ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «Современные средства визуализации учебного материала в обучении детей с ОВЗ»
опыты и эксперименты

Попова Наталья Викторовна

Российский национальный проект «Образование» включает в себя такие важные вопросы как применение инноваций и интерактивного оборудования в учебном процессе.  Новые информационно-коммуникационные средства обучения пришли на смену классическим символам школьной жизни. Применение информационных технологий на уроках направлено на совершенствование существующих технологий обучения, их использование расширяет стандартные методы обучения. Одним из современных средств визуализации учебного материала является интерактивная доска. Использование интерактивной доски  на  уроках позволяет педагогам плавно перейти от привычного ведения урока к современному уровню преподавания, а обучающимся успешно овладевать знаниями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_popovoy_n.v.doc198 КБ
PDF icon prilozhenie_1.pdf748.54 КБ
PDF icon prilozhenie_2.pdf464.48 КБ
PDF icon prilozhenie_3.pdf487.74 КБ
PDF icon prilozhenie_4.pdf539.42 КБ
PDF icon prilozhenie_5.pdf421.81 КБ
PDF icon prilozhenie_6.pdf1.93 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

  для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей,

Сахалинской области

«Школа-интернат «Радуга»

«Современные средства визуализации учебного

материала в обучении детей с ОВЗ»

Автор опыта:

Попова Наталья Викторовна,

учитель  

п.г.т.Смирных

2019г.

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ                    3

РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА            4

РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА          14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                                         17

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.   КОНСПЕКТ  УРОКА МАТЕМАТИКИ В  9 КЛАССЕ

 – ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО МЕСТАМ ЖИЗНИ РЫБ

ЛОСОСЕВЫХ ПОРОД  ПО ТЕМЕ:  «АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ С    

ЦЕЛЫМИ ЧИСЛАМИ»                                                                                                    19

 ПРИЛОЖЕНИЕ 2.   КОНСПЕКТ  УРОКА МАТЕМАТИКИ В  8 КЛАССЕ 

ПО ТЕМЕ: «УМНОЖЕНИЕ ЦЕЛЫХ ЧИСЕЛ И ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ

НА 10 И 100»                                                                                                                      23

           

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. КОНСПЕКТ  УРОКА МАТЕМАТИКИ В  8 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ: «УМНОЖЕНИЕ ЦЕЛЫХ ЧИСЕЛ»                                                              28

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ

УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ РОБИНЗОНА КРУЗО

ПО ТЕМЕ: «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ В ПРЕДЕЛАХ 1000  С

ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ РАЗРЯД»                                                                                       34                                                                                            

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОМЕТРИИ  В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

«ВЫЧИСЛЕНИЕ ПЕРИМЕТРА ТРЕУГОЛЬНИКА»                                                      42    

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В

ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА УРОКАХ  МАТЕМАТИКИ                     45

                                                                                                     

РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ 

1.1.Сведения об авторе опыта

ФИО

Место работы, должность

Преподаваемые предметы

Педагогический стаж

Специальность

по диплому

Попова

Наталья Викторовна

ГКОУ  для детей-сирот  и детей,

оставшихся без попечения родителей,

Сахалинской области

«Школа-интернат «Радуга»

учитель

 Математика,

начальные классы

16 лет

Учитель начальных классов со специализацией преподавание математики в 5-6 классах,

психолог,

учитель-дефектолог

1.2. Тема опыта.

 «Современные средства визуализации учебного материала в обучении детей с ОВЗ»

1.3.Условия возникновения, становления опыта.

Российский национальный проект «Образование» включает в себя такие важные вопросы как применение инноваций и интерактивного оборудования в учебном процессе. XXI век - век новых информационных технологий. С раннего возраста дети уже привыкают к удобствам технического прогресса и современным средствам получения информации. В течение последних лет, в период которых происходит бурное развитие информационных технологий, остаётся актуальным вопрос об изменение роли учителя в современной системе образования. Сегодня педагог-предметник уже не в состоянии игнорировать тот образовательный потенциал, которым обладают современные информационные технологии и соответствующая им программно-техническая платформа, переводящие образовательный процесс на качественно новый уровень. За счет использования накопленных методических знаний и дидактических материалов учителя способны значительно увеличить степень образовательного воздействия на уроках, повысить уровень мотивации школьников к изучению нового материала. Сегодня наблюдается возрастающий интерес учителей-предметников к использованию информационных технологий в обучении. 

Новые информационно-коммуникационные средства обучения пришли на смену классическим символам школьной жизни. Применение информационных технологий на уроках направлено на совершенствование существующих технологий обучения, их использование расширяет стандартные методы обучения.

Одним из современных средств визуализации учебного материала является интерактивная доска. Использование интерактивной доски  на  уроках позволяет педагогам плавно перейти от привычного ведения урока к современному уровню преподавания, а обучающимся успешно овладевать знаниями.

1.4. Актуальность опыта

Новый этап в образовательном процессе, современный уровень развития компьютерной техники и коммуникаций, информатизация общества обусловили активное внедрение в образовательный процесс информационных технологий, которые  дают ожидаемый наибольший эффект лишь в сочетании с передовыми педагогическими. Ключевым моментом  современного образования является совместная работа учителя и ученика (командная). Работа с интерактивной доской дает все необходимые инструменты, чтобы превратить любой обычный урок в эффективную командную работу. Интерактивная доска уже вошла в современное общество. Поэтому ученикам необходимо знать - что это и уметь обращаться с ней на должном уровне. Кроме того, интерактивная доска приносит в известные методы обучения специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией. Взаимодействие становится более наглядным и интересным, в результате более эффективным.

Использование информационных технологий в коррекционном образовательном учреждении помогает педагогам делать работу привлекательной для детей, наполнять ее новым содержанием, делать процесс обучения более эффективным и практически направленным. Осознание ребенком с ОВЗ того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры дает ему веру в свои силы.

