Литературная гостиная "У микрофона - А. Галич!"
методическая разработка по литературе (10 класс)

Шулбаева Эльвира Николаевна

внеклассное мероприятие по творчеству поэта-барда 20 века

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_mikrofona_galich.docx35.27 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное мероприятие по литературе в 10 кл (16 – 17 лет)

Литературная гостиная «У микрофона – Галич».

Учитель Шулбаева Э.Н.

Цель: знакомство с основными сведениями из биографии и творчества Александра Гинзбурга.

Задачи:

  1. Исследовать архивные материалы, систематизировать полученные сведения.
  2. Подготовить презентацию с использованием аудиоматериалов.
  3. Развивать творческие способности через музыкальные выступления

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание этики публичного выступления, умения декламировать стихотворения; познавательного интереса к отечественной литературе и исторической эпохи государства; эстетическое оформление кабинета;

Регулятивные: формулирование цели занятия в соответствии с темой, принятие предложенного плана работы, анализ конечного результата;

Предметные: расширение литературного кругозора о поэтах – бардах периода «оттепели», знакомство с именами отечественных бардов середины 20 века, с творчеством А. Гинзбурга (псевдоним Галич);

Коммуникативные:  развитие монологической речи и выразительного чтения поэтического текста, умения слушать и оценивать выступления, аргументировать ответы.

Оборудование: мультимедийный проектор, фотографии А. Гинзбурга, гитара.

Педагогические методы, приемы и технологии:

- РКМПЧиП

- Исследовательский метод

- Репродуктивный

- Метод проектов

Ход  мероприятия:

Мозговой штурм: Знакомо ли вам слово «диссидент»? Какие ассоциации вызывает слово?  Кого называют диссидентами? (слайд 1). 

История нашей страны знает эти печальные страницы о диссидентах из числа русской интеллигенции, представителей творческой профессии, политиках и тд.  Александр Гинзбург  из их числа. (слайд 2) Он писал многие произведения под псевдонимом Галич. Фильмы по его сценариям пользовались большой популярностью у советских зрителей. Но, несмотря на успех некоторых произведений, многие работы Галича были под запретом. Свое недовольство властью писатель начал выражать в авторских песнях — театральных, красочных, с яркими образами. Итак, знакомьтесь:    У микрофона – Галич!

Выступления учащихся:

1 группа: Александр Гинзбург родился 19 октября 1918 года. (слайд 3) Когда мальчику исполнилось два года, семья переехала из Екатеринослава (сегодня Днепр, Днепропетровская область, Украина) в Севастополь​, а еще через три года — в Москву​. Еще школьником Александр Гинзбург написал свое первое стихотворение — «Мир в рупоре» (слайд 4), которое опубликовали в газете «Пионерская правда». В 1933 году Александр Гинзбург окончил девятый класс. Он никак не мог определиться — стать ему писателем или артистом, и поэтому поступил сразу в Литературный институт и в Оперно-драматическую студию Константина Станиславского​. В итоге бросил Литинститут: сцена привлекала его больше, — но стихи​ писать не перестал. (слайд 5) Подготовленный ученик читает это стихотворение.

2 группа: В 1939 году Александр Гинзбург поступил в театральную студию Алексея Арбузова и Валентина Плучека (слайд 6)​.  Первый спектакль студии прошел по пьесе «Город на заре», соавтором которой стал Александр Гинзбург. Он же сыграл комсорга стройки и написал песни для постановки — это был его дебют в драматургии. (слайд 7)

Началась Великая Отечественная война​.

На фронт Александр Гинзбург не попал по состоянию здоровья. Он отправился на Северный Кавказ​.  Сначала остановился в Грозном​, где несколько месяцев проработал в драматическом театре и выступал в госпиталях со своими песнями. Затем перебрался в город Чирчик под Ташкентом, куда приехала большая часть актеров арбузовского театра.

