Урок внеклассного чтения по сказкам Сергея Козлова «Доброта творит чудеса»
учебно-методическое пособие по литературе (6 класс)

Шевелева Евгения Владимировна

Урок внеклассного чтения по сказкам Сергея Козлова «Доброта творит чудеса»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_dobrota_tvorit_chudesa.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения по сказкам Сергея Козлова «Доброта творит чудеса»

Класс: 6 класс

Предмет: литература

Цель деятельности педагога:

  • способствовать формированию представления о С. Козлове как о писателе, помочь выявить основные нравственные вопросы сказки;
  • создать условия для ознакомления с характером героев, помочь раскрыть душевный мир героев сказок, прояснить мотивы поведения главных героев;
  • подвести ребят к пониманию того, что каждый из нас должен научиться сочувствовать, сострадать, стремиться прийти на помощь, когда кто-то в этом нуждается.

Задачи урока:

Образовательная:

  1. Познакомиться с писателем, с произведением.
  2. Вырабатывать навыки анализа художественного произведения;
  3. Формировать умение рассуждать, выражать своё отношение к поступкам героев.
  4. Услышать нравственное звучание сказок.

Развивающая:

  1. Развивать познавательный интерес к предмету «Литература».
  2. Развивать творческое воображение, логическое мышление, совершенствовать навыки свободного речевого высказывания.

Воспитательная:

  1. Создать условия для самоопределения учащимися по нравственным проблемам сказок.
  2. Воспитывать интерес и бережное отношение к личностным отношениям.
  3. Побудить учащихся задуматься над тем, что есть добро и зло, каким должен быть человек.
  4. Воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать чужое мнение, способствовать воспитанию взаимоотношения детей.
  5. Подвести к мысли о необходимости развивать в себе милосердие, сострадание, способность не оставаться равнодушными.

ТИП УРОКА – постановка и решение учебных задач

ВИД УРОКА – урок внеклассного чтения

ТЕХНОЛОГИЯ проблемного обучения

Формы работы учащихся: групповая, фронтальная

Ход урока

1. Орг момент. Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.         

Внимание на экран (демонстрация ролика «Дари добро!»)                 1,5 мин

Как вы думаете, почему сегодняшний урок, посвящённый сказкам, я начала именно с этого видеоролика?

Что их объединяет?

Назовите ключевое слово. Доброта

Ребята, вы прочитали сказки Сергея Козлова «Как Ежик с Медвежонком протирал звезды» и «Не смотри на меня так, Ёжик».

 Как вы думаете, с какой целью С Козлов написал сказки?

Чтобы мы были добрее, внимательнее друг к другу.

О чем сегодня будет наш разговор?

 О доброте, о любви, заботе, об ответственности….

Нужно ли нам сегодня об этом говорить? Важно ли это, своевременно ли?

Об этом говорить нужно и важно, в нашем мире много жестокости.

Скажите, а мы можем обходиться без доброты?

Нет. Доброта нужна всем, потому что  Доброта творит чудеса!

Определим тему урока.   Варианты

Посмотрите на слайд, который отражает тему нашего сегодняшнего урока. Урок внеклассного чтения по сказкам Сергея Козлова я назвала «Доброта творит чудеса!».

Задачи урока

Давайте попробуйте сформулировать цель нашего урока.

Д прояснить мотивы поведения главных героев;

понять сложный смысл сказки;

3. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения. (Определение основной проблемы урока)

Что такое сказка?

В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова приводится два основных значения слова «сказка»: «1. Повествовательное, обычно народно поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. 2. Выдумка, неправда, ложь (разг.)» 

Литературная сказка? (В них в скрытой или явной форме выражаются авторские оценки характеров героев, их поступков, отношение к героям)

«Литературная или авторская сказка – авторское, художественное прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных принципах, либо оригинальное; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения вымышленных и традиционных сказочных героев; произведение, в котором волшебство и чудо играет роль сюжетообразующего фактора, служит отправной точкой характеристики персонажа».

