Главные вкладки

    Представление педагогического опыта учителя математики Одышевой О.В. по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в математической подготовке обучающихся через элементы проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики и во
    статья по математике (5 класс) на тему

    Одышева Ольга Валентиновна

    Актуальность и перспективность опыта

     

    Выполнение учебных проектов с прикладным содержанием - одна из содержательно-дидактических линий современного школьного курса математики с учётом ФГОС. Исследовательский или учебный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования.

    Основная идея опыта заключается в том, что обучающиеся включаются в специально организованную проектно-исследовательскую деятельность как на уроках математики, так и во внеурочное время. Проблема состоит в том, чтобы в процессе обучения смоделировать потенциальную исследовательскую деятельность. Я считаю, что элементы проектно-исследовательской деятельности в той или иной форме должны систематически применяться на уроках, органически сочетаясь с основным содержанием урока. Поэтому я применяю их на разных этапах  урока – при постановке цели,  изучении  нового материала,  его  закрепления  и  для домашних заданий.

    Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения

    В практике своей работы я стараюсь максимально использовать задания на основе исторического регионального материала. Поэтому и темы для долгосрочных проектов в 5 классе я предлагаю детям внешне ничем не связанные с математикой, но связанные с историей развития нашего региона – Республика Мордовия. Например, «Флаг, герб и гимн Республики Мордовия», «Сельское хозяйство Мордовии до 1941 года», «Образование в Мордовии до 1918 года», «Памятники Мордовии, посвящённые ВОВ 1941-1945 г.г.». Особенность этих проектов заключается в том, что они выполняются в форме комплексных учебных заданий, с которыми дети уже знакомы с начальных классов и к которым они уже привыкли. Только теперь они их составляют сами.  В соответствии с требованиями ФГОС общего образования различные комплексные работы являются основными средствами диагностики достижения учащимися метапредметных результатов обучения. Они должны включать в себя тексты и задания по нескольким учебным предметам. Комплексные работы направлены на оценку умений учеников читать и понимать различные тексты, работать с информацией, представленной в различном виде, использовать полученную информацию для решения учебных и практических задач.

     

    Решение учебно-познавательных комплексных математических задач на основе исторического материала кроме повышения интереса к изучению математики помогает воссоздать исторические картины,  накапливать представления о той или иной эпохе, способствует выработке прочных навыков самостоятельной поисковой работы, в ходе которой добываются новые знания и формируются идеи, влияющие в конечном итоге на формирование мировоззрения подрастающего поколения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Представление педагогического опыта

    учителя математики

    муниципального общеобразовательного учреждения

    «Лямбирская средняя общеобразовательная школа №2»

    Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

    Одышевой Ольги Валентиновны

    Тема «Реализация системно-деятельностного подхода в математической подготовке обучающихся через элементы проектно-исследовательской  деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»

    Образован не тот, кто много знает,

                                                                                   а тот, кто хочет много знать, и умеет

                                                                            добывать эти знания.

                                                                                                                         В.П.Вахтеров

    Актуальность и перспективность опыта

    В будущем наше общество заинтересованно в гражданах, которые умеют самостоятельно думать, решать разнообразные проблемы, обладают творческим мышлением, умеют работать в коллективе, обладают коммуникативными навыками. Поэтому результатом школьного образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода должны стать способность и готовность школьников самостоятельно решать актуальные для них проблемы на основе собственного опыта, системы знаний, умений и навыков.

    Проектно-исследовательская деятельность, как компонент системы образования, создаёт личностную мотивацию школьника в решении интересной ему проблемы. Найденный способ решения проблемы имеет практический характер, является социально значимым как для школьника, так и для взрослого человека.

    Выполнение учебных проектов с прикладным содержанием - одна из содержательно-дидактических линий современного школьного курса математики с учётом ФГОС. Исследовательский или учебный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования.