Во время войны Гинзбург сочинял стихи и песни, комедии и короткие пьесы. В конце 1942 года вышел его сборник «Мальчики и девочки» из восьми стихотворений о жестокости войны. (слайд 8) Аудиозапись «Солдатик»

3 группа: Осознав, что настоящего актёрского таланта у него нет, Александр Гинзбург сосредоточился на драматургии. Начиная с 1945 года, из-под его пера вышли популярные пьесы «Вас вызывает Таймыр», «За час до рассвета», «Пароход зовут «Орлёнок»», киносценарии к фильмам «Верные друзья» (слайд 9), «Дайте жалобную книгу», «Третья молодость», «Бегущая по волнам» и другим. В 1946 году Александр Гинзбург принял псевдоним «Галич», составленный из частей фамилии, имени и отчества, под которым и получил широкую известность. (слайд 6) Кадр из фильма «Верные друзья». Исполнение песни учащимися под гитару.

4 группа: Карьера Александра Галича развивалась весьма успешно: он оказался востребован в театре и кино (слайд 10), в 1955 году стал членом Союза писателей СССР, а в 1957 году – членом Союза кинематографистов. Несмотря на запрет пьесы «Матросская тишина» в 1958 году, другие его произведения регулярно ставились на многих сценах, а сам он неоднократно выезжал за границу, что по тем временам придавало высокий общественный статус и говорило о высоком доверии властей. (слайд 11)

Переломным для Галича стал 1961 год, когда он написал бардовскую песню «Леночка» о современной золушке в милицейских погонах. Найденная улично-бытовая интонация стала основой для дальнейшего творчества, и биографию Александра Галича можно чётко разделить на «до» и «после» написания этой песни. Внутренняя эволюция привела его к решению отказаться от внешнего благополучия ради «правды слова». Аудиозапись стихотворения  «Леночка» (слайд 12)

5 группа: Вскоре появились другие песни, в которых отразились беды и надежды обыкновенных людей, трагические воспоминания о войне и эпохе террора, пустота современного автору общества. Благодаря любительским магнитофонным записям песни Галича, исполняемые в узком кругу друзей под гитару (слайд 13), быстро разошлись в кругу столичной интеллигенции. Он начал выступать на публичных мероприятиях – на слёте авторской песни в Петушках в 1967 году, на фестивале бардов в новосибирском Академгородке в 1968 году. На последнем Галич имел особенно большой успех – ему рукоплескал весь зал, по итогам конкурса он получил гран-при. (слайд 14). Выступление чтеца со стихотворением   «Облака плывут» 

6 группа: В то же самое время песенное творчество Галича попало под пристальное внимание КГБ, последовали негласные запреты и ограничения на возможность работы в качестве сценариста. В 1970 году тексты его песен стали ещё смелее по отношению к власти. В декабре 1971 году мятежного барда исключили из Союза писателей, а затем из Союза кинематографистов. (слайд 15) Галич перенёс несколько инфарктов, условия его жизни и работы в СССР стали невыносимыми.          (слайд 9) стих «Промолчи». Кадр из фильма «Любовь с привилегиями». Исполнение песни.

В июле 1974 году поэт вынужденно покинул страну по израильской визе, но поселился в Мюнхене (ФРГ). Здесь он работал на радио «Свобода» (слайд 16), посещая с концертами авторской песни США, Израиль, Швейцарию, Бельгию и другие страны. В 1976 году Галич перебрался в Париж, где сотрудничал с эмигрантским издательством «Посев» и работал над романом «Блошиный рынок», не переставая мечтать о возвращении на Родину. Выступление чтеца со стихотворением «Благословенность» (слайд 17)

7 группа: Творчество Александра Галича имеет чёткий «водораздел» от драматурга и сценариста к поэту-барду. Как драматург он создал 13 пьес, большинство которых имели большой успех, как сценарист написал сценарии для 14 художественных и мультипликационных фильмов, тоже полюбившиеся  зрителям. Лучшей своей пьесой сам Галич считал «Матросскую тишину» (слайд 18), написанную в 1958 году и запрещённую на стадии генеральной репетиции в театре «Современник», а вот всему остальному   он не придавал большого значения. (слайд 19). Чтец со стихотворением «Я выбираю свободу» Только в авторской песне поэт нашёл свой голос, смог выразиться. Песни Александра Галича, число которых близко к 300, стали «малой советской энциклопедией» - настолько разнообразно представлены в них людские характеры и жизненные ситуации (слайд 20). Галич писал о судьбах погибших и выживших солдат, о культе личности и ГУЛаге, о быте непримечательных рабочих и служащих.  Главный нравственный посыл творчества Александра Галича – противостояние личности режиму. В своих песнях он тосковал по идеалу, верил в добро и правду, обличал бездушие государства. (Слайд 21). Аудиозапись «Это время свободно»