Чему учат сказки?

С детства нам хорошо памятны пушкинские слова о том, что сказка - ложь, да в ней - намёк, добрым молодцам урок. Добрые, весёлые и поучительные сказки на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях.

 в качестве эпиграфа к уроку я взяла слова Марка Леви. Слайд с эпиграфом

(Эпиграф к уроку)                   Добро слагается из бесконечного количества мельчайших поступков, которые  рано или поздно изменят этот мир.  

Марк Леви

Как вы понимаете слово “доброта”? Каков его смысл?

Д  Доброта - это стремление помочь людям, причём не требуя за это благодарности.

Это свойство души, позволяющее не оставаться равнодушным к бедам других, оказываться рядом тогда, когда это так необходимо человеку.

Можно ли человека заставить быть добрым?

Можно ли считать добрым на время?

Назовите качества доброго человека.       На доску

А как стать добрым? С чего надо начать?       С поступков. !!!

Д  Начни становиться добрым с небольшого дела. Не стыдись оказывать помощь, маленькие услуги своим товарищам, близким.

4.Этап построения и реализации проекта. Работа в группах.

Мини-исследования. Работа с текстом.

Обратимся к удивительным сказкам Сергея Козлова. Я надеюсь, что мы станем чуточку добрее и лучше, получим такой заряд позитива и оптимизма, как будто запотевшее стекло протерли, и мир вокруг засиял яркими красками.

Кто главный герои сказок Козлова?

Д главный герой Ежик и его друг Медвежонок

 Давайте и мы с вами проследим за сказочными героями и их поступками. Именно поступки сказочных героев помогают нам учиться отличать добро от зла, правду от лжи, стать честными, смелыми, справедливыми.

Обратимся к тексту, его анализу и поработаем в группах. У вас на столе лежит маршрутный лист с заданиями.                  

Задания дифференцированны

1 группа

1. Сказка «Как Ёжик с Медвежонком протирали звезды»

Какие мысли и чувства вызывает у вас название этой сказки?

Приём «Солнышко»

В центре – тема, которую необходимо осветить, лучи – раскрытие темы. Использовать данный приём можно
- указывая черты характера литературного героя, 
Ёжик – черты характера + примеры в доказательство.

Каким изображен Ёжик? Чем он привлекает ваше внимание?

Зачем Ёжик каждую ночь протирал звезды?

Дополните качества Ёжика примерами из текста

Что волнует Ёжика?

Каким изображен Ёжик? Чем он привлекает ваше внимание?

Зачем Ёжик каждую ночь протирал звезды?

Усердный.  

«Вот уже целый месяц Ёжик каждую ночь лазил на сосну и протирал звёзды». «Тряпочка у него была одна, и поэтому он каждое утро мыл её и вешал на сосну сушить».

«Работа была кропотливая, и на неё уходила вся ночь»

Смелый.

(«…подымался на самую верхушку сосны»)

Трудолюбивый.

«Сначала звёзды надо было обстукать веником, да так осторожно, чтобы случайно не сбить с неба. Потом веник переложить в левую лапу, а тряпочку взять в правую и протирать звёзды до блеска».

Ответственный, не перекладывает её на других.

«Сначала звёзды надо было обстукать веником, да так осторожно, чтобы случайно не сбить с неба».

Что волнует Ёжика

Вывод!!!!!

Звёзды могут потускнеть, их красота не должна исчезнуть.  

«Если я не буду протирать звёзды каждый вечер… они обязательно потускнеют».

«А как же иначе? — ворчал Ёжик, беседуя сам с собой на верхушке сосны. — Если Медвежонок не протрёт звёзды, если я не протру звёзды, то кто же протрёт звёзды?..»

