Методическая разработка урока литературы "Лира Сергея Есенина"
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Игнатова Мария Юрьевна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС с применением ИКТ-технологий. В основе урока лежит системно-деятельностный подход. Формы и методы работы на уроке интересны и разнообразны. Они позволяют не только формировать предметные знания, умения, навыки, но и создают условия для освоения обучающимися универсальных учебных действий в коммуникативной, познавательной и регулятивной сферах. Структура урока построена таким образом, чтобы привлечь внимание детей (использование возможности нейросети, творческое домашнее задание), развивать интерес и самостоятельность - учиться самим добывать знания, делать выводы (исследования в группах, самостоятельная работа с текстом), доступно преподнести изучаемый материал (представление творческой работы, подача самими детьми дополнительного материала).

Урок проводится в системе уроков по творчеству С.Есенина и предполагает двухчасовое изучение в соответствии с планированием расписания уроков в старших классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka_s.esenin_-_kopiya.docx47.54 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы

Пояснительная записка

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС с применением ИКТ-технологий. В основе урока лежит системно-деятельностный подход. Формы и методы работы на уроке интересны и разнообразны. Они позволяют не только формировать предметные знания, умения, навыки, но и создают условия для освоения обучающимися универсальных учебных действий в коммуникативной, познавательной и регулятивной сферах. Структура урока построена таким образом, чтобы привлечь внимание детей (использование возможности нейросети, творческое домашнее задание), развивать интерес и самостоятельность - учиться самим добывать знания, делать выводы (исследования в группах, самостоятельная работа с текстом), доступно преподнести изучаемый материал (представление творческой работы, подача самими детьми дополнительного материала).

Урок проводится в системе уроков по творчеству С.Есенина и предполагает двухчасовое изучение в соответствии с планированием расписания уроков в старших классах.

Основным методом изучения нового материала является ментальный поэтический портрет. Для того чтобы понять, что же такое ментальный портрет, необходимо обратиться к лексическому значению названия. Портрет в литературе – это раскрытие писателем характеров своих героев и выражение своего идейного отношения к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежда, движения, жесты и манеры. Писатели стремятся максимально красочно и подробно описать своих героев, чтобы увлечь и заинтересовать читателя. Ментальность – это совокупность этнокультурных, общественных навыков и духовных установок, стереотипов.

      Эту концепцию можно взять за основу данного метода, идеей которого является не стандартное предоставление теоретического материала, а вовлечение учащихся в творческий процесс не только посредством проведения практических и самостоятельных работ, сочинений, но и радикально новых методов, одним из которых может быть ментальный поэтический портрет.

        МПП – это, прежде всего, это основанные на уже имеющихся базовых теоретических знаниях задания, цель которых – вовлечь ученика в процесс творчества, ассоциативного мышления, выражение собственного мнения, идейного отношения к героям произведений и самих писателей, и задания должны иметь не столько строгий аналитический характер, сколько творческий, позволяющий ученику выражать свое мнение. Задания могут представлять собой рисунки, изображения - символы, характеризующие на ассоциативном уровне героев, события произведений и даже самих авторов. Это позволяет максимально глубоко вовлечь ученика в творческий процесс и заинтересовать его не только к получению базовых знаний, но и к самообразованию, к дополнительным источникам информации. Ученик должен почувствовать себя участником и даже отчасти соавтором изучаемого произведения, поскольку его творческая работа как бы дополняет, украшает и дает возможность каждому ученику видеть литературное произведение в собственном понимании, собственном видении и представлении.

        Подводя итоги, хочется сказать, что этот метод творческий, и он не должен пресекаться приверженцами стандартных форм обучения.

Тема: «Лира Сергея Есенина»

Класс: 10 классы

Используемая технология: ИКТ-технологии на уроках

Используемые методы: ментальный поэтический портрет, беседа, объяснительно-иллюстративный, метод «Трех М»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма работы: групповая

Цели урока:

формирование у обучающихся представление о С.Есенине как о национальном поэте, горячо любившем свою Родину; раскрытие своеобразия есенинской поэзии, богатства поэтического языка поэта; развитие навыков выразительного чтения и целостного анализа лирики поэта; обогащение словарного запаса обучающихся.

