Главные вкладки

    Интегрированный урок математики и истории общеметодологической направленности в 5 классе «Действия с десятичными дробями. Блокадный Ленинград».
    план-конспект урока по математике (5 класс) по теме

    Вахнина Татьяна Сергеевна

    ·       Предметные результаты: умение  переводить обыкновенные дроби в десятичные, округлять десятичные дроби, умение решать задачи на нахождение дроби от числа, сложение, умножение натуральных чисел;

    ·       Метапредметные результаты: ознакомление с понятием «Блокада», расширение знаний о жизни блокадного Ленинграда.

    ·       Личностные: смыслообразование, умение слушать, формирование личностных универсальных учебных действий через контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Интегрированный урок математики и истории общеметодологической направленности в 5 классе

    «Действия с десятичными дробями. Блокадный Ленинград».

    Тип урока: урок общеметодологической направленности, рассчитан на 45 минут.

    Цели урока: 

    • Предметные результаты: умение  переводить обыкновенные дроби в десятичные, округлять десятичные дроби, умение решать задачи на нахождение дроби от числа, сложение, умножение натуральных чисел;
    • Метапредметные результаты: ознакомление с понятием «Блокада», расширение знаний о жизни блокадного Ленинграда.
    • Личностные: смыслообразование, умение слушать, формирование личностных универсальных учебных действий через контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

    УУД:

    • познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, выделять существенную информацию, составлять модель , осуществлять синтез как составление целого из частей, выдвижение гипотез и их обоснование;
    • регулятивные: принимать и сохранять задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, действовать по плану, осуществлять контрольную  функцию, уметь выделять главное, делать выводы;
    • коммуникативные: вступать в учебный диалог с одноклассниками и учителем, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему мнению в совместной работе;

    Оборудование: проектор, компьютер, карточки- задания, кубы для оценки деятельности.

    Организационный момент (2-3 мин)

    Этапы урока

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Результаты деятельности

    Мотивация

    Фрагмент фильма о войне

     

    Организация беседы, выявляющей знания детей о Великой Отечественной войне.

    - Какое событие вы увидели?

    -Какой Великий праздник отмечает наша страна  в мае?

    - Даты начала и конца войны?

    - Сколько лет длилась война?

    - О каких Великих битвах вам известно?

    (Битва за Москву,  Курская битва, Сталинградская битва)

    Личностные УУД

    (смыслообразование)

    Актуализация

    Фиксирование затруднения

    Фрагмент фильма

    Слайды 2-7

    Практическая работа

    (Это суточная норма хлеба в Блокадном Ленинграде).

    Слайды  8-9

    - Какое событие вы увидели из фильма?

    Булка хлеба на столе. Разрежьте на 8 частей.

    - Чему равна 1 часть? (1/8).

    - Сколько граммов весит 1/8 часть буханки массой 1 килограмм? ( 0,125 кг, 125 г)

    - Какую часть составляет от булки 250 грамм?

    - Как выдумаете, почему мы  говорим  о 125, 250 грамм хлеба?

    - Что такое блокада?

    Познавательные УУД (формирование общеучебных навыков)

    Формулирование

    темы урока

    «Действия с десятичными дробями. Блокадный Ленинград».

    - О каких действиях будем говорить на уроке?

    - С какой темой по истории мы свяжем свой урок?

    Регулятивные УУД (целеполагание)

    Формулирование

    проблемы, цели урока

    Повторить все действия с десятичными дробями, узнать о блокадном Ленинграде.

    -Сформулируйте цель урока.

    Регулятивные УУД (целеполагание)

    Планирование.

    Работа в группах.

    Что такое блокада.

    Дата блокады Ленинграда.

    Жизнь людей во время блокады.

    Дорога жизни.

    - Составим план нашего урока по  карточкам.

    - Что мы должны узнать о блокаде Ленинграда?

    Дата начала и окончания  блокады Ленинграда.

    «Дорога жизни».

    Что такое блокада.

    Жизнь людей во время блокады.

    Регулятивные УУД (целеполагание, планирование)

    Организация самостоятельной деятельности с последующим сообщением информации.

    Работа в группах

    Каждой группе предлагается найти из текста ответы по своей теме, сообщения своей информации.

    Познавательные УУД (анализ собственных интеллектуальных операций)

    Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний, осуществление учебного сотрудничества)

    Что такое блокада. (Словарь)

    Дата блокады.

    Жизнь людей во время блокады.

    Блокада Ленинграда в цифрах.

    Работа в группах. Слайд 10

    Самостоятельная работа

     с самопроверкой

     (с обратной стороны доски двое учащихся)

    Работа у доски

    Слайд 11

    Физкультминутка:

    Слайд 12-13

    Самостоятельная работа

    Слайд 14

    Резерв: Воспоминания О.Бергольц

    Ученик: Мы ели все, что можно было есть,
    И отравиться не боялись.
    Могу все травы перечесть,
    Которыми тогда питались:
    Полынь, крапиву, лебеду,
    С берез побеги молодые,

    Слайд 15-16

    - Город выстоял. Блокада разорвана и полностью снята 27.01.1943г

    Чтобы нависшую беду
    Прогнать на веки вековые.
    И, кроме трав, столярный клей,
    Ремни солдатские варили.
    И стали мы врага сильней,
    И начисто его разбили.

    - Вспомним о «восьмушке» хлеба. Вот такой кусочек хлеба получали люди в самые страшные голодные дни.

    Задача№1:

    В сутки человеку выделялось 125 грамм хлеба. Каждый старался разделить его на 3 раза: утро, обед, вечер. Сколько хлеба приходилось съедать за один раз? Ответ округлите до десятых.(41,666 = 41,7грамм)

    - Представьте, что этой дробью выражается доля хлебного пайка. Какие чувства у вас возникли?

