УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
картотека по математике

Арнаутова Ольга Юрьевна

   УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

    УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 Задания на коррекцию и развитие внимания

    В данный раздел включены содержательно- логические задания, направленные на коррекцию и развитие различных характеристик внимания: его объёма, устойчивости, умений переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.

Это могут быть задания на отыскание ходов в обычных лабиринтах, например:

1. Прочерти путь из пункта А в пункт Д, пройдя через пункты В и С.

Опыт работы учащихся по отысканию путей в лабиринтах уже достаточно большой, и дети без особого труда справляются с такими заданиями.

Большой интерес для совершенствования навыков устных вычислений и развития внимания представляют числовые лабиринты.

Степень трудности таких лабиринтов достаточно велика, так как в них имеется разветвленная сеть дорожек, продвигаясь по которым, необходимо выполнить определённые задания вычислительного характера, например:

2. Пройди путь от вершины пирамиды к её основанию, переходя из клетки в одну из двух, расположенных под ней, и набери по дороге сумму 35.

Это задание выполняется методом проб, учащиеся используют простой карандаш.

Этот же лабиринт может быть использован через определённое время с несколько изменённым заданием: «Набрать по пути суммы 45; 55».

С целью дальнейшего совершенствования и отработки устойчивости внимания, увеличения его объёма и развития воображения учащиеся выполняют задания на пересчёт предметов, изображённых неоднократно пересекающимися контурами, что затрудняет его выполнение и поэтому требует ещё большей сосредоточенности. Например,

3. Сколько звеньев в каждой цепочке? Сосчитай и напиши их число в соответствующих квадратах.

4. Сколько двоек на рисунке?

При выполнении таких заданий очень важно, чтобы учащиеся поняли, что необходимо каким-то знаком отмечать уже сосчитанный предмет или цифру: это может быть крестик, галочка, точка и т.д.

После выполнения такие задания обязательно проверяю и помогаю увидеть и исправить допущенные ошибки.

На уроках присутствуют и комбинированные лабиринты, которые представляют собой объединение числового лабиринта и задания на пересчёт предметов, изображенных пересекающимися контурами, например:

5. Помоги рабочему пройти по числовому лабиринту справа налево так, чтобы по дороге набрать сумму 60. После этого пересчитай, сколько молотков ему прислали с завода. Сравни два полученных числа. Запиши, какое из них больше и на сколько.

Выполнение заданий такого вида требует, несомненно, сосредоточенности и на более продолжительное время.

Большое внимание уделяю проведению различных дидактических игр с целевой установкой на внимание, например:

Умножить или разделить?

Проведение этой игры преследует две важные цели: совершенствовать умение переключать и правильно распределять внимание на разные цвета, числа и арифметические действия и закреплять знания по программному материалу, в данном случае – по таблице умножения и соответствующим случаям деления. Игра может проводится с разными числами.

Допустим, мы выбрали число 9, умножение и деление на которое закрепляем. У меня в руках картонный круг, который с одной стороны голубого цвета, а с другой – розового. На обеих сторонах круга написано число 4. Поясняю, что, когда я показываю круг голубой стороной и называю некоторое число, например 6, учащиеся должны его умножить на 9, если же я показываю круг розовой стороной, то названное мною число дети должны разделить на 9. Круг показывается достаточно быстро, то одной, то другой стороной, а иногда два – три раза подряд одной и той же стороной. Дети записывают ответы в тетради. Примеры могут быть такими: 9х9; 81:9; 9х5; 9х4; 72:9; и т.д.

По окончании провожу проверку правильности выполнения игры, выясняю не только уровень усвоения учащимися табличных случаев умножения девяти и деления на 9, но и уровень развития внимания. Игру можно проводить на любом этапе урока, используя различные модификации.

Задания на коррекцию и развитие памяти

    В среднем звене продолжается работа по коррекции и развитию зрительной, слуховой,  наглядно-образной и словесно-логической памяти учащихся. С этой целью использую различные дидактические игры. Число включённых в игру «Запомни изученные слова»  математических терминов и слов увеличивается, примерно, до 12 – 14, а их состав  пополняется новыми для учащихся терминами: тысяча, трёхзначное,  миллион,  разряд, класс,  километр и др.

В игру «Цепочка слов» включаю уже не менее восьми троек слов, объединённых в эти тройки по смыслу и охватывающих новый материал.

Так, для воспроизведения учениками предлагаю такие тройки слов: «внетабличное умножение чисел», «деление с остатком», «единицы, десятки, сотни», «остаток меньше делителя», «порядок выполнения действий» и др.