 В процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья психологи рекомендуют развивать восприятие ребенка, которое связано с функционированием различных сенсорных систем: и визуальной, и аудиальной и особенно, кинестетической. Именно кинестетическая система связана с моторной памятью и помогает довести навыки ребенка до автоматизма, т.е. перевести на уровень подсознания.

Появление в арсенале учителя такого устройства, как интерактивная доска, гармоничное сочетание традиционных методик с применением интерактивного оборудования помогает решать многие проблемы в обучении детей с особыми потребностями.

Опыт  по  данной  теме  имеет  важное  значение для  совершенствования коррекционно-развивающей работы с обучающимися, имеющими отклонения в развитии, как в условиях  коррекционной школы, так и для обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе и адресован как начинающим учителям, так и опытным специалистам, а также учителям начальных классов, обучающих детей с ОВЗ.

РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

2.1. Теоретическое обоснование опыта

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. К таким детям относятся и дети,  имеющие умственную отсталость (олигофрению). Следует пояснить,  что умственно отсталые дети – это дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС. Прежде  всего, для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов (Н.Г Морозова), которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании.

Появление в арсенале учителя такого устройства, как интерактивная доска, гармоничное сочетание традиционных методик с применением интерактивного оборудования помогает решать многие проблемы в обучении детей с особыми потребностями.

Интерактивная доска - это сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую входит компьютер и проектор. Интерактивная доска является удобным инструментом в организации учебного процесса.[4]

Особенность некоторых интерактивных досок – тактильное управление, которое помогает реализовывать различные стили обучения. Доска реагирует на прикосновение пальцев как на нажатие компьютерной мыши.

Методические образовательные решения на основе технологии Smart Board позволяют опираться на естественные психофизиологические возможности ребенка, не только аудиальную и визуальную, но и тактильную систему. В отличие от других компьютерных средств это не сужает функциональные возможности кисти, не превращает ее в простое приспособление для удерживания управляющей точки (мышки), а предлагает много других способов контакта. Двигательная активность ребенка, его мышечная пластика могут быть развиты, а при необходимости - и скорректированы, с помощью особенностей интерактивных досок резистивного типа. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Учёными доказано положительное влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи, мышления, памяти, внимания, восприятия. Развивающая работа направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети.[1]

Итак, ИД - еще один инструмент, данный в продолжение коррекционной работы по развитию пальцевой моторики, тактильного восприятия; по преодолению моторной неловкости, неточности движений.

 Если освоение ребенком материала идет только в виде просмотра и прослушивания, то получается один результат и, соответственно, прогноз. Если же человек не пассивно поглощает поток информации, а динамично с ним взаимодействует, т.е. интерактивен, тактильно связан с этой культурной средой, то мы можем предположить иной результат, а значит, и иную перспективу.

В настоящее время накоплен опыт внедрения интерактивных систем в урочную и внеурочную деятельность, позволяющий выйти на уровень обобщения педагогических  приемов  целесообразного  использования  интерактивных досок (ИД) в образовательной деятельности. Причем, востребованность  методических материалов по этим вопросам очень высока и в настоящее время, несмотря на количественное накопление различных документов по данной теме в рамках педагогических  интернет-сообществ.

Заметим, что проблема обмена опытом в вопросах освоения интерактивных досок в образовательных учреждениях осложняется еще и тем, что рынок производителей этого оборудования широк и разнообразен. Причем, программное обеспечение имеет свои особенности, и, соответственно, несколько отличаются инструментальные возможности. [2]

 Важно отметить,  что в представленном материале  разработки уроков выполнены в программном обеспечении интерактивной доски Interwrite

Эффективнее тот процесс, который максимально динамичен и пластичен, отражает особенности индивида. Если темп и ритм жизни конкретного учащегося может быть сохранен и поддержан электронной техникой, интерактивной доской, то это можно считать благоприятным фактором.

Интерактивные технологии, которые представлены доской Interwrite, позволяют создавать разнообразные ситуации с использованием технологических возможностей программы.  Экран может закрываться шторкой,  менять цвет, скрывать и показывать объекты и прочее. Таких  возможностей много, вполне достаточно, чтобы ребенок увлекся работой на доске и чтобы у него возник свой мотив. Задания и игры с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся с ОВЗ могут быть разработаны каждым педагогом к своему предмету и собраны в своеобразный методический электронный банк, который будет пополняться по мере использования найденных приемов и получения при их использовании определенных эффектов.

Применение интерактивных досок и другого интерактивного оборудования сулит немалые выгоды, но требует смены методических подходов к преподаванию. Кроме того,

проведение урока с использованием информационных технологий требует от учителя наличие пользовательских умений и навыков, навыков владения компьютером и мультимедийными приложениями.

В интерактивном образовании качественное аппаратное обеспечение имеет важное, но не определяющее значение. Для продуктивного внедрения интерактивных досок в образование требуется хорошо построенная методология, поддержанная методическими материалами, качественным программным обеспечением, курсами повышения квалификации преподавателей. Применять компьютерные технологии может только учитель, обладающий достаточным уровнем методических знаний и умений.[5]

В процессе сопровождения оборудования фирмы-поставщики готовы познакомить учителей только с техническими основами использования своей продукции. За пределами их компетенции находятся общепедагогические, методические, дидактические возможности интерактивного оборудования. Поэтому учитель вынужден либо самостоятельно, методом поисков, проб и ошибок осваивать новое оборудование, либо работать с ним, практически не используя всех его многообразных возможностей, что резко снижает эффективность дорогостоящих и многофункциональных средств обучения. [3]

Для того, чтобы педагоги уверенно владели информационно-коммуникационными технологиями, грамотно и эффективно использовали компьютерное и проекционное оборудование, цифровые образовательные ресурсы, организована внутришкольная система методической поддержки учителей и воспитателей в области использования ИКТ. Основные направления ее деятельности:

  • проведение практических занятий и семинаров с группами педагогов по совершенствованию и приобретению новых компетенций в области ИКТ в соответствии с целевыми установками школы и потребностями учителей
  • оказание, на постоянной основе, индивидуальной методической и консультативной помощи педагогам по вопросам использования средств ИКТ в своей деятельности
  • распространение имеющегося и приобретенного опыта применения информационных технологий в образовательной деятельности
  • изучение рынка полезных web-сервисов и доступных, свободно распространяемых ЦОР и ПО, другой информации.