    Задача№2:

    Рабочему выдавалось 250 грамм хлеба. Сколько хлеба приходилось съедать за один раз? Ответ округлите до сотых. (83,33333=83,33 грамм)

    Задача№3:

     Учитель:

    Люди умирали… 

    Хлеб войны. Каким он был?  

    Хлеб, который ели голодные люди состоял из примесей. В 1 килограммовой булке находилось:

    Целлюлозы 0,1 часть

    Кукурузной муки 3/100ч.

    Хлопкового жмыха 0,1ч

    Мучной сметки и вытряски из мешков 0,02 ч.

    Обойной пыли 2/100. Остальная часть ржаная мука. Сколько грамм ржаной муки было в килограммовой булке хлеба? (730 грамм).

    -  Хлеб с целлюлозой был пышным, а на вкус как полынь.

    Аты-баты, аты – баты,

    Мы шагаем как солдаты,

    К верху руки поднимаем,

    Сильными мы стать мечтаем,

    Поглядим по сторонам (Руки в стороны, повороты  туловища)

    Не крадется ли враг к нам?

    Улыбнутся еще нужно

    И на место сядем дружно

    - Откуда в блокадном  Ленинграде брался хлеб?

    Учитель:

     Снабжать город приходилось довольно сложным путем. Подвозили по железной дороге к восточному берегу Ладожского озера, затем до прекращения навигации продукты грузили на баржи и водным путем доставляли до специально построенной железнодорожной ветки, а затем доставляли в Ленинград. Это был тонкий ручеек, лишь в малой степени удовлетворявший потребности Ленинградцев. С приходом зимы трасса, названная Дорогой жизни стала проходить по льду        

    Первыми по ней пошли конные обозы с хлебом.                А когда лёд стал толще, продукты повезли на грузовиках. На обратном пути из города вывозили слабых, обессиленных ленинградцев.

    Много трудностей подстерегало шоферов. Днем и ночью налетали на колонны с грузом вражеские бомбардировщики, вражеская артиллерия вела прицельный огонь.

    Часто лед трескался и машины тонули.         

    …И было так: на всем ходу

     Машина задняя осела.

     Шофер вскочил, шофер на льду.

     -Ну, так и есть – мотор заело.

     Ремонт на пять минут, пустяк.

     Поломка эта – не угроза,

     Да рук не разогнуть никак:

     Их на руле свело морозом.

     Чуть разогнешь – опять сведет.

     Стоять? А хлеб? Своих дождаться?

     А хлеб – две тонны? Он спасет

     Шестнадцать тысяч ленинградцев.

     И вот – в бензине руки он

     Смочил, поджег их от мотора,

     И быстро двинулся ремонт

     В пылающих руках шофера.

     Вперед! Как ноют волдыри,

     Примерзли к варежкам ладони.

     Но он доставит хлеб, пригонит

     К хлебопекарне до зари.

     Шестнадцать тысяч матерей

     пайки получат на рассвете -

     Сто двадцать пять блокадных грамм

     С огнем и кровью пополам…

            

    - Ленинград жил. В 1942 году была произведена прибавка хлебного пайка в осажденном городе. Рабочие стали получать 0,4 кг. в день, служащие – 0,3 кг, иждивенцы и дети 0,25 кг. Рассчитайте, сколько хлеба получила бы ваша семья.

    Познавательные УУД (анализ собственных интеллектуальных операций) Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний, осуществление учебного сотрудничества)

    Познавательные УУД (анализ собственных интеллектуальных операций)

    Рефлексия учебной деятельности

     Презентация

    Слайд 17

    Слайд 18

    -Что нового на уроке вы узнали?

    - Какие знания, умения вам помогли на сегодняшнем уроке?

    - Какие чувства у вас после урока?

    -Какой вывод вы для себя сделали?

    - можно людей, переживших блокаду назвать героями? Почему?

    -Выполнили план урока, достигли цели?

    - Все узнали на уроке о блокаде Ленинграда?

    - На каких уроках можно о ней узнать более подробно?

    - Оцените свою деятельность.

    Регулятивные УУД (оценка деятельности)

    Личностные УУД

    (смыслообразование)

    Домашняя работа

    Учебник, п.32, 34-37 повторить, выполнить№№1489, 1491


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок математики в 5 классе "Действия с десятичными дробями"

    Урок закрепления и систематизации знаний учащихся по теме “Действия с десятичными дробями” (правила сложения, вычитания, умножения, деления; умение выполнять операции сложения, вычитания, умножения, д...

    Презентация к уроку математики в 5 классе "Действия с десятичными дробями"

    Урок закрепления и систематизации знаний учащихся по теме “Действия с десятичными дробями” (правила сложения, вычитания, умножения, деления; умение выполнять операции сложения, вычитания, умножения, д...

    Урок математики в 5 классе "Действия с десятичными дробями"

    Презентация к уроку математики в 5 классе по теме "Действия с десятичными дробями" - обобщающий урок, посвящённый дню космонавтики...

    Конспект урока математики в 8 классе "Действия с десятичными дробями" в коррекционной школе VIII вида

    Конспект урока математики в 8 классе "Действия с десятичными дробями" в коррекционной школе VIII вида...

    Разработка интегрированного урока математики и истории в 5 классе по теме: «История родного края и десятичные дроби»

    Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: "Действия с десятичными дробями"; познакомить учашихся с историей родногокрая; показать связь истории и математики....

    Интегрированный урок математики и истории в 5 классе "История родного края и десятичные дроби"

    Изучение истории нашей страны, ее далекого прошлого обогащает нас знаниями о том, какой путь прошли наша страна и ее народ, помогает лучше осмыслить настоящее и заглянуть в будущее. Однако наши знан...