Организация проектной деятельности по предмету как путь к самостоятельной научной и творческой деятельностив условиях внедрения ФГОС ООО (презентация)
презентация к уроку по литературе (11 класс)
В презентации представлены результатыпроектной работы учащихся по теме "Реалии постмодернизма и их влияние на судьбу поколенич в произведении Д.Н. Богословского "А если завтра нет...". Проект создан на основе целостного анализа пьесы и сопоставления текста пьесы и постановки в Областном Калининградском драматическом театре.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
. Изображая в своей пьесе «А если завтра нет…» современные особенности общества, семьи, Д.Н. Богославский пишет о сегодняшних реалиях, в которых все сильнее проявляется влияние философских и культурных тенденций постмодернизма
Постмодернизм как философское и культурологическое направление имеет установку на восприятие мира в качестве хаоса, отказа от прежних идеалов. Основной установкой постмодернизма является деконструктивизм , что ведет к размыванию границ, рамок между формами культурной деятельности, а в реальной жизни размывание норм этики, морали, законности, социальных институтов общества
Отчаяние и пессимизм – основные чувства человека в эпоху постмодернизма. Так как традиционные ценности и моральные нормы размыты, то человек испытывает трудности в оценке происходящего. Наблюдается сильнейший разрыв между действительностью и объективным восприятием ее.
В данной работе исследуется изображение тенденций постмодернизма, проникающих в жизнь современного общества. Метод исследования: анализ литературного произведения , основанный на выделении реалий постмодернистских тенденций в изображении современной нам жизни в пьесе «А если завтра нет…»
Цель работы: выявить особенности постмодернистских мировоззренических тенденций в пьесе, которые негативно влияют на формирование жизненных установок молодых людей. Задачи данной работы: 1)определить особенности концепта «дом» в постмодернистской реальности в данном произведении; 2)проследить, как автор изображает влияние традиционных социальных реалий и понятий на изменение мировосприятия героя пьесы; 3)Выяснить особенности реализации замысла пьесы Д. Н.Богославского «А если завтра нет…» в постановке её режиссером Александром Серенко на сцене Калининградского областного драматического театра.
Одним из способов отражения постмодернистского влияния является трансформация концепта «дом». Создавая в пьесе концепт «дом», автор показывает, как негативно влияют постмодернистские постулаты, проникнувшие в реальную жизнь семьи, разрушающие традиционные понятия и ценности в семье героя, в результате чего «дом» становится « антидомом ».
Живущие в антидоме люди, потеряв всякое позитивное восприятие действительности, следуют по пути «неуправляемого и катастрофичного прогресса смерти»: дед Антон ждет смерти, парализованный и никому не нужный, а его внук Антон пытается спрыгнуть с балкона четвертого этажа, чтобы умереть – результат постмодернистских реалий.
Создавая образ Антона младшего, юноши, моего современника, Д. Н. Богославский продолжает исследовать влияние философских и культурных постулатов на развитие юноши, формирования у него подсознательного неприятия постмодернистских тенденций, процветающих в его доме ( антидоме – семье). Антон оказывается жертвой постмодернистского взрослого мира: его одиночество (нет не только родителей, но и друзей), нахождение в ситуации, когда он должен проявлять себя как взрослый человек (возложенная на него ответственность за больного деда, самого себя, так как отец звонит и требует отчета), растерянность, невозможность самому принять решение как взрослому, будучи практически подростком, агрессия, – следствие дефицита внимания и заботы, он привык ждать от окружающего мира обмана, и взрослый мир постоянно оправдывает эти ожидания, Как результат тоска по любви, душевному теплу и вниманию. Отсюда гиперрефлексия в условиях духовного вакуума, девальвация ценностей и норм, а в дальнейшем и самой жизни.
Постмодернистская идеология не дает человеку надежду на будущее. Хаос, разрушение ценностий жизненных целей создает у молодого человека ощущение украденного будущего. Не случайно автор и называет пьесу «А если завтра нет…» Д. Н. Богославский обеспокоен судьбой молодого поколения в современной действительности. Он ищет выход из замкнутого круга постмодернистских реалий. Дворник Василий, человек другого времени с другими ценностями, указывает путь выхода из тупика, в котором оказался Антон. Он нарушает все постмодернистские установки, закрепившиеся в реалиях жизни Антона. Не дает ему оставаться одному, подолгу беседует с ним, возвращая его к принятию общечеловеческих ценностей:
Жизненное целеполагание для человека - необходимость, а не устаревшее понятие - утверждает автор и его герой дворник Василий. В монологах героя автор показывает мучительную борьбу в сознании молодого человека между постиндустриальными постулатами, сформулировавшими своими разрушительными реалиями неприятие жизни, стремление к саморазрушению, и традиционными жизненными ценностями, в основе которых лежит ценнность человеческой личности. Так происходит в сознании героя поворот от постомодернистского взгляда на жизнь к объективному восприятию реальности, к пониманию необходимости целеполагания .
Общение с дворником Василием, восстанавливающим в сознании главного героя объективный взгляд на реальность, меняет мировоззрение юноши, возвращая в его сознание традиционные ценности и мысли о необходимости поиска своей жизненной цели, своего пути, а также важности семейных традиционных отношений.
