Из опыта работы по подготовке учащихся к ОГЭ по математике
статья по математике (9 класс)

Евдокимова Татьяна Николаевна

Из опыта работы по подготовке учащихся к ОГЭ по математике. Информация о методах подготовки учащихся к ОГЭ, разбор некоторых задач с рах

звернутым ответом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель Евдокимова Т.Н.

Из опыта работы по подготовке учащихся к ОГЭ по математике.

   Ведущей целью школьного математического образования является интеллектуальное развитие и формирование качеств мышления учащихся, необходимых для полноценной жизни в обществе. Каждый школьник в процессе обучения должен иметь возможность получить качественную подготовку к выпускным экзаменам, освоить тот объём знаний, умений и навыков, который необходим для успешной сдачи ОГЭ в 9 классе, дальнейшее обучение в 10-11 классах, сдачи ЕГЭ и дальнейшего обучения в вузе.

  И учащиеся, и их родители, и их учителя заинтересованы в получении лучших результатов. Поэтому каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные формы, методы и технологии обучения.

    Главное в подготовке учащихся к итоговой аттестации – это урок. Повысить эффективность уроков и интерес учащихся к ним позволяет применение информационно-коммуникационных технологий, дифференцированного, деятельностного подходов в обучении, работу в парах и группах.

    Подготовка к сдаче экзамена начинается с пятого класса. Основной задачей в 5-6 классах считаю формирование вычислительной культуры учащихся. Устный счёт на каждом уроке строю на основе упражнений ОГЭ. Кроме этого, систематически на уроках каждому раздаю КИМ ОГЭ в 8-9  классах .Прошу ребят найти в тесте те задания, с которыми они могут справиться уже сегодня, выслушиваю их предложения по решению, а затем вместе ищем рациональное решение; ряд проверочных работ даю по материалам итоговой аттестации.

   Пользоваться калькулятором не рекомендую, объясняя его вред. Показываю ребятам некоторые способы быстрого вычисления, нестандартные приёмы решения квадратных уравнений, процентные вычисления, функции и их графики, вероятность. Большое внимание уделяю обязательному заучиванию правил и формул, это одна из важнейших задач при подготовке учащихся к экзаменам. Для этого после изучения теоретических вопросов темы систематически провожу математические диктанты по основным формулам и простейшим примерам их применения.

    Знакомлю учащихся со структурой теста, временными рамками, нормами оценивания экзаменационной работы, условиями проведения экзамена и начинаю обучать «технике сдачи теста»:

- строгий самоконтроль времени;

- определение трудности заданий;

- применение приёма «прикидки» результата подстановкой;

- использование метода «пристального взгляда».

     Подготовка к ОГЭ требует индивидуального, личностно ориентированного подхода. С целью определения учебных возможностей учащиеся провожу наблюдения, диагностику.

   Во-первых, изучаю индивидуальные особенности учащихся.

    Если не учитывать индивидуальные особенности детей, мы видим, что у сильных детей теряется интерес к учению, они превращаются в посредственных учеников. Это не касается слабых ребят, задания среднего уровня кажутся им непосильными, у них появляется ощущения неполноценности, боязнь высказывать свои суждениях в ответах. Из-за этого такие ученики в конце концов отказываются от какой-либо мыслительной деятельности, используют обходные пути – механическое заучивание, ожидание подсказок, списывание.

  Пытаясь преодолеть все эти негативные явления, я организую дифференциацию внутри класса. Провожу исследование знаний путём бесед, входящих контрольных работ, математических диктантов, проверкой таблицы умножения, наблюдений за выполнением различных упражнений учебника, определённой системы вопросов и заданий, рассчитанной на выявление не только знаний и навыков, но и мыслительных возможностей учащихся.

Во-вторых, классифицирую учащихся по типологическим группам

Учитывая уровень знаний, в классе определяю три типологические группы. В первую группу отношу учащихся, знающих программный материал. Они на уроках активны, хорошо владеют приёмами учебного труда, решают почти любые задачи и примеры. На уроках у детей идёт расширение знаний, формирование умения решить задачи повышенной сложности, развитие устойчивого интереса к предмету, развитие умения самостоятельно работать с учебной литературой, доведение учащихся до более высокого уровня усвоения знаний и способов деятельности.

  Ко второй группе относятся ребята, имеющие положительные отношения к учению, но слабо владеют приёмами учебного труда. У них есть желание хорошо учиться, однако – многое не получается из-за минимального уровня знаний и умений. Моя задача – ликвидация пробелов, актуализация знаний для успешного изучения материала, увеличение темпа работы, формирование навыков учебного труда, умение работать с книгой, самостоятельно работать над задачей.

   К третьей группе относятся ребята, имеющие слабые знания по материалу, и не владеющие приёмами учебного труда. В данном случае необходимо ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, пробудить интерес к предмету путём использования игровых элементов.

   Планируя урок важно продумать, как ученики разно уровневых групп будут подведены к восприятию нового материала, как будет активизировано их внимание, какие с этой целью будут заданы вопросы, предложены задачи, какие наглядные пособия нужно привлечь.