Планируемые результаты:

Личностныеготовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношения к русской литературе.

Предметные: знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной культуры сформированность устойчивого интереса к чтению сформированность навыков анализа литературных произведений;

Метапредметные: умение понимать проблему, структурировать материал, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы, умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Оборудование, дополнительные материалы: нетбуки, проектор, дидактический материал, ватманы, фломастеры, карандаши, сборники стихотворений.

*В качестве материала для анализа можно предложить учащимся стихотворения из программы: «Гой ты, Русь, моя родная...», «Письмо матери», «Собаке Качалова», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Я последний поэт деревни…», «Русь Советская», «Низкий дом с голубыми ставнями...». Также учащиеся по своему усмотрению могут выбрать другие стихотворения, отражающие тему родины, любви, философскую лирику.

Технологическая карта

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

Приветствие, организация внимания

Включаются в деловой ритм урока.

Формулирование темы урока, постановка цели и задач урока.

Просмотр видеоклипа

Учитель демонстрирует на экране клип  стихотворения С. Есенина

«Жизнь — обман с чарующей тоскою», написанное в 1925 году (видеоролик сгенерирован нейоросетью)

https://yandex.ru/video/preview/5364235828793685963

Учитель просит сформулировать тему урока творчески, обозначить  цели, задачи.

Учащиеся формулирую тему, цели и задачи.

Примерные темы урока:

«А душу ль можно рассказать?»

«Знакомый ваш Сергей Есенин»

«И нет конца есенинскому чуду»

«Пел не голосом, а кровью сердца»

«Лира Сергея Есенина»

Актуализация знаний

Взаимоопрос.

Учитель предлагает учащимся в течение двух минут составить три вопроса о творчестве и биографии Сергея Есенина, опираясь на знания, полученные на предыдущих уроках, затем в режиме взаимоопроса учащиеся задают друг другу вопросы. Вопросы повторяться не должны. Желательно, чтобы охват был максимальный, т.е. ученики не выбирали одного и того же ребенка два раза.

Учащиеся составляют три вопроса по творчеству и биографии Сергея Есенина и затем задают их друг другу, называя учащегося, которому адресован вопрос. Далее этот учащийся свой вопрос адресует другому ученику и т.д.

Первичное усвоение новых знаний

Учитель читает стихотворение (желательно наизусть)

В этом имени - слово есень,

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нём от русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Синь берёз и синь рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней грусти,

Юности и чистоты…

Только скажут: Сергей Есенин,

Всей России встают черты.

Ребята, как вы думаете, какие темы характерны для творчества Есенина, какие мотивы отражаются в его творчестве?  Каким был Есенин? Хулиган, озорник или это «чистый, русский поэт», как заметил М.Горький?

Еще с раннего возраста вы помните строчки из его прекрасных стихотворений «Белая береза», «Поёт зима – аукает». Несмотря на столь короткую жизнь, Сергей Есенин оставил после себя большое наследие. «Он ушел молодым, золотым, с плывущими по воздуху нитями волос»,- писал о Есенине Юрий Карлович Олеша. А современник Есенина, поэт Николай Тихонов предсказал: «Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сегодня… Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь вечно живой поэзии.»

Предлагаю сегодня нам окунуться в мир есенинской поэзии и проникнуться его творчеством. Форма работы групповая. Групп может быть разное количество в зависимости от численности учащихся.

Учитель предлагает одному из учащихся группы вытянуть карточку с обозначением темы творчества, затем раздает дидактический материал (стихотворения) и инструктивную карточку, в которой содержится информация о составлении ментального поэтического портрета по стихотворениям. (Приложение 1)

Учитель обозначает, что в качестве исследуемого материала могут быть включены и другие стихотворения поэта, которые интересны ребятам.

