Методическая разработка по литературе для учащихся 10 класса по теме «Роль сновидений в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»»
методическая разработка по литературе (10 класс)
Методическая разработка на тему «Роль сновидений в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»» предназначена для углубленного анализа и интерпретации ключевых аспектов произведения через призму сновидений. Материал создан для учащихся 10 класса.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 593.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по литературе для учащихся 10 класса
по теме «Роль сновидений в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»»
Конспект урока
Класс: 10
Учебный предмет: Литература
Учебник: Лебедев Ю.В. Литература (в двух частях), 10 класс. Базовый уровень. Часть 2. Изд. «Просвещение», 2024 г.
Учитель: Абрамова Анна Валерьевна
Тема урока: Роль сновидений в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: компьютер; медиапроектор и мультимедийный экран для демонстрации видеофрагмента и презентации; раздаточный материал (рабочие листы и распечатки с содержанием необходимых глав для работы в группе).
Цель урока: выявить роль сновидений в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
Задачи урока:
- Образовательные: определить функцию и значение сновидений в романе «Война и мир», проанализировать конкретные сны героев и их связь с развитием сюжета и внутренним миром персонажей.
- Развивающие: развивать навыки аналитического чтения, интерпретации художественного текста, умение выделять главное, сравнивать и сопоставлять, формулировать и аргументировать свою точку зрения.
- Воспитательные: формировать коммуникативные умения, воспитать духовно-нравственных ценностей на основе анализа внутреннего мира героев романа.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование ценностного отношения к литературе как искусству слова и одному из способов познания мира и человека; осознание важности духовного самосовершенствования, стремления к самопознанию и саморазвитию; оценка поступков героев романа с позиций общечеловеческих нравственных ценностей; формирование эмпатии и сопереживания к героям, понимание сложности и противоречивости человеческой натуры.
Предметные: знание содержания и понимание ключевых эпизодов романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», связанных со сновидениями персонажей; понимание функций сновидений как литературного приема; осознание взаимосвязи между литературным и духовно-нравственным развитием личности.
Метапредметные:
Познавательные УУД: уметь анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать информацию; иметь навык строить логические рассуждения, делать выводы; уметь формулировать вопросы, гипотезы; обладать умением находить в тексте романа информацию, необходимую для анализа сновидений героев; иметь навык преобразовывать информацию из одной формы в другую (например, представлять анализ сна в виде схемы или таблицы).
Коммуникативные УУД: владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой работе на уроках литературы; обладать навыками эффективной работы в группе (распределять роли, координировать действия); быть способными вести дискуссию, аргументировано защищать свою точку зрения, находить компромиссы и ясно выражать свои мысли при анализе литературного произведения.
Регулятивные УУД: владеть навыками четко формулировать цели и задачи урока; быть способными организовывать свою работу на уроке, определять последовательность действий; обладать умением рационально использовать время, выделенное на выполнение задания; оценивать приобретённый опыт с учётом литературных знаний.
