Методическая разработка по литературе для учащихся 10 класса по теме «Роль сновидений в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»»
методическая разработка по литературе (10 класс)

Методическая разработка на тему «Роль сновидений в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»» предназначена для углубленного анализа и интерпретации ключевых аспектов произведения через призму сновидений. Материал создан для учащихся 10 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_snovideniy_v_romane-epopee_l.n._tolstogo_voyna_i_mir.docx593.91 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по литературе для учащихся 10 класса

по теме «Роль сновидений в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»»

Конспект урока

Класс: 10

Учебный предмет: Литература

Учебник: Лебедев Ю.В. Литература (в двух частях), 10 класс. Базовый уровень. Часть 2. Изд. «Просвещение», 2024 г.

Учитель: Абрамова Анна Валерьевна

Тема урока: Роль сновидений в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: компьютер; медиапроектор и мультимедийный экран для демонстрации видеофрагмента и презентации; раздаточный материал (рабочие листы и распечатки с содержанием необходимых глав для работы в группе).

Цель урока: выявить роль сновидений в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».

Задачи урока:

  1. Образовательные: определить функцию и значение сновидений в романе «Война и мир», проанализировать конкретные сны героев и их связь с развитием сюжета и внутренним миром персонажей.
  2. Развивающие: развивать навыки аналитического чтения, интерпретации художественного текста, умение выделять главное, сравнивать и сопоставлять, формулировать и аргументировать свою точку зрения.
  3. Воспитательные: формировать коммуникативные умения, воспитать духовно-нравственных ценностей на основе анализа внутреннего мира героев романа.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование ценностного отношения к литературе как искусству слова и одному из способов познания мира и человека; осознание важности духовного самосовершенствования, стремления к самопознанию и саморазвитию; оценка поступков героев романа с позиций общечеловеческих нравственных ценностей; формирование эмпатии и сопереживания к героям, понимание сложности и противоречивости человеческой натуры.

Предметные: знание содержания и понимание ключевых эпизодов романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», связанных со сновидениями персонажей; понимание функций сновидений как литературного приема; осознание взаимосвязи между литературным и духовно-нравственным развитием личности.

Метапредметные:

Познавательные УУД: уметь анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать информацию; иметь навык строить логические рассуждения, делать выводы; уметь формулировать вопросы, гипотезы; обладать умением находить в тексте романа информацию, необходимую для анализа сновидений героев; иметь навык преобразовывать информацию из одной формы в другую (например, представлять анализ сна в виде схемы или таблицы).

Коммуникативные УУД: владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой работе на уроках литературы; обладать навыками эффективной работы в группе (распределять роли, координировать действия); быть способными вести дискуссию, аргументировано защищать свою точку зрения, находить компромиссы и ясно выражать свои мысли при анализе литературного произведения.

Регулятивные УУД: владеть навыками четко формулировать цели и задачи урока; быть способными организовывать свою работу на уроке, определять последовательность действий; обладать умением рационально использовать время, выделенное на выполнение задания; оценивать приобретённый опыт с учётом литературных знаний.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1

Организацион-ный этап

Приветствует обучающихся

Приветствуют педагога.

Проверяют готовность к уроку.

2

Мотивация к учебной деятельности

- Давайте посмотрим два видеофрагмента.

Включить фрагменты из фильма «Евгений Онегин», в котором показывается сон Татьяны Лариной; фрагмент из фильма «Обломов», где показывается сон Обломова.

- Как вы думаете, что объединяет все эти просмотренные эпизоды?

Обучающиеся просматривают фрагмент к/ф и м/ф, отвечают на вопрос учителя.

3

Актуализация ранее приобретенных знаний

- Что такое сновидение? Как часто вам снятся сны? Какова роль сновидений в жизни человека?

- Действительно, сон – это периодически возникающее состояние покоя, характеризующееся выключением сознания и снижением нервной системы. Сны зачастую представляют собой зашифрованные послания бессознательного, отражающие подавленные желания и страхи человека.