Примерные ответы учащихся:

Есенин – это певец русской природы…Он воспринимает природу не как нечто отделённое от людей, а как состоящее в прямом родстве, живущее одной жизнью с ними.

есенинский образ-это обнажённая душа, которая любит, страдает…Он очень искренно описывает чувства любви, ревности, отчуждённости.

Есенин – это противоречивый поэт: с одной стороны, он пишет о России, о свершившейся революции, задавая своим стихам гражданскую направленность, а с другой- хулиган, озорник и др.

Учащиеся заблаговременно распределены на группы.

Учащиеся работают по инструктивной карточке. (Приложение 1). При этом каждый учащийся должен отобразить свой символ понимания есенинской поэзии по рассматриваемой теме. Учащиеся могут работать как с материалом, предложенным учителем (Приложение 2), так и самостоятельно выбирать из сборника.

Первичная проверка понимания.

Работа с нейросетью Giga.chat

Далее учитель предлагает учащимся составить «промт», включающий в себя аналитический материал по стихотворению (смысловое понимание, эмоциональное содержание, ритмика, изобразительно-выразительные средства, интонации и т.д.) с целью визуализировать данное стихотворение.

Каждая группа учащихся составляет «промт» (анализ стихотворения) и ставит задачу нейросети визуализировать его. 

Затем учащиеся сравнивают свою работу с изображением нейросети, делают выводы о понимании рассматриваемой темы творчества С. Есенина человеком и нейросетью.

Закрепление изученного материала

Учитель предлагает каждой группе представить свой поэтический ментальный портрет С.Есенина, демонстрируя выразительное чтение стихотворения.

Учитель вместе с учащимися делают вывод о многогранности поэзии Есенина: о живой прелести, ее обаянии, напряженности и обнаженной искренности, о гуманизме, о глубоком лиризме, мелодичности, напевности. Здесь можно выделить характерные черты есенинской лирики более детально.

Совместно с учащимися приходят к выводу, что лирика не может иметь какие-либо стандарты, для каждого читателя она отзывается своими душевными нотками. Нейросеть никогда не сможет передать восприятие стихотворения, созвучное душе читателя.

Каждая группа, демонстрируя поэтический портрет, представляет анализ стихотворения (ключевые образы, мироощущение пота, символы, интонация, пафос и т.д.).Каждый учащийся комментирует свой образ-символ есенинского стихотворения.  Затем учащиеся показывают изображение, получившееся в результате заданного «промта».

Информирование о домашнем задании

Творческие задания (одно на выбор)

1)Всем известно, что выдающийся лирик и певец крестьянской Руси Сергей Есенин «завел» аккаунт в Instagram. А помогла ему в этом тюменская учительница русского языка и литературы Алия Исалимова. Первый пост появился в соцсети в 2019 году, и с тех пор поэт обзавелся уже более чем 47 тысячами подписчиков.

О чем бы Вы спросили бы у поэта? Напишите связный ответ (около 10 предложений). Обоснуйте свое мнение.


2)
Медаль «Сергей Есенин 125 лет» учреждена в 2020 г. Российским союзом писателей и по своему статусу является общественной наградой, вручаемой поэтам и писателям за вклад в развитие современной русской литературы. На основании решения Президиума РСП медалью награждаются номинанты премии имени Сергея Есенина «Русь моя» за все годы, произведения которых изданы в конкурсных альманахах и оценены Большим жюри. По выбору награждаемого медаль изготавливается из серебра с золотым покрытием или из нейзильбера.
Представьте, что Вам выпадает честь наградить С.Есенина. Напишите небольшую речь, произносимую при вручении данной награды, объясняющую ваш выбор, отметив личные качества предполагаемого финалиста, тематику творчества, жизненную позицию, лирическую тональность/музыкальность произведений.

