Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС ООО
статья по теме

В статье " Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС ООО» раскрываются особенности системно-деятельностного подхода и пути его реализации в русле применения технологии развития критического мышления. Основное внимание уделено методическим приемам: кластер, инсерт, сиквейн и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_publikatsii.docx92.84 КБ

Предварительный просмотр:

Аюпова Лариса Борисовна,

учитель математики МБОУ «Средняя школа №8»,

г. Нижневартовск.

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС ООО

Аннотация

В статье " Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС ООО» раскрываются особенности системно-деятельностного подхода и пути его реализации в русле применения технологии развития критического мышления. Основное внимание уделено методическим приемам: кластер, инсерт, сиквейн и др.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, федеральный государственный образовательный стандарт, процесс обучения математике, технология развития критического мышления.

“Если мы будем учить сегодня так, как мы

 учили вчера, мы украдем у детей завтра”.

Джон Дьюи.

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Однако результаты, проводимых за последние два десятилетия международных  исследований заставляют насторожиться. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме.

Слова Льва Николаевича Толстого сегодня наиболее  актуальны: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений».

          В чем же теперь заключается роль школы? На этот и ряд других вопросов призван ответить федеральный государственный образовательный стандарт ООО, который выдвигает три группы требований:

  • требования к результатам освоения основной образовательной программы;
  • требования к структуре основной образовательной программы;
  • требования к условиям реализации основной образовательной программы.[3,с.18]

         Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено  в 1985 г. как следствия объединения системного подхода и деятельностного, доказывающего бесполезность самих знаний, умений и навыков, не реализующихся в деятельности. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях  Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова, и деятельностным,  разработанным Л.С.Выготским, Л.В. Занковым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным, В.В.Давыдовым. Огромную роль в реализации системно – деятельностного подхода сыграл педагогический коллектив под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г.Петерсона, разработавшего  и внедрившего «Технологию деятельностного метода обучения».[3,с.75]

 Системно-деятельностный подход предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
  • ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта (развитие личности);
  • признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических  особенностей обучающихся;
  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий индивидуального развития каждого обучающегося;
  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
  • гарантированность  достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов: 

  • Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
  • Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
  • Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
  • Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
  • Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  • Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  • Принцип вариативности – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.[3,с.76]

Каждый раз, составляя проект очередного урока, я задаю себе одни и те же вопросы:

  • Как организовать современный урок с точки зрения системно-деятельностного подхода?
  •  Как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов образования?
  •  Какой учебный материал отобрать и как его структурировать?
  •  Какие методы и средства обучения выбрать?
  •  Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения?[1,с.21]

Одним словом встает вопрос: « Как обучать?» Как же построить урок математики, чтобы реализовать требования новых Стандартов?

Понятно, что изменение Стандарта ведет за собой выбор таких образовательных технологий, которые, в свою очередь, будут работать на главное, которое в Стандарте определяется фразой «научить учиться».

К так называемым «новым» педтехнологиям относятся гуманистически ориентированные технологии обучения, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей обучающихся. Данные технологии отвечают требованиям Стандарта. Вашему вниманию представлена таблица 1, в которой систематизированы те педагогические технологии, которые рекомендованы к реализации в рамках деятельностного подхода, заложенного в ФГОС[3,с.25]:

Таблица 1.Педагогические технологии.

Группа технологий

Педагогические технологии СДП

1. Педтехнологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

Педагогика сотрудничества

Технологии уровневой дифференциации

2. Педтехнологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

Игровая технология

Проблемное обучение

Технология критического мышления

3. Педтехнологии развивающего обучения

Технология полного усвоения

Технология развивающего обучения

4. Педтехнологии на основе повышения эффективности управления и   организации учебного процесса

Групповые технологии

Педагогика сотрудничества

Сделать урок более эффективным в плане развития ключевых компетентностей учащихся может технология развития критического мышления. Она предлагает строить урок по схеме: вызов - реализация смысла – рефлексия, используя набор приемов и стратегий.

Я хочу показать, как я использую некоторые из этих приемов работы с текстом на уроках математики.

Рис.1. Методические приемы ТРКМ

Кластеры (автор - Гудлат) – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде кластера, грозди. Слово “кластер” в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует в разные стороны стрелки-лучи, которые соединяют слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее (рис. 2).

 

Рис.2. Кластер: треугольник.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. Например, этот прием может быть применен в стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным текстом в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

Большой потенциал имеет этот прием и на стадии рефлексии: это исправления неверных предположений, заполнение на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (гроздьями). Заданием может стать и укрупнение одной или нескольких “гроздей”, выделение новых. На стадии рефлексии работа с кластерами завершится.

Технология “критическое мышление” предлагает методический прием, известный как инсерт (I – interactive, N – noting, S – system, E – effective, R – reading, T – thinking (интерактивная системная разметка для эффективного чтения и размышления) авторов Вогана и Эстеса). Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учащихся надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

1.  Читая, ученик делает пометки в тексте:

V – уже знал,

+ - новое,

- - думал иначе,

? – не понял, есть вопросы.

2. Читая, второй раз, заполняет таблицу, систематизируя

     материал.

Таблица 2.Прием «Инсерт»

V

(уже знал)

+

(узнал новое

-

(думал иначе)

?

(есть вопросы)

Для учащихся наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является устное обсуждение или заполнение таблицы. Обычно школьники без труда отмечают, что известное им встретилось в прочитанном тексте, сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали. При этом важно, чтобы ученики прямо зачитывали текст, ссылались на него.

