Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"
рабочая программа по математике (7 класс)

Загурская Светлана Александровна

Содержание программу внеурочной деятельности связано с программой по предмету «математика», «обществознание» и «экономика». Занятия содержат  игры,  деловые игры,  практические задания и практический материал, используемый в повседневной жизни и способствующий повышению интереса к математике. Этот интерес следует поддерживать в продолжение всего учебного года, проводя соответствующую работу. Также этот курс является подготовительным к освоению решения экономической задачи (17 задание ЕГЭ)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_osnovy_finansovoy_gramotnosti.docx39.33 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Основы финансовой грамотности»

Класс: 7

Составитель программы: Загурская С.А.,

 учитель математики

МБОУ «СШ №10»

Город Нижневартовск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа разработана в соответствии с

  • Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования;
  • Стратегией развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в период с 2018 по 2025 год и на период до 2030.

С каждым годом все шире и шире вводятся новые технологии в различных областях производство, которые непосредственно связаны с математикой. Возрастает значение математики как науки, пользующейся спросом в научно-технических отраслях современного производства, экономике, бизнесе. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность учащихся не только углубляет и расширяет знания математического образования, но и способствует формированию универсальных (метапредметных) умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитию познавательных и творческих способностей и интересов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению математики. При организации внеурочной деятельности учащихся от учителя требуется тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов школьников, учёт их возрастных и психологических особенностей. Выбор темы внеурочной деятельности обучающихся для того или иного уровня обучения определяется, с одной стороны, объёмом математического материала, с другой стороны уровнем общеобразовательной подготовки учащихся, возможностью реализации межпредметных связей.

Данная программа внеурочной деятельности школьников учитывает следующие задачи развития образования в ХМАО-Югре:

  • активное использование информационно-коммуникационных технологий;
  • расширение использования современных образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися компетентностей при сохранении сроков обучения.

Составлена на основе:

- «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителей»/ Д.В.Григорьева, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011.-223 с.- (Стандарты второго поколения)

- «Основы финансовой грамотности» Учебное пособие/В.В.Чумаченко, А.П.Горяев. – М.: Просвещение, 2017г.

- «Основы финансовой грамотности» Рабочая тетрадь/В.В.Чумаченко, А.П.Горяев. – М.: Просвещение, 2017г.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Актуальность разработки и создание данной программы обусловлены тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы предмета «математика» и потребностями учащихся в дополнительном материале по математике и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания математики и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

Одна из основных задач образования ФГОС второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Программа внеурочной деятельности может быть использована для занятий обучающихся 57 классов.

Программа рассчитана на проведение практических занятий в объёме 35 часов. 1 занятие – 40 минут. Содержание программу внеурочной деятельности связано с программой по предмету «математика», «обществознание» и «экономика». Занятия содержат  игры,  деловые игры,  практические задания и практический материал, используемый в повседневной жизни и способствующий повышению интереса к математике. Этот интерес следует поддерживать в продолжение всего учебного года, проводя соответствующую работу. Также этот курс является подготовительным к освоению решения экономической задачи (17 задание ЕГЭ)

Таким образом, значимость содержания программы в общем образовании школьников повлияла на определение следующих целей:

- развитие личности ребёнка, его математических способностей, внимания, мышления, памяти, воображения; мотивации к дальнейшему изучению математики;

- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;

- понимание значимости математики для общественного прогресса;

- формирование у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного управления личными финансами;

- развитие эмоциональной сферы школьников в процессе обучающихся игр, математических соревнований, викторин и т.д.

Задачи курса:

  1. Формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе.
  2. Приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
  3. Подготовка обучающихся к итоговой аттестации.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные результаты:

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
  • первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, о её значимости для развития цивилизации;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач;
  •  осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметные результаты:

1) регулятивные

  • составлять план и последовательность действий;
  • определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
  • предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;
  • осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;
  • концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
  • адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
  •  адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

2) познавательные

  • устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
  • формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
  • выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
  • выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
  • интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
  • оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).

3) коммуникативные

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
  • взаимодействовать и находить общие способы работы, работать в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;
  • разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные результаты:

  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов и компьютера;
  • пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
  • применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
  • самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
  • понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
  • понимание и правильное использование экономических терминов;
  • освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
  • приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
  • развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
  • развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Виды деятельности

  1. Составление семейного бюджета.
  2. Ролевая игра.
  3. Решение банковских задач.
  4. Составление личного финансового плана.
  5. Тестирование.

6. Выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания.

Формы контроля

Оценивание достижений обучающихся во внеурочной деятельности должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках. Можно выделить следующие формы контроля:

- сообщения и доклады (мини);

- защита проектов;

- результаты математических викторин, конкурсов

- творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);

- различные упражнения в устной и письменной форме.

Также возможно проведение рефлексии самими учащимися.

Учащимся можно предложить оценить занятие в листе самоконтроля:

№ занятия

Определение уровня трудности задания

Настроение

Самооценка работы на занятии

легкое

среднее

трудное

Эффективность и результативность данной программы внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:

  • добровольность участия и желание проявить себя;
  • сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
  • сочетание инициатива детей с направляющей ролью учителя;
  • занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
  • эстетичность всех проводимых мероприятий;
  • чёткая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
  • наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в конкурсах, олимпиадах и проектах различного уровня;
  • широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
  • гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения математикой.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПО ТЕМАМ

Программа рассчитана на 35 часов.

Раздел 1. «Личное финансовое планирование»

Темы.

Планируемые результаты изучения по теме

  1. Человеческий капитал. Принятие решений.
  2. Домашняя бухгалтерия.
  3. Составление личного финансового плана.
  4. Математический язык и математическая модель.
  5. Задача на чтение и анализ несплошного текста

Обучающийся получит возможность понять:

  • Что такое человеческий капитал.
  • Как применить свой человеческий капитал.
  • Какие бывают решения.
  • Как принимать решения.
  • Как принимать решения, связанные с деньгами.
  • Как выбрать лучший вариант.
  • Каковы ваши активы и пассивы и как их лучше использовать.
  • Каковы ваши расходы и доходы, и откуда берутся доходы семьи и как оптимизировать расходы.
  • Как определить свои финансовые цели.
  • Как подобрать способы достижения своих финансовых целей.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Определять свои финансовые цели.
  • Решать задачи на умение составление математической модели в виде равенства и решать полученное уравнение для нахождения процента от числа и числа по заданному проценту.
  • Решать задачи на анализ текстовой, табличной информации, диаграмм.

Раздел 2. «Депозит»

Темы.

Планируемые результаты изучения по теме

  1. Накопления и инфляция.
  2. Что такое депозит и какова его природа?
  3. Условия депозита.
  4. Управление рисками по депозиту.
  5. Задачи на составление числовых выражений, и на умение находить процент от числа и числа по его проценту.

Обучающийся получить возможность понять:

  • Зачем копить деньги и что такое инфляция.
  • Как рассчитывается инфляция.
  • Что такое банк и что такое депозит.
  • Преимущества и недостатки депозита.
  • Условия депозита и каковы особенности депозита в России.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Решать задачи на нахождение процента от числа по теме «Депозит».
  • Решать задачи на нахождение процента от числа по теме «Депозит».
  • Решать задачи на умение работать с отношениями по теме «Депозит».
  • Решать задачи на умение сравнивать в процентном отношении по теме «Депозит».

Раздел 3. «Кредит»

Темы.

Планируемые результаты изучения по теме

  1. Что такое кредит.
  2. Основные характеристики кредита.
  3. Как выбрать наиболее выгодный кредит.
  4. Как уменьшить стоимость кредита.
  5. Типичные ошибки при использовании кредита.
  6. Задачи на нахождение процента от числа и числа по заданному проценту. Задачи на составление числовых и буквенных выражений.
  7. Задачи на умение вычислять процент снижения цены.

Обучающийся получить возможность понять:

  • Что такое банковский кредит и его основные характеристики.
  • В чем специфика автокредита.
  • Как выбрать наиболее выгодный кредит.
  • Как сравнивать кредитные предложения и как уменьшить стоимость кредита.
  • Типичные ошибки при использовании кредита.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Решать задачи на нахождение процента от числа и числа по заданному проценту по теме «Кредит».
  • Решать задачи на умение вычислят процент от снижения цены.


ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯПРОГРАММЫ

1. Авторские методики, разработки:

  • разработка тем программы;
  • описание отдельных занятий.