3) С развитием информационных технологий все большую популярность у аудитории завоевывают инфографики: подборка изображений с минимумом информации, текста. Какие приметы главного представителя новокрестьянской поэзии Серебряного века отметили бы Вы? Напишите в виде позиций, желательно с рисунком-символом.

Учащиеся фиксируют домашнее задание

Рефлексия

  Прием «Три М»: предлагается назвать три момента, которые у них     получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке/ или  три момента, один из которых «запомнилось», другой «удивило» «третий»-осталось загадкой, узнаю подробнее

Учащиеся высказывают свои суждения, впечатления.

Приложение 1

Инструктивная карточка

По прочитанным произведениям С.А. Есенина, составить схему, представляющую собой некую карту рассматриваемой темы лирики поэта, показанную в виде рисунков, характеризующих его мысли, идеи, характер, отношение к тем или иным вещам или событиям.

1. В центре листа нужно нарисовать один символ, характеризующий его целостную натуру. К примеру, если он был лихим удальцом, азартным человеком, непомерно жадным к деньгам, то можно нарисовать символ, характеризующий эти черты (например, хищное животное, копилка с деньгами). Если, к примеру, он был отчаянным романтиком, смыслом жизни которого была любовь, можно нарисовать символ, характеризующий эту любовь. Если это был человек, всем сердцем любящий родную природу, то можно нарисовать березку. Одной картинкой, одним символом должна быть описана ассоциация с автором.

2. По периметру листа должны располагаться другие символы, раскрывающие данную тему более детально, степень важности событий, явлений. К примеру, детские воспоминания могли быть очень дороги  автору, и их можно показать довольно большой картинкой. Также нужно показать схематично, стрелками, взаимосвязь между этими символами, а также связь с центральным символом. Различные толщины стрелок могут показывать различную степень влияния. К каждой картинке указать цитату из стихотворения. Здесь можно изобразить как одно стихотворение, так и рассмотреть эту тему сквозь призму биографических сведений, жизненных этапов.

3. По завершении работы над схемой необходимо составить в устной или письменной форме словесный портрет: значение этих ассоциации, влияние сфер жизни на его личность и характер. К каждой ассоциации необходимо предоставить цитату из прочитанных стихотворений, характеризующих эту ассоциацию и рисунок.

        Примерный план анализа лирического произведения

(в качестве дополнительного материала)

1.Кем и когда написано стихотворение?         

2. Какие жизненные события легли в его основу. Центральная тема стихотворения.

3. Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление). Тематическое разнообразие лирики ( пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая)

4. Главные образы или картины, созданные в стихотворении.

5. Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой (основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя).

6. Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом,  чувством поэта и лирического героя.

7. Средства поэтического языка (изобразительные средства языка, особенности лексики ). 8. Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.).

9. Некоторые композиционные приемы : пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д.

10.  Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, способ стихосложения.

11. Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Идея стихотворения

12. Общечеловеческая значимость стихотворения.

Приложение 2

Тема родины

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на переметке,

Резеда и риза кашки.

И вызванивают в четки

Ивы — кроткие монашки.

Курит облаком болото,

Гарь в небесном коромысле.

С тихой тайной для кого-то

Затаил я в сердце мысли.

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть.

1914

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.

Избы забоченились,

А и всех-то пять.

Крыши их запенились

В заревую гать.

Под соломой-ризою

Выструги стропил,

Ветер плесень сизую

Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха

Вороны крылом,

Как метель, черемуха

Машет рукавом.

Уж не сказ ли в прутнике

Жисть твоя и быль,

Что под вечер путнику

Нашептал ковыль?

1914

Тема любви

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая, была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,

Имя тонкое растаяло, как звук,

Но остался в складках смятой шали

Запах меда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше,

Как котенок, моет лапкой рот,

Говор кроткий о тебе я слышу

Водяных поющих с ветром сот.

Пусть порой мне шепчет синий вечер,

Что была ты песня и мечта,

Все ж, кто выдумал твой гибкий стан

И плечи — к светлой тайне приложил уста.

