Урок литературы по технологии проблемного обучения по повести Бэла Лермонтова М.Ю. Печорин - странный человек
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Урок литературы по технологии проблемного обучения по повести Бэла Лермонтова М.Ю. Печорин - странный человек
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОБУ «Краснополянская ООШ» Урок литературы
по технологии проблемного обучения
в 9-м классе по повести М.Ю. Лермонтова «Бэла»
« Печорин – «странный человек». Разработала учитель русского языка и литературы
Федянина Э.И. 2023 |
Урок литературы в 9-м классе по повести М.Ю. Лермонтова «Бэла».
Печорин – «странный человек».
Тип урока: проблемный.
Цели урока: 1.Посредством приемов проблемного обучения помочь учащимся понять психологическое богатство лермонтовской прозы; проследить по тексту, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина, помочь понять трагедию талантливой личности.
2. Содействовать развитию коммуникативных свойств речи, навыков монологической речи; создать условия для развития умения анализировать, выделять главное, сравнивать, отстаивать свои взгляды.
3. Способствовать развитию сочувствия и сопереживания, уверенности в своих силах, ответственности за себя и других в совместной групповой работе.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Вся художественная структура романа “Герой нашего времени” построена так, чтобы осветить главного героя – Григория Александровича Печорина – с разных точек зрения. Раскрывая внутренний мир героя, автор убеждает: “История души человеческой… едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа”. Каков же на самом деле герой: злой гений или жертва общества? На это вопрос, безусловно, неоднозначный, нам предстоит ответить в течение урока. Сам Печорин неоднократно говорит о своей двойственности. С одной стороны, автор показывает его ущербным, лишенным доброты и человечности, с другой – мужественным, пылким, сочувственно относящимся к людям человеком.
А каким вы увидели Печорина, прочитав повесть «Бэла»? Поделитесь своими впечатлениями.
(Лермонтов рисует историю Бэлы многогранно, описывает ее глазами разных героев. Хотелось бы разобраться в этой трагической истории любви и смерти молодой девушки и понять, какую роль играл Печорин в судьбе героев повести. Его любовь была искренней или это был каприз избалованного сердца?)
Тема. Печорин - странный человек: вмешиваясь в судьбы людей, сам остается закрытым, непонятным. Поступки главного героя не может объяснить даже Максим Максимыч, близкий друг.
Постановка проблемы. Почему Печорин остается загадкой для других?
В чем его странность, непохожесть? Как она сказывается на других?
Почему он несчастлив? В чем причины его несчастья?
На сегодняшнем уроке, работая в группах, мы постараемся ответить на эти вопросы. Внимательно прочитайте задания карточек.
Обсудите в группе ответы. Подготовьтесь к выступлению.
Составьте вывод (под запись) о том, каким видят Печорина окружающие.
На работу в группах 5 минут.
Карточка 1 группы.
1.Кто такой Азамат?
2. Почему «преупрямый мальчишка» соглашается на аферу Печорина?
Карточка 2 группы.
1.Кто он такой, этот Казбич?
2. Казбич любит Бэлу. Почему не соглашается на предложение Азамата?
3.Какую роль сыграл Печорин в судьбе горца?
Карточка 3 группы.
1. В чем привлекательность образа Бэлы? Почему даже Максим Максимыч, не любивший азиатов, к ней привязался?
2. Почему Бэла поддалась влиянию Печорина?
3.Какую роль сыграл Печорин в ее судьбе?
Карточка 4 группы.
1. Почему рассказ о любви Печорина автор вложил в уста Максим Максимыча? Можно ли доверять его мнению? Каким Максим Максимыч изображен в повести?
2. Максим Максимыч – сочувствующий свидетель или непосредственный соучастник происходящего?
Карточка 5 группы.
1. Любовь Печорина к Бэле – искреннее чувство или каприз избалованного сердца? Зачем он похищает Бэлу? Почему в итоге не чувствует себя счастливым?
2. Зачитайте исповедь. Печорин объясняет себя как следствие законов времени и своего круга, считает себя достойным сожаления даже больше, чем Бэла. А как вы считаете?
Выступления групп. Побуждающий диалог. Составление схемы.
Выводы:
1. Печорин не способен к дружбе, ему присущ эгоизм, он ни к кому не имеет настоящей привязанности; каждую влекущую к себе жизненную ситуацию он стремится довести до конфликта.
2. Бэлу Печорин насильно вырывает из ее естественной среды и своим эгоизмом приводит ее к смерти.
3. Его душа не способна сочувствовать другой душе, настраиваться в унисон с настроением других. Свободный от дружбы, которая стесняет своими нравственными следами и связями, Печорин отталкивает простодушную доброту Максима Максимыча.
Со всеми ли выводами вы согласны? Дополните данные выводы своими.
Обобщающий проблемный вопрос: «В чем причины несчастья «странного человека»?» Подводящий диалог.
Домашнее задание. Прочитайте главу «Максим Максимыч». Найдите причины отчуждения Печорина и Максима Максимыча.
Рефлексия. Как изменилось ваше отношение к Печорину? Какие открытия, выводы вы сделали для себя после анализа повести «Бэла»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

THE ROLE OF BOOKS IN OUR LIFE (урок с применением технологии проблемного обучения)
Урок разработан для учащихся 7-го класса В (углублённое изучение языка, 4 часа в неделю)УМК “Английский язык” О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой для 7 класса школ с углубленным изучением англи...

Глюкоза-альдегидоспирт.Урок с использованием технологии проблемного обучения.
Дети учатся и в тысячу раз успешнее,если им дают самомтоятельно исследоватьосновы изучаемого материала.Питер Клайн...

Разработка урока с применением технологии проблемного обучения. Урок-дискуссия по теме: "To watch or not to watch TV". (9 класс)
Цель урока: развитие интеллектуальных способностей учащихся при помощи выполнения заданий проблемного типа.Задачи урока: 1) развивать навыки неподготовленной устной речи2) совершенствовать н...

Презентация по ИЗО по теме "Перспектива". Материал для проведения уроков с использованием технологии проблемного обучения (6 класс).
Презентация по ИЗО по теме "Перспектива". Материал для проведения уроков с использованием технологии проблемного обучения (6 класс). Данная презентация подразумевает работу учащихся в пяти творческих ...

Система работы по развитию самостоятельности обучающихся на уроках физики посредством технологии проблемного обучения
Система работы по развитию самостоятельности обучающихся на уроках физики посредством технологии проблемного обучения...

Фрагмент урока с использованием технологии проблемного обучения
Фрагмент урока истории с использованием технологии проблемного обучения...

Система работы по развитию самостоятельности обучающихся на уроках физики посредством технологии проблемного обучения.
Система работы по развитию самостоятельности обучающихся на уроках физики посредством технологии проблемного обучения....