В рамках внутришкольной системы методической поддержки учителей и воспитателей в области использования ИКТ в школе организованы практические занятия и обучающие семинары. Цель данных мероприятий - формирование у педагогов компетенций и навыков организации образовательного процесса с использованием современного интерактивного оборудования. Для реализации цели определён круг задач:

  • познакомить педагогов с разнообразием интерактивного оборудования, применяемого в образовательном процессе;
  • изучить основные возможности интерактивной системы;
  • показать эффективность использования интерактивной доски в образовательном процессе;
  • продемонстрировать приемы использования электронных дидактических материалов, созданных с помощью программного обеспечения Interwrite , на различных типах и этапах уроков;
  • изучить основные возможности программного обеспечения Interwrite ;
  • продемонстрировать приемы создания электронных дидактических материалов с помощью программного обеспечения Interwrite ;
  • рассмотреть алгоритм подготовки к уроку с использованием интерактивной доски;

Процесс создания единой методической системы использования ИКТ находится в стадии непрерывного развития.

Показателем эффективности функционирования системы методической поддержки является готовность педагогов школы к участию в мероприятиях различного уровня, к передаче опыта работы коллегам.

Подготовка педагогов в системе повышения квалификации к использованию интерактивных средств обучения в школе очень важная и многогранная задача, требующая всестороннего изучения, квалифицированных человеческих ресурсов и поддержки со стороны педагогического сообщества.

2.2. Педагогическая идея опыта:

Использование инструментария интерактивной доски, мультимедийных пособий и интерактивных разработок в коррекционно-образовательном процессе с детьми  с ОВЗ позволяет повысить мотивацию обучающихся к преподаваемому предмету и расширить потенциальные возможности усвоения учебного материала.

Перед учителем стоит задача по формированию и развитию у учащихся с ОВЗ  положительной мотивации к учебной деятельности.

2.3. Технология опыта

Новизна представленного опыта заключается в использовании интерактивной доски, мультимедийных и интерактивных пособий в системе коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья на уроках математики.

Цель исследования – формирование положительной мотивации  и  расширение потенциальных возможностей усвоения учебного материала детей с ОВЗ через интеграцию педагогических и информационных технологий путём использования интерактивной доски на уроках математики. 

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

  • Планирование коррекционно-развивающей работы на уроке с учётом индивидуальных особенностей  обучающихся.
  • Создание условий для формирования положительной мотивации к предмету математика
  • Использование на уроках методов и приёмов, способствующих коррегированию  и развитию коммуникативных компетенций через использование интерактивной доски на уроках математики. 

Работа по реализации поставленных задач включала следующие этапы:

  • Изучение передового опыта российских педагогов применяющих  интерактивное оборудование при обучении детей с ОВЗ математике.
  • разработка интерактивных и мультимедийных материалов,  способствующих реализации поставленных задач
  • повышение познавательного интереса и учебной мотивации учащихся к математике через использование интерактивных и мультимедийных материалов.

Методы, формы, средства и виды деятельности, используемые в данном опыте, последовательность их применения и обоснование выбора.

Методы – информатизация процесса обучения; создание условий эффективного использования ИКТ  на разных этапах  занятия.

Формы – индивидуальная, парная и групповая работа учащихся на уроке, нетрадиционные уроки.

Средства – интерактивная доска Interwrite, интерактивные и мультимедийные пособия, литературные произведения,  аудио и видео материалы, компьютер, сеть Интернет, электронные наглядные пособия.

Виды деятельности – формирование универсальных умений, коммуникативных компетенций.

Теоретической базой опыта являются совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ, информатизация процесса обучения детей с ОВЗ.

Диапазон возможностей развития и обучения детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от способности обучаться на равных с нормально развивающимися сверстниками до необходимости построения специально адаптированной к возможностям ребенка индивидуальной программы образования. Такой диапазон присутствует в каждой категории детей, составляющих группу школьников с ОВЗ.

Современное образование требует отказа от устаревших методов обучения: время диктует новые условия. Сегодня инновационные технологии уже не роскошь, а необходимость. Одним из важнейших направлений преобразования школы является развитие в ней современной предметно-деятельностной среды, обусловливающей достижение планируемых результатов при освоении основных образовательных программ, что способствует переходу от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, формированию информационной и коммуникативной культур обучающихся.[7] 

Эффективность решения данной задачи напрямую зависит от материально-технического обеспечения образовательного процесса, так как техническое оснащение любого кабинета позволяет проводить уроки на более качественном уровне, обеспечивает комфортное обучение каждого ученика. В числе оборудования способного в корне изменить учебный процесс – электронные интерактивные доски. Эти устройства получили заслуженное признание педагогов всего мира. Все большую популярность интерактивные доски приобретают и в России.

Электронная интерактивная доска – это не просто панель, работающая в комплексе с компьютером и проектором. Это и активное обучение – способ организации учебного процесса, в котором используемые методы, формы и средства с  учетом индивидуальных особенностей обучающихся, стимулируют учебный процесс и  тем самым обеспечивают требуемый уровень мотивации.