2 группа

1. Сказка «Как Ёжик с медвежонком протирали звезды»

Приём «Солнышко»

В центре – тема, которую необходимо осветить, лучи – раскрытие темы. Использовать данный приём можно
- указывая черты характера литературного героя, 
Медвежонок – черты характера + примеры в доказательство.

Каким изображен Медвежонок? Чем он привлекает ваше внимание?

Почему он помогает Ёжику?

Дополните качества Медвежонка примерами из текста

Что волнует Медвежонка?

Медвежонок

Старательный.  

«… очень старался, но у него не всегда получалось, как у Ёжика».

Неуклюжий.

 «И если с неба падала звезда, все в лесу знали, что это её нечаянно столкнул Медвежонок.» Но на падающую звезду можно загадать желание, говорят, оно всегда сбывается.

Важно не останавливаться перед трудностями, продолжать делать хорошие дела.

Что волнует Медвежонка

«Удивительно, как это Ёжику в голову пришла такая счастливая мысль! Ведь если бы Ёжик не придумал чистить звёзды, их бы давно уже никто не видел. Вон какая пыльная!..»

«И он дунул на звезду и потёр тряпочкой…»

Вывод

Можем ли мы с вами «протирать звезды»? Что имел в виду автор?

Каждый человек должен делать хорошие дела, делать неустанно, бескорыстно, и тогда мир вокруг нас изменится, и станет добрее.

3 группа

Сказка «Не смотри на меня так, Ёжик»

Заполнить таблицу «Толстыми и тонкими вопросами»

Тонкие ?

Толстые?

Кто?

Почему вы считаете?

Что?

Что, если?

Когда?

"Что изменилось бы...",

Согласны ли вы?

"Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".

4 группа

Сказка «Не смотри на меня так, Ёжик»

 Написать синквейн о Ёжике и Медвежонке по сказке «Не смотри на меня так, Ёжик»

«Синквейн»

Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти нерифмованных строк.

Правила написания синквейна:

  • Первая строка. Кто? Что?  Одно существительное, отражающее тему.
  • Вторая строка. Какой? Два прилагательных, описывающих основную мысль.
  • Третья строка. Что делает? Три глагола, говорящие о действиях в рамках темы.
  • Четвёртая строка. Что автор думает о теме? Фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме. Это может быть пословица, цитата, крылатое выражение или собственная формулировка.
  • Пятая строка. Кто? Что? Слово, словосочетание, синоним к первому слову, которое выражает личное отношение пишущего к теме.

Структура синквейна напоминает ёлочку.

Каким показан Медвежонок в этой сказке?

Вывод:

Медвежонок- настоящий друг.

«Я обязательно приду к тебе, что бы ни случилось. Я буду возле тебя всегда.» «Да что ты? Вот выздоровеешь, вместе полетаем. Полетаем, — еле слышно пробормотал Ёжик, засыпая.»

Для друга И Ёжику, и Медвежонку ничего не жаль. Любое событие они должны прожить вместе, непременно обсудить за чашкой чая: неприятности, невзгоды, сомнения, и, конечно же, радостные события.

Если стремиться к доброй цели и искренне верить, то желаемое непременно осуществится, чудо произойдет.

Как называют людей, которые готовы прийти на помощь совершенно бескорыстно, бесплатно?

Волонтер-  человек, занимающийся общественно-полезной деятельностью на безвозмездной основе

Волонтеры в Якутске.               Слайд.

Нужны ли в наше время такие люди и их поступки?

Творит деятельность волонтеров чудеса?

С 6 по 10 мая в г. Москва проходил Всероссийский слёт "Послы Победы -2022.

Владимир Владимирович Путин высказался за развитие движения «Волонтёры Победы»:

Каждый из вас занимается важным, общественно значимым делом, вносит личный вклад в сбережение памяти о Великой Отечественной войне и её героях. По зову сердца вы оказываете поддержку ветеранам, заботитесь о воинских захоронениях, по крупицам восстанавливаете утерянные страницы семейных историй, уделяете неизменное внимание патриотическому воспитанию молодёжи. Столь благородная, востребованная работа – достойна самого глубокого уважения.