В постановке пьесы Д.Н. Богославского «А если завтра нет…» на сцене Калининградского областного драматического театра петербургский режиссер Александр Серенко с помощью специальных драматургических приемов создает символические образы, основанные на постмодернистском влиянии: образ дома, образ отца, и др. Это дает возможность режиссеру подвести зрителя к мысли о разрушительном влиянии постмодернистских тенденций, которые все сильнее проникают в нашу современную жизнь, и необходимости противостояния этим тенденциям. В постановке пьесы Д.Н. Богославского «А если завтра нет…» на сцене Калининградского областного драматического театра петербургский режиссер Александр Серенко с помощью специальных драматургических приемов создает символические образы, основанные на постмодернистском влиянии: образ дома, образ отца, и др. Это дает возможность режиссеру подвести зрителя к мысли о разрушительном влиянии постмодернистских тенденций, которые все сильнее проникают в нашу современную жизнь, и необходимости противостояния этим тенденциям
Проследим, с помощью каких драматургических средств режиссер отражает особенности постмодернистских реалий в пьесе? Прежде всего, концепт «дом», точнее « антидом » изображен в декорациях, создающих образ комнаты. Так же, как и в пьесе, на сцене мы видим в комнате только кровать, с лежащим на ней дедом Антона. Сразу привлекает внимание, что на заднем плане осколки стены, словно говорящие о том, что дома, в окружаюещем пространстве не существует . Эти осколки стен дома символизируют те реалии современной нам жизни, где дом не является ни защитой, ни убежищем, ни уютом, ни покоем. Именно в таких мрачных декорациях может возникать мысль о суициде.
Жить в таком доме невозможно. Однако по мере того, как меняется с помощью общения с дворником Василием мировоззрение юноши, стены комнаты начинают постепенно восстанавливаться. Беседа о необходимости заботиться о больном – часть стены восстановлена, сварен борщ Василием для жителей квартиры - появляется еще одна часть стены, на которую крепится фотография Антона. Так режиссер отражает в драматургической постановке разрушительное влияние постмодернистских реалий на жизнь общества, основой которого является семья, дом, общность духовных интересов в доме
В драматургической постановке режиссера Александра Серенко отец появляется на сцене в образе, который соответствует постмодернистским нормам: отсутствие целеполагания у взрослого человека, отсюда и инфантильность поступков, как результат разрыва между действительностью и объективным восприятием ее. В постановке режиссер использует следующий прием в создании образа отца: перед очередным звонком звучит веселая музыка, не соответствующая основному психологическому состоянию героев, из-за ярко освещенной двери появляется загримированный под клоуна отец, среди конфетти, блесток, шума постоянного праздника. У отца нет своего лица. Он в маске. Это говорит об обезличенности субъекта, унифицированном присутствии в жизни.
- изображая современную действительность, автор показывает, какое разрушающее воздействие оказывают философские и культурологические постулаты постмодернизма, проникая в реальную жизнь современного общества и влияя на судьбу молодого поколения. - трансформация традиционного концепта «дом», показанная в пьесе Д. Н. Богославским, приводит в современном обществе к «прогрессу смерти», нивелированию ценности жизни, и как следствие, к мысли о суициде у представителей молодого поколения. - образы, созданные в пьесе автором, несут в себе черты личности, сформированной эпохой постмодернизма: отсутствие целеполагания , разрыв между реальностью и субъективным восприятием действительности, отказ от традиционных ценностей, гиперрефлексия , потеря индивидуальности. - в ходе развития действия автор развенчивает постмодернистские установки, отрицательно влияющие на реальную жизнь людей, возвращая главному герою, подростку Антону, традиционное восприятие жизненных обстоятельств и жизненных установок. - постановка пьесы в Калининградском областном драматическом театре режиссером Александром Серенко с помощью драматургических приемов подчеркивает наличие постмодернистских реалий в пьесе и усиливает изображение негативного влияния постмодернистских постулатов на судьбы наших современников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Управление учебной деятельностью учащихся на уроках математики средствами технологии развития критического мышления в условиях внедрения ФГОС общего образования
Начавшийся плавный переход на федеральные государственные образовательные стандарты в принципе меняет ориентацию педагогов в характере образования - в его направленности, целях, содержании на выявлени...
План самообразования "Проектная деятельность, как средство формирования УУД в условиях внедрения ФГОС."
В настоящее время снижается интерес к предметам .Поэтому возникла проблема: внедрить в образовательный процесс технологии, способы обучения, формы работы, способствующие повышению интереса к пре...
Организация внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС.
Организация внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС....

Современные технологии обучения иностранному языку в условиях внедрения ФГОС Проектная деятельность как средство реализации системно- деятельностного подхода на уроках немецкого языка
Особенности организации проектной деятельности. Особенности органи зации учебного процесса в условиях ФГОС.Место проекта, виды,, требования, этапы работы....

Методическая неделя 2014-2015 "Организация урочной и внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС в основной школе". План.
ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ Сроки: 9 – 16 мартаТема: «Новые формы учебной деятельности в условиях ФГОС ООО»Цель методической недели:- определить уровень владения педагогами новых подходов к об...

Мастер-класс «Методика организации проектно-исследовательской деятельности обучающегося в условиях внедрения ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»
Проект – форма образования, максимально приближенная к практике и предполагающая активную исследовательскую и творческую деятельность, которая нацелена на решение учеником конкретной задач...

выступление «О подходах к организации оценочной деятельности в условиях внедрения ФГОС»
Статья содержит сравнительный анализ системы оценивания традиционной школы и ФГОС. Методы применения самоценки учащихся на уроках и дома(из опыта работы) ...