- В каких произведениях вы встречались с использованием сновидений? Кому из героев снились сны?

(Сон Гринева в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка», сон Митрованушки в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», сон Катерины в драме А.Н. Островского «Гроза», сны Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.

4

Целеполагание

- Сегодняшний урок будет посвящен анализу романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», в ходе которого мы рассмотрим функциональное значение сновидений в структуре произведения.

- Как вы думаете, что мы должны сделать, чтобы понять роль сновидений?

(Прочитать отрывок сновидения героя, определить его значение, указать функцию сновидения).

Выдвигают предположения, отвечая на вопрос.

5

Открытие нового знания

- Давайте подумаем, что такое сон в литературе?

- Действительно, сон – это не просто физиологическое состояние покоя, но и важный художественный прием, который писатели используют для раскрытия внутреннего мира героев, выражения их подсознательных желаний, страхов и предчувствий. Авторы используют сны для создания символических образов и метафор, обогащающих содержание произведения. Сновидения позволяют увидеть читателю скрытые стороны личности героя, его страхи, надежды и внутренние конфликты. Существует такая междисциплинарная область, как онейропоэтика, которая изучает то, как сны представлены в литературных произведениях, какие функции они выполняют и какое влияние оказывают на личность героя и развитие сюжета.

- Как вы думаете, как называют людей, которые изучают значения сновидений?

(Онейролог – специалист, который занимается толкованием сновидений).

- Запишем определение сна в рабочий лист.

(Сон – это не просто физиологическое состояние покоя, но и важный художественный прием, который писатели используют для раскрытия внутреннего мира героев, выражения их подсознательных желаний, страхов и предчувствий).

- Теперь разберемся, какие бывают функции сновидений.

На слайде представлены несколько функций, вам необходимо определить, какие функции относятся к функциям сновидений.

(Функции сновидений:

1. психологическая,

2. символическая,

3. атмосферная,

4. сюжетообразующая,

5. когнитивная,

6. интертекстуальная).

- Как вы думаете, в чем заключаются эти функции?

(1. Психологическая – раскрывает внутренний мир персонажей, их страхи, желания и подсознательные импульсы,

2. символическая – представляет собой метафору или аллегорию, через которую автор передает важные идеи и концепции. Может символизировать внутренние конфликты, социальные проблемы или даже глобальные философские вопросы,

3. атмосферная – усиливает ощущение загадочности, таинственности, комичности или тревоги. Может вводить читателя в мир грез и иллюзий, размывать границы между реальным и воображаемым,

4. сюжетообразующая – становится катализатором событий или поворотным моментом в сюжете. Может служить средством перехода от одного этапа развития истории к другому, либо указывать на изменения в сознании или поведении персонажа,

5. когнитивная – способствует когнитивному развитию персонажа, помогая ему лучше понять самого себя и окружающий мир. Сновидения могут стать источником озарения, открывающего новые перспективы или предлагая решения проблем,

6. интертекстуальная – устанавливает связь между различными произведениями или культурными традициями. Сны могут отсылать к мифологическим мотивам, библейским историям или другим литературным источникам, обогащая произведение дополнительными смысловыми уровнями).

- Запишем функции сновидений в рабочий лист.

- Давайте вспомним, чьи сновидения мы можем с вами увидеть в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».

(Пьера Безухова, Андрей Болконского, детские сны Пети Ростова и Николеньки Болконского).

- Теперь давайте представим себя онейрологами, Вам необходимо разбиться на три группы (по рядам). Первая группа будет анализировать сновидения Пьера Безухова (2 том, 3 часть, 10 глава; 3 том, 3 часть, 9 глав), вторая группа – видения Андрея Болконского (1 том, 2 часть, 10 глава; 4 том, 1 часть, 16 глава), третья группа – детские грезы Пети Ростова и Николеньки Болконского (4 том, 3 часть, 10 глава; эпилог, 1 часть, 16 глава).