Интерактивная доска…

– является заменителем проектора, поскольку на нее  можно проецировать любую презентацию;

– заменяет обычную доску (на ней можно писать);

– представляет собой сенсорный монитор для подключенного ПК (движения пером по доске равносильны движению мышью по экрану монитора);

- дает возможность учителю демонстрировать ЦОР, объяснять принципы и приемы работы с какой-либо программой;

– имеет собственное программное обеспечение, а также дополнительные возможности  относительно Power Point (работа с картами, функция перетаскивания, работа с электронным пером, работа с изображениями, наличие коллекции изображений, затемнение экрана). [6]

Перечисленные достоинства интерактивной доски позволяют отражать на уроке каждое действие и реакцию  участников образовательного процесса, делая все его элементы доступными для восприятия, осознания и обсуждения. Таким образом, интерактивная доска – это и  интерактив, и мультимедиа, и моделинг, и коммуникативность, и новый уровень производительности учительского и ученического труда.

В настоящее время существует достаточно большое количество электронных изданий, но следует отметить, что электронное издание не должно дублировать книгу, напротив, элктронное издание должно быть нацелено на задачи, которые полиграфическое издание не решает.

Одна из главных задач создателей электронных изданий для образования – максимальная эффективность нового продукта. Ясное понимание возможностей компьютера и интерактивной доски дает в руки аппарат для методического анализа и формирования требований к электронным изданиям. По существу, компьютер и интерактивная доска нам дают:

- Интерактив;

-Мультимедиа;

-Моделинг;

-Коммуникативность;

-Производительность.

ИНТЕРАКТИВ в переводе с английского означает всего лишь взаимодействие. Однако именно взаимодействие (путем согласия и борьбы) с окружающей природной и социальной средой есть основа разумного существования. Понятно, что в образовательном процессе роль интерактива трудно переоценить. Здесь  интерактивная доска представляет поистине революционные возможности.

МУЛЬТИМЕДИА - это представление объектов и процессов нетрадиционным текстовым описанием, но с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. во всех известных сегодня формах (multi- много, media – способы, средства).

Здесь мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное.

Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиасреда намного выше по плотности, чем традиционные способы передачи информации. Одна страница текста содержит около 2 Кбайта информации. Преподаватель произносит этот текст примерно в течении 1-2 минут. За эту же минуту полноэкранное видео приносит порядка 1,2 Гбайта информации. Вот почему “лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”. Известно (исследования института «Евролингвист», Голландия), что большинство людей запоминают 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%.

МОДЕЛИНГ в современных условиях понятие достаточно широкое. Прежде всего, это конечно, моделирование реальных объектов и процессов с целью их исследования.

КОММУНИКАТИВНОСТЬ – это возможность непосредственного общения, оперативность предоставления информации, контроль за состоянием процесса.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ в контексте использования компьютера и интерактивной доски означает автоматизацию нетворческих, рутинных операций, отнимающих у человека много сил и времени, т.е. речь в данном случае идет о производительности труда пользователя. Экономия времени и сил колоссальна, удобство и эргономичность работы порождают энтузиазм и прилив творческой энергии.

Если перечисленные возможности компьютера рассматривать с точки зрения образования, то это пять новых педагогических инструментов, которые через интеграцию действий с интерактивной доской позволяют организовать даже самоаттестацию, т.е. проверить свои знания без участия преподавателя. В истории образования такая возможность появилась впервые.[6]

На протяжении четырех лет использование интерактивной доски на уроках математики при обучении детей с ОВЗ показало, что интерес учащихся заметно увеличился. В связи с этим стала повышаться и учебная мотивация. Даже слабоуспевающие дети стремятся выйти к доске, и они не просто передвигают картинки, они полноценно решают пример, сравнивают числа, при этом безболезненно принимают помощь сильных учащихся или педагога в случае затруднения.

 Интерактивная доска привлекается как при групповой, так и при фронтальной работе на протяжении всего урока (но дозировано, в соответствии со здоровьесберегающими технологиями) или на каком-то его отдельном этапе.

Например, при повторении пройденного материала создаются разнообразные игровые ситуации с использованием технологических возможностей программы. От  самых простых до  достаточно сложных. Но они все отличаются важным качеством – могут быстро преобразовываться. Экран может закрываться и открываться с помощью шторки, менять цвет, прятать и показывать объекты. Исчезновение – важный элемент игры. Ничего подобного не позволяет обычная школьная доска.

Игровые возможности доски в еще большей степени важны при обучении детей с разными особенностями развития, поскольку у них,  доминирующую роль играют поиски возможностей самореализации. Только у детей с ОВЗ творческие возможности  из-за тех или иных дефектов здоровья проявляются как бы порциями, дети такие быстро устают, а у детей творческого склада, подвижных и активных процесс творчества идет интенсивно. Но и тем и другим важно осознавать и чувствовать, что их прикосновение к доске дает благоприятный результат – свидетельство их усилий. Освоив принцип работы с интерактивной доской, творческий ребенок этого уже не замечает, но он с энтузиазмом может решить много задач как творческого, так и логического плана. Ребенок, страдающий теми или иными отклонениями здоровья, такой эффект замечает и никогда не пренебрегает им. Он достигает результата и уже пользуется этим фактом, закрепляя данную успешную способность в своей деятельности. Даже такой маленький успех его радует, ребенок получает дополнительную эмоциональную поддержку.

На этапе  проверки знаний можно применять различные тренажеры устного счета, ребусы, математическое лото, которые обучающиеся легко могут создавать сами при выполнении краткосрочных проектов. При этом опрос становится увлекательным и динамичным, так как на интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции или опроса. Можно рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать обучающихся и побуждать их записывать идеи на доске.

