Статья по теме «Особенности использования технологии РКМЧП на уроке математики»
статья по математике

Калинина Юлия Дмитриевна

Современного обучающегося чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности в условиях обширного информационного пространства современности. Это связано с недостаточным уровнем развития мышления и, прежде всего, критического. Технология Развития Критического Мышления через Чтение и Письмо или РКМЧП направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_rkmchp_na_uroke_matematiki.docx203.95 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по теме

«Особенности использования технологии РКМЧП на уроке математики»

Современного обучающегося чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности в условиях обширного информационного пространства современности. Это связано с недостаточным уровнем развития мышления и, прежде всего, критического.

Использование инновационных, интерактивных технологий – это возможность сделать образование более эффективным, организовать системно-деятельностный подход в обучении, сформировать универсальные учебные действия, а также достичь новые цели и решить основные задачи математического образования.

Технология Развития Критического Мышления через Чтение и Письмо или РКМЧП относится именно к таким инновационным педагогическим технологиям. В России она приобрела известность в конце 90-х годов. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. 

Технология формирования критического мышление включает в себя следующие элементы:

  1. Цели;
  2. Задачи;
  3. Принципы построения;
  4. Этапы и условия формирования;
  5. Методы;
  6. Приемы и способы обучения мышлению;
  7. Формы организации деятельности обучаемых;
  8. Способы оценивания результатов формирования мышления.

Учебное занятие, проводимое по этой технологии, вне зависимости от предмета, строится в соответствии со следующей технологической цепочкой:

Первый этап: вызов – на данном этапе происходит актуализация имеющихся знаний;

Второй этап: осмысление – момент, когда проводится непосредственная работа с текстом – чтение;

Третий этап: рефлексия – заключительный этап с обобщением информации. На данном этапе возрастает роль письма, которое помогает разобраться в материале, осмыслить его и, возможно, высказать гипотезы, связанные с ним.

Использование технологии РКМЧП помогает развить в учениках логику, которая является непременным условием для критического мышления. Критическое мышление – это навык, который необходим не только для достижения положительных результатов в процессе обучения, но и в обычной жизни, где оно будет неоценимым подспорьем при работе с различными источниками информации, анализе различных явлений и событий и принятии решений.

Помимо особого упора на развитие критического мышления, РКМЧП позволяет побудить интерес к предмету, а также вовлечь учеников в процесс. РКМЧП – технология, подходящая для использования на уроках по различным предметам и для различных возрастных групп. Она позволит научить школьников не просто находить информацию в учебном пособии, но и применять найденные знания на практике, оценивать альтернативные суждения и принимать решения на основе анализа имеющейся информации.

Математика – один из предметов, где технология РКМЧП особенно востребована в силу природы изучаемой науки, основанной на логике и анализе. Существует множество заданий, созданных при применении РКМЧП, которые могут использоваться в классе на занятии по математике. Рассмотрим некоторые из них.

Практические примеры: упражнения на основе технологии РКМЧП

на уроке математики

  • «Прием Кластер»

На уроке математике в 5 классе при изучении темы «Треугольник. Виды треугольников по сторонам и углам» в течение урока предлагается заполнить организационную схему:

В ходе изучения материала у учащихся получается следующая схема (кластер).

Смысл приема заключается в попытке систематизировать полученные знания.

  • Прием «Карусель»

        Группы получают 4 схемы «Кластер».  Необходимо вписать любое из известных свойств четырехугольников и передать другой группе.

  • Прием «Граф»

Упорядочение изучаемой информации.

  • Прием  «Перепутанные логические цепочки»

Направлен на развитие умений строить логическую цепь рассуждений, доказательств.

Соединить линиями соответствующие части высказывания:

  1. при умножении степеней с одинаковыми основаниями…
  2. При делении степеней с одинаковыми основаниями…
  3. При возведении степени в степень…
  4. При возведении произведения в степень…
  5. При возведении дроби в степень…

  1. … основание остается прежним, а показатели перемножаются.
  2. … в эту степень возводят каждый множитель и результаты перемножают.
  3. … основание остается прежним, а показатели складываются.
  4. … основание остается прежним, а показатели вычитаются.
  5. … в эту степень возводят числитель и знаменатель и результаты делят.

