого стихотворения? (Какими мыслями делится с нами Тютчев?)

Идея – (это основная мысль, то есть то, ради чего написан лирический текст). В стихотворении Тютчев делится с читателями своими самыми сокровенными мыслями о том, что быть человеком, царем природы, конечно, хорошо, но вот внутренней свободы и способности летать (под которой опять же подразумевается свобода), у него нет.

ВЫВОД: Какую идею поэт реализует в стихотворении? Поэт реализует идею о том, что человеку лишь кажется, что он царь земли. На самом деле он привязан к ней. (записать)

ФИЗМИНУТКА (1 мин.)

- Вы, наверное, устали? Ну тогда все дружно встали.

  Ножками потопали. Ручками похлопали. Покрутились, повертелись. И за парты все уселись.

  Глазки крепко закрываем, дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем и работать продолжаем

- На какие событийные отрезки можно разбить это стихотворение? (19 мин.)

Сюжетную линию стихотворения можно разбить на событийные отрезки:

1) Поляна. На ней сидит коршун.

2) Коршун медленно отрывается от поляны. Взмахи крыльев его пока медлительны и грациозны.

3) Птица мгновенно набирает обороты. Взвивается в небо, как стрела.

4) Коршун летит всё выше, становится точкой и исчезает в облаках, а человек остаётся на земле.

- Вы дома нарисовали иллюстрации к этому стихотворению. Посмотрите все ли событийные отрезки в этом стихотворении вы изобразили?

- Ф.И. Тютчев размышляет о том, что природа когда-то подарила коршуну отличное средство для полёта — это что? …  это сильные, быстрые крылья.

- А с каким чувством автор говорит о жизни человека на земле? (Автор разочарованно говорит о жизни человека на земле.)

- Почему? (Он не понимает, почему царь земли — человек прирос к ней мёртво и трудится на её благо в суровых жизненных условиях. Почему простая птица так счастлива в своём поднебесье.)

- Но не стоит думать, будто Тютчев сожалеет о том, что люди не летают, под образом крыльев поэт подразумевает свободу мыслей, умение жить, не оглядываясь на мнение общества, не боясь чьего-либо осуждения.

- В чём же заключён философский смысл этого стихотворения? (В стихотворении ставится вопрос о назначении человека. Человек не может слиться с природой. Даже наделённый крылатой мыслью, он остаётся приросшим к земле).

- А теперь поговорим о композиции стихотворения. Но сначала вспомним, что такое композиция? (это построение произведения)

- Композиция стихотворения несложная. Что она из себя представляет? (Сколько героев здесь говорит?) (монолог) (разговор одного лица)

Автор строит стих в виде монолога лирического героя, включая в него описание и рассуждение.

- Перечитайте про себя стихотворение, мысленно деля его на смысловые части. Сколько их? (Их две: в 1–6-й строчках идёт речь о коршуне, а в 7–8-й строчке коршуну противопоставляется человек.)

- Одинаковые ли части по объёму? Части разные по объёму, большинство строк посвящено чему? (природе…)

- А есть ли в стихотворении слова, которые могут вызвать трудности в понимании? Давайте их прокомментируем.

Вызывает трудности слово «взвился», но это из-за необычного ударения, такая форма получается более торжественной и подчеркивает силу и красоту коршуна.

Еще слово «дале», значение понятно, а вот форма такая, как говорили раньше, а устаревшие слова используются в высоком стиле, для торжественных случаев. Этим еще более подчеркивается красота и мощь коршуна, даже его величие.

Форма «к земли» тоже устаревшая. Получается, что человек, когда прирос к земли, как бы устарел, потому что не движется.

ВЫВОД: действительно, это формы, пришли к нам из старославянского языка, а старославянизмы указывают на принадлежность текста к высокому стилю.

- Если разделить стихотворение на четверостишия, то сколько их получается? (2).

- Давайте ещё раз восстановим события. Найдем в тексте глаголы и раскроем их значение. Сколько глаголов в 1-ом четверостишии?

- В первом четверостишии 4 глагола (поднялся, взвился, вьется, ушел). Что они обозначают? (все они обозначают движение)

- А взвился и вьется – очень активное движение, но не резкое, а плавное, мощное, красивое; то есть у Тютчева природа вся в движении.

- А во втором четверостишии сколько глаголов? (всего 2 глагола: дала – относится к коршуну, а прирос – к человеку)

- Будут ли эти глаголы обозначать активное движение? (Нет. Скорее какую-то устойчивость, а не движение)

- Поэтому читать эти строки надо медленно и размерено.

ВЫВОД:

- Какая природа в стихотворении Тютчева? (природа в стихотворениях Тютчева Ф.И. – живая, динамичная, находится в движении)

- А человек? – в покое.

- Сама возможность движения для него исключается. Какой глагол об этом говорит? (прирос).

- Какие образы важны в стихотворении?

В стихотворении важны образы неба, земли, сильного, мощного, свободного коршуна и человека, привязанного к земле, даже как будто придавленного к земле в поте и в пыли.

ВЫВОД: Природа – сильная, свободная (небо, небосклон), огромный мир, человек – не царь земли, а маленькая ее часть.

СЛАЙД 14 - термины

- Пейзажную зарисовку Тютчев создал с использованием художественных средств. Они также являются основой размышления лирического героя. Выберите термины, необходимые для понимания смысла стихотворения «С поляны коршун поднялся…».

