Программа внеурочной деятельности 5 класс кружка " Юный математик"
материал по математике (5 класс)
Программа позволяет более глубко изучить традиционный раздел элементарной математики: решение текстовых задач.Текстовые задачи позволяют ученику освоить способы выполнения различных операций, подготовить к овладению алгеброй, к решению задач по геометрии, физике, химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_pogramma_k_kruzhku_a.docx | 165.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Общая характеристика курса
С термином «задача» люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни, как на бытовом, так и на профессиональном уровне. Каждому человеку приходится решать те или иные проблемы, которые мы зачастую называем задачами. Это могут быть общегосударственные задачи (освоение космоса, воспитание подрастающего поколения, оборона страны и т. п.), задачи определенных коллективов и групп (сооружение объектов, выпуск литературы, установление связей и зависимостей и др.), а также задачи, которые стоят перед отдельными личностями. Проблема решения и чисто математических задач, и задач, возникающих перед человеком в процессе его производственной или бытовой деятельности, в сущности, имеет одну природу, и, следовательно, требуют исследования и обязательного разрешения.
Умение решать текстовые задачи – показатель математической грамотности. Текстовые задачи позволяют ученику освоить способы выполнения различных операций, подготовить к овладению алгеброй, к решению задач по геометрии, физике, химии. Правильно организованная работа над текстовой задачей развивает абстрактное и логическое мышление, смекалку, умение анализировать и выстраивать план (схему) решения.
Именно умение решать учебные задачи в дальнейшем приводит к умению решать любые жизненные задачи, то есть к развитию таких личностных качеств как не знал – знаю, не умел – умею и т.п. Также важно отметить, что умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического, а значит и общего развития школьников, глубины усвоения ими учебного материала.
Примерами математических задач являются задачи наделение с остатком, на проценты, разные геометрические задачи, задачи с арифметическим способом решения. Примерами практических задач являются задачи, в которых речь идет о движении поездов, о работе, о размерах реальных предметов и т. д.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Личностными результатами изучения курса «Юный математик» является формирование следующих умений:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;
- готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;
- способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью;
- способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
У ученика могут быть сформированы:
- внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
- устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач
- адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Юный математик» является формирование следующих учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления
Ученик получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
– осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;
– находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;
– самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для
целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения
сущностной связи;
– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков и их синтеза;
– устанавливать аналогии;
– владеть общим приёмом решения задач;
–применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;
– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной
форме; переводить её в словесную форму.
Все учащиеся получат возможность научиться:
– осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);
– создавать модели и схемы для решения задач и преобразовывать их;
– делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
– проводить сравнение и классификацию математического материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);
- выражать в речи свои мысли и действия;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;
- задавать вопросы;
- осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения.
- использовать речь для регуляции своего действия.
Ученик получит возможность научиться:
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;
- начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;
- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
- инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;
- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Предметными результатами изучения курса «Юный математик» является формирование следующих умений:
– анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи; определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
– решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом ;
– оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи;
– решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая части);
– решать задачи в 3–4 действия;
– находить разные способы решения задач;
– совершенствовать умения решения задач на нахождение площади, периметра прямоугольника; на увеличение - уменьшение единиц в несколько раз; на разностное сравнение; на нахождение цены, количества, стоимости;
- умение записывать условие задачи в виде таблицы;
- умение выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения.
- представлять условие задачи в виде рисунка, модели, схемы, таблицы,
математической записи;
- умение сопоставлять схему с условием задачи, выражением;
- выбирать наиболее удобный способ для записи условия и обосновывать
его;
- осуществлять переход от одной формы представления к другой;
- по условию подбирать, составлять вопросы;
- составлять задачи по определённой теме;
- разбивать текст задачи на смысловые части и анализировать каждую часть;
- составлять задания по решённой задаче.