Примерно один раз в месяц провожу зрительные диктанты. Их содержание обогащаю изученным математическим материалом. Иногда их содержание может быть, например, таким, как показано на рисунках (показываю в течение одной минуты одновременно все фигуры, изображённые на рисунке, а затем прошу учащихся воспроизвести их в тетради по памяти).

Задания на развитие и коррекцию мышления.

    Как уже говорилось выше, развитию мышления учащихся с интеллектуальной недостаточностью уделяю особое внимание, и в старшем звене включаю систему содержательно-логических заданий, направленных на развитие и коррекцию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, проведение обобщения и классификации, решение логических задач.

Так, умение сравнивать отрабатываю при проведении сравнения двух чисел, примеров, задач, уравнений, двух фигур, а затем и группы чисел, группы примеров, группы задач и т.д. Это задания вида:

1. Напиши два числа: сто и тысяча. Сравни эти числа.

Чем похожи числа? Чем отличаются числа?

2. Вычисли значения выражений: 280 : 4=     240 : 4=

Подчеркни подмеченные различия.

3. Найди сумму длин сторон заданных квадратов. Покажи сумму длин сторон каждого квадрата с помощью отрезка. Скажи, чем задания и их решения похожи.

4. Реши задачи. Отметь сходство и различие в задачах и их решениях. Сделай вывод.

Витя сделал из дерева лодку длиной 36 см, а Миша – в 4 раза короче. Какой длины лодка у Миши?

• Гале 18 лет, а сестра моложе её в 3 раза. Сколько лет сестре?

• Масса тыквы 14 кг, а арбуза в 2 раза меньше. Какова масса арбуза?

5. Раздели числа на две группы: 15, 24, 25, 28, 30, 32, 35, 36, 40.

При выполнении данного задания обращаю внимание учащихся на то, что признак разделения заданных чисел на группы не задан и им предстоит определить его самим. Числа могут быть разделены на две группы по разным признакам: в одну группу записать чётные числа, в другую – нечётные;

 в одну группу записать двузначные числа, оканчивающиеся цифрой 5 и нулём, т.е. числа, которые делятся на 5, в другую – числа, которые не делятся на 5. При этом необходимо следить за тем, чтобы все числа были  распределены по группам и не случилось так, что одно и то же число попало в обе группы.

6. Вставь недостающую фигуру.

Ω

Δ

Δ

Ω

Δ

7. Четыре девочки из детского сада Аня, Варя, Галя, Даша играли с мячами.

Подпиши, каким из мячей играла каждая девочка, если мяч Вари не самый маленький но меньше, чем у Ани и Даши, а мяч у Ани не меньше, чем мяч у Даши.

8. В саду распустилось 15 астр и 17 георгинов. Девочка сорвала 16 цветов из них. Ответь на вопросы, подчеркнув нужное слово «Да» или «Нет»:

• Был ли среди них хотя бы один георгин?

• Была ли среди них хотя бы одна астра?

Несколько усложняю задачи комбинаторного характера за счёт увеличения количества предметов, из которых образуются соединения, например:

9. Используя только цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, напиши четыре двузначных числа, чтобы они в сумме составили число 100. Найди несколько способов, и т.д.

 

«Интеллектуальные минутки», развивающие внимание, память, мышление:

1. Что находится в середине тыквы?

Если откусить половину яблока, то останется…

Как называется круглый хлеб?

Назовите 15-ю букву алфавита.

Какой месяц будет после января?

На чём мы сидим?

Назови числа, стоящие перед 90; 40; 33.

2. Сколько крыльев у мухи?

Дом для машины?

Карандаш для классной доски?

Назови 5 видов головных уборов.

Наряд для ёлки?

3. Что забивают в хоккейные ворота?

Какого цвета вода?

Посчитай тройками до 30.

Любимая еда гусеницы?

18 – это 9 и …;       25 – это 10 и …;           40 - это 25 и …

Спортивная обувь?

Дорога, покрытая асфальтом?

4. Идут, идут, а с места не сдвинутся.

Твёрдая вода?

Бывают молочными и коренными?

Назови 5 дней, не указывая число и день недели.

Дополните до 100 числа: 40, 60, 55, 82.

Семицветный мост?

Многодневный фильм?

Приведённые задания способствуют, с одной стороны, коррекции и развитию познавательной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью, а, с другой, помогают глубже и прочнее овладевать программными знаниями, способствуют расширению их математического кругозора, что создаёт условия для успешного продолжения математического образования в старшей школе.