Каждая группа читает по два отрывка со сновидениями героя, анализирует их значение и определяет функцию. Также вы можете воспользоваться учебником по литературе, где анализируется жизненный путь и становление личности героев через их мысли, идеи и поступки с конкретными примерами из текста. Затем мы проверяем то, что у вас получилось, вместе анализируем оставшиеся 4 сновидения героев и заполняем таблицу в рабочем листе.

(Всего в произведении 10 снов: 6 – учащиеся анализируют сами, оставшиеся 4 – вместе с учителем).

- Давайте проверим, что у вас получилось.

(Заполненная таблица в приложении А).

Отвечают на вопросы учителя, заполняют рабочие листы. Работа с текстом в группах, обсуждение выводов, заполнение таблицы в рабочем листе.

6

Применение и закрепление знаний

- Давайте повторим то, что мы сегодня изучили на уроке.

- Что такое сновидение?

- Как называется наука, которая изучает значение сновидений?

- Сколько вы узнали функций сновидений? Перечислите.

- Сколько всего сновидений в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»? Кто из героев видит эти сновидения?

Ученики отвечают на вопросы учителя.

7

Подведение итогов. Рефлексия

- Таким образом, сновидения играют важную роль в нашей жизни. Сны не только помогают нашему организму восполнить силы, но и позволяют увидеть свои скрытые стороны, узнать о своих истинных желаниях и страхах. В литературе с помощью сновидений мы можем лучше узнать героев, понять их скрытые мотивы и глубокие душевные переживания.

- Изменилось ли ваше отношение к снам после этого урока? Вспомните свое сновидение, которое вам запомнилось больше всего, и попробуйте его проанализировать, используя знания, полученные на уроке.

- Оцените по шкале от 1 до 10, насколько полезным был для вас этот урок (1 – совсем не полезно, 10 – очень полезно).

Учащиеся размышляют над своими сновидениями, отвечают на вопрос учителя, оценивают урок по «Шкале полезности».

8

Домашнее задание

- Напишите сочинение на одну из предложенных тем:

1. «Сон, которого не было: что приснилось бы Наташе Ростовой?»,

2. «Роль Платона Каратаева в сновидениях Пьера Безухова»,

3. «Два взгляда на мир во сне: в чем схожи и в чем различны сновидения Пьера Безухова и Андрей Болконского?»,

4. «Сон сквозь века: что приснилось бы Пьеру Безухову, если бы он жил в XXI веке? (можно взять любого героя)».

Запись домашнего задания в дневник.

Рабочие листы

C:\Users\Профи\Desktop\ВКР рабочие листы\рабочий лист

C:\Users\Профи\Desktop\ВКР рабочие листы\рабочий лист

C:\Users\Профи\Desktop\ВКР рабочие листы\выполненный рабочий лист

C:\Users\Профи\Desktop\ВКР рабочие листы\выполненный рабочий лист


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ НА ТЕМУ «ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИЯ»

Занятие может быть проведено в рамках психопрофилактической деятельности школьного педагога-психолога, как тематический классный час, как мероприятие внеучебной деятельности или как часть урока ...

Методическая разработка по литературе (9 класс) по теме: "Знаете ли вы роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" ?"

Контрольная работа по литературе состоит из тридцати вопросов, проверяющих знания учащимися 9 классов текста романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Данная работа может быть предложена учащимся на уроке...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка

Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....

Методическая разработка урока литературы в 8классе на тему: "Человек на войне. Особенности русского национального характера"(По рассказу А.Н.Толстого "Русский характер"

Урок разработан к 80-летию Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне.Есть элементы интеграции с историей. Представлена презентация...

Рабочие листы по литературе для учащихся 10 класса по теме «Роль сновидений в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»»

Рабочие листы на тему "Роль сновидений в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" предназначены для углубленного анализа и интерпретации ключевых аспектов произведения через призму сно...