ХОД УРОКА
№ | Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
1 | Организацион-ный этап | Приветствует обучающихся | Приветствуют педагога. Проверяют готовность к уроку. |
2 | Мотивация к учебной деятельности | - Давайте посмотрим два видеофрагмента. Включить фрагменты из фильма «Евгений Онегин», в котором показывается сон Татьяны Лариной; фрагмент из фильма «Обломов», где показывается сон Обломова. - Как вы думаете, что объединяет все эти просмотренные эпизоды? | Обучающиеся просматривают фрагмент к/ф и м/ф, отвечают на вопрос учителя. |
3 | Актуализация ранее приобретенных знаний | - Что такое сновидение? Как часто вам снятся сны? Какова роль сновидений в жизни человека? - Действительно, сон – это периодически возникающее состояние покоя, характеризующееся выключением сознания и снижением нервной системы. Сны зачастую представляют собой зашифрованные послания бессознательного, отражающие подавленные желания и страхи человека. - В каких произведениях вы встречались с использованием сновидений? Кому из героев снились сны? (Сон Гринева в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка», сон Митрованушки в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», сон Катерины в драме А.Н. Островского «Гроза», сны Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. |
4 | Целеполагание | - Сегодняшний урок будет посвящен анализу романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», в ходе которого мы рассмотрим функциональное значение сновидений в структуре произведения. - Как вы думаете, что мы должны сделать, чтобы понять роль сновидений? (Прочитать отрывок сновидения героя, определить его значение, указать функцию сновидения). | Выдвигают предположения, отвечая на вопрос. |
5 | Открытие нового знания | - Давайте подумаем, что такое сон в литературе? - Действительно, сон – это не просто физиологическое состояние покоя, но и важный художественный прием, который писатели используют для раскрытия внутреннего мира героев, выражения их подсознательных желаний, страхов и предчувствий. Авторы используют сны для создания символических образов и метафор, обогащающих содержание произведения. Сновидения позволяют увидеть читателю скрытые стороны личности героя, его страхи, надежды и внутренние конфликты. Существует такая междисциплинарная область, как онейропоэтика, которая изучает то, как сны представлены в литературных произведениях, какие функции они выполняют и какое влияние оказывают на личность героя и развитие сюжета. - Как вы думаете, как называют людей, которые изучают значения сновидений? (Онейролог – специалист, который занимается толкованием сновидений). - Запишем определение сна в рабочий лист. (Сон – это не просто физиологическое состояние покоя, но и важный художественный прием, который писатели используют для раскрытия внутреннего мира героев, выражения их подсознательных желаний, страхов и предчувствий). - Теперь разберемся, какие бывают функции сновидений. На слайде представлены несколько функций, вам необходимо определить, какие функции относятся к функциям сновидений. (Функции сновидений: 1. психологическая, 2. символическая, 3. атмосферная, 4. сюжетообразующая, 5. когнитивная, 6. интертекстуальная). - Как вы думаете, в чем заключаются эти функции? (1. Психологическая – раскрывает внутренний мир персонажей, их страхи, желания и подсознательные импульсы, 2. символическая – представляет собой метафору или аллегорию, через которую автор передает важные идеи и концепции. Может символизировать внутренние конфликты, социальные проблемы или даже глобальные философские вопросы, 3. атмосферная – усиливает ощущение загадочности, таинственности, комичности или тревоги. Может вводить читателя в мир грез и иллюзий, размывать границы между реальным и воображаемым, 4. сюжетообразующая – становится катализатором событий или поворотным моментом в сюжете. Может служить средством перехода от одного этапа развития истории к другому, либо указывать на изменения в сознании или поведении персонажа, 5. когнитивная – способствует когнитивному развитию персонажа, помогая ему лучше понять самого себя и окружающий мир. Сновидения могут стать источником озарения, открывающего новые перспективы или предлагая решения проблем, 6. интертекстуальная – устанавливает связь между различными произведениями или культурными традициями. Сны могут отсылать к мифологическим мотивам, библейским историям или другим литературным источникам, обогащая произведение дополнительными смысловыми уровнями). - Запишем функции сновидений в рабочий лист. - Давайте вспомним, чьи сновидения мы можем с вами увидеть в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». (Пьера Безухова, Андрей Болконского, детские сны Пети Ростова и