Заключительное слово учителя: В 1974 году Александр Галич эмигрировал. Первым его убежищем стала Норвегия, затем писатель переехал в Мюнхен. За границей Галич вступил в политическую организацию русских эмигрантов и публиковал свои произведения. Некоторое время литератор работал на радиостанции «Свобода». В 1976 году Александр Галич перебрался в Париж, а в 1977 году его не стало. Похоронили писателя на русском православном кладбище в Сент-Женевьев де Буа​ под Парижем. (слайд 22)

Беседа – обобщение:

 Почему А. Галич попал в диссиденты?

Какие из услышанных его произведений  доказывают обличительный характер его произведений?

Какие факты биографии и творчества вам запомнились? Что именно привлекло?

Современен ли Галич сегодня?

Рефлексия:

На смайлах, разложенных на столе,  оцените мероприятие с точки зрения новизны и  познавательности.

Спасибо за участие!

Апрельской ночью Леночка Стояла на посту.
Красоточка-шатеночка Стояла на посту.
Прекрасная и гордая, Заметна за версту, У выезда из города Стояла на посту.

Судьба милиционерская — Ругайся цельный день,
Хоть скромная,хоть дерзкая — Ругайся цельный день.
Гулять бы ей с подругами И нюхать бы сирень! А надо с шоферюгами Ругаться цельный день

Как вдруг она заметила — Огни летят, огни,
К Москве из Шереметьева Огни летят, огни.
Ревут сирены зычные, Прохожий — ни-ни-ни! На Лену заграничные Огни летят,огни!

Как вдруг машина главная Свой замедляет ход.
Хоть и была исправная, Но замедляет ход.
Вокруг охрана стеночкой Из КГБ, но вот
Машина рядом с Леночкой Свой замедляет ход.

А в той машине писаный Красавец-эфиоп,
Глядит на Лену пристально Красавец-эфиоп.
И встав с подушки кремовой, Не промахнуться чтоб,
Бросает хризантему ей Красавец-эфиоп!

А утром мчится нарочный ЦК КПСС
В мотоциклетке марочной ЦК КПСС.
Он машет Лене шляпою, Спешит наперерез —
Пожалте, Л.Потапова, В ЦК КПСС!

Все прямо так и ахнули, Когда она вошла.
И сам красавец царственный, Ахмет Али-Паша
Воскликнул — вот так здравствуйте! — Когда она вошла.
И вскоре нашу Леночку Узнал весь белый свет,

Останкинскую девочку Узнал весь белый свет —
Когда, покончив с папою, Стал шахом принц Ахмет,                                                              Шахиню Л.Потапову Узнал весь белый свет!

Мы давно называемся взрослыми И не платим мальчишеству дань.

И за кладом на сказочном острове Не стремимся мы в дальнюю даль.

 Ни в пустыню, ни к полюсу холода, Ни на катере... к этакой матери.

Но поскольку молчание - золото, То и мы, безусловно, старатели.

Промолчи - попадешь в богачи! Промолчи, промолчи, промолчи!

 

И не веря ни сердцу, ни разуму, Для надежности спрятав глаза,

Сколько раз мы молчали по-разному, Но не против, конечно, а за.

Где теперь крикуны и печальники? Отшумели и сгинули смолоду...

 А молчальники вышли в начальники. Потому что молчание - золото.

Промолчи - попадешь в первачи! Промолчи, промолчи, промолчи!

И теперь, когда стали мы первыми, Нас заела речей маята.

Но под всеми словесными перлами Проступает пятном немота.

 Пусть другие кричат от отчаянья, От обиды, от боли, от голода!

Мы-то знаем - доходней молчание, Потому что молчание - золото!

Вот как просто попасть в богачи, Вот как просто попасть в первачи,

 Вот как просто попасть - в палачи: Промолчи, промолчи, промолчи!

Благословенность одиночества!
И тайный хмель, и дождь, и сонность,
И нет — ни имени, ни отчества —
Одна сплошная невесомость!

Благословенность бесприютности —
В — другими — заспанной постели —
Как в музыке, где мерой трудности
Лишь только пальцы овладели.

А то, что истинно, — в брожении,
И замирает у предела,
Где не имеет отношения
Душа — к преображенью тела!..