2.Учебно-иллюстративный материал:

  • слайды, презентации по темам;
  • иллюстративный и дидактический материал по темам.

3.Методические материалы:

  • методическая литература для учителя;
  • литература для обучающихся;

4.Материалы по результатам освоения программы:

  • перечень творческих достижений;
  • творческие проекты, математические газеты;
  • фотографии мероприятий.

5. Материально-техническое обеспечение:

  • видеокамера;
  • персональный компьютер;
  • мультимедийная установка, экран, Mimio-устройство.


ЛИТЕРАТУРА

  1. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителей»/ Д.В.Григорьева, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011.-223 с.- (Стандарты второго поколения)
  2. - «Основы финансовой грамотности» Учебное пособие/В.В.Чумаченко, А.П.Горяев. – М.: Просвещение, 2017г.
  3. - «Основы финансовой грамотности» Рабочая тетрадь/В.В.Чумаченко, А.П.Горяев. – М.: Просвещение, 2017г.
  1. Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности». В 3 т. Т. 2 для 5–9 классов / Составители: Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова, М.М. Шалашова. – Москва, 2019.

ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ

  1. Сайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru.
  2.  Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» — http://www.dostatok.ru.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс

(1 час в неделю, всего 35 часов за год)

Раздел

Наименование темы

Кол-во часов

Методы и формы работы.

Виды деятельности обучающихся.

1. Личное финансовое планирование

Человеческий капитал

1

Коллективная работа.

Учебный диалог.

Принятие решений

1

Коллективная работа.

Учебный диалог.

Домашняя бухгалтерия

2

Коллективная работа.

Групповая работа.

Индивидуальная работа.

Учебный диалог.

Практическая работа.

Составление личного финансового плана

2

Групповая работа.

Индивидуальная работа.

Учебный диалог.

Практическая работа

Математический язык и математическая модель.

3

Индивидуальная работа.

Практическая работа.

Задача на чтение и анализ несплошного текста

2

Коллективная и индивидуальная работа.

Исследовательская работа.

Практическая работа.

  1. Депозит

Накопления и инфляция

1

Коллективная работа.

Групповая работа.

Учебный диалог.

Практическая работа.

Что такое депозит и его природа

2

Работа в парах.

Учебный диалог.

Практическая работа.

Условия депозита

1

Работа в парах.

Практическая работа.

Управление рисками по депозиту.

1

Работа в парах.

Практическая работа.

Задачи на составление числовых выражений, и на умение находить процент от числа и числа по его проценту.

6

Групповая, парная, индивидуальная

Практическая работа.

3. Кредит.

Что такое кредит

1

Коллективная работа.

Учебный диалог.

Основные характеристики кредита

2

Работа в парах. Индивидуальная работа.

Практическая работа.

Как выбрать наиболее выгодный кредит

1

Коллективная работа.

Индивидуальная работа.

Учебный диалог.

Практическая работа.

Как уменьшить стоимость кредита.

1

Коллективная работа.

Учебный диалог.

Исследовательская работа.

Типичные ошибки при использовании кредита.

1

Групповая работа.

Учебный диалог.

Задачи на нахождение процента от числа и числа по заданному проценту. Задачи на составление числовых и буквенных выражений.

5

Коллективная работа.

Индивидуальная работа.

Практическая работа.

Задачи на умение вычислять процент снижения цены.

2

Коллективная работа.

Групповая работа.

Практическая работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 5 класс

Материал представляет собой рабочую программу внеурочной деятельности социального направления "Финансовая грамотность" для 5 класса....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансрвая грамотность"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность в экономике"

quot;Финансова грамотность в экономике" является прикладным курсом , реализующим интересы обучающихся 6 класса в сфере экономики семьи.Цель изучения курса: целостная социально-экономическая карт...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 9 класса

Рабочая программа  внеурочной деятельности  социального направления "Финансовая грамотность" может быть полезна педагогам, преподающим данный курс....

Рабочая программа. Внеурочная деятельность. Финансовая грамотность 2020-2021 учебный год

Рабочая программа. Внеурочная деятельность. Финансовая грамотность 2020-2021 учебный год...

Рабочая программа внеурочной деятельности Финансовая грамотность 10 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (общеинтеллектуальное направление) для 10 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности Финансовая грамотность 7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (общеинтеллектуальное направление) для 7 класса...