Проблема счастья в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Волкова Елена Алексеевна

В материале содержится описание всех этапов урока, материалы к работе учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок в 10 классе25.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: Проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».  Урок литературы в 10 кл. Учитель: Е.А.Волкова

Цель:

Учащиеся научатся анализировать образы, поступки литературных героев; соотносить взгляды литературных героев с собственными;

Учащиеся получат возможность через собственные ценностные ориентиры, собственное мировоззрение сформулировать понятие счастья и выяснить авторскую позицию в поэме.

Методическая цель: показать формы работы по формированию ключевых компетенций.

Задачи: формирование и развитие

- коммуникативных навыков через совместную деятельность в группе;

 - учебно-познавательной компетенции через самостоятельную постановку цели урока, организацию способов её достижения, анализ,

- рефлексию,

- самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

- определение и выражение собственного отношения к философским понятиям;

 - навыков поиска, извлечения, систематизации, анализа и отбора необходимой для

решения учебной задачи информации.

Ход урока:

1. Организация учащихся на формулировку целей урока.

- Посмотрите на формулировку темы и постарайтесь предположить цель этого урока. Как мы могли бы достичь этой цели? – выслушать ответы учащихся

- Я предлагаю вам следующий план работы, в котором каждый условно обозначенный этап ограничен во времени. Для этого нужно разделиться на группы по 2-3 человека.

1.1. Актуализация знаний (наблюдение, в какой степени был усвоен предыдущий

материал):

- Завершая на сегодняшнем уроке работу над поэмой Некрасова «Кому на

Руси жить хорошо», ответьте на некоторые вопросы и заработайте баллы для группы.

  1. О чем идет речь: Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишино …? (селения)
  2. О ком в поэме  эти слова:

Потупился, задумался,

… И молвил: — Православные!

Роптать на бога грех,

Несу мой крест с терпением… (Поп)

  1. Какой литературный прием использует Некрасов при описании вывески:

С большим носатым чайником

Поднос в руках подносчика,

И маленькими чашками,

Гусыня как  гусятами,

Тот чайник окружен. (Сравнение)

  1. О ком из мужиков написано:
    В палату шел со шляпою,

 Зажавши в ней казну.

Сдивилися подьячие,

Позеленел Алтынников.

Как он сполна всю тысячу

Им выложил на стол!..  (Яким Нагой)

1.2. Организация самооценивания обучаемыми:

   Счастье — понятие многостороннее, не поддающееся какой-то формулировке. У каждого оно индивидуальное, бывает маленькое и большое, мимолетное и на всю жизнь. Каждый день, час, минуту человек может испытывать крохотное счастье.

   Испокон веков люди искали подходящее для каждого человека определение счастья. Люди всегда хотели знать ответы на все вопросы, хотели дать определение всему, даже если в душе понимали, что этого сделать нельзя. Над такими понятиями, как счастье, любовь, бились многие мудрецы; писатели, поэты и просто обыкновенные люди, но результат был таков: сколько людей — столько определений.

- Попытайтесь и вы определить, что такое счастье?

1.3.Составление кластера: (метод организации информации в виде схемы)

Счастье – какие понятия входят?

               - как достичь (какими путями и средствами)?

               - какие качества  нужны для достижения цели?

Обсуждение полученных результатов

1.4. Создание ситуации противоречия между старым и новым материалом:

- Восстановите информацию о героях поэмы и расскажите об одном из них

по предложенному плану (в таблице информация перепутана):

Народный герой:                      Качества героя                               В чем его счастье?

Яким Нагой                              Богатырство                            Могучая лесная стихия,

                                                                                                    Единение с природой

Ермил Гирин                        Свободолюбивый дух              Постичь трудовые основы

                                                                                                    крестьянской жизни

Савелий – богатырь          Доверие народа                              Картиночки (духовное

                                                                                                     богатство)

2. Мозговой штурм (современный образ счастливого)

Ответьте на вопрос «Кому сегодня на Руси жить хорошо?»

- Заполните таблицу

Кому сегодня на Руси жить хорошо?

Почему да?

Почему нет?

Группа читает свой вариант ответа, записанного в колонке «кому…», а две

другие группы тут же предлагают свои версии для колонки «почему…»

- Какая из всех предложенных версий была наиболее удачной?

1.5. Выбор отвечающего от группы (один берет на себя ответственность за всех)

Работа с материалом учебника.

Некрасов не усомнился в необходимости живой связи интеллигенции с народом и действенности революционной пропаганды среди крестьян даже тогда, когда «хождение в народ» потерпело неудачу. Таким борцом-агитатором, который идет вместе с народом, воздействуя на сознание крестьянства, является Гриша Добросклонов. Он — сын дьячка, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина», и «батрачки безответной», слезами соливщей хлеб.

