Доклад «Использование здоровьесберегающих технологий с целью создания благоприятного микроклимата в детском коллективе и повышения стрессоустойчивости у детей с ограниченными возможностями здоровья"
статья по математике
Использование здоровьесберегающих технологий на уроке является необходимым в условиях современной действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики | 44.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат»
Доклад
«Использование здоровьесберегающих технологий с целью создания благоприятного микроклимата в детском коллективе и повышения стрессоустойчивости у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Выступление на МО учителей предметников 01.11.19г.
Учитель: Красюкова Е.Н.
В наши дни проблема здоровья школьников стала приоритетной, т.к. (по данным исследований психологов) более 60 % учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс, что приводит к ухудшению показателей психического и физического здоровья учащихся; снижается успеваемость, усиливается состояние тревожности. Поэтому ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.
Тема «Здоровьесбережение» затрагивает не только учеников, но и учителей. Как сделать процесс обучения комфортным для детей, так и для учителя? Как избежать стресса, утомления и снижения интереса во время урока? Как повысить мотивацию учеников к обучению? От учителя зависит благоприятный психологический климат на уроке. Так как в классе у каждого ученика свой темперамент, свой характер, педагог должен это учитывать. Входя в класс, необходимо интуитивно чувствовать ситуацию. Любой педагог – это, в первую очередь, человек-психолог, человек, который может повернуть ситуацию в нужном направлении. От этого во многом зависит проведение урока и психологическое состояние наших учеников.
Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходят в школьные годы и во многом от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Становление личности подростка происходит в общении с окружающими людьми. Перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. Повышение двигательной активности школьников зависит от организации учебного процесса с учетом динамической составляющей урока. На уроке необходима частая смена видов активности, включение игровой деятельности, стимулирование творческого отношения к теме урока, наличие соревновательных моментов. Все это повышает умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к обучению.
Какие же приемы должен использовать учитель на уроке, чтобы сохранить и укрепить здоровье учащихся:
-положительный эмоциональный настрой на урок (снимает страх, создает ситуацию успеха);
-пальчиковая гимнастика (снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке и скованность, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи);
-дыхательная гимнастика (помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей);
-физкультминутка, динамическая пауза (снимают напряжение общей моторики); -смена видов деятельности (разнообразие заданий: читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т.д., направленных на поддержание интереса и снятия повышенной утомляемости);
-игра, игровые моменты (форма деятельности школьников, через которую ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать);
-оптимальный темп ведения урока;
-подача материала наиболее доступным рациональным способом (предполагает воздействие на все каналы);
-нестандартное размещение ученических рабочих мест в классе;
-чередование горизонтальных (работа за столом) и вертикальных рабочих плоскостей;
- музыкальное сопровождение.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы: использование здоровьесберегающих технологий на уроке является необходимым в условиях современной действительности. Грамотное применение здоровьесберегающих технологий позитивно сказывается на микроклимате урока, способствует лучшему овладению материалом и повышению мотивации, снимает трудности и сводит к минимуму учебный стресс.
Формы реализации здоровьесберегающих технологий, используемые мной на уроках математики:
-занятия с чередованием высокой и низкой двигательной и умственной активности;
-физкультминутки;
-пальчиковая, оздоровительная, дыхательная гимнастика.
Более тысячи биологически активных точек известно в настоящее время на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши “горели”. Упражнение можно выполнять в такой последовательности:
1) потягивание за мочки сверху вниз;
2) потягивание ушной раковины вверх;
3) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.
При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.
При построении уроков использую в работе рекомендации, приемы, технологии, которые связаны со здоровьесберающей технологией:
1. Обстановка и гигиенические условия в комнате должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
2. Норма видов учебной деятельности на уровне 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность уроков утомляет ребенка. Частая же смена одной деятельности другой потребует дополнительных адаптационных усилий.
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.
4. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.
6. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.
7. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
8. В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.
9. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
10. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка.
11. Необходимо использовать следующие виды дидактических игр:
- игры – упражнения;
- игры – путешествия;
- сюжетная (ролевая) игра;
Игры – упражнения. Они занимают обычно 10 – 15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.
Игры – путешествия. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх – путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах.
Сюжетная (ролевая) игра отличается тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли.
Использование таких несложных приемов на каждом уроке приносит свои плоды.
На каждом уроке необходимо уделять внимание вопросам сохранения здоровья,
к примеру, напоминаю учащимся о правильной осанке и др.
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках окупается усилением работоспособности обучающихся, усилением мотивации на уроках, а, главное, укреплением здоровья учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы управления образования по созданию социально-психологических условий успешности обучения развития детей с ограниченными возможностями здоровья в целях предупреждения суицидальных случаев.
Система работы управления образования по созданию социально-психологических условий успешности обучения развития детей с ограниченными возможностями здоровья в целях предупреждения суицидальных ...
Статья в сборнике "Реабилитация- фактор повышения качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья"
"Включение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в пространство его развития"....
Доклад: "Совершенствование процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Из опыта работы по совершенствованию процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здор...
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Данный материал представлен из опыта работы в коррекционной школе на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе для детей с ограниченными возможностями з...
Обобщенный опыт работы "Повышение двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством обучения плаванию."
Обучать детей с ОВЗ необходимым навыкам, адаптируя их к социальной среде, проводить учебно-спортивные мероприятия, обуччать плаванию и общефизической подготовке основные задачи обьединения "Путь ...
СТАТЬЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКИХ ПАУЗ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПРОГРЕССИРОВАНИЯ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Ключевые слова: использование офтальмологических пауз (зрительная гимнастика) в условиях ДОУ для предотвращения прогрессирования нарушения зрения. Коррекция и развитие зрительного восприятия у детей с...
Инновационные технологии и повышение качества обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Статья на тему: "Инновационные технологии и повышение качества обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"...