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда

1916

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому, что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Потому, что я с севера, что ли.

Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи -

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне...

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

1924

Философская лирика

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст

О, моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств!

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь...

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

1921

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком...

Скажите так... что роща золотая

Отговорила милым языком.

1924

1.Тема России (примерные ответы учащихся).

Эта тема, как уже отметили, является главной в творчестве Есенина. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине…»- свидетельствовал сам поэт. Россия в ранней лирике Есенина многолика: убогая и нищая, разгульная и бесшабашная, набожная и святая. И все-таки необыкновенно прекрасная. Поэт не устает признаваться в любви к “березового ситца” (“Край любимый, сердцу снятся…”, “Край ты мой заброшенный, край ты мой любимый”, “Черная, потом пропахшая выть, как мне тебя не ласкать, не любить”).Это чувство любви к родине, восхищение красотой неброского, но милого сердцу поэта, среднерусского пейзажа-основной мотив ранней лирики. Все, что окружало поэта, превращалось в слово, в поэзию. Порой это весьма прозаичные, непоэтичные вещи: крыши, крытые соломой, плетни, “потом пропахшая выть”, сажа над печной заслонкой,-словом, весь крестьянский бесхитростный быт, с детства знакомый поэту (“скирды солнца в водах лонных”, “Я-пастух, мои палаты- межи зыбистых полей”, “Изба-старуха челюстью порога жует пахучий мякиш тишины!, “И нежно охает ячменная солома, свисая с губ кивающих коров”, “Отелившееся небо лижет красного телка”).

2.Тема любви (примерный ответ).

Эта тема появляется в творчестве Есенина вместе с темой России. В любовной лирике второй половины 1910-х годов образ возлюбленной конкретизируется, но вместе с конкретикой появляется и мотив разлуки и потерь. Наиболее ярким примером любовной лирики этого периода является стихотворение “Не бродить, не мять в кустах багряных…” (1916). Это благодарное воспоминание о любви. О пережитом чувстве:

Пусть порой мне шепчет синий вечер.
Что была ты песня и мечта,
Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи-
К светлой тайне приложил уста…

Нос середине 1920 годов начался новый, чрезмерно плодотворный этап в творчестве Есенина. В этот период были созданы замечательные произведения о любви: “Шаганэ ты моя, Шаганэ!” , “Собаке Качалова”, “Письмо к женщине” и др.

“Шаганэ ты моя, Шаганэ!”- одно из 15 стихотворений, составляющих цикл “Персидские мотивы” (1924-1925). Есенин мечтал побывать в Персии, на родине великих восточных поэтов Фердоуси, Омар Хайяма, Саади, Хафиза. Но мечта не осуществилась, и цикл был написан по впечатлениям от поездки на Кавказ(Грузия, Азербайджан). Имя героини стихотворения напоминает о батумской знакомой Есенина Шаганэ Тальян. Весь цикл-это стилизация под восточную поэзию. В стихах показана многообразная любовная игра между лирическим героем (поэтом с севера) и восточной красавицей. Есенин использует здесь восточную, орнаментальную образность: “Руки милой-пара лебедей”, “глаза, как яхонты, горят” и т.д. Перед нами как бы оживают сказки “Тысячи и одной ночи”. Но и в этой прекрасной сказке герой-путешественник не забывает о родной стороне:

Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.

3. Философская лирика (примерный ответ).

Такие философские мотивы, как смена поколений, мотив одиночества, духовного разлада, мотив подведения жизненных и творческих итогов характерны для поздней лирики Есенина. Наиболее значимым представляется мотив подведения итогов, увядание, прощания с жизнью. Лирический герой воспринимает утрату юности, свежести, радости жизни спокойно, как должное. Недаром в это период его творчества возникает образ-метафора “осень в природе”-“осень жизни”. Осень жизни-это период зрелости, готовности благодарно принять свой уход. Эта тема прослеживается в ряде стихотворений 20-х годов (“Не жалею, не зову, не плачу”, “Отговорила роща золотая”,”По-осеннему кычет сова”, “Цветы мне говорят прощай…” и др.).