Убеждён, что нынешнее мероприятие пройдёт на высоком организационном, творческом уровне, а движение «Волонтёры Победы» – будет и впредь развиваться, вовлекать в орбиту своей деятельности новых участников – ваших соратников и единомышленников», - подчеркнул Президент России.

5. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке и информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Подведем итоги:

Зачем нужно заботиться о мире? Почему героям не смотря на трудность работы, нравилось наводить чистоту, заботиться о мире?

К чему должен стремиться человек?

В чём хотел С Козлов убедить нас?

(Возвращаюсь к формулировке темы урока. «Доброта творит чудеса!»)

Мы должны быть добрыми и ответственными. Доброта нужна всем! Надо спешить делать добрые дела!

Стихотворение Сочиняйте всякие добрости

Сочиняйте всякие добрости,
Создавайте всякие радости,
Заставляйте смеяться весело
И любите до самой крайности!

Если солнце — то только яркое,
Если небо — то только светлое,
Если жизнь — то свободная, страстная,
С бесшабашными приключеньями!

Если плакать — то лишь от радости,
Помогать — так от сердца чистого,
И до самой глубокой старости
Быть в душе молодым и искренним.

Сочиняйте всякие добрости,
Создавайте всякие радости,
Вы поймете,что все это правильно,
Ведь для счастья хватает малости.

Шишкина Мария

На столах лежат маленькие сердечки. Запишите на них золотое правило доброго человека.

Заполним вашими сердечками огромное сердце ( на доске)

Под песню «Дорогою добра» приклеивают на доске сердечки.

Вот и вы, ребята, стали волшебниками- творили добро????

Подводя итог нашей сегодняшней встрече, я предлагаю вам продолжить предложение: (устно)

Этот урок научил меня…

Этот урок заставил меня задуматься…

Мне захотелось…

Урок близится к завершению, и я хочу пожелать вам соприкасаться в жизни с добрыми людьми, самим быть добрее и внимательнее к людям, к братьям нашим меньшим, к природе.

Д/з. Дифференцированная работа

 (Учащимся предлагается выполнить задания на выбор)

Напишите письмо героям сказок (О чём бы вы его спросили, что пожелали ему?)

Сочините свою сказку о доброте.

Сочинение «Мои добрые поступки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по сказке В.Роньшина "Злушка"

Автор: Голайденко Аниса Гаплахановна – учитель первой квалификационной категории МОУ СОШ№14(НОЦ) Губахинского муниципального района Предмет: литература Тема урока: «Сказка-ложь, да в...

Методическая разработка урока внеклассного чтения по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Во все времена в человеке ценились такие качества, как чуткость, восприимчивость к окружающему миру, доброта, умение дружить, чувство ответственности за тех, кто рядом. Этот урок может быть одной из с...

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”

Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....

Урок внеклассного чтения по сказке Л.Петрушевской "Сказка о часах"

Урок внеклассного чтения  по сказке Л.Петрушевской "Сказка о часах" разработан с использованием  приемов  технологии критического мышления.Может быть проведен  в  классах...

Урок внеклассного чтения по сказкам А.С.Пушкина

Урок по сказкам Пушкина в форме командной игры для 5 класса...

Конспект урока внеклассного чтения по сказке Г.К.Андерсена « Снежная королева». В гостях у великого сказочника.

Конспект урока внеклассного чтения по сказке Г.К.Андерсена « Снежная королева». В гостях у великого сказочника....

Урок внеклассного чтения по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик", ""Повесть о том , как один мужик двух генералов пркормил ", "Премудрый пескарь"

Урок по данной теме является повторительно- обобщающим и проводится после изучения творчества писателя Салтыкова - Щедрина в 7 классе....