Открытый урок по теме: "Объём прямоугольного параллелепипеда", 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс) по теме

Ушакова Елена Викторовна

Открытый урок по теме :"Объём прямоугольного параллелепипеда", 5 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа № 7»

Открытый урок по теме:

 «Объём прямоугольного параллелепипеда»

( 5 класс)

                                     Ушакова Елена Викторовна  

учитель математики                    

15.01.2019г

Технологическая карта урока № 81

Класс 5Б,  предмет математика, учебник Математика: 5 класс. Мерзляк А.Г.

Учитель Ушакова Е.В.

Тема урока: Объем прямоугольного параллелепипеда

Тип урока  Урок изучения нового материала

Цели  

Предметные: сформировать у учащихся  представление об объеме прямоугольного параллелепипеда, научить учащихся находить объем прямоугольного параллелепипеда и куба.

Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения.

Метапредметные: формировать  умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни.

Образовательные ресурсы: карточки, компьютерная презентация, макет параллелепипеда, макет куба.

Планируемые результаты: Учащийся получит представление об объеме прямоугольного параллелепипеда и куба и научится вычислять их объемы.

 Основные понятия: объем прямоугольного параллелепипеда, объем куба.

Организационная структура урока

п/п

Этапы проведения

урока

Форма организации

УД

Содержание

Примечание

1.

Организационный этап

Эмоциональный настрой на урок.

2.

Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний и умений.

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

3.

Проверка домашней работы

Ф, И

§ 23,в.1-4,  № 623, 641

Выучить таблицу перевода единиц измерения объема

Плакаты с формулами

4.

Актуализация знаний

Ф

Устно. Задачи на слайде,  стр.156 вопросы 1-4.

5.

Изучение нового материала

Ф

Устно по слайдам с записью в тетрадь формул.

Работа по учебнику.

Теоретический материал §23

Стр.155-156

Плакаты с формулами

6

Физминутка

Ф

Слайд

7

Первичное закрепление изученного материала

Ф,И

№ 619, 620, 624, 628,  дополнительно №632

8

Информация о домашнем задании

Ф

§ 23,в.5-7,  № 621, 625, 629

9

Проверочный тест

И, П

Слайд

10

 Рефлексия учебной деятельности на уроке

Ф

 Слайд.

Ход урока

  1. Организационный этап.

Дидактические задачи - подготовка учащихся к работе на уроке: приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

Результат – полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой  

      ритм урока.

Здравствуйте, дорогие ученики 5Б класса!

-Я, рада вас видеть, и надеюсь, что сегодня на уроке нас ждет и успех, и открытие.  

Будьте внимательны в течение урока, думайте, создавайте, предлагайте, спорьте, ищите ошибки, делайте выводы,  выдвигайте гипотезы,  делайте новые открытия, оценивайте себя и других.

 Но в тоже время умейте управлять своим  поведением и своими знаниями.

Эпиграф нашего урока. Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю». Будем следовать ее указаниям.

  1. Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний и умений.

 Актуализация базовых понятий, составляющих тему. Выполнение заданий, необходимых для введения новой формулы. Определяют цель и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3.  Проверка выполнения домашнего задания

А)Проверка № 623- выразить в кубических сантиметрах  и № 641- задача на движение

                  Б) Выучить таблицу перевода единиц измерения объема.

 Вызываются к доске три ученика

№3 карточка.

Проверка д.з. и работы по карточке после слада №4 или № 6.

 На доску прикрепляются  плакаты с единицами измерения объёма.

  1. Актуализация знаний.

Пока ученики работают по д.з., работа с классом устно.

Задача 1. Рассмотрите рисунок и выполните задания. 1) Назовите все невидимые грани параллелепипеда. 2) Известны длины ребер: AB=3см, AD=6см, AK=4см. Назовите длины ребер MN, NL, DL. Устные упражнения 

Слайд.

3   Задача 2. Параллелепипед сложен из трёх одинаковых брусков. Каковы его измерения? Устные упражнения.    Ответ: 2 дм; 4 дм; 3 дм. 


Слайд.

Вопрос: какими  свойствами обладает объём фигуры?

1) равные фигуры имеют равные объёмы

2) объём фигуры равен сумме объёмов фигур, из которых она состоит.


4. Выберите из предложенного ряда единиц те, которые применяются для измерения объемов: 

1см, 1дм2, 1дм3, 1 Га, 1 л, 1 км, 1 см3, 1 м3, 1 а,  1 т.

Слайд.


5.  Из кубиков с ребром 1см составлены фигуры. Найдите их объемы. Ученики называют ответ и потом открывается правильный ответ на слайте.