Антитеза. Метафора. Олицетворение. Повтор. Сравнение. Эпитет.    СЛАЙД 15

 

- Стихотворение построено на антитезе. Антитеза – это? (противопоставление)

- Какие противопоставления вы можете найти в этом стихотворении? (земли и неба, коршуна и человека)

В стихотворении противопоставлены небо как символ высокого, идеального, красоты и гармонии и земля, от которой не может оторваться человек, - символ повседневности, приземленности. Небо – это идеал, который недостижим для лирического героя Тютчева Ф.И.

- А в движениях есть противопоставления? (движения – взвился и неподвижности - прирос)

- И еще – коршун взлетает с поляны в небо – это в начале, а в последней строке человек как бы возвращает действие на землю.

- Что такое лексический повтор? (Лексический повтор — это стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции ...)

- Повторы в стихотворении очень важны, хоть они не всегда полные. Давайте их найдём.

Коршун взвился и вьется, поднялся высоко и выше, к небу и за небосклон, у него два мощных, два живых крыла (эпитеты), и то, что даже крылья у него живые, усиливает впечатление красоты и гармонии коршуна с природой. А человек царь земли, но прирос к земли.

Повторы усиливают противопоставление образов коршуна и человека, а также делают стихотворение чуточку мрачным.

- А какие средства выразительности использует автор, говоря о крыльях коршуна два мощных, два живых крыла? (эпитеты)

- Что такое эпитеты? (художественные определения)

- Эпитетов в стихотворении сколько? Мало, но именно они показывают силу птицы, которой восхищается лирический герой.

- Преобладают в тексте метафоры. Что такое метафора? (Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-н. аналогии, сходства, сравнения.)

- Найдите метафоры.

 Метафоры: «ушел за небосклон», «природа-мать ему дала два мощных, два живых крыла» (энергичные, здоровые); «я, царь земли, прирос к земли». В последней метафоре автор использует тавтологию. А что такое тавтология? (Повторение того же самого другими словами, не уточняющее смысла).

- Какие слова он повторяет? (повторяет слово «земли»)

- Но здесь такой прием не режет слух, наоборот, удачно подчеркивает ключевую мысль.

ВЫВОД: автор в этом стихотворении использовал повторы, эпитеты, антитезу, метафоры. Эти выразительные средства делают природу – величественной; человек думает, что он велик (он царь земли), но оказывается мал он и ничтожен перед природой.

- Давайте подведём итог нашему разговору.

Заключение:

Стихотворение Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся» - это - размышление о возможностях человека. Человек «царь земли» - но не может подняться в небо? Почему? Ответ: человек- «царь на земле», а коршун- царь неба. В последней строке звучит, осознание невозможности преодолеть земное притяжение и взмыть в небо «выше, дале». Коршун с высоты полета может «оглядеть» свои владения как настоящий царь, а человек не может окинуть землю взглядом, несмотря на то, что он «царь земли». Вероятно, мешает то, что «царь земли» прирос к земле, поэтому ему приходится жить и трудится на земле и созерцать полёт горделивой птицы в небе.

         

Подведение итогов.

- Мы проанализировали стихотворение Тютчева Ф.И «С поляны коршун поднялся». Вспомните, в начале урока я говорила, что сегодня вы познакомитесь с такой формой взаимоотношений человека и природы, о которой раньше, возможно, не задумывались. К какой лирике мы отнесём это стихотворение? Докажите.

(Это философская лирика, потому что стихотворение не только о природе, сильной, прекрасной и гармоничной, но и о месте человека в природе.)

ФИЛОСОФИЯ – это любовь к мудрости, это наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся». Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

Рефлексия.

- Ребята, наш урок закончен. Давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока? (проанализировать стихотворение Тютчева «С поляны коршун поднялся»).  

- Мы достигли сегодня этой цели на уроке? (да)

- Так о чём же говорит Тютчев в стихотворении?  (О внутренней несвободе человека)

- Какую идею поэт реализует в стихотворении? (Идею о том, что человеку лишь кажется, что он царь земли. На самом деле он привязан к ней.)

Выходя из класса, возьмите себе на память об уроке один из смайликов. Если урок понравился, и ваша работа на уроке вам понравилась, то возьмите улыбающийся смайлик. Если вы считаете, что работали не очень хорошо, то возьмите грустный смайлик.

Дополнительное задание: составить синквейн.

                Природа.                                                                                                   Природа.

Удивительная, красивая.                                                                      Чистая, всеобъемлющая.

Окружает, бережется, сохраняется.                                              Изучается, загрязняется, защищается.

Материальный мир Вселенной.                                                   Естественная среда обитания человека.

             Человек.                                                                                                    Жизнь.

Человек.                                                                  Человек.                                                 Человек.

Сильный, умный.                                         Красивый, стройный.                            Теплый, растущий.

Пытается, ошибается, стремится.   Разговаривает, мыслит, рассуждает. Питается, двигается, дышит.

Желания властвуют над ним.             Владеет силой менять мир.      Способен разговаривать и думать.

Живой.                                                           Венец природы.                             Живой организм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.

Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Конспект урока по литературе в 6 классе на тему "Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. "Листья". Особенности изображения природы в лирике поэта"

Данный материал предназначен для учителей литературы. Урок входит в раздел "Из русской литературы 19 века"...

Урок литературы в 9 классе «Использование технологии чтения с остановками на примере новеллы Ги де Мопассана «Ожерелье» план-конспект урока по литературе (9 класс)

Конспект урока внеклассного чтения  в 9 классе по новелле Ги де Мопассана с использованием технологии критического мышления,а именно чтение с остановками....

Конспект урока по литературе "Ф.И.Тютчев С поляны коршун поднялся"

Конспект урока по литературе "Ф.И.Тютчев "С поляны коршун поднялся"...