Технологическая карта урока литературы "Что помогло Андрею Соколову пройти через все испытания?"
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Технологическая карта урока литературы по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №15 города Кузнецка
Что помогло Андрею Соколову пройти через все испытания?
(по рассказу М.Шолохова «Судьба человека»)
Ярославцева Людмила Анатольевна
29.11.2023г
Технологическая карта урока литературы в 8 классе (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)
Что помогло Андрею Соколову пройти через все испытания?
Оборудование: использование ИКТ, мультимедийный проектор, компьютерная презентация.
Задача урока – показать то «вечное», что было в душе Андрея Соколова и других героев рассказа, сохранивших человечность в чудовищных условиях войны, то, что помогает выжить и остаться человеком в любых обстоятельствах.
Цели урока: Содержательная: 1) организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла рассказа; 2) учить видеть и понимать процесс становления образа, смысл поступков героя; 3) показать, какие нравственные проблемы подняты в рассказе.
Деятельностная:
1) создание условий для усвоения темы:
2) создание ситуаций успеха:
3) развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности:
4) обучение индивидуальной рефлексии достижения цели.
5) развитие навыков самоконтроля:
6) развитие схематичного мышления.
Тип урока: урок открытия нового знания
Методы и приемы обучения: комментирование иллюстраций, упражнения (составление кластера, составление предложений по иллюстрациям, задания на установления соответствия), устный опрос, рассказ учителя, эвристическая беседа, взаимоопрос, работа с текстом.
Этапы урока | Содержание | УУД |
I. Организационный момент | Проверяется готовность учеников к уроку | Умение самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. Умение анализировать произведение в единстве формы и содержания Умения: 1. Участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, соотносить собственную позицию с позицией автора и позициями участников диалога, давать аргументированную оценку прочитанному; 2. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. Умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра. Высказывать и аргументировать свою точку зрения. Умение сопоставлять образы персонажей. Владение сущностью и пониманием смысловых функций теоретико- литературных понятий (пейзаж). Умение самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений.
Умение сопоставлять образы персонажей. |
II. Открытие нового знания. 1. Формулирование темы урока. 2. Анализ текста 3. Работа с текстом после чтения.
| – Андрей Соколов в начале рассказа говорит своему случайному собеседнику, что жизнь его «покалечила», «исказнила». Действительно, на долю Андрея выпали ужасные испытания: он воевал, был в плену, потерял всех близких. Ожесточился ли Андрей? Стал ли он злым, мстительным? Формулируем тему урока: «Что помогло Андрею Соколову пройти через все испытания?» – С каким чувством вспоминает Андрей свою погибшую жену Ирину? В чём он винит себя самого? (Индивидуальная работа.) – Что испытал Андрей, когда узнал, что сын его, Анатолий, «обштопал родителя со всех концов»? Шевельнулось ли в его душе что-то похожее на зависть, досаду? (Индивидуальная работа.) – Кому и чем сумел или хотел помочь Андрей во время войны и плена? (Работа в парах, составление таблицы.) - Как М.Шолохов изображает душевное состояние Андрея, вернувшегося к своим? (Индивидуальная работа.) У Андрея не осталось в живых никого из родных. Когда рассказчик смотрит на Андрея, он видит его глаза, «словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». - Какую роль в рассказе играет история с Ваней? Важно ли в ней только то, что Ваня нашёл отца, а Андрей – сына? - Объясните значение иллюстративного материала учебника. (Через всю войну пронёс Андрей любовь к жене и детям. Никогда не простит он себе свою невольную жестокость по отношению к Ирине. Озлобленность, зависть чужды Андрею. Он, отец, оставшийся рядовым, «возгордился ужасно» своим сыном – капитаном, кавалером шести орденов: «Отцово дело отжитое, а у него, у капитана, всё впереди». Все мечты Андрея теперь о том, как война кончится, как он женит сына и будет внуков нянчить. Он сам не осознаёт этого, но в нём живёт желание творить добро: он постоянно стремится помочь товарищам на фронте, защищает молоденького взводного, который ему в сыновья годится, несёт хлеб друзьям по лагерю, думает, какую пользу он может принести своим, привезя им немецкого майора с его портфелем. Сколько любви к людям, к родной земле заложено в Андрее! Всё это могла погубить война одним зрелищем тех зверств и жестокостей, на которые насмотрелся Андрей в лагере. Но, даже потеряв всех близких, Андрей не ожесточился. Вечное, истинное начало в нём – доброта, и она согрела маленького Ваню. Сцены с Ваней говорят о том, что душа человека (и Андрея, и Вани, потерявшего родителей), если она полна добра и любви, уцелеет, не озлобится, как бы ни старались её погубить.) – В рассказе «Судьба человека», помимо Андрея Соколова, есть и другие персонажи. Какую роль они играют в произведении? Что сближает большинство из них с Андреем? (Раздача заданий по парам, каждая пара выбирает своего персонажа и характеризует его, затем делается общий вывод.) (Образы других героев очерчены очень бегло. Эти люди большей частью безымянные: командиры Соколова, его товарищи по плену, военврач, взводный, товарищ Соколова и его жена, жившие в Урюпинске. Все они такие же, как Андрей, – добрые и отзывчивые