При объяснении нового материала сочетаем проверенные методы и приемы работы с обычной доской с использованием набора интерактивных и мультимедийных возможностей. Интерактивная доска позволяет сполна реализовать принцип наглядности как по отношению к отдельному ученику, так и к целому коллективу учащихся, вовлеченному в процесс обучения. Так, например, отсканированную страницу тетради с печатной основой, различные виды разлиновки  используем как шаблон или фон доски, что особенно актуально, когда начинается усвоение правил единого графического режима, когда нужно, чтобы перед глазами у учеников был правильный образец. Показываем строку, клетку или другой объект на доске, которая видна одновременно всем ученикам. Следовательно, отпадает необходимость подходить к каждому обучающемуся и показывать место для работы. Кроме того, образец можно не только увидеть, но и «потрогать», обвести пальчиком, совместить с эталоном  и увидеть, совпало ли его написание с правильным.  Данный вид работы позволяет задействовать плюс к зрительному анализатору еще и кожно-мускульный. Использование неподвижных и подвижных иллюстраций, звуковых эффектов, заданий на тактильные ощущения активизирует различные органы чувств, участвующие в восприятии нового материала. А раз возбуждено несколько центров головного мозга, то возрастает и уровень познавательного интереса. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Урок проходит с высоким «коэффициентом полезного действия».

В процессе обучения успешно используются  готовые диски с уроками, создаются собственные презентации, которые делают  уроки яркими и иллюстративными. С помощью интерактивной доски  демонстрируются  презентации уроков, создаются модели, активно вовлекая учащихся в процесс освоения материала, улучшается темп и течение занятия. Доска позволяет  использовать широкий спектр ресурсов: презентационное ПО (программное обеспечение), текстовые редакторы, CD и DVD, Интернет, изображения, видео-файлы, звуковые файлы, ПО для интерактивной доски.

В коллекции самой доски большое количество математических объектов: многогранники, тела, координатные прямые и плоскость, окружность, треугольники и т.д. Чертежи получаются наглядными, аккуратными.

Тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции. Совместно с  учащимися все это делаем у доски перед всем классом, что привлекает всеобщее внимание. Работа с интерактивной доской позволяет также  проверить знания учащихся, вовлечь их в дискуссию, организовать работу в группах. Работа с интерактивными досками предусматривает творческое использование материалов. Файлы или страницы нужно подготавливать  заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии.

С помощью интерактивной доски можно всецело завладеть вниманием учеников на всех уроках и получить возможность общаться с классом, продолжая работать с материалом. Наглядные материалы в форме взаимосвязанных объектов и картинок, видеофрагменты, возможности выделения текста рамками любого цвета и формы обеспечивают всеобщее внимание. Первой реакцией учащихся на возможность работы в ходе занятий с электронной интерактивной доской был ярко выраженный энтузиазм - изменения от одного прикосновения выглядели очень эффектно. Сразу стало очевидным преимущество новой технологии перед устоявшейся практикой работы. Следующее преимущество интерактивной доски перед индивидуальной работой было связано с тем, что некоторые учащиеся не имели достаточной компьютерной грамотности, но освоить интерактивную доску для них не составило большого труда. Даже одного увиденного всем классом изображения достаточно, чтобы началась дискуссия. Интерактивные доски позволяют ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс, это гораздо более доходчивый способ преподавания.

Таким образом, преимущество использования интерактивной доски на уроках математики состоит: 
- в экономии учебного времени; 
- в наглядности и иллюстративности изучаемого материала; 
- в возможности многократного использования материала; 
- повышение интереса к предмету и, как следствие, повышение мотивации к учению.
          Несмотря на все преимущества интерактивной доски, будет справедливо отметить, необходимость сочетания ее применения на уроках с традиционными методами обучения. Учащиеся не должны утратить навыки работы с учебником, дополнительной литературой, наглядными пособиями. Учитель должен четко определить целесообразность и дозированность применения интерактивной доски, являющейся одним из инструментов педагогической деятельности и требующей соответствующего ему применения. И все же современному учителю необходимо научиться умело, использовать имеющийся на вооружении технический арсенал – революционный инновационный продукт технического прогресса, для эффективной организации учебного процесса.

Трудно описать все  достоинства ИД. Учебный процесс проходит достаточно легко, интересно и весело. Детям нравится работать на уроке, им интересно - это главное. Им нравится передвигать предметы и слова, строить геометрические фигуры, чертить схемы к задачам, писать маркерами, стирать с доски.

Помня слова К.Ф.Гаусса о том, что «математика – наука для глаз, а не для ушей» стараюсь применять, на своих уроках различные инструменты интерактивной доски.

Виды образовательной деятельности, которые применяются  при работе с  электронной интерактивной доской на уроках математики:
• работа с текстом и изображениями;
• создание  заметок с  помощью  маркеров;
• сохранение сделанных заметок для дальнейшего просмотра, сравнения или вывода на печать; 
• создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий;
• демонстрация   образовательных видеоклипов;
• использование  встроенного  в  программное обеспечение интерактивной доски презентационного инструментария для обогащения дидактического материала;
• демонстрация презентаций, созданных учителем.

Например:

На первом уроке геометрии в 5 классе необходимо наглядно показать учащимся, как оформлять работу, ведь они впервые будут писать, и чертить  на нелинованной бумаге. Здесь с помощью инструмента  «линейка» и функции «прямая линия» прочерчиваем прямую, меняем инструмент на «перо» и пишем число и тему урока. Лучшего наглядного способа, чем ИД здесь не придумаешь.

Эту страницу можно скопировать, для выполнения чертежей  когда закончится место, чтобы не тратить время на стирание.

Для изображения геометрической фигуры произвольных размеров на доске используем функцию «добавить фигуру», выбираем необходимую фигуру, например прямоугольник, вставляем её, растягивая до необходимых размеров.  С помощью «пера» обозначаем вершины фигуры.