            Условия формирования ведущей идеи опыта

    Приказом Министерства образования Республики Мордовия от 07.05.2015г. № 465 МОУ «Лямбирская СОШ №2» был присвоен статус республиканской экспериментальной площадки по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в математической подготовке обучающихся (на примере основной ступени общего образования)». Участие в работе данной экспериментальной площадки, изучение методической литературы, прохождение курсов повышения квалификации в ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО» по дополнительной профессиональной программе «Совершенствование процесса обучения математике в условиях реализации ФГОС» (08.09.-12.09. 2014г. по 13.10.-17.10.2014г.)  натолкнуло меня на идею формирования собственного опыта работы по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в математической подготовке обучающихся через элементы проектно-исследовательской  деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время». 

    Цель данной работы - повысить эффективность процесса усвоения математических знаний учащимися, стимулировать развитие познавательной активности школьников через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения. Важным результатом проектно-исследовательской деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении.

    Основная идея опыта заключается в том, что обучающиеся включаются в специально организованную проектно-исследовательскую деятельность как на уроках математики, так и во внеурочное время. Проблема состоит в том, чтобы в процессе обучения смоделировать потенциальную исследовательскую деятельность. Я считаю, что элементы проектно-исследовательской деятельности в той или иной форме должны систематически применяться на уроках, органически сочетаясь с основным содержанием урока. Поэтому я применяю их на разных этапах  урока – при постановке цели,  изучении  нового материала,  его  закрепления  и  для домашних заданий.

            Теоретическая база опыта

    Идеи исследовательского метода обучения получили развитие в трудах ученых Б.П. Есипова, М.А. Данилова, М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера. Они указывали, что главным смыслом исследования в сфере образования является то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке.  Метод учебных проектов в педагогике используют более столетия. Основоположником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи (1859-1952). Теоретико-методологической базой исследования данной технологии в нашей стране являются: идеи гуманизации  образования (Е.М. Бондаревская, Л.А. Волович, З.Г. Нигматов, Г.В. Мухаметзянова), индивидуализации и дифференциации обучения (А. Ахиезер, А.А. Кирсанов, И.Г. Унт); проблемного обучения (Д.В. Вилькеев, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин), групповых форм организации обучения (В.И Андреев, В.С. Безрукова, В.К. Дьяченко, И.М. Чередов, Г.И. Ибрагимов).  

    Проектно-исследовательский метод определяется как самостоятельное решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и ее проверка, формулирование выводов, законов и закономерностей. Однако проектно-исследовательский метод охватывает не весь процесс обучения. Ученик не может и не должен усваивать весь объем знаний только путем личного исследования и открытия новых для себя законов, поскольку самостоятельное исследование требует больше времени, чем восприятие объяснения учителя.

    Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения

    Работа над учебными проектами обычно проводится поэтапно. Известно, что проектно-исследовательский метод как педагогическая технология не предполагает жёсткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности. Учебные проекты и исследования могут быть как персональными, так и групповыми. Единой точки зрения - что эффективнее, не существует. В практике своей работы я распределяю проектную работу следующим образом: если это краткосрочный проект или исследование, которые выполняются на уроке, то лучше, когда они выполняются в группе; а если это долгосрочный проект или исследование, которые обычно идут как домашнее задание, то лучше, чтобы они были выполнены каждым учеником персонально.

    На начальном этапе сообщается ознакомительная информация и дается проектное задание. В практике своей работы я распределяю проекты по следующим типам: 

    1. Созидательный

    Цель: практическое выполнение и использование. 

    2. Потребительский

    Цель: развитие потребительских качеств личности. 

    3. Интеллектуальный

    Цель: развитие мышления. 

    4. Проект – упражнение

    Цель: выработка определенных умений и навыков. 