    Голодное детство и суровая юность сблизили его с народом, определили жизненный путь Григория:

...лет пятнадцати

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного

Родного уголка.

    Многими чертами своего характера Гриша напоминает Добролюбова. Как и Добролюбов, Добросклонов — борец за крестьянские интересы, за всех «обиженных» и «униженных». Он хочет быть первым там, «где трудно дышится, где горе слышится».

Ему не нужно богатство и чужды заботы о личном благополучии. Некрасовский революционер готовится отдать свою жизнь за то, «чтоб... каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси!».

   Григорий не одинок. На «честные» пути вышли уже сотни людей, подобных ему. Как и всем революционерам,

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Но Григория не пугают предстоящие испытания, потому что он верит в торжество дела, которому посвятил всю жизнь. Он видит, что сам многомиллионный народ пробуждается к борьбе.

    В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» проблема счастья и смысла жизни решается через поиск истинного счастья, которое оказывается не в богатстве или власти, а в служении народу

 Различные герои имеют разные представления о счастье: крестьяне видят его в бытовом благополучии, дворяне – во власти, священники – в покое и чести. Однако автор противопоставляет этим взглядам идею о том, что настоящее счастье – это гармония с собой и народом, стремление к справедливости и жизнь ради общего блага, что воплощено в образе Гриши Добросклонова. 

Выбрать от группы отвечающего и передать основное содержание прочитанного

2. Подведение итогов. Возвращаемся к цели нашего урока. Проблемный вопрос урока:

 А кто все-таки счастлив на Руси, по мнению Некрасова? Какой тип героев?

(Гриша Добросклонов)

Почему только Гриша Добросклонов признан Некрасовым настоящим народным заступником и человеком счастливым?

Ответ с комментариями: Он верит в торжество дела, которому посвятил всю жизнь. Он видит, что сам многомиллионный народ пробуждается к борьбе:

Рать подымается —

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Эта мысль наполняет его душу радостью и уверенностью в победе. В поэме показано, какое сильное действие производят на крестьян-вахлаков и на семерых странников слова Григория, какой они заражают верой в будущее, в счастье для всей России.

Григорий Добросклонов — будущий вожак крестьянства, выразитель его гнева и разума. Тяжел его путь, но и славен, на него вступают «лишь души сильные, любвеобильные», на нем ждет человека подлинное счастье, потому что величайшее счастье, по мысли

Некрасова, состоит в борьбе за свободу угнетенных. На основной вопрос: «Кому на Руси жить хорошо?» — Некрасив отвечает: борцам за счастье народа. В этом и заключается смысл поэмы.

 Вывод. В поэме Некрасов рисует несколько образов людей, сострадающих угнетенному народу. Но только в образе Гриши Добросклонова он рисует образ последовательного и сознательного борца за свободу, готовящего себя с детства к лишениям и трудностям такого пути. Выходец из бедной семьи, семинарист, Григорий Добросклонов исповедует революционно-демократические взгляды. Он - герой своего времени, которому присущи

лучшие черты самого поэта и его окружения. Он пишет и поет песни о любви к родине и народу, с детства готовит себя к подвигу на благо угнетенных, ведя аскетический образ жизни. Быть полезным людям - главная идейная позиция героя. Поэтому автор считает его тем "счастливым", "кому на Руси жить хорошо".

4. Итог урока:

  В поэме изображено несколько типов людей, способных к состраданию и защите обездоленных. Но идеал Некрасова - человек, способный к самопожертвованию ради других.

5. Оценивание работы на уроке, подведение итогов работы групп.

6. Рефлексия:

Итак, семь странников отправились в путь за счастьем. Хотя за счастьем и ходить никуда не надо, потому что человек способен сам его сотворить, например, сделав доброе дело. Ведь счастье— это прежде всего состояние души, поэтому добрый, отзывчивый человек всегда счастливее злого, корыстного.

И все-таки люди будут искать счастье, для себя или для других, это не имеет значения, потому что, если хоть раз почувствовал себя счастливым, хочется, чтобы эти счастливые минуты или часы никогда не кончались. Китайская мудрость: «Счастье – это когда есть кого любить, что делать и на что надеяться».