   Главная задача учителя не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению творчеству. Ведь интерес - это инструмент, побуждающий учеников к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности. Интерес к предмету вырабатывается тогда, когда учащимся понятно то, о чем говорит преподаватель, когда интересы по содержанию задачи и упражнения, которые побуждают ученика к творчеству, способствуют проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом, учат делать выводы и обобщения, видеть перспективу применения полученных знаний на уроке, развивают их индивидуальные особенности.

  Без достаточно развитой самостоятельности нет полноценных умений, а без развитых умений никакая самостоятельность не принесет большой пользы. И чем выше у учащихся уровень их самостоятельности, тем эффективнее будет протекать их учебная самостоятельная деятельность.

 На уроках большое внимание уделяю работе с учебником. Работу с учебником я провожу почти на каждом уроке. Сначала это трудно. Дети не могут выделить главное, уловить смысл прочитанного. Но если работу с учебником проводить систематически, то появляется результат – ребята особенно сильные, внимательно читают и быстро находят ответы на вопросы.

 Для развития интереса к учению я предлагаю учащимся разноуровневые домашние задания, задания на выбор, задания творческого характера, например, придумать примеры своему соседу. В своей работе я использую следующие формы контроля знаний учащихся: самостоятельные и контрольные работы, математические диктанты, тесты; провожу уроки-зачеты, уроки-семинары, уроки-консультации.

      Зачёты провожу  после каждого раздела. Во время зачёта мне помогают ученики – консультанты – учащиеся первой группы. У них зачёт принимаю сама, а затем они помогают принимать зачёт ребят второй и третьей группы. Такая форма проведения позволяет учащимся «раскрыться», сравнивать и оценить свои знания и знания одноклассников. Немаловажную роль я отвожу на своих уроках работе по тестам.

    Одним из немаловажных факторов качественной подготовки к ОГЭ, на мой взгляд, является также работа кабинета математики, где мною оформлен информационный стенд, отражающий общую информацию, связанную с итоговой аттестацией. Имеются материалы ОГЭ по математике: демонстрационный вариант КИМ, инструкция по выполнению работы, инструкция по заполнению бланков, спецификация экзаменационной работы по математике, методические и психолого-педагогические рекомендации подготовки к сдаче ОГЭ, график индивидуальных занятий по подготовке к ОГЭ, список литературы и адреса сайтов. В кабинете математики собраны образцы демоверсий экзаменационных работ, диагностические работы за предшествующие годы, литература для подготовки к ОГЭ (ГИА).

Также провожу домашние контрольные работы, «запускаю» в класс несколько вариантов тестов, с которыми учащиеся работают в течение недели или двух, затем провожу консультацию, на которой они разбиваются на группы с одним вариантом тестов, после работы в группах отвечаю на их вопросы. На доску выносим задания, вызвавшие затруднения у большинства учащихся.

Конечно, за последние годы научилась использовать урочное время для подготовки к экзамену, но этого недостаточно, поэтому в 9 классе систематически провожу факультативную  и дополнительную работу по предмету.

   Учащиеся по желанию делятся на две группы: те, кто работает с обязательной частью теста, и те, кто работает со второй частью, иногда приходится выделять и третью группу – детей Индивидуальные консультации по запросу учащихся провожу ежедневно на большой перемене, данные консультации проводятся только по первой части КИМ.

        Неотъемлемым элементом подготовки к ОГЭ является обучение заполнению бланков, некоторые диагностические контрольные работы провожу на бланках ОГЭ.

Родителей учащихся знакомлю с процедурой подготовки и проведения экзаменов, с результатами их детей в решении тестов. Убеждаю интенсивно использовать домашний компьютер для успешной подготовки к итоговой аттестации.

Только совместная кропотливая работа учителя и учащихся при поддержке родителей может привести к успеху.

Заинтересовать и увлечь ребят математикой, чтобы каждый ученик поверил в свои силы и смог благополучно и хорошо сдать экзамены – вот это наша первостепенная задача на предстоящий учебный год.

Приведу примеры решения заданий из ОГЭ 2020

 25 задача. Разбор решения с правилами

Условие: Дан остроугольный треугольник АВС и окружность, которая касается его стороны АС и продолжения сторон ВА и ВС в точках Е, D и F соответственно. Докажите, что

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1912454/pub_5dca99af042363115e30556a_5dca9b1634bb04739962e128/scale_1200

Решение:

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1861837/pub_5dca99af042363115e30556a_5dca9a2513aa6c3a6247ee76/scale_1200

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1586206/pub_5dca99af042363115e30556a_5dca9a3aa6ab130593cfa9fb/scale_1200

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1585195/pub_5dca99af042363115e30556a_5dca9a4fc3cd3c2757f65837/scale_1200

Теперь рассмотрим треугольник FCE. Он тоже равнобедренный (CE=CF – касательные).

Следовательно, углы CEF и CFE равны.