Для того чтобы записи были ровными, также наглядно показываем, как и где нужно прочертить линии для подписи чертежа (добавить прямую и подписать фигуру). На следующих уроках уже можно не использовать «линейку», а просто добавлять прямую линию.

С помощью «линейки» можно строить фигуры с заданным размером.

Для построения и измерения углов  используем «транспортир».

Используя изображения «галереи» можно добавлять окружности с радиусом или диаметром и т.д.

При решении задач краткая запись готовится заранее, а ребята сами дополняют её вопросами, стрелками, фигурной скобкой.

Решение примеров у доски можно выполнять на листе в клетку – это и удобно и эстетично: ребята и тут соблюдают орфографический режим.

Часто возникает вопрос: как организовать индивидуальную работу для ребёнка с ОВЗ на ИД в условиях общеобразовательной школы? Рассмотрим несколько вариантов заданий для таких учащихся.

Во время самостоятельной работы, которую выполняет основная масса учащихся, ребёнку с ОВЗ предлагают выполнить задание на ИД, при необходимости оказывая ему помощь, а ребят, которые выполнили свою работу быстрее всех, проверить ученика, работающего у доски.

Например:

- при изучении нумерации многозначных чисел, ребёнок с ОВЗ получает задание на ИД записать числа в таблицу классов и разрядов, или наоборот выписать из таблицы только четырехзначные (либо другие) числа и т.п.

- распределить по группам числа (трехзначные, четырехзначные, пятизначные) и т.д.

-расставить числа в порядке возрастания, убывания (Приложение 6)

- при изучении дробей, распределить данные дроби по группам (обыкновенные, десятичные) (Приложение 6)

- распределить по группам числа (целые, обыкновенные дроби, десятичные дроби и т.п.)

- при изучении геометрических фигур: дай название фигуре, подпиши её стороны (Приложение 6)

Любое из заданий выполняющихся общей массой учащихся класса для детей с ОВЗ необходимо упростить до степени понимания их с учетом индивидуальных возможностей каждого такого ребенка.

Так же интерактивная доска является незаменимым помощником при подготовке и проведении нетрадиционных уроков, таких как урок-путешествие, урок – виртуальная экскурсия, урок с использованием видеоматериала  и т.п. (Приложение 1,2,3). На таких уроках широкий экран доски помогает демонстрировать карты, видеоролики и другую наглядность, которая раньше была на бумажном носителе, и довольно часто в рисованном варианте, либо вообще не было возможности ею воспользоваться (например, видеоматериал, взятый из сети Интернет)

Уроки геометрии интереснее, нагляднее и, естественно, понятнее, когда учитель демонстрирует фигуры, тела, различные чертежи, используя интерактивную доску и её программное обеспечение. Каждому, даже самому неактивному, безразличному к учёбе ребенку, непременно захочется выйти к доске и поработать на ней. Ребята вместо учителя могут из незамкнутой ломаной линии одним движением построить замкнутую и как это происходит им сразу понятно (Приложение 5).

Использование интерактивной доски на уроках математики предоставляет учителю новые возможности для оптимизации процесса обучения, создании содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся, способствует развитию их творческих способностей, что в свою очередь увеличивает интерес обучающихся к математике, повышает мотивацию к учению, формирует их учебно-познавательную, информационную и личностную компетенции. Учащиеся более внимательны, увлечены и заинтересованы, чем при работе на обычной доске. Наглядность интерактивных досок - это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся.

Повышению эффективности образовательного процесса способствуют не только привлекаемые наглядные ресурсы, видео- и аудиоматериалы, но и познавательные обучающие программы, позволяющие моделировать опыты и эксперименты, а также проводить тестирование с быстрым выводом на доску результатов.

Таким образом, интерактивная доска – это визуальный ресурс, создающий живую и увлекательную атмосферу урока, так как заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и интернет-ресурсам обеспечивают быструю смену дидактического материала и ускоряет процесс обучения.

Таким образом,  всегда имеется возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия. После урока  сохраняются файлы в школьной сети, чтобы ребята всегда имели доступ к ним. Файлы можно сохранить в изначальном виде или такими, как они были в конце занятия вместе с дополнениями. Для учителя это тоже очень важно, потому что он может обратиться к этому материалу и проанализировать успешность учеников.

РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Для оценки результативности  использования интерактивной доски на уроках математики использовался анализ контрольных  и самостоятельных работ учащихся, анкетирование, проведение открытых уроков.

Следует отметить, что оценивание результатов учащихся с ОВЗ существенно отличается от норм оценивания учащихся общеобразовательных школ. Вследствие ограниченных возможностей здоровья оценивание зависит строго от индивидуальных возможностей каждого ребенка. Но, несмотря на это, все равно прослеживается положительная динамика формирования знаний учащихся с ОВЗ на уроках математики.

Анализ контрольных работ учащихся (рис. 1) показал, что в среднем число учащихся выполнивших работы на 4 и 5 значительно увеличился.

А уровень обученности по системе Никонова (рис. 2) соответствует 3,8 баллам, что является приемлемым показателем при обучении детей с ОВЗ.

                   

(рис. 1)

(рис. 2)

Все учащиеся (вне зависимости от успеваемости) с появлением интерактивной доски начали проявлять активность на уроках. Ответы учеников перед электронной интерактивной доской позволяют учителю наладить с классом действенную обратную связь. Дети  утверждают, что образовательный процесс стал более веселым, интересным и увлекательным. Исследования показывают, что учащиеся лучше всего добиваются поставленных целей тогда, когда имеют возможность наблюдать, как это делает пользующийся в их среде уважением и симпатией человек... Благодаря электронной интерактивной доске, перед которой свои умения продемонстрировал признанный лидер класса, усвоение материала стало гораздо более желанным для всех остальных учеников. Кроме того, исследователи утверждают, что рассеянные ученики лучше всего воспринимают информацию, размещенную на телевизионном или компьютерном экране, и доска отвечает этим требованиям. Использование электронных интерактивных досок может сделать образовательный процесс более увлекательным, приносящим ученикам истинное удовольствие, и они начинают уделять учебе больше внимания. Интерактивная доска может обогатить любой урок и сконцентрировать учащихся на учебе. Эта технология помогает творчески привлекать внимание и активизировать воображение учеников.

