Технологическая карта урока литературы "Что помогло Андрею Соколову пройти через все испытания?"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Ярославцева Людмила Анатольевна

 Технологическая карта урока литературы по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №15 города Кузнецка

Что помогло Андрею Соколову пройти через все испытания?

(по рассказу М.Шолохова «Судьба человека»)

Ярославцева Людмила Анатольевна

29.11.2023г

Технологическая карта урока литературы в 8 классе (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)

Что помогло Андрею Соколову пройти через все испытания?

Оборудование: использование ИКТ,   мультимедийный проектор,  компьютерная  презентация.

Задача урока – показать то «вечное», что было в душе Андрея Соколова и других героев рассказа, сохранивших человечность в чудовищных условиях войны, то, что помогает выжить и остаться человеком в любых обстоятельствах.

Цели  урока:                                                                                                                                                                                                          Содержательная:                                                                                                                                                                                                                                   1) организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений,          жизненного опыта для постижения смысла рассказа;                                                                                                                                                                                                                         2) учить видеть и понимать процесс становления образа, смысл поступков героя;                                                                                                     3)  показать,  какие нравственные проблемы подняты в рассказе.

 Деятельностная:

1) создание условий для усвоения темы:

2) создание ситуаций успеха:

3) развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности:

4) обучение индивидуальной рефлексии достижения цели.

5) развитие навыков самоконтроля:

6) развитие схематичного  мышления.

Тип урока:     урок открытия нового знания

Методы и приемы   обучения: комментирование иллюстраций,  упражнения (составление кластера, составление предложений по иллюстрациям, задания на установления соответствия), устный опрос, рассказ учителя, эвристическая беседа,  взаимоопрос, работа с текстом.

Этапы урока

Содержание

УУД

I. Организационный момент

Проверяется готовность учеников к уроку

Умение самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

Умение анализировать произведение в единстве формы и содержания

Умения:

1. Участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, соотносить собственную позицию с позицией автора и позициями участников диалога, давать аргументированную оценку прочитанному;

2. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

Умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Умение сопоставлять образы персонажей.

Владение сущностью и пониманием смысловых функций теоретико- литературных понятий (пейзаж).

 Умение самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений.

 

Умение сопоставлять образы персонажей.

II. Открытие нового знания.

1. Формулирование темы урока.

2. Анализ текста

3. Работа с текстом после чтения.

 

– Андрей Соколов в начале рассказа говорит своему случайному собеседнику, что жизнь его «покалечила», «исказнила». Действительно, на долю Андрея выпали ужасные испытания: он воевал, был в плену, потерял всех близких. Ожесточился ли Андрей? Стал ли он злым, мстительным?

Формулируем тему урока:

«Что помогло Андрею Соколову пройти через все испытания?»

– С каким чувством вспоминает Андрей свою погибшую жену Ирину? В чём он винит себя самого?

(Индивидуальная работа.)

– Что испытал Андрей, когда узнал, что сын его, Анатолий, «обштопал родителя со всех концов»? Шевельнулось ли в его душе что-то похожее на зависть, досаду?

(Индивидуальная работа.)

– Кому и чем сумел или хотел помочь Андрей во время войны и плена?

(Работа в парах, составление таблицы.)

- Как М.Шолохов изображает душевное состояние Андрея, вернувшегося к своим?

(Индивидуальная работа.)

У Андрея не осталось в живых никого из родных. Когда рассказчик смотрит на Андрея, он видит его глаза, «словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть».

- Какую роль в рассказе играет история с Ваней? Важно ли в ней только то, что Ваня нашёл отца, а Андрей – сына?

- Объясните значение иллюстративного материала учебника.

(Через всю войну пронёс Андрей любовь к жене и детям. Никогда не простит он себе свою невольную жестокость по отношению к Ирине. Озлобленность, зависть чужды Андрею. Он, отец, оставшийся рядовым, «возгордился ужасно» своим сыном – капитаном, кавалером шести орденов: «Отцово дело отжитое, а у него, у капитана, всё впереди». Все мечты Андрея теперь о том, как война кончится, как он женит сына и будет внуков нянчить. Он сам не осознаёт этого, но в нём живёт желание творить добро: он постоянно стремится помочь товарищам на фронте, защищает молоденького взводного, который ему в сыновья годится, несёт хлеб друзьям по лагерю, думает, какую пользу он может принести своим, привезя им немецкого майора с его портфелем. Сколько любви к людям, к родной земле заложено в Андрее! Всё это могла погубить война одним зрелищем тех зверств и жестокостей, на которые насмотрелся Андрей в лагере. Но, даже потеряв всех близких, Андрей не ожесточился. Вечное, истинное начало в нём – доброта, и она согрела маленького Ваню. Сцены с Ваней говорят о том, что душа человека (и Андрея, и Вани, потерявшего родителей), если она полна добра и любви, уцелеет, не озлобится, как бы ни старались её погубить.)

– В рассказе «Судьба человека», помимо Андрея Соколова, есть и другие персонажи. Какую роль они играют в произведении? Что сближает большинство из них с Андреем?

(Раздача заданий по парам, каждая пара выбирает своего персонажа и характеризует его, затем делается общий вывод.)