    Типы заданий, предлагаемых ученикам в ходе проекта: 

    1) практические задания (измерения, черчения с помощью чертежных инструментов, разрезания, сгибания, рисования и др.); 

    2) практические задачи (задачи прикладного характера); 

    3) проблемные вопросы, ориентированные на формирование умений выдвигать гипотезы, объяснять факты, обосновывать выводы; 

    4) теоретические задания на поиск и конспектирование информации, ее анализ, обобщение и т.п.; 

    5) задачи  (совокупность заданий) на использование общих для них теоретических сведений. 

    Деятельность учащихся в рамках предлагаемого проекта обеспечивает им возможность «проживания» всех этапов формирования умственной деятельности. Практические задания и задачи ориентированы на физическое выполнение тех действий, для которых не хватает времени в классе. Предварительные измерения, изготовление моделей треугольников, сгибание и разрезание фигур, поиски информации – все это служит базой для теоретических обобщений, выдвижений гипотез. 

    Существенно меняется отношение школьников к выполнению домашних заданий (помимо проектных). Дети уже не боятся совершать ошибки, становятся более изобретательными в способах доказательства и решения задач.

    В практике своей работы я стараюсь максимально использовать задания на основе исторического регионального материала. Поэтому и темы для долгосрочных проектов в 5 классе я предлагаю детям внешне ничем не связанные с математикой, но связанные с историей развития нашего региона – Республика Мордовия. Например, «Флаг, герб и гимн Республики Мордовия», «Сельское хозяйство Мордовии до 1941 года», «Образование в Мордовии до 1918 года», «Памятники Мордовии, посвящённые ВОВ 1941-1945 г.г.». Особенность этих проектов заключается в том, что они выполняются в форме комплексных учебных заданий, с которыми дети уже знакомы с начальных классов и к которым они уже привыкли. Только теперь они их составляют сами.  В соответствии с требованиями ФГОС общего образования различные комплексные работы являются основными средствами диагностики достижения учащимися метапредметных результатов обучения. Они должны включать в себя тексты и задания по нескольким учебным предметам. Комплексные работы направлены на оценку умений учеников читать и понимать различные тексты, работать с информацией, представленной в различном виде, использовать полученную информацию для решения учебных и практических задач.

    Решение учебно-познавательных комплексных математических задач на основе исторического материала кроме повышения интереса к изучению математики помогает воссоздать исторические картины,  накапливать представления о той или иной эпохе, способствует выработке прочных навыков самостоятельной поисковой работы, в ходе которой добываются новые знания и формируются идеи, влияющие в конечном итоге на формирование мировоззрения подрастающего поколения.

    Что такое комплексное задание как проект? Учащиеся самостоятельно выбирают такой фрагмент какого-либо текста (художественного, публицистического, статистического и т.д.), соответствующего теме проекта, чтобы он содержал достаточное количество каких-либо подходящих (по изучению на данный момент) числовых данных. Затем в ходе выполнения проекта ребёнок должен составить вопросы и задачи (с учётом изучаемого на уроках математики материала) к выбранному тексту. При этом появляется много проблем, которые связаны уже не с математикой, а с умением правильно сформулировать предложение, поставить в задаче вопрос. Но при решении этих общеучебных проблем и происходит формирование метапредметных УУД.

    Анализ результативности опыта

    Хочу остановиться на достигнутых результатах. Конечно же, мои ученики   принимают активное участие в различных олимпиадах и занимают призовые места. Но  одно из выдающихся достижений – это большая коллективная работа – творческий проект. В 2014 году ученики 6 А и 6 Б классов приняли участие во всероссийской дистанционной обучающей олимпиаде «Оригами и геометрия» по теме «Многоугольники», которая проходила с 16 января по 16 апреля в несколько этапов, среди которых были и олимпиадные задания, и творческие задания. Но самое главное – в результате была выполнена проектная работа – макет тронного зала и трон Снежной королевы. В этой олимпиаде принимало участие 152 команды со всей России, наши команды были под номерами 120 и 121. В результате команда 6 А класса «Почемучки» заняла 3 место, а команда 6 Б класса «Умники и умницы» стала лауреатом – победителем в номинации «Творческая многогранность».

