Главные вкладки

    Развитие математической грамотности в учебной и внеучебной деятельности школьников.
    статья по математике на тему

    Доржиева Долгор Сандаковна

    Под математической грамотностью понимается способность высказывать обоснованные математические суждения и использовать математические средства для решения практических, исследовательских и познавательных проблем.

        Выпускник школы стоит сегодня перед проблемой успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ, которые все чаще включают в себя компетентностные задачи. Решение такого рода вызывает множество ошибок и затруднений. При изучении математики в основной школе не хватает учебного времени для решения текстовых задач как математических моделей реальных ситуаций во всем их многообразии, т.е. прерывается еще одна линия преемственности между начальной и основной школой. Все это привело к необходимости к разработке программы практико-ориентированного курса по решению текстовых задач, включающего сюжетные задачи разнообразного типа.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие математической грамотности в учебной и внеучебной

     деятельности школьников.

    Под математической грамотностью понимается способность высказывать обоснованные математические суждения и использовать математические средства для решения практических, исследовательских и познавательных проблем.

        Выпускник школы стоит сегодня перед проблемой успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ, которые все чаще включают в себя компетентностные задачи. Решение такого рода вызывает множество ошибок и затруднений. При изучении математики в основной школе не хватает учебного времени для решения текстовых задач как математических моделей реальных ситуаций во всем их многообразии, т.е. прерывается еще одна линия преемственности между начальной и основной школой. Все это привело к необходимости к разработке программы практико-ориентированного курса по решению текстовых задач, включающего сюжетные задачи разнообразного типа.

    Обычно выделяют три формы деятельности, отличающиеся отношением к норме (алгоритму) ее выполнения: самоопределение («хочу» и «могу» выполнить данную норму деятельности), нормореализация (выполняю норму) и нормотворчество (составляю новую норму). Эта структура позволяет построить функционально связанную последовательность этапов, направленную на формирование готовности к саморазвитию. Такая последовательность деятельностных шагов называется технологией личностно-деятельностного обучения.

    1-й этап. Предъявление задания.

    2-й этап. Понимание задания, определение практической цели.

    3-й этап. Выполнение задания.

    4-й этап. Предъявление результатов.

    5-й этап. Предъявление способов получения результатов.

    6-й этап. Выделение общего принципа деятельности для каждого способа.

    7-й этап. Определение недостаточности теоретических оснований для деятельности, проблематизация

    8-й этап. Депроблематизация, построение теоретического понятия.

    9-й этап. Моделирование, представление понятия в виде символов.

    10-й этап. Алгоритмизация, составление новой нормы деятельности.

    11-й этап. Проверка алгоритма при решении типовых задач.

    12-й этап. Уроки-тренинги.

    13-й этап. Урок-зачет.

    Успешное прохождение всех этапов технологии возможно при условии организации толерантного общения в классном коллективе, т.е. использования технологии общения – организованной коммуникации.

    Таким образом, в результате работы по данной технологии учащийся будет знать:

    - алгоритмы понимания задания (читаю задание, представляю результат выполнения задания, представляю форму фиксации результата выполнения задания, представляю способ выполнения задания).

    - алгоритмы проблематизации – исследования конкретной деятельности (подробно описываю выполнение задания, перечисляю шаги своей деятельности, формулирую проблему как цель дальнейшей деятельности, фиксирую тему).

    - алгоритмы депроблематизации – построение новой деятельности (рассматриваю проблему – тему, выделяю все возможные ее признаки, выделяю основные шаги своей деятельности, проверяю полученный алгоритм, выполняя задание).- алгоритмы, позволяющие грамотно занимать любую из позиций организованной коммуникации.

    На этапе контроля используется технология оценивания учебных успехов, которая позволяет:

    - определять, как ученик овладел учебным материалом.

    - развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить собственные ошибки.

    - ориентировать ученика на успех, избавлять его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создавать комфортную для учебы обстановку, сберегать психологическое здоровье детей.

    Для того чтобы самостоятельно оценить свою деятельность и ее результаты, существует алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает учащийся):

    1-й шаг. Какая была цель, что нужно было получить?

    2-й шаг. Удалось получить результат?

    3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой?

    4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с незначительной помощью (кто помогал, в чем?)

    5=й шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания?

    6-й шаг. Каков был уровень задания?

    7-й шаг. Каков твой балл успешности?