Задания на развитие речи

1. Прочитайте слова, соблюдая ударения: километр, миллиметр, сложить, наименование, т.п.

2. Прочитайте: прибавить к числу 95, вычесть из числа 89, к числу 139 прибавить 234, прибавить к 95, вычесть из 89, к 132 прибавить 234 и т.п.

Словарная работа на уроках математики сводится к пониманию и умению объяснять значение математических терминов, усвоению их правильного написания и формированию умений составлять содержательное связное высказывание.

1. Упражнения на объяснение значений математических терминов:

• Объясните значение слов и выражений: уменьшаемое, вычитаемое, разрядные слагаемые, т.д. (термины берутся из программы соответствующего года обучения).

• Прочитайте выражения: 18 х 4=      345 + 3=       600 – 500=

2. Упражнения на правильное написание терминов:

• Запишите слова, вставив пропущенные буквы: нум…рация, выч…таемое, ед…ница, кил…грамм, т.д.

• Исправьте ошибку в записи слов: дилить, еденица, т.д.

3. Упражнения на составление правильных связных высказываний:

• Прочитайте предложения, вставив пропущенные слова: От …слагаемых … не изменится. Сумма углов … равна 180 ْ.

• Используя данные слова и выражения, составьте известное вам правило: слагаемое, сумма, найти, вычесть, неизвестное, слагаемое, другое, чтобы, надо, из.

Упражнения этого вида направлены на усвоение правильной и точной формулировки правил и определений.

Формирование культуры математической речи сводится к устранению грамматических и математических ошибок, таких речевых недостатков, как неточность и бедность речи, употребление лишних слов, неправильный порядок слов в предложениях и т.п.

1. Упражнения на устранение грамматических и математических ошибок:

• Устраните математические ошибки в тексте: «Чтобы найти неизвестное число в выражении х + 2 = 35,  надо к 35 прибавить 2».

2. Упражнения на устранение речевых недостатков подбираются в основном такие же, как на уроках чтения, только используется математический материал. Их можно выполнять как на уроках математики, так и на уроках русского языка, что усилит межпредметные связи.

 В частности, полезны такие упражнения:

Пример 295 + 12 = 307 Саша прочитал так: «К двести девяносто пять прибавим двенадцать и получим триста семь». Правильно ли прочитал Саша?

Развитие связной математической речи осуществляется в соответствии с требованиями методики развития связной речи на уроках чтения.

1. Составьте текст, используя набор карточек со словами:

• чтобы, многозначное, двузначное, на, число, умножить, сначала, на, единицы, умножить, надо, потом, и, на, полученные, десятки, сложить, результаты, его.

  • 1 день – 15 ящиков

          2 день – на 35 ящиков больше

2. Прочитайте данные предложения в таком порядке, чтобы получилось связное объяснение: «Значит, 48:4=12. Это число 12. Разделить 48 на 4, значит найти число, которое при умножении на 4 даёт 48».

3. Закончите предложение: «Чтобы многозначное число умножить на двузначное, надо…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщённый опыт работы по теме: Активизация познавательной деятельности учащихся 5–9 классов на уроках математики и во внеурочное время через применение интерактивных форм обучения

Обобщённый опыт работы по теме: Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 тклассов на уроках математики и во внеурочное время через применение интерактивных форм обучения....

Коррекция познавательной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта

Говоря о структуре урока нельзя не обратить внимание на то, что она всецело зависит от логики учебно-познавательной деятельности, которая в свою очередь определяется доминирующей триединой дидактическ...

Активизация познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта на этапе устного счета

“Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения,убивает в учении охоту к овладению знаниями. Вместе с тем, учение требует и черновой работы и волевого усилия”К. Д. ...

Доклад по теме "Использование коррекционно-развивающих заданий, способствующих активизации познавательной деятельности и развитию внимания учащихся с нарушением интеллекта, на уроках математики".

Введение в учебный процесс регулярных развивающих упражнений, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизируют начальное образование. Такие систематические упражнения созда...

Реферат на тему "Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта в процессе обучения"

В реферате раскрыты особенности игровой деятельности у учащихся с нарушениями интеллекта, дано психолого-педагогическое обоснование использования дидактических игр для активизации познавательной деяте...

«Активизация познавательной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта на уроках математики»

В данной работе рассмотрены: -  признаки высокой и низкой заинтересованности и активности обучающихся в процессе изучении учебного материала; - причины низкой активности обучающихся на ...