Николеньки Болконского). - Теперь давайте представим себя онейрологами, Вам необходимо разбиться на три группы (по рядам). Первая группа будет анализировать сновидения Пьера Безухова (2 том, 3 часть, 10 глава; 3 том, 3 часть, 9 глав), вторая группа – видения Андрея Болконского (1 том, 2 часть, 10 глава; 4 том, 1 часть, 16 глава), третья группа – детские грезы Пети Ростова и Николеньки Болконского (4 том, 3 часть, 10 глава; эпилог, 1 часть, 16 глава). Каждая группа читает по два отрывка со сновидениями героя, анализирует их значение и определяет функцию. Также вы можете воспользоваться учебником по литературе, где анализируется жизненный путь и становление личности героев через их мысли, идеи и поступки с конкретными примерами из текста. Затем мы проверяем то, что у вас получилось, вместе анализируем оставшиеся 4 сновидения героев и заполняем таблицу в рабочем листе. (Всего в произведении 10 снов: 6 – учащиеся анализируют сами, оставшиеся 4 – вместе с учителем). - Давайте проверим, что у вас получилось. (Заполненная таблица в приложении А). | Отвечают на вопросы учителя, заполняют рабочие листы. Работа с текстом в группах, обсуждение выводов, заполнение таблицы в рабочем листе. |
6 | Применение и закрепление знаний | - Давайте повторим то, что мы сегодня изучили на уроке. - Что такое сновидение? - Как называется наука, которая изучает значение сновидений? - Сколько вы узнали функций сновидений? Перечислите. - Сколько всего сновидений в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»? Кто из героев видит эти сновидения? | Ученики отвечают на вопросы учителя. |
7 | Подведение итогов. Рефлексия | - Таким образом, сновидения играют важную роль в нашей жизни. Сны не только помогают нашему организму восполнить силы, но и позволяют увидеть свои скрытые стороны, узнать о своих истинных желаниях и страхах. В литературе с помощью сновидений мы можем лучше узнать героев, понять их скрытые мотивы и глубокие душевные переживания. - Изменилось ли ваше отношение к снам после этого урока? Вспомните свое сновидение, которое вам запомнилось больше всего, и попробуйте его проанализировать, используя знания, полученные на уроке. - Оцените по шкале от 1 до 10, насколько полезным был для вас этот урок (1 – совсем не полезно, 10 – очень полезно). | Учащиеся размышляют над своими сновидениями, отвечают на вопрос учителя, оценивают урок по «Шкале полезности». |
8 | Домашнее задание | - Напишите сочинение на одну из предложенных тем: 1. «Сон, которого не было: что приснилось бы Наташе Ростовой?», 2. «Роль Платона Каратаева в сновидениях Пьера Безухова», 3. «Два взгляда на мир во сне: в чем схожи и в чем различны сновидения Пьера Безухова и Андрей Болконского?», 4. «Сон сквозь века: что приснилось бы Пьеру Безухову, если бы он жил в XXI веке? (можно взять любого героя)». | Запись домашнего задания в дневник. |
Рабочие листы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ НА ТЕМУ «ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИЯ»
Занятие может быть проведено в рамках психопрофилактической деятельности школьного педагога-психолога, как тематический классный час, как мероприятие внеучебной деятельности или как часть урока ...

Методическая разработка по литературе (9 класс) по теме: "Знаете ли вы роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" ?"
Контрольная работа по литературе состоит из тридцати вопросов, проверяющих знания учащимися 9 классов текста романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Данная работа может быть предложена учащимся на уроке...

Методическая разработка по литературе. Урок – семинар « Мысль народная» и воля истории в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» 10 класс
В помощь учителям литературы при изучении романа "Война и мир"....

Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка
Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....
Методическая разработка урока Изобразительного искусства 5 классапо теме "Единство формы и декора в игрушках"
Урок составлен по программе Неменского на примере Дымковской росписи....
Методическая разработка урока литературы в 8классе на тему: "Человек на войне. Особенности русского национального характера"(По рассказу А.Н.Толстого "Русский характер"
Урок разработан к 80-летию Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне.Есть элементы интеграции с историей. Представлена презентация...
Рабочие листы по литературе для учащихся 10 класса по теме «Роль сновидений в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»»
Рабочие листы на тему "Роль сновидений в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" предназначены для углубленного анализа и интерпретации ключевых аспектов произведения через призму сно...