люди. Вспомним, как пленные втянули обессилевшего Андрея в колонну, чтобы он не упал и его не пристрелили фашисты, как неизвестный военврач ночью в холодной церкви оказывал помощь раненым, с каким сочувствием отнеслись солдаты и командиры к горю Соколова, потерявшего сына, как плакала над маленьким Ваней добрая женщина – жена товарища Соколова, как она шила мальчику одежду. И теперь Андрей едет с Ваней к другому своему другу, который зовёт его к себе. Все эти образы подчёркивают главную мысль рассказа Шолохова – мысль о вечных истинах, о непреходящей силе добра и человечности.) – Рассказ «Судьба человека» построен по принципу «рассказа в рассказе». Какова цель автора, избравшего подобную композицию? Объясните роль пейзажа в начале рассказа. Работа в группах: «Автор отстраняется от персонажа» (пример – «Бородино» Лермонтова); «Автор ассоциирует себя с персонажем» (оба – шофёры, вероятнее всего, оба – фронтовики); «Форма подачи может быть любой, в данном случае она не очень важна» (совершенно спокойно можно перевести в другую форму, сделав его повествованием героя о самом себе без дополнительных рамок). Роль пейзажа в начале рассказа (общая фронтальная работа). (Цель Шолохова – не только в том, чтобы дать своему герою, Соколову, возможность вести повествование от первого лица. Ему, видимо, кажется, что рассказ Андрея прозвучит более искренне, естественно и трогательно, если он «исповедуется» своему брату-фронтовику (к тому же Андрей принимает автора – будем так называть его – за такого же шофёра, как он сам). Но у автора есть и другая цель: он сам хочет быть персонажем рассказа, хочет стоять в одном строю со своими героями, сочувственно отзываться на каждое слово Андрея, вселить в читателя надежду на то, «что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина». Кроме того, такой композиционный приём даёт возможность нарисовать портрет Андрея Соколова и ввести в начало рассказа весенний пейзаж, изображающий пробуждение, воскрешение природы и вселяющий надежду на обновление человеческой души.) – Можно ли сказать, что герои рассказа раздавлены «колесом истории»? В чём смысл выражения «колесо истории»? Приведите примеры тех, кого оно раздавило. Смогло ли оно раздавить Андрея Соколова и почему? – В чём истинный смысл названия рассказа? (Работа в группах) (В конце рассказа Шолохов пишет: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждёт их впереди?» Да, «колесо истории» не пощадило их. И ничего удивительного нет в том, что автор плачет, глядя им вслед. Такие события бесследно пройти не могут, и Андрей сам чувствует, что сердце у него «раскачалось». Но мысли его теперь о Ване, а не о себе. Он и раньше о себе никогда не думал. И значит, война не убила в нём человека, и «колесо истории», оставив свой страшный отпечаток, не раздавило до конца. Рассказ назван «Судьба человека» не только потому, что здесь описана судьба одного из многих, но и потому, что здесь описана судьба Человека в высоком, нравственном смысле этого слова.) – Действительно ли это произведение об одном человеке, Андрее Соколове? Как вы думаете, почему рассказ назван «Судьба человека», а не «Судьба Андрея Соколова»? – Формулируем вывод. Создайте кластер по теме урока (Что помогло Андрею Соколову преодолеть все испытания судьбы?) | |
III. Итог урока | - Итак, ребята, о чём же этот рассказ? Какова его главная мысль? Какие нравственные уроки мы вынесли из него? 1. Приём «Тонкие и толстые вопросы» Взаимоопрос. 2. Приём «Дерево предсказаний» - Как вы думаете, как сложится судьба главных героев? Что может рассказать Ванюшка об этом через несколько лет? | Умение определять тему, проблему и главную мысль произведения
|
IV. Домашнее задание | Сочинение с элементами пересказа. Расскажите о встрече Андрея Соколова и Ванюшки от лица мальчика. (Предварительно составить план: 1. Моя довоенная семья. 2. Все погибли. 3. Жизнь около чайной. 4. Встреча с шофёром. 5. Мой новый отец.) | Умение создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 200 слов) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)»
Согласно требованиям ФГОС каждый учитель должен уметь составлять технологическую карту урока. Данная карта разработана творческой группой нашей школы: Тучиным А.И., Репиной Е.А., Русаковой Л.В., Смоля...

Технологическая карта урока коми языка в соответствии с требованиями ФГОС учителя коми языка МАОУ «СОШ № 12» г. Сыктывкар Соколовой Марии Андреевны
Технологическая карта изучения темы «_Вöрса пемöсъяс_»...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

Технологическая карта урока литературы «Остап и Андрий. Принцип контраста в создании образов братьев в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Методическая разработка урока литературы в 7 классе...

Технологическая карта урока по чтению в 5 классе. «Золотая осень» по И.Соколову-Микитову
На данном уроке прослеживаются межпредметные свзи: окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство, музыка....

Технологическая карта урока английского языка в 6 классе : «Asking for/giving directions» (Как пройти/как указать путь)
Технологическая карта урока английского языка в 6 классе : «Asking for/giving directions» (Как пройти/как указать путь)...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе на тему "Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Система персонажей. Сопоставление Остапа и Андрия"
Тип урока: комбинированный урокОборудование: Тексты повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Сравнительная таблица «Характеристика Остапа и Андрия». Компьютер. Мультимедийный проекто...