И в этот день всеобщей низости,
Вранья и жалких междометий,
Прекрасно мне, что Вы поблизости —
За пять шагов, за пять столетий!

Мир в рупоре

Ночь легла, как всегда черна, Как всегда по небу созвездья рассыпав.

И врывался ветер в рамы окна, И за станицей шумели липы.

А он сидел, наклонясь над столом.Он морщил лоб, настойчив и зол,

 Модель росла, и время росло, И груды частей заполняли стол.

Под тонкой ножовкой скрипела жесть, Болтов чугунных упруг зажим,

 Они ложились метрами рельс, Через границы и рубежи,

Они ложились, как медь проводов, Как фонарей станционных огни,

Они ложились, как грохот и кровь, Ударно пульсирующей страны,

Они ложились в упругие шайбы, Скованы твёрдой, настойчивой волей,

Чтоб завтра, туркменка школьница Зайбет Могла услыхать Ленинградца Колю,

 

Чтоб завтра по волнам эфира ринуться,Чтоб завтра греметь им в ответном марше,

Чтоб завтра ударно в год одиннадцатый, Вступила вся пионерия наша.

И он сидел, наклонясь над столом, И ночь росла, и время росло.

Часы топорщили стрелок кончики, В комнате тени легли огромны,

И на столе стоял законченным, Ламповый радиоприёмник.

Облака плывут, облака, Не спеша плывут как в кино,

А я цыпленка ем табака, Я коньячку принял полкило.

Облака плывут в Абакан, Не спеша плывут облака...

Им тепло небось, облакам, А я продрог насквозь, на века

Облака плывут в Абакан, Не спеша плывут облака

Им тепло небось, облакам, А я продрог насквозь, на века

И по этим дням как и я Полстраны сидит в кабаках

И нашей памятью в те края, Облака плывут, облака

Облака плывут, облака, В милый край плывут, в Колыму

И не нужен им адвокат, Им амнистия - ни к чему.

Облака плывут на восход, Им ни пенсии, ни хлопот...

А мне четвертого – перевод И двадцать третьего - перевод.

И по этим дням как и я Полстраны сидит в кабаках

И нашей памятью в те края, Облака плывут, облака

Сердце мое заштопано, В серой пыли виски,
Но я выбираю Свободу, И — свистите по все свистки!

И лопается терпенье, И тысячи три рубак
Вострят, словно финки, перья, Спускают с цепи собак.

Брест и Унгены заперты, Дозоры и там, и тут,
И все меня ждут на Западе, Но только напрасно ждут!

Я выбираю Свободу — Но не из боя, а в бой,
Я выбираю свободу Быть просто самим собой.

И это моя Свобода, Нужны ли слова ясней?!                                                                              И это моя забота — Как мне поладить с ней!

Я выбираю Свободу, Я пью с ней нынче на «ты».
Я выбираю свободу Норильска и Воркуты,

Я выбираю Свободу — Пускай груба и ряба,
А вы — валяйте, по капле выдавливайте раба!

А нам — подставляй корыто, И встанем по всей красе!
Не тайно, не шито-крыто, А чтоб любовались все!

Я выбираю Свободу, И знайте, не я один!
…И мне говорит «свобода»:
— Ну что ж, — говорит, — одевайтесь,
И пройдемте-ка, гражданин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Техника работы с микрофоном

Полезный материал для преподавателей занимающихся эстрадным вокалом....

Музыкальный салон. Песенное творчество бардов А.Галича, В.Высоцкого, Б.Окуджавы

Знакомство учащихся с жанром авторской самодеятельной песни....

Исследовательский проект учащегося (8 класс) «Лексикон учащихся 7-х классов МОУ лицея №3 г. Галича Костромской области»

На сегодняшний день существует проблема «загрязнения родного языка». Подростки засоряют язык, грубо выражая свои мысли. Речь школьников – безлика и стандартна.Работа над данным учебн...

Боярин Владислав Кормиличич и его «вокняжение» в Галиче

В работе рассматривается начало правления Даниила Романовича Галицкого и деятельность боярина Владислава Кормиличича....

Песенное творчество Александра Галича. Уроки в 11 классе

Методическая разработка представляет собой подробное описание хода учебных занятий в 11 классе (2 урока), на которых предметом скрупулезного анализа  являются песни знаменитого барда Александра Г...