Эта же мысль выражена и в знаменитом стихотворении “Не жалею, не зову, не плачу”(1921), тема которого была навеяна Есенину лирическим отступлением “О юности” в “Мертвых душах” Гоголя. Здесь грустная, элегическая интонация не выливается в трагедию, так как путь человека от расцвета (юности) к увяданию (зрелости, старости) естественен. Поэт понимает, что “увяданья золотом охваченный” он “не будет больше молодым”, что “страна березового ситца не заманит шляться босиком” (то есть уже не будет восторгов и безумств юности). Очарование юности, полнота жизни- это дым, сон (“Жизнь моя, иль ты приснилась мне!”. Но все же поэт благодарен судьбе за то, что “пришлось процвесть и умереть”.

В стихотворении “Отговорила роща золотая”(1924) тема подчиненности человеческой жизни законам природы, расставания с молодостью, подведения итогов получила дальнейшее развитие. Опять лирический герой соотносит, сопоставляет свою жизнь с жизнью природы, с периодами расцвета и увядания. Особое значение здесь приобретают олицетворения, параллелизмы, сравнения, еще и еще раз подчеркивающие закон мироздания: поэт прощается с прошлым, “роняет грустные слова”, и ему вторят “роща золотая”, отговорившая “веселым языком”, и журавли, которые, “печально пролетая”, “уже жалеют больше ни о ком”, и конопляник “с широким месяцем над голубым прудом”. Несмотря на то, что “каждый в мире странник”, цепь мироздания, закон жизни и вселенной не прекратится, не прервется: “не обгорят рябиновые кисти”, “от желтизны не пропадет трава”. И уход лирического героя так же закономерен, как закономерно увядание и падение листьев с деревьев:

Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так…что роща золотая
Отговорила милым языком.

В этих последних строках поэт поднимает вопрос о своем творчестве (роща золотая-золотоголовый поэт (автобиографический образ неоднократно встречается в поэзии Есенина); падающие листья-слова-строки-стихи). Поэт полон сомнений и раздумий не только о жизни, но и о судьбе своих стихов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по дисциплине: "Литература" на тему: "Сергей Александрович Есенин-национальный поэт"

Методическая разработка урока с презентацией по дисциплине: "Литература" для обучающихся второго курса профессионального училища. Тема: "Сергей Александрович Есенин - национальный поэт"...

методическая разработка урока-семинара по литературе «Образ Родины в поэзии Александра Блока и Сергея Есенина»

данная форма урока-семинара способствует развитию самостоятельности учащихся, ответственности за порученное дело, развитию творческих способностей каждого ученика, осуществлению индивидуального подход...

Методическая разработка урока "Гой ты, Русь, моя родная..." Тема Родины в дореволюционном творчестве С. Есенина.

Представляю Вашему вниманию методическую разработку урока "Гой ты, Русь, моя родная..." для обучающихся 9 класса. Данный материал можно использовать на втором уроке, посвященном изучению творчества С....

Методическая разработка урока литературы по теме "Любовь в лирике С.А. Есенина. Цикл стихотворений "Любовь хулигана"

Данная методическая разработка представляет собой сценарий мастер-класса фрагмента урока литературы по указанной теме. Урок демонстрирует использование форм рефлексии как метода технологии развития кр...

Методическая разработка урока по творчеству С.А. Есенина "Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина"

Урок по дисциплине «Литература» «Тема Родины и поэзии в лирике Сергея Есенина» знакомит студентов с особенностями творческого метода поэта, истоками народности. Студенты делятся своими исследованиями ...

Методическая разработка урока по творчеству Сергея Есенина "Чувство Родины - главное в моем творчестве"

Творчество Сергея Есенина уникально. Не случайно Горький писал о нем "Есенин не столько человек, сколько орган созданный исключительно для поэзии, для передачи бескрайней печали полей, любви ко в...