(Образы других героев очерчены очень бегло. Эти люди большей частью безымянные: командиры Соколова, его товарищи по плену, военврач, взводный, товарищ Соколова и его жена, жившие в Урюпинске. Все они такие же, как Андрей, – добрые и отзывчивые люди. Вспомним, как пленные втянули обессилевшего Андрея в колонну, чтобы он не упал и его не пристрелили фашисты, как неизвестный военврач ночью в холодной церкви оказывал помощь раненым, с каким сочувствием отнеслись солдаты и командиры к горю Соколова, потерявшего сына, как плакала над маленьким Ваней добрая женщина – жена товарища Соколова, как она шила мальчику одежду. И теперь Андрей едет с Ваней к другому своему другу, который зовёт его к себе.

Все эти образы подчёркивают главную мысль рассказа Шолохова – мысль о вечных истинах, о непреходящей силе добра и человечности.)

– Рассказ «Судьба человека» построен по принципу «рассказа в рассказе». Какова цель автора, избравшего подобную композицию? Объясните роль пейзажа в начале рассказа.

Работа в группах: «Автор отстраняется от персонажа» (пример – «Бородино» Лермонтова); «Автор ассоциирует себя с персонажем» (оба – шофёры, вероятнее всего, оба – фронтовики); «Форма подачи может быть любой, в данном случае она не очень важна» (совершенно спокойно можно перевести в другую форму, сделав его повествованием героя о самом себе без дополнительных рамок).

Роль пейзажа в начале рассказа (общая фронтальная работа).

(Цель Шолохова – не только в том, чтобы дать своему герою, Соколову, возможность вести повествование от первого лица. Ему, видимо, кажется, что рассказ Андрея прозвучит более искренне, естественно и трогательно, если он «исповедуется» своему брату-фронтовику (к тому же Андрей принимает автора – будем так называть его – за такого же шофёра, как он сам). Но у автора есть и другая цель: он сам хочет быть персонажем рассказа, хочет стоять в одном строю со своими героями, сочувственно отзываться на каждое слово Андрея, вселить в читателя надежду на то, «что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина».

Кроме того, такой композиционный приём даёт возможность нарисовать портрет Андрея Соколова и ввести в начало рассказа весенний пейзаж, изображающий пробуждение, воскрешение природы и вселяющий надежду на обновление человеческой души.)

– Можно ли сказать, что герои рассказа раздавлены «колесом истории»? В чём смысл выражения «колесо истории»? Приведите примеры тех, кого оно раздавило. Смогло ли оно раздавить Андрея Соколова и почему?

– В чём истинный смысл названия рассказа?

(Работа в группах)

(В конце рассказа Шолохов пишет: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждёт их впереди?» Да, «колесо истории» не пощадило их. И ничего удивительного нет в том, что автор плачет, глядя им вслед. Такие события бесследно пройти не могут, и Андрей сам чувствует, что сердце у него «раскачалось». Но мысли его теперь о Ване, а не о себе. Он и раньше о себе никогда не думал. И значит, война не убила в нём человека, и «колесо истории», оставив свой страшный отпечаток, не раздавило до конца. Рассказ назван «Судьба человека» не только потому, что здесь описана судьба одного из многих, но и потому, что здесь описана судьба Человека в высоком, нравственном смысле этого слова.)

– Действительно ли это произведение об одном человеке, Андрее Соколове? Как вы думаете, почему рассказ назван «Судьба человека», а не «Судьба Андрея Соколова»?

– Формулируем вывод. Создайте кластер по теме урока

(Что помогло Андрею Соколову преодолеть все испытания судьбы?)

III. Итог урока

- Итак, ребята, о чём же этот рассказ? Какова его главная мысль? Какие нравственные уроки мы вынесли из него?

1. Приём «Тонкие и толстые вопросы»

Взаимоопрос.

2. Приём «Дерево предсказаний»

- Как вы думаете, как сложится судьба главных героев?

Что может рассказать Ванюшка об этом через несколько лет?

Умение определять тему, проблему и главную мысль произведения

 

IV. Домашнее задание

 Сочинение с элементами пересказа. Расскажите о встрече Андрея Соколова и Ванюшки от лица мальчика. (Предварительно составить план:

1. Моя довоенная семья.

2. Все погибли.

3. Жизнь около чайной.

4. Встреча с шофёром.

5. Мой новый отец.)

Умение создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 200 слов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)»

Согласно требованиям ФГОС каждый учитель должен уметь составлять технологическую карту урока. Данная карта разработана творческой группой нашей школы: Тучиным А.И., Репиной Е.А., Русаковой Л.В., Смоля...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

Технологическая карта урока по чтению в 5 классе. «Золотая осень» по И.Соколову-Микитову

На данном уроке прослеживаются межпредметные свзи: окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство, музыка....

Технологическая карта урока английского языка в 6 классе : «Asking for/giving directions» (Как пройти/как указать путь)

Технологическая карта урока английского языка в 6 классе : «Asking for/giving directions» (Как пройти/как указать путь)...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе на тему "Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Система персонажей. Сопоставление Остапа и Андрия"

Тип урока: комбинированный урокОборудование: Тексты повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Сравнительная таблица «Характеристика Остапа и Андрия». Компьютер. Мультимедийный проекто...