При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания. На последнем уроке изучения каждого вида задач осуществляется контроль знаний в виде контрольных работ. По результатам сформированности основных критериев решения задачи делается вывод о достижении необходимого уровня планируемых результатов.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Юный математик»
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов |
1 | Вводное занятие. Понятие текстовой задачи. | 1 |
2 | Типы текстовых задач. Алгоритм решения текстовых задач. | 2 |
Задачи на разные действия | ||
3 | Решение задач на сложение и вычитание | 2 |
4 | Решение задач на все арифметические действия | 2 |
5 | Решение задач на тему «Деление с остатком» | 2 |
Задачи на движение | ||
6 | Решение задач с величинами «скорость», «время», «расстояние» | 2 |
7 | Решение задач на встречное движение и движение в противоположном направлении | 2 |
8 | Решение задач на движение вдогонку | 2 |
9 | Решение задач на движение по воде | 2 |
Задачи на работу | ||
10 | Решение задач на совместную работу | 2 |
11 | Задачи, решаемые алгебраическим способом | 2 |
Задачи на числовые зависимости и проценты | ||
12 | Решение задач на нахождение дроби от числа | 2 |
13 | Решение задач на нахождение числа по его дроби | 2 |
14 | Решение задач на проценты | 2 |
Задачи по геометрии | ||
15 | Решение геометрических задач | 2 |
Задачи по комбинаторике | ||
16 | Решение комбинаторных задач | 2 |
Олимпиадные задачи | ||
17 | Решение олимпиадных задач | 2 |
18 | Итоговое занятие | 1 |
ИТОГО: | 34 |
Содержание занятий
- Вводное занятие. Понятие текстовой задачи.
- понятие текстовой задачи;
- история использования текстовых задач в России;
- этапы решения текстовой задачи;
- наглядные образы как средство решения математических задач;
- рисунки, схемы, таблицы, чертежи при решении задач.
- Типы текстовых задач. Алгоритм решения текстовых задач.
- этапы математического моделирования;
- этапы решения текстовых задач;
- виды текстовых задач;
- арифметический, алгебраический и геометрический способы решения текстовой задачи;
- алгоритм решения текстовых задач;
- оформление решения задач (таблицы, схемы, графики).
- Задач на разные действия:
- задачи на разные алгебраические действия;
- задачи на нахождение зависимости на…больше (меньше), в…больше(меньше);
- алгоритм решения задач;
- оформление задач;
- Задачи на движение:
- движение тел по течению и против течения;
- равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу;
- чтение графиков движения и применение их для решения
текстовых задач.
- алгоритм решения задач на движение;
- оформление решения задач на движение (таблицы, схемы, графики).
- Задачи на работу:
- понятие работы;
- понятие производительности;
- алгоритм решения задач на работу, особенности выбора переменных и методики решения задач на работу;
- вычисление неизвестного времени работы;
- путь, пройденный движущимися телами, рассматривается как совместная работа.
- Задачи на числовые зависимости и проценты
- проценты;
- проценты в жизненных ситуациях;
- виды задач на проценты;
- алгоритм решения задач на проценты;
- оформление решения задач на проценты.
- история дробей;
- решение задач на числовые зависимости.
- Задачи по геометрии
- треугольники;
- четырёхугольники;
- исследовательская работа
- Задачи по комбинаторике
- понятие комбинаторики;
- решение простейших комбинаторных задач методом перебора.
- Олимпиадные задачи
- решение задач повышенной сложности.
10.Итоговое занятие
- Практикум по решению задач разных видов
Поурочное планирование курса внеурочной деятельности
«Юный математик» для учащихся пятых классов
№ | Дата | Название раздела и темы |
1 | Вводное занятие. Понятие текстовой задачи. | |
2 | Типы текстовых задач. Алгоритм решения текстовых задач. | |
3 | Типы текстовых задач. Алгоритм решения текстовых задач. | |
4 | Решение задач на сложение и вычитание | |
5 | Решение задач на сложение и вычитание | |
6 | Решение задач на все арифметические действия | |
7 | Решение задач на все арифметические действия | |
8 | Решение задач на тему «Деление с остатком» | |
9 | Решение задач на тему «Деление с остатком» | |
10 | Решение задач с величинами «скорость», «время», «расстояние» | |
11 | Решение задач с величинами «скорость», «время», «расстояние» | |
12 | Решение задач на встречное движение и движение в противоположном направлении | |
13 | Решение задач на встречное движение и движение в противоположном направлении | |
14 | Решение задач на движение вдогонку | |
15 | Решение задач на движение вдогонку | |
16 | Решение задач на движение по воде | |
17 | Решение задач на движение по воде | |
18 | Решение задач на совместную работу | |
19 | Решение задач на совместную работу | |
20 | Задачи, решаемые алгебраическим способом | |
21 | Задачи, решаемые алгебраическим способом | |
22 | Решение задач на нахождение дроби от числа | |
23 | Решение задач на нахождение дроби от числа | |
24 | Решение задач на нахождение числа по его дроби | |
25 | Решение задач на нахождение числа по его дроби | |
26 | Решение задач на проценты | |
27 | Решение задач на проценты | |
28 | Решение геометрических задач | |
29 | Решение геометрических задач | |
30 | Решение комбинаторных задач | |
31 | Решение комбинаторных задач | |
32 | Решение олимпиадных задач | |
33 | Решение олимпиадных задач | |
34 | Итоговое занятие |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература для учителя:
1.Математика: «Решение текстовых задач»: экспресс – репетитор для
подготовке к ЕГЭ/И.С.Слонимская, Л.И.Слонимский. – М.: АСТ:
Астрель; Владимир:ВКТ,2010. – 61с.