    Кроме того, 16 декабря 2014 года мной было проведено открытое занятие элективного курса «Живая геометрия» в 5 Б классе для слушателей курсов повышения квалификации учителей математики Республики Мордовия. Затем в апреле 2015 года я участвовала во всероссийском конкурсе «Педагогический успех» в номинации «Педагогический проект»  секции «Основное и общее среднее образование» с педагогическим проектом «Раннее изучение геометрии на основе конструирования и моделирования задачных ситуаций в программной среде «Живая математика», в котором стала Победителем 2 степени. А в мае 2015 года во всероссийском конкурсе «Педагогический успех» в номинации «Методическая разработка»  секции «Основное и общее среднее образование» с конспектом занятия по теме «Окружность. Круг» я стала Победителем 1 степени. 

    В 2016г. ученик 5 класса Карабанов Айрат стал призёром районного конкурса проектных и исследовательских работ «Юный исследователь» с проектно-исследовательской работой по теме «История потребительской стоимости рубля в расчётных математических задачах». Работа представляет из себя интегрированное проектно-экспериментальное исследование по математике и истории путём отслеживания изменения потребительской стоимости рубля в учебных пособиях по математике различных исторических периодов. Были проанализированы учебные пособия (арифметические сборники) 1903 г., 1911 г., 1932 г. и 1988 г. А затем по результатам исследовательской работы учащийся составил 10 авторских комплексных заданий на цену, стоимость и количество (с учётом основных требований ФГОС) с использованием регионального исторического материала, которые затем были апробированы на уроках в 5 классе.

    В качестве примера хочу привести одно из комплексных заданий, которые он составил в практической части своей проектно-исследовательской работы.

    Комплексное задание №1

    Прочитайте текст:

    «Отходничество – уход  крестьян в девятнадцатом веке в поисках заработка на фабрики, заводы, в крупные помещичьи хозяйства. Крестьяне Мордовии уходили на заработки в промышленные центры страны – на фабрики и заводы Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода. Чтобы прокормить семьи, из некоторых селений в зимние месяцы нередко уходило почти все взрослое мужское население. Крестьяне-отходники нанимались на строительно-железнодорожные, лесосплавные и другие виды работ, шли на фабрики и заводы в качестве грузчиков, чернорабочих и т. д. Так, из Краснослободского уезда Пензенской губернии в 1898 году отправлялись на заводы для возки мела и обжига угля до тысячи семисот человек, на кирпичные работы – до двухсот двадцати человек. Конечно, не все отходники достаточно зарабатывали, чтобы в их отсутствие хозяйство в деревне оставалось крепким. Плата за труд на кирпичных заводах в Краснослободском уезде доходила до шестидесяти рублей в месяц. А средняя заработная плата за весь летний период отходников на сельскохозяйственных промыслах доходила лишь до двадцати четырёх рублей.  Поэтому многие жили более чем скромно, чтобы побольше сэкономить и отправить домой нужные средства».

    Используя данную информацию, выполните задания.

    Задание 1. Запишите в порядке возрастания цифрами числа, встречающиеся в тексте.

    Задание 2. Выберите верные утверждения:

    А) В зимние месяцы крестьяне уходили на заработки на фабрики, заводы, в крупные   помещичьи хозяйства, чтобы прокормить свои семьи.

    Б) Все крестьяне-отходники хорошо зарабатывали, ни на чём не экономили и могли отправить домой любые средства.

    В) В месяц заработная плата крестьян-отходников на сельскохозяйственных промыслах была в 7,5 раза меньше, чем на кирпичных заводах.

    Г) На кирпичные работы крестьян уходило больше, чем   на заводы для возки мела и обжига угля.