Слайд. Образец рис 175 с.154 учебник

  1. Из предложенного ряда геометрических фигур выберите те, которые имеют объем: 

Слайд с изображением фигур.

  1. Изучение нового материала

  1. Цель урока: научиться вычислять объемы предложенных фигур. 

Слайд. Рис куба. Прямоугольного параллелепипеда.

  1. Назовите измерения данных геометрических фигур: 

Длина, ширина, высота

Слайд. Дан прямойгольный параллелепипед и куб.


9. Вычисление объема прямоугольного параллелепипеда:

Даны измерения: 7см, 3см и 3 см. Объём  красного кубика -1 см3.

Объем, заполненный кубиками нижнего ряда равен: V =7* 3 *1= 21 (см³).

 Далее идет заполнение всего параллелепипеда ед. кубиками.

Получаем, что объем прямоугольного параллелепипеда равен: V = 7*3*3= 63 (см³).

Слайд.

Вывод.  Объём прямоугольного параллелепипеда равен произведению трёх его измерений.


10. Формула для определения объема прямоугольного параллелепипеда:

Объем нашего параллелепипеда равен V=7*3*3= 63 (см³)

V = abc где а – длина, b – ширина, с - высота V = Sh где S = ab – площадь, h - высота V =aaa=a³ где а – ребро куба. 

 Запись в тетрадь V = abc где а – длина, b – ширина, с – высота

                               V =aaa=a³ где а –  длина ребра куба. 

                               V = Sh где S = ab – площадь, h – высота прямоуголоного параллелепипеда

Плакаты на доску.

Слайд.


 

 Работа с учебником

Теоретический материал §23  Стр.155-156.

  1. Физминутка.  Слайд.

  1. Первичное закрепление изученного материала.

Работа по учебнику. № 619,  620, 624, 628,  дополнительно 632

Слайд.

№619

V = abc , если где а =12м,  b =15м, с =6м, то

V = 12*15*6 =          (м3)

№ 620

V =aaa=a³ , если а=6см, то 

V  = 63 =  6*6*6=     (cм3)

№ 624. Задача.

  1. 15+3=18 ( см) –длина
  2. 18:3=6 ( см) – высота
  3. V = 15*18*3 =

Ответ:

№ 628

V = Sh , то  S =  V : h .

Если V =144 м2, h  = 4м, S = 144:4 = 36 (м)

Ответ:

Дополнительно №632

V =aaa=a³, если а=4 см, то

 V = 4*4*4= 64 ( см3)

    4*64 = 448 (г) -    масса куба .  

 Ответ:

  1. Информация о домашнем задании

§ 23,в.5-7,  № 621, 625, 629

  1. Проверочный         тест. Слайд.

На столах  карточки с заданием и листочки для записи решения.

В задание включается прямоугольный параллелепипед и куб.

Проверка всех трех формул.

Дается время для решения ( 3-5 мин)

 Работа в парах.

Далее идет обмен листочками с решением.

Проверка .

Ответы – слайд.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Слайд.

НА УРОКЕ

  •  Я узнал(а)…
  •  Я научился…
  •  Мне понравилось…
  •  Я затруднялся…
  •  Моё настроение…

если всё понятно-  СМАЙЛИКИ ВЕСЕЛЫЕ ПРИКОЛЬНЫЕ КЛАССНЫЕ

если некоторые задания вызвали трудности- C:\Users\User\Pictures\smailiki-87.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме «Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда»

Урок преднзначен для учащихся 5 класса.Цель урока: создать условия для обобщения знаний и умений учащихся по нахождению площади и объема прямоугольного параллелепипеда....

Открытый урок по теме "Объём прямой призмы и цилиндра"

Открытый урок был дан в 11 классе, самому уроку предшествует большая работа. Ребята могли применять знания не только по самой теме, но и те, которые получены при самостоятельном изучении последующих т...

Открытый урок по теме: "Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда"

материал содержит конспект урока по данной теме, презентация, самоанализ урока и физкультминутка....

5класс. Математика. Презентация к уроку в коррекционном классе 7-го вида по теме: "Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда"

Презентация содержит всю структуру урока по теме: "Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда" в коррекционном классе по учебнику Математика 5класс, автор Н. Я.Виленкин и др. Может использована так ...

5класс. Математика. Проект урока в коррекционном классе 7-го вида по теме: "Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда"

Здесь представлен проект урока в коррекционном 5-м классе по теме: "Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда", урок может быть использован так же и в общеобразовательном классе. Учебник: Математик...

Презентация к уроку математики в 5 классе по теме "Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда."

Данная презентация содержит материал для проведения урока по теме "Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда". Это первый урок по теме. УМК С..Никольского. математика 5 класс....