Несомненные и уже по праву оцененные достоинства интерактивной доски позволяют интенсифицировать образовательный процесс, использовать методики, ориентированные на развитие интеллекта обучаемого, на самостоятельное извлечение и представление знаний, на продуцирование информации, что привлекает обучающихся к активному участию в занятиях.

Благодаря появлению в классе интерактивной доски меняются к лучшему даже проблемные ученики. Ребенок, который раньше тихо сидел за последней партой, вдруг становится активным, начинает мыслить неординарно. Ученик, который вечно срывал уроки, направляет свою энергию на работу с одноклассниками. А тот, кому просто тяжело учиться, находит новые возможности для самовыражения.

Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом. Ответы учеников перед электронной доской позволяют педагогу наладить с классом действенную обратную связь, что помогает ему глубже понять, как протекает учебный процесс, и добиваться успеха.

Важнейшей задачей учебного процесса является воспитание творчески активной личности. Опыт работы показал, что инновационные технологии в учебном процессе позволяют раскрыть и увлечь детей наукой и дать им хорошие знания.

Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать при наличии в классе интерактивной доски,  качество уроков заметно улучшилось, что повлияло на результаты. Итоги анкетирования детей   показывают, что образовательный процесс стал более  интересным и увлекательным, преподавание обрело новые темпы. Обучающиеся признают, что работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем просто с печатным материалом. Они считают, что мультимедийный подход помогает сосредоточиться и принимать активное участие в дискуссии. Школьникам нравится работать с инструментом, для управления которым достаточно нескольких прикосновений. Ребята сами порой напрашиваются на проверку знаний, чтобы лишний раз поработать с доской. Они сосредоточивают внимание учеников на решении задачи, вызывая энтузиазм и создавая дополнительную мотивацию для посещения уроков.

Нельзя утверждать, что благодаря использованию только интерактивной доски получены такие результаты. Но то, что применение этого оборудования способствует повышению уровня мотивации и творческой активности, – факт бесспорный.

Таким образом, интерактивная доска – одно из самых современных средств обучения в школе, позволяющее поднять его на качественно новый уровень.

Однако, важно понимать, что эффект от использования интерактивных технологий во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные возможности доски. Следует помнить, что доска – всего лишь инструмент, а эффективность учебного процесса во многом зависит от мастерства преподавателя и качества специализированного программного обеспечения.

Прежде всего, любое занятие должно иметь четкий план, структуру определенные цели. Интерактивная доска может стать хорошим помощником, но только в тех случаях, когда ей умеют должным образом пользоваться.

Надо отметить, что освоение новых технологий требует много труда и времени. Как показал опыт, нет ни одной программы, которая бы устраивала работающего учителя-практика хотя бы на 70%.

Важно понимать и то, что использование только интерактивной доски не решит всех наших проблем моментально. И совсем не обязательно работать с ней постоянно в течение всего урока. Иногда доска может пригодиться только в самом начале занятия или во время обсуждения учебного материала.

Применяя ИКТ, следует не забывать продумывать  и варианты работы по традиционным технологиям (мало ли что может произойти во время урока – отключат электроэнергию, выйдет из строя оборудование и т. п.).

В заключение заметим, что использование креативных возможностей интерактивной доски в процессе обучения позволяет доминантой образовательного процесса сделать особое отношение к опыту самого ребенка, его поискам. Он перестает на уроке присутствовать как чистый лист, который надо заполнить информацией. Он становится даже не кувшином, который надо по известной педагогической формуле заполнить. Он превращается в свободного человека, способного добывать знания самостоятельно.

Конечно, есть темы, при изучении которых эффективность интерактивной доски не так очевидна, но ее использование целесообразно даже в этом случае, так как позволяет использовать ее фрагментарно. Следует отметить, что время на предварительную подготовку учителя при использовании интерактивной доски на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, создаваемая совместно учителями и учениками. Это значительно облегчает подготовку к урокам в дальнейшем.
Также следует отметить, что использование интерактивной доски позволяет повысить внимание (заинтересованность)   учеников за счет новизны способа изложения материала.

Повышается интерес к математике в целом.

Современному учителю необходимо научиться умело использовать интерактивную доску, тогда наши ученики станут чуть талантливее, самостоятельнее, активнее, а главное творчески мыслящими, и тогда не учитель будет заполнять собой все пространство урока, а его ученики. Еще в 20-е годы руководитель школы имени Достоевского В.Н. Сорока-Росинский сформулировал весьма ценный принцип: «Поменьше учителя – побольше ученика».

Таким образом,  положительные возможности интерактивной доски налицо:

  1. Для работы не требуется специальных знаний и навыков. Спроецировав изображение на доску, пользователи управляют им легким касанием карандаша, делают соответствующие записи и исправления.
  2. Отдельные изображения, фрагменты текста можно выделить, что позволяет сфокусировать внимание учащихся именно на этом материале.
  3. Стопроцентная  наглядность, возможность иллюстрировать материал любого типа (текст, видео, мультимедиа, схемы и др.).
  4. Высокий уровень активности детей на уроке; отсутствие  страха отвечать  у доски.
  5. Интерактивная доска помогает учащимся  самоутвердиться, самореализоваться; побуждает к исследованию.
  6. Хороший темп урока  позволяет «уплотнять» изучаемый материал.