7. Домашнее задание: подготовиться к сочинению по творчеству Н. Некрасова

Различные представления о счастье

  • Крестьяне: Для них счастье заключается в простых вещах – «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями» – а также в желании быть понятым и в честной, трудолюбивой жизни, хотя они и признают, что их счастье неразрывно связано с несчастьями.
  • Помещик и чиновники: Для них счастье — это неограниченная власть над крестьянами, хотя даже они признают, что эта власть утеряна.
  • Священник: Поп считает, что счастье в покое, богатстве и чести, но при этом сам чувствует себя несчастным из-за отсутствия этих составляющих. 
  • Матрена Тимофеевна, образ которой является символом женской стойкости и силы духа. Её рассказ о жизни полон горьких размышлений о судьбе крестьянской женщины, но в то же время сквозит любовь к детям, семье и родной земле, что и дарует ей истинное удовлетворение.
  • городские жители: старуха считает себя счастливой, потому что у нее родилось много реп на грядке, солдат счастлив потому, что был в двадцати сраженьях и остался жив, каменотес счастлив потому, что имеет силы работать и т.п. В ответах крестьян чувствуется слишком приземленное понимание счастья. По сути все они так охотно рассказывают о себе, потому что хотят выпить, ибо странники предлагают вина. И в этом отношении Некрасов не закрывает глаза на такие пороки крестьян как пьянство и сквернословие и в этом отношении он не идеализирует образ простого народа. Действительно крестьяне пьют, но пьют они, чтобы как-то скрасить свою жизнь, наполненную тяжелым трудом и непосильной работой.
  • Ермила Гирин честный, добрый человек, которого уважают и любят простые мужики. Он не стремиться к богатству и готов всегда помочь ближнему – вот действительно самый счастливый человек. Будучи старостой, он старается защищать интересы мужиков. Но вот однажды за попытку оградить брата от рекрутчины, он теряет доверие барина и отправляется в острог

Авторское видение

  • Гриша Добросклонов: Его счастье – это не материальные блага, а глубокое внутреннее равновесие и гармония с народом, любовь к Родине. Он нашел смысл жизни в борьбе за права народа и служении ему.
  • Народное счастье: Автор подчеркивает, что народ пока далек от истинного счастья, но люди, подобные Ермилу Гирину и Савелию, заслуживают уважения за свое человеческое достоинство.
  • Истинное счастье: Некрасов приходит к выводу, что настоящее счастье – это жизнь во имя блага народа и достижение справедливости, а не личные материальные выгоды

Поэма остаётся с открытым финалом, ведь у каждого своё представление о счастье. Некрасов проводит нас через все слои общества и тем самым показывает, насколько неоднозначно это понятие.

 Таким образом, поэма «Кому на Руси жить хорошо» становится своеобразной энциклопедией человеческих надежд и стремлений. Через разнообразие судеб и мнений автор подводит нас к мысли, что счастье — это не итог, а процесс, не данное, а завоевание, и смысл жизни в постоянном стремлении найти свое место в этом мире, где каждый может реализовать свою истинную природу.

Некрасов показывает, что в обществе поиск истинного счастья неизбежно становится сложной и временами трагической задачей. Однако стремление к нему позволяет человеку двигаться вперед, несмотря на все трудности и испытания, и именно это придает смысл жизни каждому, будь то крестьянин, помещик или странник, странствующий в поисках правды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы фольклорных единиц, используемых Н.А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Презантация по теме: Типы фольклорных единиц, используемых Н.А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо» ...

Поэма "Кому на Руси жить хорошо".

Данная презентация используется на первом уроке при изучении поэмы "Кому на Руси жить хорошо"....

От книги к самопознанию личности (на примере урока литературы в 10 классе по теме "Н.А. Некрасов. Крестьянские образы в поэме "Кому на Руси жить хорошо"

В статье прослеживается связь между психологическими и нравственными аспектами изучения поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" в 10 классе. Приводится план урока по теме "Крестьянские образы ...

Урок "Мы входим в мир некрасовской поэмы "Кому на Руси жить хорошо"

Урок знакомит учащихся с историей создания поэмы "Кому на Руси жить хорошо", создает необходимый эмоциональный настрой для изучения произведения, пробуждает чувство сопричастности со своим народом....

Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме.Конспект урока литературы.10 класс

Урок литературы в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова."Кому на Руси жить хорошо". Это 1 первый урок из системы уроков по поэме-эпопее "Кому на Руси жить хорошо".Урок разработан в соотвествии с технологие...

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет. Нравственная проблематика. Авторская позиция. Многообразие крестьянских типов.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет. Нравственная проблематика. Авторская позиция. Многообразие крестьянских типов....

Урок по литературе Н.А Некрасов. Поэма Кому на руси жить хорошо. Образ крестьян и помещиков в поэме

Тема урока: «Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства». Цели урока: Образовательные: ...