    Чтобы ответить на 5-й вопрос, необходимо в начале изучения темы определить цели, основные предметные, метапредметные и личностные умения.

    Чтобы ответить на 6-й вопрос, нужно знать о делении заданий по уровням.

    Основной предметный результат – освоение понятия «математическая модель». Это средство для перевода условия задачи (реальная ситуация) с «русского языка» на «математический язык» представляет собой уравнение, в котором искомая величина связана с выражениями с сопутствующими величинами (известными и неизвестными) при помощи формулы, определяемой по типу задачи.

    Алгоритм моделирования реальной ситуации:

    1. Определяю искомую величину.
    2. Подбираю сопутствующие величины (тип задачи).
    3. Вспоминаю связь между ними (формула).
    4. Составляю таблицу (схему, краткую запись).
    5. Заполняю таблицу (схему, краткую запись) известными величинами.
    6. Выражаю неизвестные величины при помощи известных.
    7. Вношу полученные выражения в таблицу (схему, краткую запись).
    8. Связываю выражения в математическую модель (выражение, уравнение).
    9. Работаю с математической моделью (решаю уравнение).
    10. Отбираю истинные результаты в виде значения искомой величины (проверка).
    11. Фиксирую это значение (ответ).

    Таким образом, у школьников формируется знание алгоритма математического моделирования и умение решать текстовые (сюжетные) задачи по алгоритму.

    Программа практико-ориентированного курса по решению текстовых задач, включающего сюжетные задачи разнообразного типа.

    Цель программы: формирование ценностного отношения обучающихся (личностные результаты) к самостоятельной учебно-познавательной деятельности (метапредметные результаты) при определении и решении текстовых задач разного уровня сложности (предметные результаты).

    Данная программа разработана на 1 год и предназначена для учащихся 7-9 классов. Курс рассчитан на 35 часов.

    № п/п

    Тема занятия

    Всего часов

    Тема 1

    1.

    2.

    Введение

    Что такое текстовая (сюжетная)задача?

    Математический язык.

    Тема 2

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    Основные понятия

    Величина. Виды величин.

    Единицы измерения величин.

    Значение величины.

    Выражения. Формулы.

    Математическая модель.

    Тема 3

    1.

    2.

    3.

    4.

    Установление связей между основными понятиями посредством моделирования реальной ситуации.

    Построение понятия «математическая модель».

    Построение алгоритма моделирования реальной ситуации.

    Проверка и корректировка алгоритма.

    Деление сюжетных задач на виды

    Тема 4

    Решение задач «на движение»

    Тема 5

    Решение задач «на работу»

    Тема 6

    Решение задач «на части и проценты»

    Тема 7

    Решение задач «о смесях и сплавах»

    Тема 8

    Решение задач «о бассейнах и трубах»

    Тема 9

    Решение комбинированных задач


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие навыка грамотного чтения школьника

    Ключ к успеху в обучении — это развитие у ребенка таких важнейших познавательных процессов, как восприятие, память, мышление и речь...

    КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

    Все мы привыкли оценивать деятельность учащихся традиционно, используя пятибалльную систему оценивания, но при этом не всегда можно объективно оценить работу ученика. Поэтому мы используем на своих ур...

    РАЗВИТИЕ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ в рамках ФГОС 5 класс

    РАБОТА В 5Б КЛАССЕ В 2015-2016 УЧЕБНОЙ ГОДУ БУРМИСТРОВОЙ Е.Ю. (ФГОС) Типичные ошибки входной контрольной работы: 1.     Вычислительная ошибка. 2.     Выпол...

    Статья "Развитие функциональной математической грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA "

    одной из задач модернизации образования является  формирование функциональной грамотности...

    Статья по теме Развитие потенциальных способностей и учебной мотивации у школьников на уроках англ. языка

    Статья по теме Развитие потенциальных способностей и учебной мотивации у школьников на уроках англ. языка...

    Методическая разработка "Математические задачи для развития функциональной грамотности обучающихся"

    Методическая разработка представляет собой подбор задач из различных источников для развития функциональной грамотности обучающихся.Материалы  разработки помогают моделировать с помощью математик...

    Методическое пособие для учителей "Активные стратегии обучения и их роль в повышении качества «математической грамотности» школьников"

    Данное пособие позволяет учителю использовать на различных этапах урока методы и технологии современного подхода к обучению...