Список использованной литературы

  1. Интерактивные технологии для детей с ограниченными возможностями здоровья (методическая разработка). // Ярославцева Е.И. Сборник методических рекомендаций по работе со Smart-устройствами и программами. Умные уроки со Smart. – М.: POLYMEDIA, 2007.
  2. Интерактивные доски и их использование в учебном процессе // Горюнова М.А., Семенова Т.В., Солоневичева М.Н. – СПб: Издательство «БВХ-Петербург», 2010г.
  3. Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе, сборник метод. материалов, сост. Т.В.Лазыкина, СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий, 2007г.
  4. Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе. Часть II. Из практики использования интерактивных досок разных типов в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга: Сборник методических разра-боток / Сост. М.Н.Солоневичева. – СПб, РЦОКОиИТ, 2010
  5. Интерактивная доска на уроке: как оптимизировать образовательный процесс/ авт.-сост. О.Ф.Брыксина.-Волгоград: Учитель, 2011.-111с.
  6. Дубровина С.В. Современные информационные технологии в коррекционной педагогике. http://www.26313-543krasnogvar.edusite.ru/p23aa1.html 
  7. Крымова Л.Р. Интерактивная доска на уроках математики. Журнал «Математика в школе» №10, 2008.
  8. Е. А. Голодов, И. В. Гроцкая, В. Е. Бельченко, Интерактивная доска в школе, Учитель
  9. Брыксина О.Ф. Интерактивная доска на уроке: как оптимизировать образовательный процесс. Волгоград: Учитель, 2011.
  10. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. и др.        Новые педагогические и информационные технологии в системе образования        – М.: Издательский центр «Академия», 2000 Путь к не такой школе. – М.: Эврика, 2004 (библиотека культурно-образовательных инициатив).
  11. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии.– М.: Педагогическое общество России, 2000
  12. Босова Л.Л.        Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. - 2002. -  №1.
  13. С. В. Калитин        Интерактивная доска. Практика эффективного применения в школах, колледжах и вузах, Издательство: Солон-Пресс
  14. Воронкова О.В. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы- Ростов н/Д: Феникс, 2010.-314с.
  15. Калягин И., Михайлов Г. Новые информационные технологии и учебная техника // Высшее образование в России. - 1996. - №1.
  16. Чипышева Л.В. Интерактивная доска на уроках математики  
  17. Зубкова Л. А.        К вопросу об использовании интерактивной доски на урокахhttp://intech-pro.3dn.ru/publ/k_voprosu_ob_ispolzovanii_interaktivnoj_doski_na_urokakh/1-1-0-5     
  18. Башмакова И.А. «Использование интерактивной  доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/library/doklad-na-pedagogicheskom-sovete-ispolzovanie-interakt 
  19. Пашкова Е.И.        Еще раз об эффективном использовании интерактивных досок на уроке http://interaktiveboard.ru/publ/4-1-0-32 
  20. Пашкова Е.И.        Интерактивная доска InterWrite http://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=155&showentry=1524 
  21. Бикинеев Р.        Интерактивные доски http://interaktiveboard.ru/publ/4-1-0-36
  22. Абрамова Ю. С.Использование интерактивной доски Interwrite Board в учебном процессе в современной школе. http://aju.ucoz.ru/publ/ispolzovanie_interaktivnoj_doski_interwrite_board_v_uchebnom_processe_v_sovremennoj_shkole/1-1-0-5 
  23. Архипова И. В. Использование интерактивной доски Interwrite Board в учебном процессе http://area7.ru/metodic-material.php?8759 
  24. Пашкова Е.И.        Использование интерактивной доски на уроке в школе http://www.delight2000.com/succes.html?id_rub=390269&obj=rub
  25. Полуэктова С. В.        Использование интерактивной доски  на уроках математики http://www.gimnasiya.ru/view_html.php?vid=116&p=mptexp 
  26. Пашкова Е.И.        Использование функции Drag and Drop (Тащи и бросай) на ИД http://interaktiveboard.ru/publ/4-1-0-21 
  27. Пинчукова М.В.Учебный проект "Создание мультимедийных презентаций" http://interaktiveboard.ru/publ/4-1-0-37 

Попова Наталья Викторовна  «Современные средства визуализации учебного материала

 в обучении детей с ОВЗ»


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами школьных СМИ, при обучении на уроках и во внеурочной деятельности русскому языку и литературе"

Представленный опыт работы не содержит принципиальных педагогических открытий и изобретений. Он являет собой индивидуально осмысленные и практически осуществленные (осуществляемые) системы комму...

Хореография как средство эстетического воспитания и обучения детей

Статья раскрывает значение занятий хореографией для воспитания эстетической культуры детей....

Программа Межрегиональной НПК "Обобщение и распространение передового педагогического опыта:современные тенденции, цели, задачи, перспективы развития математического образования Республики Бурятия" 15-16 апреля2015 года

Данная программа регламентирует время, содержание мероприятий и место проведения НПК "Обобщение и распространение передового педагогического опыта:современные тенденции, цели, задачи, перспективы...

Программа Межрегиональной НПК "Обобщение и распространение передового педагогического опыта:современные тенденции, цели, задачи, и перспективы развития математического образования Республики Бурятия" 29 сентября-1 октября 2014 г

Данная программа регламентирует время, содержание мероприятий и место проведения НПК "Обобщение и распространение передового педагогического опыта:современные тенденции, цели, задачи и персп...

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации

Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....

«Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации»

Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....

«Создание благоприятных условий для успешной социокультурной реабилитации (абилитации) средствами оригами в процессе обучения детей с ОВЗ с ментальными нарушениями»

Социокультурная реабилитация заключается в том, чтобы выявить  виды деятельности интересные для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и организовать их максимально возможную реали...