  • Прием «Таблица вопросов»

Основой являются вопросы, начинающиеся с вопросительных слов. 

Задание:  Прочитав текст, составьте в тетради таблицу вопросов по нему, так чтобы вопрос начинался с указанного слова (что? кто? когда? как? почему? зачем?).

Самая простая из кривых линий – окружность. Это одна из древнейших геометрических фигур. Ещё вавилоняне и древние индийцы считали самым важным элементом окружности – радиус. Слово это латинское и означает “луч”. В древности не было этого термина: Евклид и другие учёные говорили просто “прямая из центра”, Ф. Виет писал что “радиус” - это “элегантное слово”. Общепринятым термин “радиус” становится лишь в конце XVII в. Впервые термин “радиус” встречается в “Геометрии” французского ученого Рамса, изданной в 1569 году.

В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. Действительно в каждой своей точке окружность “устроена” одинаково, что позволяет ей как бы двигаться “по себе”. На плоскости этим свойством обладает еще лишь прямая. Одно из интереснейших свойств круга состоит в том, что он при заданном периметре ограничивает максимальную площадь.

В русском языке слово “круглый” тоже стало означать высокую степень чего-либо: “круглый отличник”, “круглый сирота” и даже “круглый дурак”.

Если вы когда-либо пробовали получить информацию от бюрократической организации, вас, скорее всего “погоняли по кругу”. Фраза “ходить по кругу” обычно не ассоциируется с прогрессом. Но в период индустриальной революции, выражение “ходить по кругу” очень точно отражало прогресс. Шкивы и механизмы давали машинам возможность увеличить производительность,  и значит сократить рабочую неделю.

Без понятия круга и окружности было бы трудно говорить о круговращении жизни. Круги повсюду вокруг нас. Окружности и циклы идут, взявшись за руки. Циклы получаются при движении по кругу. Мы изучаем циклы земли, они помогают нам разобраться, когда надо сажать растения и когда мы должны вставать.

Представление об окружности даёт линия движения модели самолёта, прикреплённого шнуром к руке человека, также обод колеса, спицы которого соответствуют радиусам окружности.

Термин “хорда” (от греческого “струна”) был введён в современном смысле европейскими учёными в XII-XIII веках.

Определение касательной как прямой, имеющей с окружностью только одну общую точку, встречается впервые в учебнике “Элементы геометрии” французского математика Лежандра (1752-1833 гг.). В “Началах” Евклида даётся следующее определение: прямая касается круга, если она встречает круг, но при продолжении не пересекает его.

Технологию РКМЧП необходимо применять на уроках математики, так как она:

  • развивает мыслительную деятельность учащихся;
  • формирует умение аргументировано высказываться,
  • задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения.

Методы и приёмы технологии способствуют:

  • лучшему запоминанию изученного материала;
  • активизируют деятельность учащихся на уроке;
  • формулирование вопросов развивает познавательную деятельность.
  • Различные формы рефлексии развивают:
  • способность формулировать мысли;
  • помогают лучше понять причины явлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование технологии РКМЧП на уроках английского языка"

возможность использовать  технологию РКПЧМ на уроке английского языка...

«Использование технологии РКМЧП на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции.

Материал включет в себя краткую характеристику технологии РКМЧП, технологическую карту урока, планируемые результаты и ход урока по теме Семья по УМК Spotlight 5....

Особенности использования технологии РКМЧП на уроке иностранного языка.

Технология Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках испанского языка ....

Особенности использования технологии РКМЧП на уроке математики

реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО),...

Особенности использования технологии РКМЧП на уроке литературы ( из опыта работы учителя).

опыт использования технологии РКМЧП с целью развития личностных качеств учащихся позволяет вовлечь в активную умственную деятельность, способствовать развитию интеллектуальных способностей школьников....

Статья на тему «Особенности использования мультимедийных технологий в учебном процессе начальной школы»

В данной статье описывается сущность понятия «медиасредства» в психолого-педагогической литературе, определяются особенности использования мультимедийных технологий в учебном процессе нача...