    Задание 3. Найдите, на сколько больше получит крестьянин-отходник за весь летний период  на кирпичном заводе, чем на сельскохозяйственном промысле.

    Задание 4. Решите задачи:

    1. (№303) На заработки ушло из первой деревни 60 крестьян, из второй – на 40 человек меньше, чем из первой, а из третьей в 3 раза больше, чем из второй. Сколько крестьян ушло на заработки из всех трёх деревень?

    2. (№15) Крестьянин жил в городе восемь месяцев. Половину этого времени он прослужил в дворниках, четвёртую часть – в сапожной мастерской, а оставшуюся часть – грузчиком на прядильной фабрике. Сколько времени служил крестьянин грузчиком?

    3. (№310) Дворник получил от хозяина 6 десятирублёвых бумажек. Третью часть этих денег он отослал в деревню, десятую часть заплатил хозяину за комнату, половину израсходовал на обеды. Сколько денег у него осталось?

            Трудности и проблемы при использовании данного опыта

    В ходе использования проектно-исследовательского метода  в учебном процессе я столкнулась с определенными трудностями, которые заключаются в том, что постоянно приходится учитывать то, что планируемая педагогическая ситуация должна продумываться с опорой на достижения учащихся, на то, что они умеют и знают, с учетом их творческих возможностей. При этом с целью активизации познавательной деятельности обучающихся учителю необходимо:

    ​  осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;

    ​  создавать на уроке атмосферу доброжелательности;

    ​  использовать различные средства для поддержания интереса к предмету;

    ​  направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;

    ​  избегать перегрузки учащихся;

    ​  принимать во внимание индивидуальные особенности развития детей;

    ​  контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;

    ​  создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.

          Трудность опыта  состоит в том, что учитель должен учитывать все условия в комплексе. Ему необходимо быть всегда готовым прийти на помощь ученикам, не навязывая своего решения.

    Адресные рекомендации по использованию опыта

    Думаю, что опыт моей работы может пригодиться многим учителям, применяющим технологии проектной и исследовательской деятельности учащихся. Опытом  своей  работы я охотно  делюсь  с коллегами. Провожу  открытые уроки, занятия  творческих мастерских, мастер-классы, выступаю на  педсоветах  и  методических  объединениях. Представление опыта, подведение  результатов проводится в различных формах:

    • Размещение материалов на сайте школы (http://schoolrm.ru/schools_lmb/sc2lmb) ;
    • На сайте МКУ « ЦИМО МОУ» Лямбирского муниципального района РМ (http://www.lamroo.edurm.ru, старая версия); 
    • Личный сайт (http://lyambir.ucoz.ru);
    • Выступления на педагогических советах, заседаниях кафедры учителей математики и физики МОУ «Лямбирская СОш №2», семинарах РМО учителей математики Лямбирского муниципального района РМ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Реализация системно - деятельностного подхода к обучению английскому языку через оптимальное сочетание форм, методов и приёмов ИКТ

    В докладе  представлены способы решения проблемных ситуаций образовательной практики, а именно:  повышение мотивации к изучению английского языка учащихся различных категорий, развитие позна...

    Представление педагогического опыта учителя математики Внуковой Е.Г.

    Общие сведения о педагогическом опыте учителя математики Внуковой Е.Г....

    Доклад «Реализация системно –деятельностного подхода к обучению английского языка через ИКТ»

    В обучении иностранным языкам существуют различные походы , различные стратегии. На современном этапе наиболее действенным, на мой взгляд, является системно-деятельностный подход .Его сущн...

    Выступление на городском методическом объединении учителей математики на тему: «Урок математики в рамках системно-деятельностного подхода»

    Выступление на городском методическомобъединении учителей математики на тему:«Урок математики в рамках системно-деятельностного подхода»...

    Мастер- класс по теме "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики"

    Данный мастер- класс проводила на курсах повышения квалификации. Можно провести на заседании ШМО, ММО, РМО, а также педсовете....