Пример, таблицы по теме: «Многоугольники»:

Таблица 3.Таблица «Многоугольники»

V

(уже знал)

+

(узнал новое

-

(думал иначе)

?

(есть вопросы)

  • Многоугольник
  • Вершина многоугольника
  • Р многоугольника
  • Диагональ многоугольника
  • Угол многоугольника
  • Противоположные стороны, вершины четырехугольника
  • Внутренняя, внешняя область многоугольника
  • Выпуклый многоугольник
  • (n-2)*180°
  • определение многоугольника
  • не понял как получили формулу

Технологический прием “Инсерт” и таблица “Инсерт” сделают зримыми процесс накопления информации, путь от “старого” знания к “новому”.

Прием составления маркировочной таблицы “ЗХУ” является вариацией вышеописанного метода “Инсерт”. Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы.

Стратегия работы с текстом Донны Огл

Цель: овладеть приёмом графической организации материала, научиться систематизировать, схематизировать материал, составляя таблицы Донны Огл.

Алгоритм работы.

1.        Познакомиться с темой текста (анализ заглавия).

2.        Вспомнить, что известно по этой теме, обменяться знаниям.

3.        Зафиксировать основные заголовки таблицы:

Таблица 4.Прием «ЗХУ»

знаю

хочу узнать

узнал

источники информации

4.        Занести уже имеющиеся знания по теме урока в часть таблицы «знаю», зафиксировав в последней графе источники информации (книги, фильмы, рассказы знакомых и прочее).

5.        Ответить на вопрос: «Что бы вы хотели узнать до работы с текстом по данной теме?» Зафиксируйте сформулированные вопросы во второй графе таблицы.

6.        Работа с источником информации (текст, слово учителя, сообщение подготовленного ученика, фильм и т.п.).

7.        Ответы на вопросы, которые были поставлены до знакомства с текстом. Фиксирование полученных ответов в графе «узнал».

8.        Если ответов на некоторые вопросы источник информации не предоставил, обсудить варианты их поиска (источники информации).

Таблица 5. «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»

Знаю

Хочу узнать

Узнал

+=

-=

  • Как складывать дроби с разными знаменателями?
  • Как вычитать дроби с разными знаменателями?
  • Решение уравнений, задач, содержащих дроби с разными знаменателями

Понятия: наименьший общий знаменатель, дополнительные множители.

Чтобы сложить, вычесть  дроби с разными знаменателями, нужно привести их к общему знаменателю.

Алгоритм +,- дробей с разными знаменателями.

Таблица 6. «Площадь параллелограмма»

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Единицы измерения площади: мм², см², дм², м², км².

Sквадрата = а·а=а²

Sпрямоуг .= а·в

Формулы для вычисления площади

треугольника, параллелограмма, трапеции, ромба.

Определение площади

Свойства площади

Док-во формулы:  

 S=a∙b

Sпараллелограмма      

           S=a∙h

Осталось узнать:

Sтрапеции

Sромба

Потренироваться в применении формул в различных ситуациях.

 Прием “Маркировочная таблица” позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке один - два тезиса или положения.

Еще один прием - синквейн. Слово “синквейн” происходит от французского “пять”(СЭНК). Это стихотворение из пяти строк, где первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно существительным; вторая – описание темы в двух словах, как правило, прилагательными, третья – описание действия в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами, четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме, и пятая – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы. Синквейн – резюмирует информацию, излагает сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Использовать синквейны можно при изучении любой темы:

Прямые.

Пересекающиеся, параллельные.

Строим, переносим, совмещаем.

Нет ни начала, ни конца?!

Бесконечность!

Таким образом, эффективность процесса обучения зависит от умения правильно выбрать технологические приёмы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока. Технология критического мышления позволяет определить сферу комфортности для каждого. Учитель, его отношение к УП, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!

Список литературы:

1.Далингер В.А. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения и системно-деятельностный подход к обучению математике // Научный  журнал «Фундаментальные исследования» .-М. 2012.-№6-С.19-26

2.Селевко Г.К.Энциклопедия образовательных технологий. Народное образование.- М.: 2006. Т.2 - 816с.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.-М.,2008-21с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Системно–деятельностный подход в преподавании математики, как условие перехода на ФГОС»

Доклад на тему "Системно-деятельностный подход в преподавании математики, как условие перехода на ФГОС" раскрывает особенности системно-деятельностного подхода: данный подход в обучении направлен на р...

Обновление методических подходов к преподаванию литературы в условиях перехода на ФГОС через интегрированные внеклассные мероприятия

Анализируя школьные программы преподавания предметов гуманитарного цикла, литературы и истории, мы заметили, как много в них материла, который может быть объединён в одном внеклассном мероприятии...

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения Выступление Некрасовой Е.П.

В данном материале рассказывается о требованиях к урокам, и в частности к уроку математики в рамках перехода на ФГОС ООО. Раскрываются проблемы и задачи, которые возникают у педагогов при реализации Ф...

план самообразование учителя математики "Применение инновационных образовательных технологий в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС»

Тема ориентирована на ФГОС второго поколения. Для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Совершенствование качества обучения и воспитания...

Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Учитель, его отношение к УП, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не бу...

Методический семинар «Использование элементов современных технологий в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС II поколения».

Применение элементов  современных образовательных технологий способствуют самореализации и успешной социализации личности обучающегося....

«Реализация деятельностного подхода на уроках математики в условиях перехода на ФГОС через применение мобильных приложений»

Ссылки для уроков, создание условий для повышения   интереса учащихся к предмету математики через использование мобильных приложений....