2. Факультативные занятия «Математика после уроков». 5 класс: / сост. Т.С.
Безлюдова -3-е изд. – Мозырь: Белый Ветер 2015-135с.
3. Математика. Внеурочные занятия. 5-6 классы. – М.: ИЛЕКСА,2015. – 128с
4. Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях. 5-8
классы/ авт.-сост. Ю.В. Щербакова, И.Ю.Гераськина. – 2-е изд.,доп.-
М.:Издательство «Глобус»,2010.-240с.
5. Захарова О.А. Практические задачи по математике.(Текст): 5-6 классы:
Учебное пособие / О.А. Захарова; под ред. Р.Г. Чураковой. – М.:
Академкнига/Учебник,2007. – 112с.
6. Математика: Теория вероятностей и дискретная математика: Элементы
теории, решение задач/ О.А.Баюк, Е.Г.Маркарян. – М.:СПб.:
«Просвещение»,2013.- 151с.
7. Фарков А.В. Школьные математические олимпиады. 5-11 классы. –
М.:ВАКО,2014. – 240с
8. Попова Л.П. Сборник практических задач по математике. 5 класс. – 2-е
изд, переаб. – М.:ВАКО,2015. – 64с.
9. Наглядная геометрия. 5-6 кл./ И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. –
10-е.,стереотип. – М.: Дрофа,2008. 189с.
10.Просветов Г.И. Текстовые задачи и методы их решения: Учебно-
практическое пособие. – М.: Издательство «Альфа-Пресс»,2010. – 48с
11. www.cathedral.ru
12. www. ru. Wikipedia.com/wiki/Храм_Артемиды_Эфесской.
13.www.etometro.by.ru/peterburg-map-l.htm.
Литература для учащихся:
1.«Кенгуру» Задачи, решения, итоги. СПб 2007,2008,2009г.
Б.Друзь «Математическая мозаика» Киев 1991г
2. А.И. Бородин «Число и мистика» Донецк 1975г.
3.Я. И. Перельман «Занимательная арифметика»
4.Три века Санкт-Петербурга. Энциклопедия. Осьмнадцатое столетие.
В 2-х книгах.-.: Изд. Центр»Академия», 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности. Кружок "Мы - юные математики"
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления составлена для учащихся 1- 4 классов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станда...
Внеурочная деятельность. Занятие кружка по математике в 6 классе по теме: «Необычные способы умножения»
В статье представлено занятие математического кружка в 6 классе, которое рассчитано на 4 часа. В содержании подобраны задания, которые знакомят учащихся с различными способами умножения натуральных чи...
Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный компьютерщик» 4 класс.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.В. Горячева «Программа по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для 2-4 классов, в соответств...
Образовательная программа внеурочной деятельности научного объединения «Юный эколог» 1 «А» класс( 2011-2012уч.год)
Программа «Юный эколог» представляет вариант программы внеурочной деятельности младших школьников. Предусмотренные программой занятия рассчитаны на 7 – 8 летних ребят и предназначены...
Программа внеурочной деятельности по информатике "Юный программист" 8 класс
Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, — одно из условий образовательной компетентности ученика. Веб-сайт — наиболее популярное и дос...
Программа внеурочной деятельности по биологии "Юный исследователь" для 5-6 классов
Внеурочная деятельность по биологии "Юный исследователь" для 5-6 классов...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по географии «Юные топографы» для 5 - 6 классов
Кадетство выбрано одним из направлений в патриотическом воспитании обучающихся нашей школы. Ученики принимают активное участие в различных мероприятиях, проводимых по военно-патриотическому восп...