Угол ВСА внешний к треугольнику FCE, значит

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1716911/pub_5dca99af042363115e30556a_5dca9a6a042363115e305575/scale_1200

А так как углы CEF и CFE равны, то

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1811900/pub_5dca99af042363115e30556a_5dca9a83469b8d2c58ff22d2/scale_1200

отсюда:

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1861837/pub_5dca99af042363115e30556a_5dca9aa3452197271c9bb893/scale_1200

Из суммы углов в треугольнике АВС произведем замену в числителе:

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1917356/pub_5dca99af042363115e30556a_5dca9ac72fb64b4381e2b636/scale_1200

Разделим почленно числитель на знаменатель:

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1567436/pub_5dca99af042363115e30556a_5dca9ae4e482af743b169a5b/scale_1200

Что и требовалось доказать.

Задание 26 № 353565 

Углы при одном из оснований трапеции равны 85° и 5°, а отрезки, соединяющие середины противоположных сторон трапеции, равны 11 и 1. Найдите основания трапеции.

Решение.

https://oge.sdamgia.ru/get_file?id=16564&png=1

Продлим стороны https://oge.sdamgia.ru/formula/b8/b86fc6b051f63d73de262d4c34e3a0a9p.png  и  https://oge.sdamgia.ru/formula/41/4170acd6af571e8d0d59fdad999cc605p.png   до пересечения в точке K.   В треугольнике AKD  сумма углов KAD  и KDA  равна 90°, следовательно, величина  https://oge.sdamgia.ru/formula/55/55d77d61fa9ad6c8a52fae7b7fc38a6bp.png Значит, треугольник  AKD — прямоугольный. Рассмотрим треугольник  AKD , он прямоугольный, следовательно, центр описанной окружности — середина гипотенузы, то есть точка  F. Значит,   https://oge.sdamgia.ru/formula/fa/fa806cdd20afcefc7333982c84b28307p.pngРассмотрим треугольники  AKF и  GKO,  угол AKF   — общий, углы KGO   и  KAF  равны как соответственные углы при параллельных прямых, следовательно, эти треугольники подобны по двум углам, коэффициент подобия равен         https://oge.sdamgia.ru/formula/fa/fa34173d59e945830680e395be8f818ap.png             

   Аналогично, подобны треугольники FKD и OKF,  их коэффициент подобия равен  https://oge.sdamgia.ru/formula/fa/fa34173d59e945830680e395be8f818ap.png             

 Покажем, что отрезки   GO и  OH   равны:  https://oge.sdamgia.ru/formula/80/80c55d543cdf44c23cd3044b7a0a1471p.png

 Рассмотрим треугольник  GKH, он прямоугольный, аналогично треугольнику AKF  точка O  — центр описанной окружности треугольника  GKH. откуда  https://oge.sdamgia.ru/formula/29/29faafadab5bd172dac88c3e71c74c3fp.png

 Аналогично, в треугольнике   BKC —   https://oge.sdamgia.ru/formula/81/81638c2636ae8f80ea3ffedf7554a042p.png

Получаем: https://oge.sdamgia.ru/formula/6a/6a6bb72d5ad4d4729cbdf6660d345b74p.png      откуда  https://oge.sdamgia.ru/formula/85/85edaae7851f9f4ca802d3b88921ffa3p.png

 Значит,  https://oge.sdamgia.ru/formula/25/25effb9180af0e7d674b84136c1ad708p.png

Отрезок GH  — средняя линия трапеции, следовательно,  https://oge.sdamgia.ru/formula/3d/3de150f2866c13e8bd0635ea2f2bfeb9p.png

  откуда  https://oge.sdamgia.ru/formula/e2/e244bdb762f970fdb772410b0101a555p.png

 Ответ: 10; 12.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы при подготовке учащихся к ЕГЭ по математике "Решение заданий С6"

В работе представлены  образцы решения типовых заданий С6 из сборников, предлагаемых учащимся для самостоятельной подготовки к ЕГЭ по математике, и необходимый теоретический материал....

Обобщение опыта работы по подготовке учащихся к ГИА по математике

Семинар "Обобщение опыта работы по подготовке учащихся к ГИА"....

Обобщение опыта работы «Система подготовки учащихся к итоговой аттестации по математике в рамках внедрения ФГОС ОО»

В результате модернизации системы образования и введения ОГЭ и ЕГЭ, выявилась явная необходимость в специальной дополнительной подготовке учащихся к экзаменам в режиме тестирования. Безусловно, ее сле...

Выступление на тему: «Из опыта работы по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике»

В докладе отражен опыт работы учителя математики Аксютченко Ж.В. по подготовке к итоговой аттестации....

Из опыта работы по подготовке учащихся к ОГЭ по математике. 9 класс

из опыта работы по подготовке к ОГЭ  учащихся по математике 9 класс....

Из опыта работы по подготовке учащихся к ОГЭ по математике.

В статье речь идет об эффективном методе укрепления межпредметных связей. Даны методические рекомендации по проведению нестандартных интегрированных уроков....

Мастер-класс «Из опыта работы по подготовке учащихся к диагностическим работам по математике»

При подготовке учащихсяучителю необходимо:Øформировать у учащихся навыки самоконтроля;Øформировать умения проверять ответ на правдоподобие;Øсистематически отрабатывать вычислительные навыки;Øучить про...